«Технология «Дети - волонтёры»» как средство эффективной социализации дошкольников»
статья (подготовительная группа)
Опыт работы:
«Технология «Дети - волонтёры»»
как средство эффективной социализации дошкольников»
Воспитатель Шумакова Ирина Александровна
(Коркинский муниципальный район)
СЛАЙД 1.
Здравствуйте, уважаемые коллеги и жюри!
Меня зовут Ирина Александровна Шумакова. Я работаю в детском саду № 30 Коркинского муниципального района.
Я осознанно выбрала свою профессию. Вот уже более 30 лет я занимаюсь своим любимым делом. И сейчас я приглашаю вас познакомиться с моей работой.
СЛАЙД 2.
Восточная мудрость гласит, что воспитатель как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Но самое главное, чем этот сосуд будет наполнен. Миссия воспитателя – заполнить этот сосуд добром, милосердием, творчеством, обогатить опытом дружбы, взаимопомощи, сотрудничества - всем тем, что поможет ребенку в будущем.
СЛАЙД 3.
На протяжении всей своей педагогической деятельности я особое внимание уделяла воспитанию человечности, доброты и отзывчивости, стремилась посеять в детских душах доброе зерно.
Поэтому тема сострадания и взаимопомощи отнюдь не новая для меня.
Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию. Уверена, что именно эта способность является важной частью эмоционального и социального интеллекта.
СЛАЙД 4.
Современное государство ставит перед нами задачу воспитания социально-ответственной личности.
Требуется изменение форм и обновление содержания образования.
Воспитание гражданина, способного сопереживать, сочувствовать и содействовать, обязательно должно начинаться с дошкольной ступени.
СЛАЙД 5.
Таким обновлением для меня в условиях дошкольного образования стала педагогическая технология «Дети – волонтёры». Социальная акция – это хороший способ помочь ребёнку получить опыт сопричастности и научиться творить добро.
Дошкольное детство – это период особой социально - эмоциональной чувствительности. Современному ребёнку хочется помогать и быть созидателем, быстро видеть результаты собственной социальной активности, которые могут стать семейным событием.
Современный ребёнок ищет самореализацию уже в дошкольном детстве: хочет чувствовать себя нужным и счастливым. Ему интересно расширение круга общения и взаимодействие.
СЛАЙД 6.
В моей работе мне очень помогли идеи авторов, рассматривающих позитивную социализацию дошкольников достаточно широко и вариативно:
1. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Гришаева Н.П.
2. Жизненные навыки для дошкольников программа-технология позитивной социализации дошкольников в системе ДОО. Кривцова С.В.
3. «Социальные акции и волонтёрское движение в детском саду» методическое пособие под редакцией Деркунской В.А.
СЛАЙД 7.
Внедрение технологии «Дети волонтеры» проходило в 3 этапа. Этапы представлены на экране.
На подготовительном этапе для меня было важно выявить уровень информированности о социальных акциях у родителей воспитанников.
СЛАЙД 8.
Анкетирование помогло выявить родителей с активной гражданской позицией, готовых откликнуться по первому зову и стать участниками социальной акции вместе с ребенком. Большинство взрослых знают о волонтёрском движении и социальных акциях, но им незнакомы способы участия.
Абсолютно все 100% (25 человек) видят в волонтерском движении глубокий смысл. И самый важный вопрос: «хотели бы вы стать участником социальной акции»? Ответ порадовал: 68% (17 человек) из 25 опрошенных родителей дали положительный ответ.
СЛАЙД 9.
Потребность детей в сочувствии и содействии в разных жизненных ситуациях выявлена тематическими ситуационными картинками, к которым имеется три ситуации-продолжения:
− одна отражает безразличие;
− вторая – сопереживание/сочувствие;
− третья – содействие.
Диагностический материал использовала в игровой форме в самостоятельной деятельности детей, при которой, рассматривая ситуационные картинки, ребенок подключает воображение, наделяя героев рисунка человеческими качествами.
Результаты начальной диагностики отражают сформированность (65%) такого эмоционального компонента как чувство сопереживания/сочувствия. Содействие (23%) находится в стадии активного формирования.
СЛАЙД 10.
II этап - организационный, то есть непосредственно создание отряда.
На этом этапе ребята активно обсуждали название отряда, выбрали эмблему, придумали девиз и разработали правила.
Также было решено завести рабочую тетрадь, где в доступной форме дети учились особенностям проявления эмоциональной отзывчивости в деятельности и в общении.
СЛАЙД 11.
III этап – практический. На этом этапе мы включились в социальные акции.
В наших акциях можно выделить 7 условных направлений.
СЛАЙД 12.
«Играем вместе». Дети старших групп вместе с малышами играют в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, подвижные; проводят фольклорные праздники и развлечения.
СЛАЙД 13.
«Умеешь сам - научи другого». Дети – волонтёры помогают малышам овладеть умениями и навыками, которым научились сами.
СЛАЙД 14.
«Поможем малышам». Старшие дети помогают младшим осваивать навыки самообслуживания (мыть руки, одеваться на прогулку и т.д.)
СЛАЙД 15.
«Красота своими руками». В это доброе дело входит облагораживание окружающего пространства: посадка рассады цветов, зелени, уход за растениями на участке, сбор семян.
СЛАЙД 16.
«Дарим приятные сюрпризы». Волонтёры выступают в качестве героев-персонажей на праздниках у малышей, дарят им книжки, сделанные своими руками, подарки к праздникам.
СЛАЙД 17.
«Участие в акциях». Дети участвуют в различных акциях, как детского сада, так и общегородских: «Помоги птицам зимой», «Добрые крышечки», «Бессмертный полк» и др.
СЛАЙД 18.
«Трудовой десант». Это помощь в наведении порядка на участке детского сада и в игровых уголках группы, ремонт книг, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
СЛАЙД 19.
После мероприятий использовала технологию «Рефлексивный круг» для снятия эмоционального напряжения.
Это стало нашим ежедневным ритуалом. Мне было важно знать:
- что чувствуют дети и о чём думают.
- что им запомнилось?
- хотели бы снова пойти туда и почему?
«Рефлексивный круг» - это технология, позволяющая не только снять напряжение, но и самое главное - стимулировать мыслительную деятельность и речевую активность детей. «Круг» помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих и развивает самостоятельность суждений.
СЛАЙД 20.
В подготовительной группе мы решили расширить сферу деятельности и начали активно сотрудничать с ребятами из центра помощи детям «Радуга». К сожалению, не все запланированные акции удалось осуществить, Пандемия внесла свои коррективы в наш план. Но мы, с помощью родителей, продолжили работу нашего отряда в дистанционном режиме.
СЛАЙД 21.
За время участия в акциях мною были созданы памятки, буклеты и консультации для родителей воспитанников, разработаны конспекты бесед и картотека «Добрые игры» – для педагогов. Я делилась опытом работы «Как организовать волонтёрское движение в ДОУ» на Педагогическом совете нашего дошкольного учреждения и распространяла опыт на Районном методическом объединении, а ребята нашего отряда взаимодействовали с воспитанниками из других групп, устраивая мастер-классы.
В группе оформлен уголок волонтёра, где расположен календарь с фотографиями мероприятий. Также было решено вести виртуальный дневник волонтёрского отряда.
Этот опыт представлен на моей страничке нс – портал, на сайте нашего дошкольного учреждения ведётся новостная лента.
В результате этой деятельности ещё 2 группы нашего дошкольного учреждения присоединились к волонтёрскому движению. Было организовано сетевое взаимодействие с волонтёрским центром нашего города «Ты не один» и с волонтёрским отрядом КГСТ.
СЛАЙД 22.
Результаты, полученные при повторной диагностике, показали:
1. Ситуационные картинки-разрешения с изображением безразличного отношения к ситуации выбрали 0 % (0 воспитанников).
2. Ситуационные картинки-разрешения с изображением сопереживания/сочувствия выбрали 12 % (3 воспитанника).
3. Ситуационные картинки-разрешения с изображением содействия выбрали 88 % (22 воспитанника).
Данные диагностики свидетельствуют о высоком показателе сформированности эмпатийных чувств у детей старшего дошкольного возраста, которые изменяются в положительную сторону в течение года.
СЛАЙД 23.
Я считаю, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольников. Участие детей в социальных акциях – это интересное, увлекательное, результативное и эмоционально позитивное занятие, которое позволяет пережить ребенку свою значимость и нужность.
Волонтёрское движение – гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
СЛАЙД 24.
Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 34.79 КБ |
opyt_raboty-szhatyy_1.pdf | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы:
«Технология «Дети - волонтёры»»
как средство эффективной социализации дошкольников»
Воспитатель Шумакова Ирина Александровна
(Коркинский муниципальный район)
СЛАЙД 1.
Здравствуйте, уважаемые коллеги и жюри!
Меня зовут Ирина Александровна Шумакова. Я работаю в детском саду № 30 Коркинского муниципального района.
Я осознанно выбрала свою профессию. Вот уже более 30 лет я занимаюсь своим любимым делом. И сейчас я приглашаю вас познакомиться с моей работой.
СЛАЙД 2.
Восточная мудрость гласит, что воспитатель как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Но самое главное, чем этот сосуд будет наполнен. Миссия воспитателя – заполнить этот сосуд добром, милосердием, творчеством, обогатить опытом дружбы, взаимопомощи, сотрудничества - всем тем, что поможет ребенку в будущем.
СЛАЙД 3.
На протяжении всей своей педагогической деятельности я особое внимание уделяла воспитанию человечности, доброты и отзывчивости, стремилась посеять в детских душах доброе зерно.
Поэтому тема сострадания и взаимопомощи отнюдь не новая для меня.
Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию. Уверена, что именно эта способность является важной частью эмоционального и социального интеллекта.
СЛАЙД 4.
Современное государство ставит перед нами задачу воспитания социально-ответственной личности.
Требуется изменение форм и обновление содержания образования.
Воспитание гражданина, способного сопереживать, сочувствовать и содействовать, обязательно должно начинаться с дошкольной ступени.
СЛАЙД 5.
Таким обновлением для меня в условиях дошкольного образования стала педагогическая технология «Дети – волонтёры». Социальная акция – это хороший способ помочь ребёнку получить опыт сопричастности и научиться творить добро.
Дошкольное детство – это период особой социально - эмоциональной чувствительности. Современному ребёнку хочется помогать и быть созидателем, быстро видеть результаты собственной социальной активности, которые могут стать семейным событием.
Современный ребёнок ищет самореализацию уже в дошкольном детстве: хочет чувствовать себя нужным и счастливым. Ему интересно расширение круга общения и взаимодействие.
СЛАЙД 6.
В моей работе мне очень помогли идеи авторов, рассматривающих позитивную социализацию дошкольников достаточно широко и вариативно:
1. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Гришаева Н.П.
2. Жизненные навыки для дошкольников программа-технология позитивной социализации дошкольников в системе ДОО. Кривцова С.В.
3. «Социальные акции и волонтёрское движение в детском саду» методическое пособие под редакцией Деркунской В.А.
СЛАЙД 7.
Внедрение технологии «Дети волонтеры» проходило в 3 этапа. Этапы представлены на экране.
На подготовительном этапе для меня было важно выявить уровень информированности о социальных акциях у родителей воспитанников.
СЛАЙД 8.
Анкетирование помогло выявить родителей с активной гражданской позицией, готовых откликнуться по первому зову и стать участниками социальной акции вместе с ребенком. Большинство взрослых знают о волонтёрском движении и социальных акциях, но им незнакомы способы участия.
Абсолютно все 100% (25 человек) видят в волонтерском движении глубокий смысл. И самый важный вопрос: «хотели бы вы стать участником социальной акции»? Ответ порадовал: 68% (17 человек) из 25 опрошенных родителей дали положительный ответ.
СЛАЙД 9.
Потребность детей в сочувствии и содействии в разных жизненных ситуациях выявлена тематическими ситуационными картинками, к которым имеется три ситуации-продолжения:
− одна отражает безразличие;
− вторая – сопереживание/сочувствие;
− третья – содействие.
Диагностический материал использовала в игровой форме в самостоятельной деятельности детей, при которой, рассматривая ситуационные картинки, ребенок подключает воображение, наделяя героев рисунка человеческими качествами.
Результаты начальной диагностики отражают сформированность (65%) такого эмоционального компонента как чувство сопереживания/сочувствия. Содействие (23%) находится в стадии активного формирования.
СЛАЙД 10.
II этап - организационный, то есть непосредственно создание отряда.
На этом этапе ребята активно обсуждали название отряда, выбрали эмблему, придумали девиз и разработали правила.
Также было решено завести рабочую тетрадь, где в доступной форме дети учились особенностям проявления эмоциональной отзывчивости в деятельности и в общении.
СЛАЙД 11.
III этап – практический. На этом этапе мы включились в социальные акции.
В наших акциях можно выделить 7 условных направлений.
СЛАЙД 12.
«Играем вместе». Дети старших групп вместе с малышами играют в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, подвижные; проводят фольклорные праздники и развлечения.
СЛАЙД 13.
«Умеешь сам - научи другого». Дети – волонтёры помогают малышам овладеть умениями и навыками, которым научились сами.
СЛАЙД 14.
«Поможем малышам». Старшие дети помогают младшим осваивать навыки самообслуживания (мыть руки, одеваться на прогулку и т.д.)
СЛАЙД 15.
«Красота своими руками». В это доброе дело входит облагораживание окружающего пространства: посадка рассады цветов, зелени, уход за растениями на участке, сбор семян.
СЛАЙД 16.
«Дарим приятные сюрпризы». Волонтёры выступают в качестве героев-персонажей на праздниках у малышей, дарят им книжки, сделанные своими руками, подарки к праздникам.
СЛАЙД 17.
«Участие в акциях». Дети участвуют в различных акциях, как детского сада, так и общегородских: «Помоги птицам зимой», «Добрые крышечки», «Бессмертный полк» и др.
СЛАЙД 18.
«Трудовой десант». Это помощь в наведении порядка на участке детского сада и в игровых уголках группы, ремонт книг, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
СЛАЙД 19.
После мероприятий использовала технологию «Рефлексивный круг» для снятия эмоционального напряжения.
Это стало нашим ежедневным ритуалом. Мне было важно знать:
- что чувствуют дети и о чём думают.
- что им запомнилось?
- хотели бы снова пойти туда и почему?
«Рефлексивный круг» - это технология, позволяющая не только снять напряжение, но и самое главное - стимулировать мыслительную деятельность и речевую активность детей. «Круг» помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих и развивает самостоятельность суждений.
СЛАЙД 20.
В подготовительной группе мы решили расширить сферу деятельности и начали активно сотрудничать с ребятами из центра помощи детям «Радуга». К сожалению, не все запланированные акции удалось осуществить, Пандемия внесла свои коррективы в наш план. Но мы, с помощью родителей, продолжили работу нашего отряда в дистанционном режиме.
СЛАЙД 21.
За время участия в акциях мною были созданы памятки, буклеты и консультации для родителей воспитанников, разработаны конспекты бесед и картотека «Добрые игры» – для педагогов. Я делилась опытом работы «Как организовать волонтёрское движение в ДОУ» на Педагогическом совете нашего дошкольного учреждения и распространяла опыт на Районном методическом объединении, а ребята нашего отряда взаимодействовали с воспитанниками из других групп, устраивая мастер-классы.
В группе оформлен уголок волонтёра, где расположен календарь с фотографиями мероприятий. Также было решено вести виртуальный дневник волонтёрского отряда.
Этот опыт представлен на моей страничке нс – портал, на сайте нашего дошкольного учреждения ведётся новостная лента.
В результате этой деятельности ещё 2 группы нашего дошкольного учреждения присоединились к волонтёрскому движению. Было организовано сетевое взаимодействие с волонтёрским центром нашего города «Ты не один» и с волонтёрским отрядом КГСТ.
СЛАЙД 22.
Результаты, полученные при повторной диагностике, показали:
1. Ситуационные картинки-разрешения с изображением безразличного отношения к ситуации выбрали 0 % (0 воспитанников).
2. Ситуационные картинки-разрешения с изображением сопереживания/сочувствия выбрали 12 % (3 воспитанника).
3. Ситуационные картинки-разрешения с изображением содействия выбрали 88 % (22 воспитанника).
Данные диагностики свидетельствуют о высоком показателе сформированности эмпатийных чувств у детей старшего дошкольного возраста, которые изменяются в положительную сторону в течение года.
СЛАЙД 23.
Я считаю, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольников. Участие детей в социальных акциях – это интересное, увлекательное, результативное и эмоционально позитивное занятие, которое позволяет пережить ребенку свою значимость и нужность.
Волонтёрское движение – гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
СЛАЙД 24.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология "Дети - волонтеры" как средство эффективной социализации дошкольников
Технология «Дети – волонтеры» как средствоэффективной социализации детей – дошкольников...
Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.
Данная статья посвящена вопросу технологии «Дети – волонтеры».. В статье рассматривается вопрос о роли организации волонтёрского движения в ДОУ. Статья раскрывает со...
Консультация «Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников»
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные детиживут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по...
Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников в разновозрастных группах ДОО.
Дети - волонтеры...
Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников
Наблюдая за дошкольниками, в ходе образовательной и самостоятельной деятельности, мы обратили внимание на такие негативные качества как: отчуждённость, замкнутость, вспыльчивость, агрессивность. ...
Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников в разновозрастных группах ДОО.
Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориент...
Статья на тему: "Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников"
Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Сегодняшние дошкольники живут и развиваются в совершенно новых соци...