мастер класс «Организация работы наставника с молодыми педагогами»
материал
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Организация работы наставника с молодыми педагогами»
«Обучая других, мы учимся сами» (Л. Сенека)
Дата проведения – 18.11.2023г.
Место проведения – актовый зал ДО.
Наглядность и оборудование: ноутбук, проектор, коробочки, елка, цветные ленты, цветные карандаши, белые шары из бумаги.
Ход мастер- класса
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мне хочется пожелать всем здоровья, плодотворного сотрудничества, новых проектов, креативных идей и сотрудников, профессионального роста и мастерства.
Ведущий: Профессиональный рост и мастерство сотрудников – это залог успеха и качественных услуг любой организации. А образовательной – в особенности, т.к. педагог обучается, совершенствуется на протяжении всей педагогической деятельности. А достигнув высоких результатов, может помочь приобрести определенные педагогические компетенции и у молодых специалистов.
СЛАЙД 1.
Итак, тема нашего мастер-класса ««Организация работы наставника-воспитателя с молодыми специалистами»
СЛАЙД 2.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Если молодые воспитатели не получают поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы». В нашем детском саду решением данной проблемы является наставничество.
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
СЛАЙД 3.
Цель наставничества в ДО - создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
- обеспечить наиболее легкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя;
- использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
- совместно планировать мероприятия, способствующие профессиональному росту;
- приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения, объединять вокруг традиций ДО.
Ведущий: Основная цель наставничества - создание таких условий для профессионального роста молодых специалистов, чтобы у наставляемых появился интерес к самосовершенствованию.
Наверно, и вас в сегодняшней нашей встрече привлекли внимание праздничные коробочки под номерами. Настало время узнать, что же в них.
СЛАЙД 4.
Коробочка № 1 Слово НАСТАВНИК.
Задание: Давайте попробуем расшифровать каждую букву в этом слове, в соответствие с компетенциями наставника и с вашими ассоциациями с данным словом.
СЛАЙД 5:
Признаки наставничества:
- гибкость в организации: нет прописанного набора правил или требований, деятельность может осуществляться разными путями и в различных ситуациях;
- основа наставничества – взаимодействие при взаимном интересе и ценностно-ориентированной ситуации обоих;
- это наиболее эффективный метод адаптации к профессии на любом этапе
- профессиональной карьеры;
- оно индивидуально;
- ориентировано на людей; направлено на повышение профессионализма, а
не на изменение личности;
- это одна из эффективных форм профессионального обучения, включающая в себя систему обратной связи;
- наставничество может быть координирующим, стимулирующим и управляющим процессом, который действует параллельно или дополнительно к любому иному методу.
Ведущий: Совместная деятельность наставника и молодого воспитателя принесет положительные результаты, если она будет построена в соответствии с некоторыми принципами. Принципы наставничества представлены на слайде.
СЛАЙД 6.
Принципы наставничества
Мотивация Сотрудничество Системность
Ведущий: представляю вам опыт КОУЧИНГ - ТРАДИЦИОННОЙ МОДЕЛИ наставничества воспитателя и молодого специалиста .
СЛАЙД 7: Традиционная модель наставничества или партнерское - наставничество «один на один. Взаимодействие между более опытным специалистом и начинающим сотрудником в течение определенного периода времени (3-6-9-12 месяцев). Как правило, между наставником и подопечным устанавливаются тесные личные отношения, которые помогают обеспечить заинтересованный индивидуальный подход к сотруднику, создавая комфортную обстановку для его развития.
Совместно с молодыми педагогами, мы участвовали в выполнении ежемесячных циклограмм дошкольного отделения. В начале года наставники делились своим опытом работы с молодыми воспитателями, они наблюдали за работой наставника – режимные моменты, НОД, прогулки, занятия, нетрадиционные техники рисования «Осенний листопад», развитие речи «Путешествие по сказкам», ФЭМП «Веселая математика»
С октября до конца ноября я посещала все режимные моменты группы в смену молодого воспитателя, после чего мы провели их подробный анализ (положительные и отрицательные моменты, и их пути исправления недочетов).
Были посещены занятия по развитию речи « Осень в волшебном лесу», по развитию познавательных процессов – «По мотивам сказки «Три поросенка», «Зимующие птицы», рисованию «Дымковская уточка»
- Подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми;
- Заполнение информационной карты педагога;
- Составление совместного плана молодого специалиста и наставника.
Ведущий: Уважаемые коллеги, есть ли у вас примеры данной модели сотрудничества? (Ответы команд)
СЛАЙД 8.
Коробочка № 2: Шары
Предлагаем вам выбрать шар любого цвета и назвать с чем он у вас ассоциируется.
Ведущий: А теперь представьте, что выбранный вами шар – это наставник. И Вы выбирали его по принципу ……….?(ответы)
Каждый из молодых специалистов испытывает трудности в начале работы, но определенные представления о профессиональной деятельности уже присутствуют. Совместная работа принесет больших результатов, если взгляды, интересы будут совпадать, иными словами - наставник будет импонировать молодому специалисту.
СЛАЙД 9:
Флэш-наставничество – осуществление выбора.
Опытные сотрудники участвуют в короткой встрече с потенциальными подопечными, в ходе которой наставники могут поделиться своим жизненным опытом по построению карьеры и дать некоторые рекомендации. После этой встречи ее участники решают, хотели бы они продолжить отношения наставничества или нет с каким- либо потенциальным наставником.
Второй вариант: данной модели – молодой специалист в короткий промежуток времени, знакомится с опытом работы потенциальных наставников, посещает мероприятия с их участием, занятия с детьми, наблюдая за их стилем и системой работы. Далее осуществляется самостоятельный выбор наставника.
Ведущий: К сожалению, данная модель не практиковалась в нашем дошкольном отделении, хотя она является достаточно интересной. Уважаемые коллеги, предлагаем вам поделиться опытом в данной модели наставничества.
КОРОБОЧКА № 3 Иллюстрация
СЛАЙД 10
СИТУАЦИИ
Ведущий: Уважаемые коллеги, что изображено на данной иллюстрации? Название следующей модели наставничества говорит само за себя – помощь в определенной ситуации. Предлагаем вам разобрать несколько ситуаций.
(зачитать ситуацию и варианты по ее разрешению)
СЛАЙД 11: Ситуационное наставничество - предоставление наставником необходимой помощи всякий раз, когда подопечный нуждается в указаниях и рекомендациях. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного. Такое взаимодействие сложно формализовать, поэтому дело обычно ограничивается устными указаниями наподобие «Если будет что-то непонятно, обращайтесь к Ивану Ивановичу», т.е. при сложившийся ситуации, наставник получает совет от того, кто лучше в ней разбирается.
КОРОБОЧКА № 4 Иллюстрация.
СЛАЙД 12
Ведущий: Уважаемые коллеги, посмотрите внимательно на изображение. Как вы думаете, с какой моделью наставничества его можно соотнести? (можно по наводящим вопросам)
Модель реверсивного наставничества предполагает вовлечение всего персонала на всех уровнях организации независимо от возраста и положения. Однако нередко старшие сотрудники испытывают трудности, когда им приходится осваивать новые технологии и приемы работы.
Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия.
Молодой педагог получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – и со всей адаптивной средой. Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.
Но бывает и наоборот. При этом опытный, высококвалифицированный профессионал, старший по возрасту, опыту или позиции, становится подопечным младшего по этим параметрам сотрудника, который считается его наставником по вопросам новых тенденций, технологий и т.д. Для многих организаций такая модель наставничества помогает решить проблему недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов в области информационных технологий и интернет- коммуникаций, повысить их мотивацию и нейтрализовать опасения по поводу своего будущего в организации, наладить взаимопонимание и дружеские отношения между разными поколениями.
Подводя итог, можно отметить, что работа с молодым воспитателем помогает мне согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи с коллегами, делает меня владельцем секретов мастерства и накопленного опыта педагогами нашего дошкольного учреждения.
Моя коллега, начинающая работать в системе ДО, в свою очередь привносит в мои профессиональные знания свои новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулируют меня к повышению уровня педагогической компетентности. А ведь учиться никогда никому не поздно!
СЛАЙД 13
Ведущий: Коробочка № 6 (Бантики, ленточки) А теперь нам предстоит проверить взаимодействие на практике - упаковать коробочки бантиками, но работать мы будем в парах. Взявшись за руки (левая, правая) вы будете работать вторыми руками.
Ведущий: Молодцы! Вы замечательно справились. Мы желаем вам, чтобы работа ваших наставников и молодых педагогов всегда была слаженной, гармоничной и плодотворной.
На этом наш мастер-класс подошел к концу. Спасибо всем за участие и за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы наставника с молодым педагогом
План работы для стажистов...
Перспективный план работы наставника с молодым педагогом
Развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога....
План работы наставника с молодым педагогом
Наставничество - одна из функций работника, предполагающая помощь новому сотруднику в период адаптации на новом рабочем месте. Включает в себя планирование, организацию и контроль введения нового рабо...
Перспективный план работы наставника с молодыми педагогами
Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога Задачи: оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельност...
План работы наставника с молодым педагогом
План работы наставника с молодым педагогом в МКДОУ детский сад "Улыбка" Чулымского района...
Мастер-класс «Совместная деятельность наставника и молодого педагога по проектированию повышения квалификации, как залог профессионального роста молодого специалиста»
Цель: содействовать повышению квалификации молодого педагога....
Методические рекомендации по использованию «Коучинг–сессии» при организации работы наставника и молодого педагога
Коуч-сессия – это периодическая и особым образом структурированная беседа Коуча (наставника) с Клиентом (воспитателем, педагогом), задача которой состоит в продвижении к поставленной цели Клиент...