Наставничество
материал
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Солнышко»)
ПЕРСОНАЛЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
НАСТАВНИЧЕСТВА
по форме «воспитатель-воспитатель»
Наставник: Калсынова М.У.
Наставляемый: Чергесова Т.Б.
Срок реализации: 1 год
г.Пыть-Ях
2022
Пояснительная записка
- Актуальность
Начинающие педагоги в начале профессионального развития, а также педагоги, попавшие на новое место работы, нуждаются одновременно в личностной и профессиональной поддержке. Наибольшие трудности вызывает психологическая и компетентностная адаптация, формирование собственной позиции и системы образования, выстраивание гармоничных отношений с педагогическим коллективом, родителями и воспитанниками. Именно в этот момент педагогам необходима максимальная поддержка, способная снизить риск смены начинающих педагогов сферы деятельности.
Настоящая программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации и разработана на основании методических рекомендаций для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников, разработанных Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации в соответствии с пунктом 33 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 3273 (в редакции от 20.08.2021) «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста».
Программа отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
- Цели и задачи Программы
Цель программы: повышение профессионального потенциала наставляемого.
Задачи программы:
- оказать помощь в постановке целей и задач образовательной деятельности и ее организации;
- развивать интерес к методике построения и повысить уровень организации образовательной деятельности;
- создать условия для профессионального становления и самореализации молодого педагога через публикации, конкурсную и научно-исследовательскую деятельность, участие в работе профессиональных объединений;
- Основные принципы Программы
Система наставничества основывается на следующих принципах:
- принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов - предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;
- принцип индивидуализации и персонализации направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемыми собственной траектории развития;
- принцип вариативности предполагает возможность выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества.
- Срок реализации Программы
Срок реализации Программы: 1 год (15.09.2022 – 01.09.2023)
- Формы и виды наставничества
Форма наставничества: «воспитатель-воспитатель». В рамках данного взаимодействия опытный педагог оказывает методическую поддержку неопытному педагогу, помогает приобрести необходимые профессиональные навыки.
Вид наставничества: традиционная форма («один на один»). Данная форма предполагает взаимодействие между более опытным педагогом и начинающим работником в течение продолжительного времени (1 год).
- Формы и методы наставничества
Формами и методами организации работы являются: консультирование, беседы, анкетирование, наблюдение, посещение и обсуждение занятий.
- Участники наставнической деятельности
Участниками наставнической деятельности являются наставляемый, наставник, педагог-психолог.
Портрет участников
Наставник. Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи, склонный к активной общественной работе. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.
Наставляемый. Начинающий педагог, имеющий малый опыт работы до 3 лет, испытывающий трудности с организацией образовательной и воспитательной деятельности, с взаимодействием с воспитанниками, другими педагогами, администрацией или родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.
- Направления наставнической деятельности
Основные направления работы
- Изучение нормативно – правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности.
- Анализ результатов образовательной деятельности, изучения уровня профессиональной подготовки педагога, его потребностей, затруднений.
- Организация консультаций, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.
- Взаимное посещение занятий для обмена опытом, совершенствование методики организации образовательной деятельности.
- Ознакомление педагогов с новинками нормативно – правовой, учебно – методической и справочной литературы.
Деятельность наставника состоит из 3 этапов:
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности наставляемого, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
- Условия реализации Программы:
В детском саду созданы достаточные условия для успешной реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников.
Кадровые условия
- Руководитель, разделяющий ценности отечественной системы образования, приоритетные направления ее развития
- Куратор реализации персонализированных программ наставничества
- Наставник-педагог, имеющий результаты педагогической деятельности
- Педагог-психолог, осуществляющий организацию и психологическое сопровождение наставника и наставляемого.
Организационно-методические и организационно-педагогические условия и ресурсы
- Подготовлены локальные акты, программы, сопровождающие процесс наставничества
- Оказание консультативной и методической помощи наставникам и наставляемым
- Осуществление мониторинга результатов наставнической деятельности.
Материально-технические условия и ресурсы
- Методический кабинет для встреч наставников и наставляемых
- Информационный стенд для размещения информации по наставничеству
- Интернет и другие материально-технические ресурсы
Финансово-экономические условия. Мотивирование и стимулирование
Материальное (денежное) стимулированиепредусмотрено Положением о стимулирующих выплатах.
Нематериальные способы стимулированияпредполагают комплекс мероприятий, направленных на повышение общественного статуса наставников, публичное признание их деятельности и заслуг, рост репутации, улучшение психологического климата в коллективе, увеличение работоспособности педагогических работников, повышение их лояльности к руководству, которые не требуют прямого использования денежных и иных материальных ресурсов:
- наставники могут быть рекомендованы для включения в резерв управленческих кадров детского сада;
- наставническая деятельность может быть учтена при проведении аттестации, конкурса на занятие вакантной должности (карьерный рост), выдвижении на профессиональные конкурсы педагогических работников, в том числе в качестве членов жюри;
- награждение наставников дипломами/благодарственными письмами
(на официальном сайте образовательной организации, в социальных сетях), представление к награждению ведомственными наградами.
Психолого-педагогические условия
Психолого-педагогические условия включают меры по созданию атмосферы психологического комфорта и доверия, взаимопомощи и уважения в педагогическом коллективе.
Психолого-педагогический ресурс в системе наставничества подразумевает:
- широкое использование методик и технологий рефлексивно-ценностного и эмоционально-ценностного отношения к участникам системы наставничества, которые способствуют актуализации глубинных жизненных ресурсов, нередко скрытых от них самих; это обеспечивает педагог-психолог;
- психологическую поддержку формируемым парам наставников
и наставляемых; - формирование психологической готовности наставляемого
не копировать чужой, пусть и очень успешный опыт, а выйти на индивидуальную траекторию, которая поможет сформироваться неповторимому профессиональному почерку педагога.
- Прогнозируемые результаты
Ожидаемые наиболее важные результаты наставничества:
во-первых, повышение квалификации и профессионального мастерства педагогического коллектива, его сплоченность, следование общим целям и интересам детского сада;
во-вторых, развитие личностно ориентированных отношений междуколлегами;
в-третьих, наставляемый получает необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, атакже стимули ресурс для комфортного становления и развития внутри организации ипрофессии.
Оцениваемые результаты:
- высокий уровень включенности начинающих специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации;
- развитие личного, творческого и педагогического потенциалов;
- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в образовательной организации;
- рост числа собственных профессиональных работ.
Примерный индивидуальный план работы наставника с наставляемым
Содержание работы (Мероприятия по адаптации педагога Включите в план индивидуальные встречи с педагогом, чтобы познакомить его с локальными документами и спецификой работы ДОО) | Форма проведения | Сроки |
1. Помощь в изучении ЛНА детского сада, Закона № 273-ФЗ, ФГОС, СанПиН. 2. Выявление знаний и затруднений у молодого педагога в процессе воспитательно-образовательной деятельности в начале года 3. Оформление документации группы. 4. Мониторинг развития детей. 5. Выбор темы самообразования, составление плана; общие вопросы ведения портфолио. | 1. Знакомство с основными документами ДОО. 2. Консультации и ответы на интересующие вопросы, педагогический кейс поможет молодому коллеге приобрести навыки решения практических задач, соотнести теорию с практикой; создание чек-листов («контрольных списков» важных дел) по различным рабочим вопросам; - «коуч»-метод («терапия успеха»). Образец того, как состояться в профессии. Оказание помощи в постановке и достижении цели; 3. Составление рабочей программы группы. 4. Подбор, разработка диагностических материалов. - Осуществление диагностических процедур. 5. Помощь в выборе темы по самообразованию. | Сентябрь |
1. Изучение методики проведения ООД и совместной деятельности педагога с воспитанниками. 2. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. - изучение целей и задач годового плана. - структура перспективно-календарного планирования. - структура комплексно-тематического планирования. 3. Изучение нетрадиционных форм взаимодействия с родителями | 1. Консультации «Работа с детьми в группе в утренние часы», «Организация разных видов игр с детьми». 2. Посещение ООД и режимных моментов у наставника. Посещение молодым специалистом НОД у наставника (1-2 раза в неделю). Посещение наставником НОД молодого специалиста (1-2 раза в неделю). 3. Помощь в организации и проведении родительского собрания, дня открытых дверей. Информационные проекты для родителей, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, «Вечера вопросов и ответов». | Октябрь |
1. Изучение методики проведения НОД по всем образовательным областям, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование дидактического материала в работе. 2. Знакомство с технологией проектной деятельности | 1. Консультации «Как подготовить и провести непосредственно образовательную деятельность», «Критерии качества проведения образовательной деятельности. Секреты увлекательных занятий для дошкольников» «Технология проектной деятельности в детском саду». 2. Посещения ООД молодого педагога, обсуждение. 3. Изучение методической литературы по организации НОД, обсуждение 4. Консультация и ответы на интересующие вопросы. Анализ плана проектной деятельности. | Ноябрь |
1. Анализ педагогических ситуаций и методов организации индивидуальной работы с детьми. Виды и организация режимных моментов в детском саду. 2. Подготовка, организация и проведение новогоднего праздника | 1. Составление плана индивидуальной работы с детьми. Просмотр молодым специалистом режимных моментов, проводимых наставником. Консультации, ответы на вопросы молодого специалиста. 2. Наблюдение за совместной игровой деятельностью молодого специалиста с детьми, обсуждение. 3. Оформление группы, подбор наглядно-информационного материала для детей и родителей, участие в проведении новогоднего праздника. Наблюдение за наставником в роли ведущей и персонажа. | Декабрь |
1. Знакомство со здоровьесберегающими технологиями. 2. Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. | 1. Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе», планирование, помощь наставника. 2. Изготовление картотек: «Дыхательной гимнастики», «Артикуляционной гимнастики», «Динамических пауз», «Словесных игр», «Подвижных игр». 3. Обсуждение и консультирование молодого педагога по теме конфликтов в работе. Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста (в совместной игровой деятельности). Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. | Январь |
1. Использование ИКТ. 2. Просмотр конспекта и проведение ООД молодым специалистом. | 1. Консультация «ИКТ в работе с детьми и родителями». Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями. 2. Посещение ООД молодого педагога, обсуждение. | Февраль |
1. Использование современных педтехнологий в образовательной деятельности. 2. Организация режимных моментов молодым педагогом | 1. Консультация «Новые педтехнологии», обмен опытом, помощь наставника. 2. Посещение наставником НОД и режимных моментов молодого педагога. 3.Совместное выявление затруднений педагога и определение путей их устранения. | Март |
1. Организация ООД во второй половине дня. 2. Проектная деятельность с детьми. Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. Использование современных технологий в воспитательном процессе. Использование в работе проектов. | 1. Консультация «Организация работы с детьми после сна», Консультация «Планирование второй половины дня» 2. Задание: разработать краткосрочный творческий проект. Проект «День косманавтики». | Апрель |
1. Подготовка к работе с детьми в летний период. 2. Подведение итогов работы | 1. Планирование воспитательно-образовательной работы в летний оздоровительной период 2. Самоанализ молодого педагога. | Май |
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым, а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
- оценка качества процесса реализации программы наставничества;
- оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
Мониторинг проходит до начала реализации Программы и после ее завершения.
Этапы мониторинга:
Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой Программы, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пары.
Мониторинг помогает отследить важные показатели качественного изменения профессионального развитиянаставляемого.
Цели мониторинга:
1. Оценка качества реализуемой программы наставничества;
2. Оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения профессионального роста наставляемого.
Задачи мониторинга:
- сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
- обоснование требований к процессу реализации Программы к личности наставника;
- контроль хода Программы;
- описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
- определение условий эффективной Программы;
- контроль показателей социального и профессионального благополучия.
Оформление результатов.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен анализ реализуемой программы наставничества.
Сбор данных для построения анализа осуществляется посредством анкеты. Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. Анализ проводит куратор программы.
Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.
Второй этап мониторинга позволяет оценить: мотивационно-личностный и профессиональный рост участников Программы; уровеньорганизации образовательной деятельности; качество изменений в освоении воспитанниками образовательных программ; динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников. Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар «наставник - наставляемый».
Материалы для проведения мониторинга и оценки эффективности Программы
Форма наставничества «воспитатель-воспитатель» предполагает взаимодействие начинающего педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Анкета наставляемого
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где?_______________________________________________
Инструкция: оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий.
3. Ожидаемая эффективность программы наставничества | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Ожидаемый уровень комфорта при участии в программе наставничества | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Ожидаемое качество организационных мероприятий (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Ожидаемая полезность программы профессиональной и должностной адаптации | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Ожидаемая польза организованных для Вас мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых теоретических знаний | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых практических навыков | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. Ожидаемое качество программы профессиональной адаптации | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11. Насколько Вам важно ощущение поддержки наставника? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
12. Насколько Вам важно, чтобы Вы остались довольны совместной работой? |
13. Что Вы ожидаете от программы и своей роли? _____________________
14. Что особенно ценно для Вас в программе?_________________________
15. Как часто Вы ожидаете проведение мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых занятий, семинары, вебинары, участие в конкурсах)? | Очень часто Часто Редко 1-2 Никогда |
16. Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]
Анкета наставника
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где?______________________________________________
Инструкция: оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий.
3. Ожидаемая эффективность программы наставничества | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Ожидаемый комфорт от программы наставничества | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Насколько эффективно Вы сможете организовать мероприятия (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Ожидаемая эффективность программы профессиональной и должностной адаптации | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Как Вы думаете, насколько хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми теоретическими знаниями? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Как Вы думаете, насколько хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми практическими навыками? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9. Ожидаемое качество разработанной Вами программы профессиональной адаптации | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. Ожидаемое качество программы профессиональной адаптации | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11. Ожидаемый уровень удовлетворения совместной работой | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
12. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?_______________________
13. Что особенно ценно для Вас в программе___________________________
14. Как часто Вы собираетесь проводить мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых занятий, семинары, вебинары, участие в конкурсах) | Очень часто Часто Редко 1-2 Никогда |
15. Рады ли Вы участвовать в программе наставничества? [да/нет]
Литература
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
- Методические рекомендации для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников
- Целевая программа профессиональной подготовки и воспитания молодого специалиста через сотрудничество с наставниками «Наставник» МАДОУ д/с № 66 «Забавушка» г.Нижневартовск
- Персоналлизированная программа наставничества ГБОУ СО «Ревдинская школа» ГБОУ СО «Ревдинская школа»
- «Программа наставничества для работы с молодыми педагогами» МБДОУ д/с №27 «Садко»
- «Рабочая программа по организации наставничества с молодыми специалистами дошкольного учреждения» МАДОУ д/с № 32 «Брусничка» г.Нижневартовск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о наставничестве
Положение о наставничестве в детском саду....
Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ
Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...
«Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике».
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Задача наставника &nda...
Заседание по наставничеству:"Обобщение опыта работы наставничества воспитателей по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО."
Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...
Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"
В данной Программе наставничества описана система работы по реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...
Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...
Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования.
Выступление на педагогическом совете«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»...