Проект в подготовительной группе "Делу время- потехе час", 2021 г.
проект (подготовительная группа)
Данный проект научил будущих школьников при помощи игр, интересных заданий и экспериментов ориентироваться во времени. Итоговым мероприятием проекта было создание мини-музея часов своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delu_vremya_a_potehe-chas_proekt_kochnova_t.a._mbou_stolbovskaya_sosh.docx | 70.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрации городского округа Чехов
Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Столбовская средняя общеобразовательная школа
🖂142350, г.о. Чехов, р.п. Столбовая, ул. Школьная, д.1
E-mail stolbovaya@uo-chehov.ru 🕿 (8496)726 – 94 - 90, (8496)726 - 94 - 94
«Делу время, а потехе - час»
(проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста)
Количество участников 18 человек –
дети подготовительной к школе группы 6- 7 лет.
Вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный – 2 недели
Срок реализации:
с 15. 02.2021 по 26.02.2021 г.г.
Исполнители:
воспитатели, воспитанники, родители
Автор:
воспитатель первой категории
Кочнова Т.А
Чехов, 2021
Паспорт проекта
Направленность проекта | Формирование представлений о времени, измерение его при помощи специальных приборов. |
Название проекта | «Делу время, а потехе - час» |
Вид проекта | познавательно - творческий |
Возрастная группа | подготовительная к школе группа |
Автор проекта | воспитатель Кочнова Т.А. |
Количество участников | педагоги, воспитанники и родители (18 человек) |
Продолжительность проекта | краткосрочный – 2 недели |
Сроки реализации | с 15.02.2021 по 26.02.2021 |
Основная идея. Актуальность. Постановка проблемы | С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. |
Цель проекта | Развивать у детей чувство времени- умение определять и чувствовать определённые отрезки времени, научиться пользоваться часами |
Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) | - формировать у детей познавательный интерес к познанию времени; - формировать чувство времени, знание временных эталонов: определять длительность временного интер-вала, знать меру времени на часах; - формировать способность планировать свою деятельность во времени; - познакомить детей со строением часов, учить детей определять время на часах; - развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение; - воспитывать чувство удовлетворения от умения правильно планировать во времени свою деятельность |
Планируемые результаты (которые можно проверить) | - создания мини- музея - создание благоприятных условий для саморазвития ребенка; - умение определять и чувствовать определённые отрезки времени; - определение детьми времени на часах; - создание детьми макета часов, умение правильно располагать цифры на циферблате |
Методы и формы реализации | Наблюдения
|
Средства реализации (ресурсы обеспечения) | « Что было до…» О. Дыбина «Формирование элементарных математических представлений» подготовительная группа И.В. Помараева, В.А. Позина «Формирование представлений о времени у детей дош- кольного возраста» Т.Д. Рихтерман Энциклопедия: «Музей изобретений от колеса до смартфона», «Великие изобретения» Художественная литература: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» Л. Пантелеев «Честное слово» Г. Сапгир «Часы» Стихотворения о часах «Дидактические игры в детском саду» А.И. Сорокина ИКТ из серии «Фиксики»: «Из историй вещей: часы» «Часики идут» физкультминутки «Будильник» презентация «История часов» Демонстрационный материал : макет часов (детский) часы: настенные, ручные, смарт- часы, песочные, водяные, часы- телефон, будильник… иллюстрации с изображением часов. Настольно - печатные игры: «Изучаем время» «Всё о времени» «Когда это бывает» |
Итоговое мероприятие | Выставка детского творчества «Магазин часов» Музыкальный досуг «Часики идут» Квест «Часы» |
Продукт проектной деятельности | Мини - музей «В мире часов» |
I. План проекта
Этапы проектирования | Сроки | Виды деятельности Цель Исполнители | |
1 этап подготовительный | 3 неделя февраля с 15.02 по 17.02.2021г. |
| |
2 этап основной (см. таблицу II) | с 18.02 по 23.02.2021 г. | ОО «Познавательное развитие» | НОД по финансовой грамотности «Реклама часов» НОД по ООМ - Квест «Часы», НОД по ФЭМП /практическая часть Беседы о времени, часах, видах деятельности человека. Рассматривание энциклопедий «Музей изобретений - от колеса до смартфона», «Великие изобретения». ПИД «Бывают ли часы без стрелок», «Как ещё можно определить время», Показ презентации «История часов» Рассматривание иллюстраций, моделей часов Математическое игровое упражнение «Расставь цифры на циферблате». Дидактические игры: «Определи время», «Изучаем время», «Когда это бывает». |
ОО «Социально- коммуникативное развитие» | Составление рассказов на тему: «Делу время, а потехе час» Беседа - рассуждение из личного опыта «Как и где я теряю время»». Сюжетно- ролевая игра «Часовщик», «Мы военные: часовой» Дидактические игры: «Поставь стрелку на часах» - «Точное время» - «Правильное время» - «Определи который час» | ||
ОО «Речевое развитие» | Словесные игры: «Когда это бывает», «Что мы делаем днём (утром, вечером, ночью)» ЧХЛ : Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», Г.Сапгир «Часы», Н.Чупрова «Всю ночь часы стучат», Ю.Мориц «Шли часы через дорогу», Т. Вишняковой «Часы-будильник», О.Подтуркина «Часы», И.Фомичёва «Солнечные часы», «Часы с кукушкой»; О.Шалимова «Солнечные часы»; Н.Костюк «Ходики внезапно стали»; М.Генин «Бьют часы»; И.Шимко «Учу свои часы ходить» | ||
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | НОД по конструированию «Часы - будильник» из бросового материала НОД по рисованию «Часовой на посту» Музыкальная физкультминутка «Часики идут» Домашнее задание: часы из бросового материала Самостоятельная деятельность: книжки- раскраски: «Часы» | ||
ОО Физическое развитие | Физкультминутка «Часики идут» Пальчиковая гимнастика «Часы» Утренняя гимнастика «Часы» Подвижные игры: - «День- ночь» - «Часы пробили ровно час» - «Стрелки» - «Бой курантов» - «1.2.3.4.5 будут часики стучать…» | ||
3 этап заключительный | с 24.02 по 26.02.2021 г. | обобщение материалов проекта; соотнесение прогнозируемых результатов с полученными; оформление мини- музея «В мире часов»; проведение Квест «Часы»; проведение музыкального досуга «Часики идут» |
Оценка результатов и отчетность:
Результат: Обновилась предметно-развивающая среда группы ( настольные игры, игровой материал, наглядный материал.) Дети овладели элементарными навыками понимания времени при использовании различных моделей часов. Повышение уровня знаний детей, исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения.
Активизация творческого потенциала родителей, плодотворная работа при организации мини- музея «В мире часов». Активизация творческих возможностей и исследовательских навыков детей.
Выводы: привлечь детей и родителей к проблеме понимания и овладения времени при использовании различных моделей часов.
Обобщение и распространение педагогического опыта.
Продукт проекта: мини - музей «В мире часов»
Итоговые мероприятия: выставка детского творчества «Магазин часов»; музыкальный досуг «Часики идут»; Квест «Часы».
Цель: обобщить и расширить представления детей о времени: определять длительность временного интервала, знать меру времени на часах;
Участники: подготовительная к школе группа
II. Основной этап
Сроки | Образовательные области | Возрастная группа | |
подготовительная к школе группа | |||
с 15 февраля по 19 февраля 2021 года | Образовательная деятельность | ||
I блок: Непосредственно образовательная деятельность | |||
Познавательное развитие | |||
Ознакомление с окружающим миром | Финансовая грамотность (реклама «Магазина часов», смарт- часов) Показ презентации «История часов» | ||
ФЭМП | Игровое упражнение «Расставь цифры на циферблате» | ||
Речевое развитие | |||
Развитие речи | Чистоговорки про часы, артикуляционная гимнастика «Часы с маятником» | ||
Художественно-эстетическое развитие | |||
Рисование | « Часовой на посту» | ||
Лепка | Коллективная работа «Часы» в технике пластилинография | ||
Аппликация | |||
Музыка | Прослушивание песни «Тик-так» из передачи «Спокойной ночи малыши» | ||
Физическое развитие | |||
Физическая культура (в помещении и на воздухе) | Гимнастика «Часы» Подвижные игры «Часы пробили ровно час», «1.2.3.4.5 будут часики стучать…» Пальчиковая гимнастика «Часы» Физкультминутка «Часики», «День- ночь» | ||
II блок: Режимные моменты | |||
Чтение художественной литературы | Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» Т. Вишнякова. «Часы-будильник»; О.Подтуркина «Часы»; Ю. Мориц «Шли часы через дорогу»; Н.Чупрова «Всю-то ночь часы стучат» | ||
Познавательно-исследовательская деятельность | Экспериментирование «Песочные часы» (что можно сделать за 1 минуту, 3 минуты) | ||
Конструктивно-модельная деятельность | Конструирование «Будильник» из бросового материала (музыкальный диск) | ||
Игровая деятельность | Сюжетно ролевая игра «Часовщик», «Мы военные: часовой» Настольно- печатные игры «Изучаем время» Дидактические игры: «День- ночь», «Что мы делаем утром, вечером…», Игровое упражнение «Циферблат» | ||
Трудовая деятельность | Уборка игрушек в группе (засекаем время); расчистка дорожек от снега на участке (засекаем время) | ||
Развивающее общение | Беседы: «Какие бывают часы», «Нужны ли человеку часы» Просмотр мультфильма «Сказка о потерянном времени», серия «Фиксики- Часы» | ||
III блок: Самостоятельная деятельность детей | |||
1. Моделирование из строителя и конструктора «Лего», Кликс «Спасская башня» с кремлёвскими курантами. 2. Раскрашивание раскрасок по теме «Часы» | |||
IV блок: Работа с родителями | |||
1. Знакомство родителей с целями и задачами проекта. 2. Рекомендации по просмотру познавательных мультфильмов из серии «Фиксики- Часы» . |
Сроки | Образовательные области | Возрастная группа |
подготовительная к школе группа | ||
с 24 февраля по 26 февраля 2021 года | Образовательная деятельность | |
I блок: Непосредственно образовательная деятельность | ||
Познавательное развитие | ||
Ознакомление с окружающим миром | Квест «Часы»» | |
ФЭМП | Игровое упражнение «Установи время на часах» | |
Речевое развитие | ||
Развитие речи | Словесные игры: «Когда это бывает», беседы «На что я люблю тратить своё время?», «Что значит «терять время зря?» | |
Художественно-эстетическое развитие | ||
Рисование | Декоративная роспись «Будильник в стиле Гжель» | |
Лепка | ||
Аппликация | « Циферблат» | |
Музыка | Просматривание отрывка из К/ф «Карнавальная ночь»: «Песенка про 5 минут» | |
Физическое развитие | ||
Физическая культура (в помещении и на воздухе) | Гимнастика «Часы» Подвижные игры «Стрелки», «Бой курантов» Пальчиковая гимнастика «Часы» Физкультминутка «Часики идут», «Часы стучат» | |
II блок: Режимные моменты | ||
Чтение художественной литературы | Заучивание пословиц и поговорок о часах; Л.Пантелеев «Честное слово»; Г. Сапгир «Часы»; О.Шалимова «Солнечные часы»; И.Фомичёва «Часы с кукушкой»; К. Абоимов «Часы бывают разные»; М. Генин «Бьют часы» | |
Познавательно-исследовательская деятельность | «Бывают ли часы без стрелок» «Почему человек спит ночью» Эксперимент «Часы и время» | |
Конструктивно-модельная деятельность | Конструирование из картона «Будильник» | |
Игровая деятельность | Музыкальный досуг «Часики идут» Сюжетно- ролевая игра «Магазин часов», «Опиши часы» Настольно- печатные игры «Всё о времени», «Изучаем время» Дидактические игры: «Установи время», «Определи который час» Игровое упражнение «Расставь цифры» | |
Трудовая деятельность | «Делу – время, потехе – час» - реставрация пособий и детских книг. | |
Развивающее общение | Составление рассказов на тему: «Делу время, а потехе час» Беседы: «Как определить время по солнечным часам», «Где и как я теряю время» «Просмотр мультфильма из серии «Фиксики- Будильник» | |
III блок: Самостоятельная деятельность детей | ||
1. Моделирование макета часов из различного материала (бумага, картон, бросовый материал) 2. Рисование по теме «Часы для любимой мамочки» | ||
IV блок: Работа с родителями | ||
1. Помощь родителей в организации мини- музея «В мире часов» 2. Консультация «Изучаем время» |
Приложение
Непосредственно образовательная деятельность
1. Финансовая грамотность (реклама «Магазина часов», смарт- часов)
Задачи:
- познакомить детей с новым понятием «рекламная ловушка»;
- закреплять знания о видах рекламы;
- активизировать речь, пополнить словарный запас детей, развивать воображение;
- воспитывать умение слушать друг друга; воспитывать любознательность с помощью проекта «Часы».
2. Рисование «Часовой на посту»
Задачи:
- познакомить детей с новым понятием «часовой», с его обязанностями;
- учить рисовать башню с часами по образцу; соотносить размер здания и человека;
- активизировать речь, пополнить словарный запас детей, развивать моторику;
- воспитывать интерес и уважение к военным профессиям, к теме проекта «Часы».
3. Квест по познавательному развитию «Часы»
Задачи:
- познакомить детей с понятием «квест» и его правилами.
- совершенствовать умение ориентироваться во времени и пространстве.
- закрепить представления детей о времени, формировать умения детей определять время по часам.
4. ФЭМП / Практическая часть «Расставь цифры на циферблате»
Задачи:
- учить детей на шаблоне «часы» графически расставлять цифры на циферблате;
- закрепить существующий порядок на циферблате.
5. ФЭМП / Практическая часть «Установи время на часах»
Задачи:
- закрепить представления детей о времени;
- формировать умения детей устанавливать время (стрелки) по часам, хорошо ориентироваться на циферблате
6. Конструирование «Будильник» из бросового материала
Задачи:
- познакомить детей с устройством часов: есть минутная, часовая, секундная стрелки;
- закрепить с детьми понятие циферблат: умение выкладывать цифры в определённой последовательности;
- развитие мелкой моторики, умение аккуратно вырезать цифры, наклеивать их по кругу;
- воспитание экологической культуры.
Двигательная деятельность
1. Комплекс утренней гимнастики «Часы»
«Это время нам знакомо: это время- для подъёма.
На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята.
Умывайся, не ленись, чистым завтракать садись!»
2. Подвижные игры
Подвижная игра «Часы пробили ровно час»
Задачи:
- развитие быстроты реакции;
- развитие ловкости
3. Подвижная игра. «Стрелки»
Задачи:
-Развитие координации движений;
-развитие навыков коллективной и слаженной деятельности
Оборудование: мяч
4. Подвижная игра «Бой курантов»
Задачи:
- развитие способности к двигательной импровизации,;
- развитие умения действовать согласно тексту;
- развитие внимательности, быстроты реакции.
5. Физкультминутки
Задача: повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности ребенка во время занятий в ДОУ.
1. «Часы»
2. «А часы идут, идут»
3. «Часики»
4. «Утро – день – вечер - ночь»
6. Пальчиковая игра "Часы "
Задача: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Восприятие художественной литературы и фольклора
1. Пословицы про минуту.
2. Пословицы про час.
3. Пословицы про время.
4. Художественное слово:
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», Г.Сапгир «Часы», Н.Чупрова «Всю ночь часы стучат», Ю.Мориц «Шли часы через дорогу», Т. Вишняковой «Часы-будильник», О.Подтуркина «Часы», И.Фомичёва «Солнечные часы», «Часы с кукушкой»; О.Шалимова «Солнечные часы»; Н.Костюк «Ходики внезапно стали»; М.Генин «Бьют часы»; И.Шимко «Учу свои часы ходить»; Т.Ефимова «Там, на мамином комоде»; Е. Горбовская «Время-времечко бежит»; Н.Астахова «А у нас, по всей квартире»; Т.Уманская «Про часы»; Е.Борисова «Маленькая стрелочка по часам бежит»; К.Абоимов «Часы бывают разные…»
Игры с правилами
1. Настольная игра. Сложи картинку «Часы»
Задачи:
- упражнять детей в составлении целого предмета из его частей;
- развивать образное мышление;
-воспитывать волю, усидчивость
2. «Нарисуй стрелку у часов»
Задачи:
- упражнять в умении правильно выставлять время на часах;
- развивать память, внимание.
3. Дидактическая игра «Поставь стрелку на часах».
Задачи:
- упражнять в умении переводить время с электронных часов на обычные;
- закреплять знания временных отрезков- минут.
4. Дидактическая игра «Точное время»
Задачи:
- учить детей ориентироваться на циферблате;
- развивать мышление
5. Дидактическая игра «Правильное время»
Задачи:
- учить детей ориентироваться в частях суток;
- развивать речь, внимание, память.
6.Настольная игра «Изучаем время»
Задачи:
- учить правильно соотносить время и деятельность человека;
- развивать внимание.
Список литературы
- «Что было до…» О. Дыбина,
- «Беседы о пространстве и времени: методическое пособие., Т.А.Шорыгина, изд. ТЦ Сфера, 2019 г.
- «Сказка о потерянном времени» Е. Шварц
- «Тетрадь-тренажёр для формирования временных представлений у старших дошкольников», Н.В. Нищева , изд. Детство-Пресс,2018 г
- «Формирование временных представлений детей дошкольного возраста», Л.В.Гильманова, Л.А.Штягина, Н.А.Штягина, эл. журнал «Вопросы дошкольной педагогики» №2 июнь, 2015 г
- «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста», Т.Д.Рихтерман,
- «Формирование элементарных математических представлений» подготовительная группа И.В. Помараева, В.А. Позина , изд. Мозаика-Синтез, 2014 г
- «Часы» Г. Сапгир М., изд. Просвещение.
- «Честное слово» Л. Пантелеев Творческий центр Сфера, изд.2014 г.
- Интернет- ресурсы
- Сборники стихов/ хрестоматии ( Н.Чупрова «Всю ночь часы стучат», Ю.Мориц «Шли часы через дорогу», Т. Вишняковой «Часы-будильник», О.Подтуркина «Часы», И.Фомичёва «Солнечные часы», «Часы с кукушкой»; О.Шалимова «Солнечные часы»; Н.Костюк «Ходики внезапно стали»; М.Генин «Бьют часы»; И.Шимко «Учу свои часы ходить»)
- Энциклопедия «Великие изобретения» Дж.Бергамино, Дж.Палитта, изд. Владис, 2019 г.
- Энциклопедия «Музей изобретений от колеса до смартфона», Копонс Хауме , изд.Пешком в историю, 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН «Делу - время, потехе – час». (подготовительная группа).
Работа представляет собой итоговое мероприятие проекта о часах - развлечение для детей, направленное на закрепление знаний о часах....
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе . Тема "Звук и буква "Ч". Делу -время, потехе- час"
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи построен на принципе деятельностного подхода к формированию навыка ...
Проект в подготовительной группе "Делу время потехе час"
Проект "Делу время, потехе час"...
Конспект НОД квест - игры по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Делу время - потехе час"
Тема: «Делу время – потехе час».Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», ...
Познавательный проект в подготовительной группе "Времена года".
Проект охватывает многие стороны образовательного процесса, разные виды детской деятельности, расширяет представления детей о живой и не живой природе и о её изменениях в процессе смены времени ...
Проект мини-музея «Делу время-потехе час»
Проект мини-музея «Делу время-потехе час»...
Проект для подготовительной группы "Времена года!
Долгосрочный проект с планированием по месяцам по музыке Чайковского...