РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР Организация образовательной среды в ДОУ
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
У детей с ЗПР отмечаются специфические особенности в развитии сенсомоторных навыков:
- дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов, присутствует поверхностное, фрагментарное обследование форм;
- у детей недостаточная дифференцированность всех видов восприятия;
- несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;
- затруднен процесс узнавания предметов на ощупь;
-замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации;
- трудности в формировании пространственных ориентировок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sensomotornyh_navykov_tekst.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР
Организация образовательной среды в ДОУ
Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.
Сенсомоторика (от лат. sensus - чувство, ощущение и motor -двигатель) - взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.
Отклонения в формировании сенсомоторных навыков наблюдаются у всех категорий детей с нарушениями развития, и служат одним из показателей в психолого-педагогической диагностике отклонений в развитии ребенка.
У детей с ЗПР отмечаются специфические особенности в развитии сенсомоторных навыков:
- дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов, присутствует поверхностное, фрагментарное обследование форм;
- у детей недостаточная дифференцированность всех видов восприятия;
- несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;
- затруднен процесс узнавания предметов на ощупь;
-замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации;
- трудности в формировании пространственных ориентировок.
Организация образовательного процесса предполагает наличие сенсорно-дидактических игр, игрушек и пособий разного вида:
- функционально-ориентированные игрушки и пособия: строительные конструкторы, пирамидки, «почтовые ящики», «лото», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины и др. Интересны и полезны материалы, разработанные М. Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации;
- игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики;
- иллюстративный и образно-символический материал;
-материалы и принадлежности для изобразительной деятельности.
- стимуляция сенсорных функций, развитие мелкой моторики;
- стимуляция двигательной активности;
- приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.
- кассеты и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т.д.
-парные картинки с признаками различий, точечные изображения.
-картинки-штриховки (на картинке основной контур заштрихован).
-картинки-прятки (на картинке "спрятаны" предметы, ребенок должен их найти).
-массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре поверхности).
-Шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички.
-Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги - различные материалы с разной фактурой.
-Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).
-Разные по форме мелкие предметы.
-Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
-Ватные тампоны с разнообразными отдушками.
-Различные аромомасла с подробным описанием их влияния на организм, приспособления для создания запаха (аромолампы и т. д.).
-Коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например, кофе, перец, лук, апельсиновые корки, мыло, духи.
-Природный материал: горох, орехи, фасоль, шишки, ракушки, камешки, песок и т. д. (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.).
-Бытовые материалы: колечки, шестигранные карандаши, веревки, прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, шарфы (нанизывание бус, завязывание и развязывание узелков, бантиков, плетение косичек и т.п.)
-Дидактические игры и материалы: рамки-вкладыши, пазлы, кубики, разрезные картинки, различные мозаики, шнуровки, лото, пирамидки, матрешки, конструкторы, пластический материал (пластилин, соленое тесто), трафареты и т. д.
Применение в коррекционно-образовательном процессе предлагаемых направлений, дидактических игр, упражнений и пособий позволяет эффективно формировать и развивать сенсомоторные навыки у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Таким образом, работа по сенсомоторной стимуляции детей включает в себя ряд мероприятий. Необходимо систематически производить тактильную стимуляцию, стимуляцию зрения, слуха, обонятельной чувствительности, вкусовой чувствительности. Важна стимуляция мелкой моторики и функции кисти. При этом необходимо уделять внимание стимуляции органов артикуляции, в первую очередь, губ. Обязательна стимуляция вестибулярного восприятия. Необходимо производить направленное педагогическое воздействие, целью которого является развитие сенсомоторных качеств у детей с ЗПР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на развитие сенсомоторных навыков для детей 3-4 лет по теме: «Деревья осенью».
Цель: Рассмотреть опавшие листья березы, рябины, клена. Обратить внимание детей на красоту расцвеченной листвы. Учить находить листья по цвету и величине. Использовать листья в играх, составлять из ни...
МАСТЕР- КЛАСС «Использование дидактических пособий ПМК «Мозаичный парк» в процессе работы по развитию сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста в условиях семьи»
Цель мастер-класса: презентация опыта работы по внедрению в практику программно-методического комплекса «Мозаичный парк» в условиях логопункта в рамках системы работы с родителями....
Программа кружка по развитию сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с моторной алалией
laquo;Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и не речевых симптомов, отношения между которыми являются неоднозначными».У детей с моторной алалией отмечается ...
Развитие сенсомоторных навыков у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы и методы работы
Обобщение опыта работы...
Дидактическая игра по развитию сенсомоторных навыков у детей «Цветные листочки»
Дидактическая игра по развитию сенсомоторных навыков у детей «Цветные листочки»...
Сообщение Тема: «Развитие сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии»
Развитие сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии...