Программа кружка по развитию сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с моторной алалией
материал по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Гареева Елена Фаильевна

 «Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и не речевых симптомов, отношения между которыми являются неоднозначными».

У детей с моторной алалией отмечается психофизическая расторможенность (или заторможенность), пониженная наблюдательность, недостаточность мотивационной и эмоционально — волевой сферы. Дети долго не включаются в выполнение задания, поверхностно оценивают проблемную ситуацию, имеют нестойкость интересов, интеллектуальную пассивность, пробелы в знаниях, связанные с отсутствием речевого опыта и ограниченной познавательной деятельностью, специфическое поведение и ряд других особенностей.     

В ДОУ  задача коррекционно-развивающей деятельности при реализации программы является дополнительной. В расписании НОД нет времени, специально отведенного для коррекционно-развивающей деятельности логопеда, поэтому приходится очень составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению образовательной программы и не нарушать СанПин. В связи с этим появляется необходимость в дополнительной форме логопедической работы, которая была бы направлена на оказание профилактической и коррекционно-развивающей помощи дошкольникам с речевыми недостатками . В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.     

Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного  процесса – кружковая работа.     

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).     

Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_na_konkurs.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с моторной алалией в условиях кружковой деятельности.

Программа кружка по развитию сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с моторной алалией

Пояснительная записка.

«Я слышу – и забываю.

Я вижу – и вспоминаю.

Я делаю – и постигаю»

(Конфуций)

          Данная программа направлена на развитие сенсомоторных навыков у детей с моторной алалией.

          Актуальность. Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания. И. П. Павлов выразил это простыми словами: «Глаз «учит» руку, рука «учит» глаз".

          В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями. Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, и в тоже время имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Цель программы:

Развивать сенсомоторную функцию руки ребенка с моторной алалией для активизации речевых зон в коре головного мозга.

Задачи:

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать систему сенсорных эталонов;

- способствовать возникновению побуждения к общению;

- развивать связную речь;

- учить передавать характерные особенности объектов в продуктивных видах деятельности.

Виды деятельности:

- Лепка;

- Аппликация;

- Рисование.


          Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет с моторной алалией. Программа включает в себя практические занятия на заданные темы продолжительностью 20-ܲ25 мин., проходящие во второй половине дня один раз в неделю.

Срок реализации: Октябрь - Январь.

Методы работы:

- Наглядный метод – рассматривание образца, обследование предметов, показ иллюстраций по теме и картин художников, наблюдение в природе.

- Словесный метод – чтение художественных произведений, беседы, вопросы.

- Практический метод – обучение детей навыкам рисования, лепке, ручного труда, аппликации, помочь усвоить и усовершенствовать сенсомоторные навыки и умения, развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук, развивать тонкие двигательные координации речевого аппарата посредством артикуляционной гимнастики.

Содержание программы:

ОКТЯБРЬ

Вид деятельности

Название занятия

Краткое описание, задачи

1.

Лепка с элементами конструирования из природного материала

«Петя-петушок, золотой гребешок»

Создание выразительного образа петушка из пластилина и природных материалов (шишки, желуди, осенние листья, лепестки цветов).

Задачи:

-расширять и активизировать

Словарь по теме «Природные материалы»;

-упражнять тонкие двигательные координации мышц речевого аппарата;

-развивать зрительное восприятие и внимание;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать комбинаторные и композиционные умения;

-развивать связную речь;

-воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии,  самостоятельность.

2.

Аппликация из природного материала на бархатной бумаге

«Листопад»

Создание композиции из природного материала (засушенные листья, лепестки, семена) на бархатной бумаге.

Задачи:

-расширять и активизировать словарь по теме «Листопад»;

-упражнять тонкие двигательные координации мышц речевого аппарата;

-развивать зрительный гнозис;

-развивать зрительное восприятие и внимание;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать пространственный гнозис;

-развивать связную речь;

-воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии, самостоятельность;

-воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

3.

Лепка предметная по представлению

«Мухомор»

Лепка мухомора конструктивным способом из 4 частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка).

Задачи:

-расширять и активизировать словарь по теме «съедобные и ядовитые грибы»;

-упражнять тонкие двигательные координации мышц речевого аппарата;

-закреплять знания основных цветов и умение их различать;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать пространственный гнозис;

-развивать связную речь;

-воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии, самостоятельность.

4.

Рисование красками (по представлению) и карандашами (с натуры)

«Яблоко спелое, красное, сладкое»

Рисование многоцветного (спелого) яблока гуашевыми красками и половинки яблока (среза) цветными карандашами.

Задачи:

-расширять и активизировать словарь детей по теме «Фрукты»;

-расширять представления детей о внешнем виде (форме, цвете) и вкусе яблок;

-упражнять тонкие двигательные координации мышц речевого аппарата;

-упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук;

-закреплять знания основных цветов и умение различать их;

-развивать зрительное восприятие и внимание;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать связную речь;

-воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии, самостоятельность.

НОЯБРЬ

Вид деятельности

Название занятия

Краткое описание, задачи

5.

Аппликация - мозаика с элементами рисования

«Тучи по небу бежали»

Знакомство с техникой аппликативной мозаики. Рисование по точкам (контур дождевой тучи).

Задачи:

-познакомить детей с техникой аппликативной мозаики;

-расширять и активизировать словарь по теме «Погодные изменения в природе»;

-упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук;

-упражнять тонкие двигательные координации мышц речевого аппарата;

-закреплять знания основных цветов и умение различать их;

-развивать устойчивость внимания и восприятия;

-развивать общую и мелкую моторику, согласованность в движениях обеих рук;

-развивать связную речь;

-воспитывать навык сотрудничества с  взрослым на занятии;

-воспитывать самостоятельность.

6.

Лепка сюжетная

«Ежик»

Лепка ежика с передачей характерных особенностей внешнего вида.

Задачи:

-учить детей лепить ежика;

-упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук;

-упражнять тонкие двигательные координации мышц речевого аппарата;

-развивать чувство формы;

-развивать композиционные умения;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать связную речь;

-воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии;

-воспитывать самостоятельность.

7.

Рисование с элементами аппликации

«Зайка серенький стал беленьким»

Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю – наклеивание бумажного силуэта серого цвета и раскрашивание белой гуашевой краской.

Задачи:

-учить детей видоизменять выразительный образ;

-расширять и активизировать словарь по теме «Способы адаптации животных к сезонным изменениям в природе»;

-упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук;

-упражнять тонкие двигательные координации мышц речевого аппарата;

-развивать воображение и мышление;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать связную речь;

-воспитывать интерес к познанию природы;

-воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии;

-воспитывать самостоятельность.

8.

Аппликация декоративная

«Полосатый коврик»

Составление красивых ковриков из полосок и квадратов, чередующихся по цвету. Задачи:

-обучать технике резания бумаги по линиям сгиба;

-закреплять знания основных цветов и умение их различать;

-упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук;

-упражнять тонкие двигательные координации речевого аппарата;

-развивать технику резания бумаги по прямой;

-развивать композиционные умения;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать связную речь;

-воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии;

-воспитывать самостоятельность.

ДЕКАБРЬ

Вид деятельности

Название занятия

Краткое описание, задачи

9.

Рисование декоративное, по мотивам кружевоплетения

«Зимнее окошко»

Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения.

Задачи:

-расширять лексический словарь по теме «Зима»;

-обучать детей рисованию в  стилистике кружевоплетения;

-упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук;

-упражнять тонкие двигательные координации артикуляционного аппарата;

-закреплять знания основных цветов и  умение их различать;

-развивать чувство формы и композиции;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать технику рисования концом кисти;

-воспитывать навык сотрудничества с взрослыми на занятии;

-воспитывать самостоятельность.

10.

Рисование декоративное, с элементами рисования

«Перчатки»

Изображение и оформление «перчаток» по своим ладошкам – правой и левой. Создание узора на «перчатках».

Задачи:

-обучать созданию орнамента по представлению или замыслу;

-упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук;

-упражнять тонкие двигательные координации речевого аппарата;

-закреплять знания основных цветов и умение их различать;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать графические умения;

-развивать связную речь;

-воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии;

-воспитывать самостоятельность.

11.

Лепка предметная

«Дед мороза принес подарки»

Лепка новогодних подарков -  моделирование частей (коробка, бант) по размеру и форме, вкрапление элементов декора (бусинки, пуговицы).

Задачи:

-расширение и активизация словаря по теме «Новый год»;

-закреплять знания об основных геометрических формах предметов и умение их различать;

-упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук;

-упражнять тонкие двигательные координации артикуляционного аппарата;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать воображение;

-развивать связную речь;

-воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии;

-воспитывать самостоятельность.

12.

Аппликация с элементами рисования

«Праздничная елочка»

Аппликативное изображение елочки из треугольников, полученных из квадратов путем разрезания их пополам по диагонали. Украшение елок декоративными элементами. Создание поздравительной открытки в подарок родителям.

Задачи:

-расширение и активизация словаря по теме «Праздничная елочка»;

-закреплять знания об основных геометрических формах предметов и умение их различать;

-закреплять знания основных цветов и умение их различать;

-упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук;

-упражнять тонкие двигательные координации артикуляционного аппарата;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать воображение;

-развивать связную речь;

-воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии;

-воспитывать самостоятельность, инициативность.

ЯНВАРЬ

Вид деятельности

Название занятия

Краткое описание, задачи

13.

Рисование пальцами

«Снеговичок»

Рисование нарядных снеговиков пальцами. Оформление комплектов зимней одежды.

Задачи:

-расширять и активизировать словарь по теме «Зима»;

-обучать приемам декоративного оформления комплектов зимней одежды;

-закреплять знания об основных геометрических формах предметов и умение их различать;

-закреплять знания основных цветов и умение их различать;

-упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук;

-упражнять тонкие двигательные координации речевого аппарата;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать воображение;

-развивать связную речь;

-воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии;

-воспитывать самостоятельность и инициативность.

14.

Лепка сюжетная по мотивам венгерской сказки

«Два жадных медвежонка»

Лепить медвежат конструктивным способом с разыгрыванием сюжета по мотивам венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка».

Задачи:

-обучать детей лепке конструктивным способом;

-закреплять знания об основных геометрических формах предметов и умение их различать;

-упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук;

-упражнять тонкие двигательные координации речевого аппарата;

-развивать общую и мелкую моторику, синхронизировать движения обеих рук;

-развивать зрительное и слуховое восприятие;

-развивать воображение и мышление;

-развивать связную речь;

-воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии;

-воспитывать самостоятельность и инициативность.

15.

Рисование сюжетное с элементами аппликации

«Храбрый мышонок»

Передача сюжета литературного произведения: создание композиции, включающей героя – храброго мышонка – и препятствия, которые он преодолевает (сказка эскимосов Аляски «Большое путешествие маленького мышонка»).

Задачи:

-учить детей передавать сюжет литературного произведения;

-расширять и активизировать словарь по теме «Животные севера»;

-закреплять знания об основных геометрических формах и умение их различать;

-закреплять знания основных цветов и умение их различать;

-упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук;

-упражнять тонкие двигательные координации артикуляционного аппарата;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать воображение и мышление;

-развивать связную речь;

-воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии;

-воспитывать самостоятельность и инициативность.

16.

Аппликация из цветной бумаги или ткани (коллективная) на основе незавершенной композиции

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

Создание аппликативных изображений рыбок и составление коллективной композиции «Наш аквариум».

Задачи:

-учить детей составлять гармоничные образы из отдельных элементов;

-расширять и активизировать словарь по теме «Наш аквариум»;

-закреплять знания об основных геометрических формах и умение их различать;

-закреплять знания основных цветов и умение их различать;

-упражнять мелкую моторику кистей и пальцев рук;

-упражнять тонкие двигательные координации артикуляционного аппарата;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать воображение и мышление;

-развивать связную речь;

-воспитывать навык сотрудничества с взрослым на занятии;

-воспитывать самостоятельность и инициативность;

-воспитывать навык сотрудничества с другими детьми в условиях коллективной работы.

Методическое обеспечение:

- Вܲаܲйܲнерܲмܲаܲн С. М. Сеܲнсомоторܲное рܲазܲвܲитܲие доܲшܲкоܲлܲьܲнܲиܲкоܲв / С. М. Вܲаܲйܲнерܲмܲаܲн. – М.: Дрофܲа, 2004

- Гܲаܲврܲиܲнܲа С. Рܲазܲвܲиܲвܲаеܲм руܲкܲи, чтоб учܲитܲьсܲя пܲисܲатܲь и крܲасܲиܲво рܲисоܲвܲатܲь / С. Гܲаܲврܲиܲнܲа, Н. Л. Кутܲяܲвܲиܲнܲа. – Яросܲлܲаܲвܲлܲь: Аܲкܲаܲдеܲмܲиܲя рܲазܲвܲитܲиܲя, 2000.

- Лܲыܲкоܲвܲа И. А. Изобрܲазܲитеܲлܲьܲнܲаܲя деܲятеܲлܲьܲностܲь в детсܲкоܲм сܲаܲду / И. А. Лܲыܲкоܲвܲа. – М.: КܲАܲРܲАܲПУЗ–ܲДܲИܲДܲАܲКТܲИܲКܲА, 2006. – 144 с.

- Мܲаܲлܲыܲшеܲвܲа А. Рܲаботܲа с тܲкܲаܲнܲьܲю / А. Мܲаܲлܲыܲшеܲвܲа. –ܲЯросܲлܲаܲвܲлܲь : Аܲкܲаܲдеܲмܲиܲя рܲазܲвܲитܲиܲя, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на развитие сенсомоторных навыков для детей 3-4 лет по теме: «Деревья осенью».

Цель: Рассмотреть опавшие листья березы, рябины, клена. Обратить внимание детей на красоту расцвеченной листвы. Учить находить листья по цвету и величине. Использовать листья в играх, составлять из ни...

МАСТЕР- КЛАСС «Использование дидактических пособий ПМК «Мозаичный парк» в процессе работы по развитию сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста в условиях семьи»

Цель мастер-класса: презентация опыта работы по внедрению в практику программно-методического комплекса «Мозаичный парк» в условиях логопункта в рамках системы работы с родителями....

Дидактическая игра по развитию сенсомоторных навыков у детей «Цветные листочки»

Дидактическая игра по развитию сенсомоторных навыков у детей «Цветные листочки»...

Дидактическая игра по развитию сенсомоторных навыков у детей 3-4 лет «Осенние листочки»

Дидактическая игра по развитию сенсомоторных навыков у детей 3-4 лет «Осенние листочки»Дидактические задачи:   Учить собирать целое из частей; закрепить знания о цвете;  раз...

Сообщение Тема: «Развитие сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии»

Развитие сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии...