Программа кружка по развитию сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с моторной алалией
материал по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
«Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и не речевых симптомов, отношения между которыми являются неоднозначными».
У детей с моторной алалией отмечается психофизическая расторможенность (или заторможенность), пониженная наблюдательность, недостаточность мотивационной и эмоционально — волевой сферы. Дети долго не включаются в выполнение задания, поверхностно оценивают проблемную ситуацию, имеют нестойкость интересов, интеллектуальную пассивность, пробелы в знаниях, связанные с отсутствием речевого опыта и ограниченной познавательной деятельностью, специфическое поведение и ряд других особенностей.
В ДОУ задача коррекционно-развивающей деятельности при реализации программы является дополнительной. В расписании НОД нет времени, специально отведенного для коррекционно-развивающей деятельности логопеда, поэтому приходится очень составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению образовательной программы и не нарушать СанПин. В связи с этим появляется необходимость в дополнительной форме логопедической работы, которая была бы направлена на оказание профилактической и коррекционно-развивающей помощи дошкольникам с речевыми недостатками . В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.
Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса – кружковая работа.
Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).
Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_na_konkurs.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с моторной алалией в условиях кружковой деятельности.
Программа кружка по развитию сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с моторной алалией
Пояснительная записка.
«Я слышу – и забываю.
Я вижу – и вспоминаю.
Я делаю – и постигаю»
(Конфуций)
Данная программа направлена на развитие сенсомоторных навыков у детей с моторной алалией.
Актуальность. Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания. И. П. Павлов выразил это простыми словами: «Глаз «учит» руку, рука «учит» глаз".
В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями. Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, и в тоже время имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Цель программы:
Развивать сенсомоторную функцию руки ребенка с моторной алалией для активизации речевых зон в коре головного мозга.
Задачи:
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать систему сенсорных эталонов;
- способствовать возникновению побуждения к общению;
- развивать связную речь;
- учить передавать характерные особенности объектов в продуктивных видах деятельности.
Виды деятельности:
- Лепка;
- Аппликация;
- Рисование.
Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет с моторной алалией. Программа включает в себя практические занятия на заданные темы продолжительностью 20-ܲ25 мин., проходящие во второй половине дня один раз в неделю.
Срок реализации: Октябрь - Январь.
Методы работы:
- Наглядный метод – рассматривание образца, обследование предметов, показ иллюстраций по теме и картин художников, наблюдение в природе.
- Словесный метод – чтение художественных произведений, беседы, вопросы.
- Практический метод – обучение детей навыкам рисования, лепке, ручного труда, аппликации, помочь усвоить и усовершенствовать сенсомоторные навыки и умения, развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук, развивать тонкие двигательные координации речевого аппарата посредством артикуляционной гимнастики.
Содержание программы:
ОКТЯБРЬ | ||||
№ | Вид деятельности | Название занятия | Краткое описание, задачи | |
1. | Лепка с элементами конструирования из природного материала | «Петя-петушок, золотой гребешок» | Создание выразительного образа петушка из пластилина и природных материалов (шишки, желуди, осенние листья, лепестки цветов). Задачи: -расширять и активизировать Словарь по теме «Природные материалы»; -упражнять тонкие двигательные координации мышц речевого аппарата; -развивать зрительное восприятие и внимание; -развивать общую и мелкую моторику; -развивать комбинаторные и композиционные умения; -развивать связную речь; -воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии, самостоятельность. | |
2. | Аппликация из природного материала на бархатной бумаге | «Листопад» | Создание композиции из природного материала (засушенные листья, лепестки, семена) на бархатной бумаге. Задачи: -расширять и активизировать словарь по теме «Листопад»; -упражнять тонкие двигательные координации мышц речевого аппарата; -развивать зрительный гнозис; -развивать зрительное восприятие и внимание; -развивать общую и мелкую моторику; -развивать пространственный гнозис; -развивать связную речь; -воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии, самостоятельность; -воспитывать интерес и бережное отношение к природе. | |
3. | Лепка предметная по представлению | «Мухомор» | Лепка мухомора конструктивным способом из 4 частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка). Задачи: -расширять и активизировать словарь по теме «съедобные и ядовитые грибы»; -упражнять тонкие двигательные координации мышц речевого аппарата; -закреплять знания основных цветов и умение их различать; -развивать общую и мелкую моторику; -развивать пространственный гнозис; -развивать связную речь; -воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии, самостоятельность. | |
4. | Рисование красками (по представлению) и карандашами (с натуры) | «Яблоко спелое, красное, сладкое» | Рисование многоцветного (спелого) яблока гуашевыми красками и половинки яблока (среза) цветными карандашами. Задачи: -расширять и активизировать словарь детей по теме «Фрукты»; -расширять представления детей о внешнем виде (форме, цвете) и вкусе яблок; -упражнять тонкие двигательные координации мышц речевого аппарата; -упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук; -закреплять знания основных цветов и умение различать их; -развивать зрительное восприятие и внимание; -развивать общую и мелкую моторику; -развивать связную речь; -воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии, самостоятельность. | |
НОЯБРЬ | ||||
№ | Вид деятельности | Название занятия | Краткое описание, задачи | |
5. | Аппликация - мозаика с элементами рисования | «Тучи по небу бежали» | Знакомство с техникой аппликативной мозаики. Рисование по точкам (контур дождевой тучи). Задачи: -познакомить детей с техникой аппликативной мозаики; -расширять и активизировать словарь по теме «Погодные изменения в природе»; -упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук; -упражнять тонкие двигательные координации мышц речевого аппарата; -закреплять знания основных цветов и умение различать их; -развивать устойчивость внимания и восприятия; -развивать общую и мелкую моторику, согласованность в движениях обеих рук; -развивать связную речь; -воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии; -воспитывать самостоятельность. | |
6. | Лепка сюжетная | «Ежик» | Лепка ежика с передачей характерных особенностей внешнего вида. Задачи: -учить детей лепить ежика; -упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук; -упражнять тонкие двигательные координации мышц речевого аппарата; -развивать чувство формы; -развивать композиционные умения; -развивать общую и мелкую моторику; -развивать связную речь; -воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии; -воспитывать самостоятельность. | |
7. | Рисование с элементами аппликации | «Зайка серенький стал беленьким» | Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю – наклеивание бумажного силуэта серого цвета и раскрашивание белой гуашевой краской. Задачи: -учить детей видоизменять выразительный образ; -расширять и активизировать словарь по теме «Способы адаптации животных к сезонным изменениям в природе»; -упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук; -упражнять тонкие двигательные координации мышц речевого аппарата; -развивать воображение и мышление; -развивать общую и мелкую моторику; -развивать связную речь; -воспитывать интерес к познанию природы; -воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии; -воспитывать самостоятельность. | |
8. | Аппликация декоративная | «Полосатый коврик» | Составление красивых ковриков из полосок и квадратов, чередующихся по цвету. Задачи: -обучать технике резания бумаги по линиям сгиба; -закреплять знания основных цветов и умение их различать; -упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук; -упражнять тонкие двигательные координации речевого аппарата; -развивать технику резания бумаги по прямой; -развивать композиционные умения; -развивать общую и мелкую моторику; -развивать связную речь; -воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии; -воспитывать самостоятельность. | |
ДЕКАБРЬ | ||||
№ | Вид деятельности | Название занятия | Краткое описание, задачи | |
9. | Рисование декоративное, по мотивам кружевоплетения | «Зимнее окошко» | Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения. Задачи: -расширять лексический словарь по теме «Зима»; -обучать детей рисованию в стилистике кружевоплетения; -упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук; -упражнять тонкие двигательные координации артикуляционного аппарата; -закреплять знания основных цветов и умение их различать; -развивать чувство формы и композиции; -развивать общую и мелкую моторику; -развивать технику рисования концом кисти; -воспитывать навык сотрудничества с взрослыми на занятии; -воспитывать самостоятельность. | |
10. | Рисование декоративное, с элементами рисования | «Перчатки» | Изображение и оформление «перчаток» по своим ладошкам – правой и левой. Создание узора на «перчатках». Задачи: -обучать созданию орнамента по представлению или замыслу; -упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук; -упражнять тонкие двигательные координации речевого аппарата; -закреплять знания основных цветов и умение их различать; -развивать общую и мелкую моторику; -развивать графические умения; -развивать связную речь; -воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии; -воспитывать самостоятельность. | |
11. | Лепка предметная | «Дед мороза принес подарки» | Лепка новогодних подарков - моделирование частей (коробка, бант) по размеру и форме, вкрапление элементов декора (бусинки, пуговицы). Задачи: -расширение и активизация словаря по теме «Новый год»; -закреплять знания об основных геометрических формах предметов и умение их различать; -упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук; -упражнять тонкие двигательные координации артикуляционного аппарата; -развивать общую и мелкую моторику; -развивать воображение; -развивать связную речь; -воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии; -воспитывать самостоятельность. | |
12. | Аппликация с элементами рисования | «Праздничная елочка» | Аппликативное изображение елочки из треугольников, полученных из квадратов путем разрезания их пополам по диагонали. Украшение елок декоративными элементами. Создание поздравительной открытки в подарок родителям. Задачи: -расширение и активизация словаря по теме «Праздничная елочка»; -закреплять знания об основных геометрических формах предметов и умение их различать; -закреплять знания основных цветов и умение их различать; -упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук; -упражнять тонкие двигательные координации артикуляционного аппарата; -развивать общую и мелкую моторику; -развивать воображение; -развивать связную речь; -воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии; -воспитывать самостоятельность, инициативность. | |
ЯНВАРЬ | ||||
№ | Вид деятельности | Название занятия | Краткое описание, задачи | |
13. | Рисование пальцами | «Снеговичок» | Рисование нарядных снеговиков пальцами. Оформление комплектов зимней одежды. Задачи: -расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; -обучать приемам декоративного оформления комплектов зимней одежды; -закреплять знания об основных геометрических формах предметов и умение их различать; -закреплять знания основных цветов и умение их различать; -упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук; -упражнять тонкие двигательные координации речевого аппарата; -развивать общую и мелкую моторику; -развивать воображение; -развивать связную речь; -воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии; -воспитывать самостоятельность и инициативность. | |
14. | Лепка сюжетная по мотивам венгерской сказки | «Два жадных медвежонка» | Лепить медвежат конструктивным способом с разыгрыванием сюжета по мотивам венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Задачи: -обучать детей лепке конструктивным способом; -закреплять знания об основных геометрических формах предметов и умение их различать; -упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук; -упражнять тонкие двигательные координации речевого аппарата; -развивать общую и мелкую моторику, синхронизировать движения обеих рук; -развивать зрительное и слуховое восприятие; -развивать воображение и мышление; -развивать связную речь; -воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии; -воспитывать самостоятельность и инициативность. | |
15. | Рисование сюжетное с элементами аппликации | «Храбрый мышонок» | Передача сюжета литературного произведения: создание композиции, включающей героя – храброго мышонка – и препятствия, которые он преодолевает (сказка эскимосов Аляски «Большое путешествие маленького мышонка»). Задачи: -учить детей передавать сюжет литературного произведения; -расширять и активизировать словарь по теме «Животные севера»; -закреплять знания об основных геометрических формах и умение их различать; -закреплять знания основных цветов и умение их различать; -упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук; -упражнять тонкие двигательные координации артикуляционного аппарата; -развивать общую и мелкую моторику; -развивать воображение и мышление; -развивать связную речь; -воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии; -воспитывать самостоятельность и инициативность. | |
16. | Аппликация из цветной бумаги или ткани (коллективная) на основе незавершенной композиции | «Рыбки играют, рыбки сверкают» | Создание аппликативных изображений рыбок и составление коллективной композиции «Наш аквариум». Задачи: -учить детей составлять гармоничные образы из отдельных элементов; -расширять и активизировать словарь по теме «Наш аквариум»; -закреплять знания об основных геометрических формах и умение их различать; -закреплять знания основных цветов и умение их различать; -упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук; -упражнять тонкие двигательные координации артикуляционного аппарата; -развивать общую и мелкую моторику; -развивать воображение и мышление; -развивать связную речь; -воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии; -воспитывать самостоятельность и инициативность; -воспитывать навык сотрудничества с другими детьми в условиях коллективной работы. |
Методическое обеспечение:
- Вܲаܲйܲнерܲмܲаܲн С. М. Сеܲнсомоторܲное рܲазܲвܲитܲие доܲшܲкоܲлܲьܲнܲиܲкоܲв / С. М. Вܲаܲйܲнерܲмܲаܲн. – М.: Дрофܲа, 2004
- Гܲаܲврܲиܲнܲа С. Рܲазܲвܲиܲвܲаеܲм руܲкܲи, чтоб учܲитܲьсܲя пܲисܲатܲь и крܲасܲиܲво рܲисоܲвܲатܲь / С. Гܲаܲврܲиܲнܲа, Н. Л. Кутܲяܲвܲиܲнܲа. – Яросܲлܲаܲвܲлܲь: Аܲкܲаܲдеܲмܲиܲя рܲазܲвܲитܲиܲя, 2000.
- Лܲыܲкоܲвܲа И. А. Изобрܲазܲитеܲлܲьܲнܲаܲя деܲятеܲлܲьܲностܲь в детсܲкоܲм сܲаܲду / И. А. Лܲыܲкоܲвܲа. – М.: КܲАܲРܲАܲПУЗ–ܲДܲИܲДܲАܲКТܲИܲКܲА, 2006. – 144 с.
- Мܲаܲлܲыܲшеܲвܲа А. Рܲаботܲа с тܲкܲаܲнܲьܲю / А. Мܲаܲлܲыܲшеܲвܲа. –ܲЯросܲлܲаܲвܲлܲь : Аܲкܲаܲдеܲмܲиܲя рܲазܲвܲитܲиܲя, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на развитие сенсомоторных навыков для детей 3-4 лет по теме: «Деревья осенью».
Цель: Рассмотреть опавшие листья березы, рябины, клена. Обратить внимание детей на красоту расцвеченной листвы. Учить находить листья по цвету и величине. Использовать листья в играх, составлять из ни...
МАСТЕР- КЛАСС «Использование дидактических пособий ПМК «Мозаичный парк» в процессе работы по развитию сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста в условиях семьи»
Цель мастер-класса: презентация опыта работы по внедрению в практику программно-методического комплекса «Мозаичный парк» в условиях логопункта в рамках системы работы с родителями....
Развитие сенсомоторных навыков у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы и методы работы
Обобщение опыта работы...
Дидактическая игра по развитию сенсомоторных навыков у детей «Цветные листочки»
Дидактическая игра по развитию сенсомоторных навыков у детей «Цветные листочки»...
Дидактическая игра по развитию сенсомоторных навыков у детей 3-4 лет «Осенние листочки»
Дидактическая игра по развитию сенсомоторных навыков у детей 3-4 лет «Осенние листочки»Дидактические задачи: Учить собирать целое из частей; закрепить знания о цвете; раз...
Сообщение Тема: «Развитие сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии»
Развитие сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии...