Методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием с народной игрушкой (на примере семёновской матрешки)
учебно-методический материал

Курсовая работа на тему: "Методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием с народной игрушкой (на примере семёновской матрешки)


"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Курсовая работа62.75 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Клинцовский индустриально-педагогический колледж»

Байдукова Надежда Викторовна

Специальность

Специальное дошкольное образование

Курс 3, группа С20

Форма обучения очная

Методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием с народной игрушкой (на примере семёновской матрешки)

Курсовая работа

Научный руководитель

Куриленко Н.А. ___________

Клинцы

2023


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы ознакомления с народным искусством детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием 6

Сущность и значение ознакомления детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием с творчеством русского народа…………………………………………………………………………..6

История появления и отличительные особенности семеновской матрешки 9

Возможности ДОУ в ознакомлении с народным искусством средствами народной игрушки детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием 11

Анализ условий ознакомления с народным искусством детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием 18

Рекомендации к организации работы по ознакомлению с семеновской матрешкой детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27


ВВЕДЕНИЕ

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Неотъемлемой частью игры выступает игрушка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

Проблема значения игрушки в жизни ребенка весьма актуальна. Особенно в 21 веке, когда у современного ребенка появляются совершенно новые интересы, связанные с внедрением в наш повседневный быт электронной техники, компьютеров; появлению на прилавках российских магазинов игрушек, которые не отвечают педагогическим требованиям. Между тем в воспитательно-образовательной работе современного детского сада мало реализуется воспитательный потенциал народной игрушки.

Немаловажную роль в воспитании и развитии детей отводится народной игрушке, интересной детям, соответствующей их жизненному опыту, несущей в себе значительные возможности для познавательного, речевого развития, воспитания творческой личности, способной постичь красоту и непреходящую ценность духовной культуры народа, понять и оценить вклад своего народа в сокровищницу общечеловеческой культуры.

Тысячелетиями воспитывали ребенка, вводили его в мир культуры народные игрушки. Игрушкам каждого народа свойственны свои педагогические, художественные и технические традиции. Но, как справедливо указывал один из первых отечественных исследователей детской игры Е.А.Покровский, игрушки были первыми средствами воспитания, давали первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума. Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка [30].

Исследователь и собиратель народных игрушек Н.Д.Бартрам, а вслед за ним и классики дошкольной педагогики Е.А.Флерина, А.П.Усова, были единодушны в оценке особой воспитательной роли народной игрушки. Они отмечали, что в народной игрушке нет надуманности, она формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость, игрушка была интересна и детям и взрослым. Величайшая правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять окружающее и овладеть им обеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила овладевать основными видами труда взрослых [30].

Ребенку с самого детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес. Русская народная игрушка является очень важной частью нашей культуры. Подрастающее поколение это продолжатели рода. Вместе с ними будет продолжаться культура русского народа.

Незаслуженно забытые всеми матрешки, которые сегодня покупаются как сувениры, являются, по сути, полифункциональными куклами. Сначала ребенок просто складывает и раскладывает фигурки, знакомясь с формами, размерами матрешек и их цветами. Затем он учится складывать их в правильном порядке, развивая у себя логическое мышление и усидчивость. И, наконец, повзрослев, ребенок начинает ценить эту игрушку как память о прошедшем детстве. Именно поэтому ценность народных игрушек очень велика, и, прежде всего, с точки зрения воспитания. Ведь игрушка отражает мир человека, его природное окружение и внутренний мир. Эти игрушки одновременно и развлекают, и дарят положительный настрой, прививают любовь к Родине, ее истории, помогают лучше узнать уклад жизни.

Но важно не только просто купить русские народные игрушки и отдать их ребенку, необходимо рассказать ему их историю.

Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства воспитательно-образовательной работы.

Цель исследования: определить методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием с народной игрушкой (на примере семеновской матрешки).

Объект исследования: процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием с народной игрушкой.

Предмет исследования: методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием с народной игрушкой (на примере семеновской матрешки).

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, а также опыт работы по проблеме исследования.

2. Выполнить анализ условий использования народной игрушки в воспитательно-образовательной работе дошкольного образовательного учреждения.

3. Составить методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием с народной игрушкой (на примере семеновской матрешки).

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы;

- изучение педагогической документации.

База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад присмотра и оздоровления №32 «Сказка» г. Клинцы Брянской области.


ГЛАВА 1. Теоретические основы ознакомления с народным искусством детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием

  1. Сущность и значение ознакомления детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием с творчеством русского народа

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Общение с народным творчеством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль.

Изучением проблемы приобщения детей к народному творчеству занимались такие исследователи, как А.А.Грибовская [8], Т.С.Комарова [18], Л.Н.Пантелеев [22], Т.Я.Шпикалова [28]. По мнению ученых, народное декоративно-прикладное творчество является весьма эффективным средством художественного образования и эстетического воспитания молодого поколения.

Большой вклад в изучение русской народной игрушки внесли такие ученые, как А.А.Бакушинский, Н.Д.Бартрам, Г.М.Блинов, И.Я.Богуславская, В.М.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасова и др. [19].

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного и эстетического вкуса, осознание ими чувства прекрасного. Все это возможно осуществить через народное декоративно-прикладное творчество.

В современном образовании значительно увеличился интерес к проблемам использования традиций народной культуры в воспитании подрастающего поколения. Одним из аспектов образования и воспитания детей дошкольного возраста с сохранным развитием является знакомство с традициями народных ремесел. Передаваясь из поколения в поколение, они несут в себе исторический, духовный, эстетический опыт народа [19].

Т.С.Комарова [18] и Н.М.Конышева [15] считают, что деятельность, связанная с народным творчеством, удовлетворяет эстетические потребности человека. Суть педагогического потенциала народных ремесел в контексте воспитания детей состоит в развитии их творческой активности, самоопределения и самореализации. Через познание сущности гармонии прекрасного и полезного в изделиях народных ремесел возможно приобщение детей к народному творчеству.

Народное творчество - это художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народными творцами и бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, декоративное искусство [6].

Народное творчество подразумевает процесс создания русским народом новых культурных ценностей, воплощение их в художественных произведениях, которые передаются из поколения в поколение. Русское народное творчество является частью художественной культуры нашего общества, оно воплощает в себе традиции, то есть устойчивые формы жизни русского народа, отражающие особенности национального характера [6].

Русские народные промыслы - форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия народных промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры, их объединяет сочетание практической целесообразности с естественной красотой внешнего облика, идущей от окружающей природы. Знакомство детей с предметами декоративно - прикладного искусства развивает восприятие ребенка. У детей накапливаются различные образы и на их основе формируются представления. Декоративно - прикладное искусство, обладая яркой образностью, максимальной выразительностью, создает для этого хорошую основу.

К общим художественно-эстетическим особенностям русской народной игрушки относятся:

- глубина, многозначность и общечеловеческая ценность образов;

- символичность изображения;

- декоративность, лаконизм и обобщенность формы, ее гармония с содержанием образа, точность и предельная выразительность деталей;

- прекрасное чувство материала и его природных свойств;

- традиционность технологических приемов и композиций при огромном разнообразии их трактовок;

- отсутствие злых и устрашающих образов;

- яркость, условность росписи;

- полифункциональность [18].

Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, учит видеть и понимать окружающую жизнь. Смысл народной игрушки – развить, занять, порадовать ребенка. Русская народная игрушка яркая и самобытная, она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней. Народные игрушки своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.

Деятельность по ознакомлению старших дошкольников с творчеством русского народа принято рассматривать как элемент общей системы воспитательной работы, направленной на развитие личности средствами декоративно-прикладного искусства. Процесс ознакомления предполагает органичную связь в формировании знаний, чувств и активного действия в форме собственной декоративной деятельности детей.

Работа с дошкольниками по ознакомлению с творчеством русского народа строится на принципах тщательного отбора художественного материала, формирования обобщенных представлений о произведениях народного творчества, активного включения детей в разнообразную художественно-творческую деятельность, бережного и уважительного творчеству русского народа.


  1. История появления и отличительные особенности семеновской матрешки

Версий появления семеновской матрешки, как самостоятельного по стилистике исполнения изделия народного промысла, существует несколько. По одной из них, прототипом будущей игрушки-сувенира стала привезенная из Японии художником-передвижником Сергеем Малютиным фигурка старца-мудреца Фукуруму. Именно благодаря усилиям Малютина, а также приглашенного им к участию в проекте российского мастера Василия Звездочкина, на свет появилась забавная кукла из древесины. Основная фигурка первой матрешки была выполнена в образе матери-Матрены, а остальные 8 фигурок, компактно вмещаемые друг в друга – в образе ее дочерей и спеленутого малыша.

Произведя колоссальное впечатление на посетителей Всемирной Парижской выставки, прошедшей в 1900г., матрешка обрела внезапную и вполне заслуженную популярность. Сразу после этого производство забавной игрушки было неофициально запущено в ряде российских городов и сел, одним из которых и стал Семенов.

Со временем семеновская матрешка обрела свою самобытность и уникальную стилистику, разительно отличающую ее от загорской и полхов-майданской. С этого момента производство игрушки стало массовым и, помимо кустарного производства, стало осуществляться в заводских условиях по разработанной и утвержденной технологии.

Традиционно изготовленная и оформленная семеновская матрешка представляет собой деревянную куклу, имеющую достаточно большую площадь не закрашенных поверхностей. В то же самое время на фартуке изделия гармонично размещаются роскошные сказочные цветы внушительных размеров.

Процесс росписи семеновской матрешки начинается с наметки художником лицевых контуров: глаз, бровей, губ, румянца. Закончив данный этап, мастер переходит к прорисовке контуров других элементов: рук, фартука, головного платка, юбки. При этом, основные силы художник бросает на работу с фартуком, украшенным великолепными цветами и являющимся, центральным элементом сувенира.

После того, как все контуры прорисованы, мастер переходит непосредственно к раскрашиванию изделия, создавая, в конечном итоге, настоящий шедевр народного промысла.

Если говорить об основных отличительных особенностях семеновской матрешки, то здесь следует отметить следующие ее характерные черты:

- статность формы куклы и более тонкий, нежели, например, у сергиевской матрешки, верх;

- существенный объем незакрашенных участков;

- центральным элементом изделия является передник с большими цветами;

- доминирование в оформлении куклы красного, синего и желтого оттенков, применяемых при раскрашивании сарафана, платка, фартука и т.д.;

- незначительная асимметричность расположения букета (со смещением вправо) и т.д.

Важно упомянуть, что приблизительно до 1953 года семеновский вариант матрешки был менее популярен, нежели сергиевский или загорский. Но однажды, оказавшись на международных выставках, семеновская матрешка внезапно стала гораздо популярнее своих «конкуренток». И произошло это, в первую очередь, благодаря более колоритному и красочному стилю семеновской росписи [6].


Возможности ДОУ в ознакомлении с народным искусством средствами народной игрушки детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием

В дошкольном образовательном учреждении очень важно проводить системную работу по ознакомлению дошкольников с народным искусством, чтобы национальная принадлежность впитывалась с самого раннего возраста.

Ознакомление старших дошкольников, имеющих сохранное развитие, с народным искусством предполагает, прежде всего, эмоционально-эстетическое восприятие детьми произведений народного искусства; наличие начальных знаний о специфике произведений народного искусства, их образном характере; побуждение детей к выражению полученных впечатлений в различных видах художественно-творческой деятельности.

Процесс ознакомления с народным искусством состоит в расширении представлений детей о многообразии изделий народного творчества, знакомстве с традициями русского народа в доступной для детей форме, формировании положительной эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений народного искусства, воспитании уважительного отношения к труду народных мастеров [28].

В работу по ознакомлению детей с народным искусством включаются различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществляется в интегративной форме: на познавательных, музыкальных занятиях, занятиях по продуктивной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности.

Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками, имеющими сохранное развитие, видов народного искусства является народная игрушка. Народные игрушки воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости [7].

Задачи знакомства детей с народным искусством следующие:

- знакомить детей с бытом, архитектурой, с праздниками и фольклором древних представителей национальных культур;

- знакомить с семантическим содержанием произведений народного декоративно-прикладного искусства;

- знакомить детей с историей создания конкретного промысла;

- учить выделять выразительные средства художественных промыслов: цветосочетания, элементы, композицию расположения украшений на изделиях декоративно-прикладных промыслов;

- формировать умение создавать свои произведения работы по мотивам народного декоративно-прикладного искусства [21

Работа с дошкольниками по ознакомлению с народным искусством строится на принципах, определенных Т.С.Комаровой:

- ознакомлению с творчеством русского народа на основе высокохудожественных образцов народного декоративно-прикладного искусства;

- тщательный, обусловленный возрастными особенностями детей, отбор художественного материала по различным видам народного искусства;

- постепенное введение в жизнь ребенка новых видов народного искусства;

- формирование обобщенных представлений о способах выполнения узоров, ритме, симметрии, композиции как основных средствах выразительности произведений народного искусства;

- интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

- активное включение детей в художественно-творческую деятельность;

- создание эстетической среды в повседневной жизни;

- бережное и уважительное отношение к народному творчеству [18].

Система художественного образования детей дошкольного возраста с сохранным развитием включает эстетическое воспитание и общее художественное образование. В дошкольных общеобразовательных учреждениях реализуются программы художественного образования.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л.Князева и М.Д.Махалева) [13] предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре. Основная цель программы - способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Программа рассчитана на работу с детьми трех-семи лет.

Программа «Детство» [9] имеет ярко выраженную гуманистическую направленностью. Важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников авторы программы «Детство» считают приобщение к искусству - музыке, литературе, народной культуре.

Еще одной программой духовно-патриотического воспитания дошкольников является программа «Истоки» [11], направленная на обогащение (амплификацию) психического развития ребенка и максимальную реализацию возможностей каждого возрастного периода.

Целями своей программы авторы считают разностороннее развитие ребенка; формирование универсальных, в том числе творческих, способностей; обеспечение для всех детей равного старта развития.

В программе «Народное искусство в воспитании детей» (Т.С.Комарова) раскрываются содержание и методика ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с народным искусством [18].

Программа по обучению детей дошкольного возраста декоративному рисованию «Радость творчества» (О.А.Соломенникова) предполагает углубленную работу по развитию художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами декоративно-прикладного искусства [26]. Основные задачи программы: расширить представления детей о многообразии произведений декоративно-прикладного искусства; развивать эстетический вкус, умения и навыки рисования; закреплять умение рисовать декоративные элементы; знакомить детей с законами построения геометрического и растительного орнамента.

В программе И.А.Лыковой «Наши писанки» знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства вводит детей в гармоничный мир народной культуры, дает представление о жизни людей в прошлом. К программе прилагаются комплекты технологических карт с «пошаговым» показом техники создания конкретного художественного образа и вариантов его творческого воплощения [17].

Н.В.Ермолаева в программе «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство» знакомит детей с техникой выполнения витража, росписи по дереву, декорирования тканей [10].

Активно используется разработанная Г.Н.Пантелеевым система обучения старших дошкольников использованию различных цветов спектра в сочетании с цветным фоном [22].

Большой вклад в разработку содержания и методики ознакомления детей с народными декоративными промыслами внесла Т.Я.Шпикалова. Ее программа «Основы народного декоративно-прикладного искусства» объединяет изобразительное искусство и художественный труд [28].

Таким образом, анализ программ духовно-патриотического и эстетического воспитания дошкольников демонстрирует большое желание привить детям любовь к своей Родине и ее культурному наследию.

В процессе ознакомления дошкольников с народным искусством широко используются подлинные произведения декоративного искусства. При их рассматривании внимание детей обращается на красоту, изящество, вкус, с которым они выполнены. Детей учат выделять выразительные средства декоративного искусства - входящие в узор элементы, их расположение, сочетания цветов и особенности композиции [24].

В группе должны быть наглядные пособия, произведения декоративного искусства, доступные детям разнообразные изобразительные материалы, настольные игры, сутью которых является выкладывание узоров из картонных форм-частей сложных элементов [15].

Т.Я.Шпикалова предлагает в качестве дополнительного материала использовать таблицы, дающие возможность выбирать элементы узора, но в ином их расположении, цвете [28].

Для приобщения детей к народному искусству можно организовать экскурсию в художественный цех, мастерскую, на выставку изделий народных мастеров. Смысл такой экскурсии заключается в активизации детских чувств, восхищении красотой, а на этом фоне проводится сообщение детям знаний об ассортименте изделий и их функциональном назначении, особенностях, своеобразии узоров, технологическом процессе изготовления. Подобное посещение мастерских, выставок, как считает А.А.Грибовская, должно быть неоднократным, с определенным объемом информации, предполагающим всякий раз углубление и уточнение знаний [6]. Дополнением может быть просмотр фильмов, слайдов, открыток, художественных альбомов, чтение литературы. После накопления соответствующих знаний полезно провести с детьми беседу обобщающего характера.

Т.Г.Казакова подчеркивает необходимость разработки цикла занятий, направленных на ознакомление старших дошкольников с народной игрушкой. Цикл занятий выстраивается системно, в основе его - постепенное усложнение содержания, характера познавательной деятельности, степени самостоятельности детей [10].

На первом этапе решают задачу формирования интереса к народной игрушке, проявления эмоциональной отзывчивости, чувства радости от встречи с ней. Это обуславливает и своеобразное применение таких методических приемов, как создание игровых и сюрпризных моментов. Для этого можно использовать кукол в народных костюмах. При этом используется народный фольклор: потешки, стихотворения - привлекающий внимание к тому или иному образу игрушки. Для формирования у детей представлений о характерных особенностях народной росписи, которой украшена народная игрушка, Т.Я.Шпикалова предлагает рассматривать и сравнивать красочные наряды кукол, называть элементы узоров, их цвет. Главная задача - научить дошкольников рассматривать предметы народного декоративно-прикладного искусства так, чтобы дети затем могли выделить средства выразительности у любого образа игрушки [25].

На следующем этапе работы можно предложить детям своими руками изготовить народную игрушку. После этого ребята старательно наносят на игрушки разнообразные узоры [12].

О.А.Соломенникова рекомендует привлекать родителей к совместному посещению выставки народных умельцев, приобретению народных игрушек, чтению сказок, рассматриванию книг и иллюстраций. Взаимодействие родителей и дошкольного образовательного учреждения по вопросам приобщения детей к народному искусству может проходить при проведении совместных фольклорных праздников и досугов («У матрешки день рождения», «Праздник свистульки», «Праздник дымковской игрушки», досуг «Диво дивное, чудо чудное» и др.) При подготовке к данным праздникам родители активно вовлекаются в жизнь группы (оформляют костюмы, принимают участие в выставках изделий декоративно – прикладного искусства, исполняют роли на праздниках и др.) [24].

Все русские народные игрушки являются не просто украшением группы. Дети активно могут использовать их в разных видах деятельности – в подвижных, сюжетных, режиссерских играх, театрализованной и продуктивной деятельности.

Системный анализ народной игрушки как произведения искусства предполагает определение ее идейно-образного содержания, характера материала и его обработки, взаимодействия силуэта игрушки с цветом и орнаментом на ее поверхности, наличия звука (с указанием его характера и возможности изменения в процессе игры), значения игрушки в конкретной социально-бытовой среде [23].

Таким образом, ознакомление старших дошкольников с народным искусством средствами народной игрушки рассматривается как целенаправленный процесс, который должен осуществляться постоянно, активно, с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Организация образовательного процесса представляет собой знакомство с народными игрушками, а также развитие художественного творчества детей. Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, включение детей в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, становятся основной для глубокого познания особенностей народной игрушки.

В дошкольном образовательном учреждении детей окружают народные игрушки. Их можно активно включать в педагогический процесс: использовать на занятиях, развлечениях, в самостоятельной деятельности детей. Эффективность педагогического воздействия зависит от создания специальных условий.


Анализ условий ознакомления с народным искусством детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием

Условия успешного ознакомления старших дошкольников с сохранным развитием с народным искусством определяются выбором форм и методов обучения и воспитания. Одно из условий - это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.

Для успешного воспитания детей в национальных традициях важна реализация на практике организационных и методических приемов педагогической работы. Знакомство с народным искусством может включаться в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, продуктивную) и т.д.

Для реализации указанных направлений можно использовать самые разнообразные средства.

- устное народное творчество;

- художественную литературу;

- игру, народную игрушку и национальную куклу;

- декоративно-прикладное искусство;

- музыку;

- этнические мини-музеи [14].

Важными условиями для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родной культуры в пространстве ближайшего социального окружения (дома и детского сада), могут стать:

- эмоционально благополучная атмосфера дома и детского сада, где взаимоотношения между людьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении,

- личностно-ориентированный способ общения;

- бережное отношение взрослых и сверстников к результатам творческой деятельности;

- предоставление возможности разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом;

- активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада [26].

Условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с народным искусством являются:

- включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы дошкольного учреждения;

- определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребенка предметами народного искусства, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью;

- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности.

Работа по ознакомлению дошкольников с народным искусством посредством народной игрушки реализуется через введение ребенка в мир народной культуры; знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями; использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с родителями.

В своей работе с детьми педагогический коллектив муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад оздоровления и присмотра №32 «Сказка» г.Клинцы Брянской области уделяют большое внимание созданию развивающей предметно-пространственной среды с учетом особенностей культуры и традиций русского народа. В основу воспитательно-образовательной работы данного образовательного учреждения взята Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой и Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад оздоровления и присмотра №32 «Сказка» на 2022-2023 учебный год.

В детском саду имеется уголок русской избы, в котором собраны предметы русского быта, куклы в русских народных костюмах, изделия, украшенные вышивкой.

Для более глубокого знакомства с народной игрушкой в дошкольном учреждении создается коллекция народных игрушек (семеновские и полхов-майданские матрешки, богородские игрушки-забавы, дымковские игрушки, тряпичные куклы), разрабатываются дидактические игры «Узнай игрушку», «Отгадай, кто это?», «Сложи картинку», «Составь узор по образцу», «Найди пару», «Дорисуй игрушку», «Придумай узор», «Собери картинку из частей», «Найди домик для игрушки».

Воспитатели активно использую такие формы работы с детьми, как:

- рассматривание подлинных народных игрушек (матрешек, богородской игрушки-забавы, хохломской посуды), иллюстраций, альбомов;

- беседы о народных игрушках, о традициях России;

- просмотр видеосюжетов о народной игрушке;

- дидактические игры;

- организация развлечений;

- разучивание стихов.

Содержание развивающей предметно - пространственной среды периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается материалом, интересным для детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием.

Посещение уголка русской избы всегда вызывает у детей чувство радости, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности. Народные игрушки используются в процессе образовательной деятельности, где у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления об истории возникновения народной игрушки, о традициях России. Детский сад посещает выездной мини-музей, где детей знакомят с истоками русского народного творчества, с декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами и народной игрушкой. В уголки художественного творчества наряду с изделиями народных мастеров воспитатели помещают наглядные материалы об игрушках русского народа: папки с силуэтным моделированием, иллюстрации и таблицы с последовательностью лепки народной игрушки, элементами народных росписей; материал для самостоятельного творчества детей (пластилин, глина, краски, силуэты изделий из бумаги).

Таким образом, изучение педагогической документации и анализ опыта работы воспитателей показал, что ознакомление старших дошкольников с народной игрушкой в дошкольном образовательном учреждении осуществляется путем создания предметно-пространственной среды, ознакомления детей с историей создания народной игрушки, показа приемов лепки народных игрушек и их росписи. Народные игрушки используются при проведении досугов, в процессе художественно-речевой деятельности детей, на занятиях по продуктивным видам деятельности, в кружковой работе с дошкольниками.

При этом следует отметить, что знакомство с матрешкой широко используется только в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Дети старшего дошкольного возраста с сохранным развитием углубленно знакомятся с видами декоративных росписей (дымковской, филимоновской, городецкой, полхов-майданской, гжельской, каргопольской росписью). С историей создания народной игрушки детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием в полной мере не знакомят.


Рекомендации к организации работы по ознакомлению с семеновской матрешкой детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием

  1. В развивающей предметно-пространственной среде (в уголке продуктивной деятельности) необходимо поместить семеновские матрешки, книжки-раскраски по мотивам семеновской росписи.
  2. Детей активно знакомят с историей семеновской матрешки, с элементами семеновской росписи, используя игровые, сюжетные занятия, интегрируя с различными видами детской деятельности.
  3. Во время знакомства с семеновской матрешкой в уголках книги, продуктивной деятельности располагают матрешки, альбомы с репродукциями, фотографии, репродукции семеновских матрешек.
  4. Для приобщения детей к истокам русского народного творчества рекомендуется читать сказки; знакомить с русскими пословицами, поговорками, песнями и хороводами; проводить занятия по народной игрушке и т.д.
  5. Яркие семеновские матрешки вызывают большой интерес. Нужно рассказывать о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно подводить к осмыслению понятия «народная игрушка». Можно предложить детям попробовать составить небольшие рассказы, где действующим лицом была бы семеновская матрешка.
  6. Проводя занятия по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой, воспитатель может решать целый комплекс задач:

- образовательные (знакомство с историей создания народной игрушки, изучение особенностей изготовления, символики, орнамента, закрепление понимания взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора);

- развивающие (развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, восприятия, памяти, творческих способностей);

- воспитательные (воспитание бережного отношения к игрушке, труду народных мастеров и т. д.).

7. Знакомя детей с матрешкой, надо представить ее ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Все это вызовет у дошкольников интерес к семеновской матрешке, чувство радости от встречи с прекрасным.

8. Методика работы с народной игрушкой может вестись в двух направлениях:

- общевоспитательная работа по материалам декоративно-прикладного искусства;

- специальное обучение детей соответствующей деятельности.

9. В совместной деятельности с детьми, индивидуально или с подгруппой (с учетом интересов детей) можно проводить дидактические игры «Угадай по описанию», «Чего не хватает?». «Матрешки-хозяюшки», «Наряди матрешку», «Где спрятано?», «Найди пару».

10. В уголках для родителей, информационных стендах помещают консультации-рекомендации для родителей воспитанников, например, «Знакомим дошкольников с семеновской матрешкой».

11. Учитывая многообразие задач обучения, народные игрушки следует использовать более широко в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Их подбор должен соотноситься с возрастными особенностями ребенка и содействовать физическому, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию дошкольников.

12. Следует систематизировать дальнейшую работу по использованию семеновских матрешек не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей курсовой работы мы выполнили анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме ознакомления детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием с народной игрушкой. Теоретический анализ литературы показал, что специфика использования народной игрушки в педагогическом процессе рассматривалась в исследованиях Т.С.Комаровой [18], М.А.Некрасовой [19], Т.Г.Казаковой [12] и др. Определению содержания, форм и методов воспитания дошкольников на материале народного искусства уделяли большое внимание О.Л.Князева [13], Т.С.Комарова [18], О.А.Соломенникова [26] и др.

В отечественной педагогике с данных времен проповедуется главный принцип: воспитывать детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном искусстве того края, где живет человек. Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Народная игрушка может использоваться как на занятиях, так и самостоятельной деятельности дошкольника.

Общение детей с народной игрушкой очень важно для художественного развития дошкольников, они становятся соучастниками народных творцов, изучают средства выразительности и декоративности цветовых и пластических решений.

При всем многообразии народная игрушка обладает рядом качеств: условность изображения, лаконизм формы и выразительность образа, достигаемые умелым выявлением и подчеркиванием отдельных признаков игрушки.

Семеновская матрешка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в народном творчестве. Более «детскую» игрушку трудно придумать. Из всего многообразия народных промыслов именно семеновская матрешка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка. Воспитателю необходимо приложить массу усилий, чтобы у детей сохранился интерес к семеновской матрешке.

Познавая красоту народной игрушки, дети испытывают положительные эмоции, на основе которых развиваются более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга, образуются образы представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, у них развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус.

Работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием с семеновской матрешкой будет наиболее эффективной и успешной при соблюдении определенных условий:

- эстетическая развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна постоянно обогащаться народными игрушками;

- необходимо разработать и реализовать систему занятий по ознакомлению старших дошкольников с сохранным развитием с семеновской матрешкой;

- воспитатель, в процессе проведения занятий должен демонстрировать народные игрушки, подчеркивать их разнообразие по форме, раскраске;

- занятия следует начинать с создания интереса и эмоционального настроя к художественному процессу, восприятия подлинных образцов народной игрушки.

Таким образом, цель работы, определенная в начале исследования, реализована, поставленные задачи выполнены.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013. № 1155. Режим доступа: [, свободный

2. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-фз. Режим доступа: [. свободный

3. Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе/ Г.И.Батурина, Т.Ф.Кузина. - М.: Школьная Пресса, 2019. - 144 с.

4. Бойчук, И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа / И.А.Бойчук. – СПб.: Детство-Пресс, 2020. – 432 с.

5. Большой энциклопедический словарь / под. ред. А.М.Прохорова. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб: Норинт, 2020. – 1456 с.

6. Варава, Л.М. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.М.Варава. – Ростов н/Д.: Феникс, 2019. – 303 с.

7. Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду / И.Г.Гаврилова. – СПб.: Детство-Пресс, 2019. – 160 с.

8. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации /А.А.Грибовская. – М.: Скрипторий, 2019. – 152 с.

9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. – 321 с.

10. Ермолаева, Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно прикладное искусство. Парциальная программа / Н.В.Ермолаева. – СПб.: Детство-Пресс, 2019. - 144 с.

11. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И.Алиева и др. - М.: ТЦ Сфера, 2019. - 161 с.

12. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г.Казакова. - М.: Владос, 2018. – 255 с.

13. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры / О.Л.Князева, М.Д.Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2018. – 304 с.

14. Ковычева, Е.И. Народная игрушка / Е.И.Ковычева. – М.: Владос, 2019. – 260 с.

15. Конышева, Н.М. Готовимся к школе. Художественно-конструкторская деятельность детей старшего дошкольного возраста / Н.М.Конышева. – М.: Просвещение / Бином, 2020. - 96 с.

16. Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребенка / Е.А.Коссаковская. - М.: Просвещение, 2018. - 62 с.

17. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду / И.А.Лыкова. - М.: Карапуз, 2018. - 144 с.

18. Народное искусство в воспитании детей / Т.С.Комарова. – М.: Российское педагогическое агентство, 2018. – 208 с.

19. Некрасова, М.А. Народное искусство России в современной культуре / М.А.Некрасова. - М.: «Коллекция М», 2019. - 256 с.

20. Нечаев, М.П., Романова, Г.А. Методическая деятельность дошкольной образовательной организации в реализации ФГОС ДО / М.П.Нечаев, Г.А.Романова. - СПб, Невская перспектива, 2019. - 212 с.

21. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 336 с.

22. Пантелеев, Г.Н., Максимов, Ю.В., Пантелеева, Л.В. Декоративное искусство – детям / Г.Н.Пантелеев, Ю.В.Максимов, Л.В.Пантелеева. – М.: Просвещение, 2018. - 143 с.

23. Погодина, С.В. Теория и методика развития изобразительного творчества / С.В.Погодина. – М.: Академия, 2019. – 352 с.

24. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. – М.: Корифей, 2018. – 96 с.

25. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву / М.С.Соколова. – М.: Владос, 2018. – 304 с.

26. Соломенникова, О.А. Радость творчества / О.А.Соломенникова. – М.: ИПК и ПРНО МО, 2018. – 176 с.

27. Урунтаева, Г.А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка / Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 2018. - 185 с.

28. Шпикалова, Т.Я., Макарова, Н.Р., Щирова, А.Н. Волшебный мир народного творчества. 5-7 лет / Т.Я.Шпикалова, Н.Р.Макарова, А.Н.Щирова. – М.: Просвещение, 2021. – 95 с.

29.

30.

31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещение Руси и личности Князя Владимира"

О важности приобщения ребенка к историческим событиям нашей России, народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы  живем...

« Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира).

Консультация для педагогов по ознакомлению с историческим прошлым России и выдающими людьми, на примере личности Князя Владимира....

« Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира).

Консультация для педагогов по ознакомлению с историческим прошлым России и выдающими людьми, на примере личности Князя Владимира....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с дымковской народной игрушкой»

Данный план поможет педагогам в работе по ознакомлению детей с дымковской народной игрушкой.способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей, воспитывать интерес к народно...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественными произведениями коренных народностей Красноярского края

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОО   в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с профессиями на примере произведения В. Маяковского «Кем быть?»

Мастер-класс для педагогов«Ознакомление детей старшего дошкольного возрастас общим недоразвитием речи с профессиямина примере произведения В. Маяковского «Кем быть?»...

Фотомоделтрование как эффетивный метод ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями

Данная презентация знакомит с методом фотомоделирования при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с профессиями....