"День российской науки"
план-конспект занятия (старшая группа)

Наталья Игоревна Шевченко

познакомить детей с памятной датой, связанной с возникновением

науки в России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «День российской науки» 

Цель: познакомить детей с памятной датой, связанной с возникновением

науки в России, познакомить с именами основоположников российской науки; вызвать интерес к опытно-исследовательской деятельности.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Программные задачи:

- обогатить знания детей о мире открытий, расширить их кругозор;

- дать представление о том кто такие ученые, изобретатели;  

- развивать память, логическое мышление, умение делать и формулировать выводы.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Программные задачи:

- воспитывать уважение к русским ученым и изобретателям;

- воспитывать интерес к познавательной и исследовательской деятельности.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Программные задачи:

- пополнить и активизировать словарный запас;

- развивать связную речь у детей;

- формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.

Словарная работа: «академик», «ученый», «изобретатель», «изобретение»,«лаборант».

Оборудование.

Слайд с изображением здания Российской Академии наук.

Слайды с портретами: Петра Великого, М. В. Ломоносова, А. С. Попова, И. С. Павлова, К. Э. Циолковского, С. П. Королева.

Шапочки,  одноразовые стаканы, тарелки, ложки, тарелки с солью.

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня 8 февраля! Российское научное сообщество отмечает свой профессиональный праздник. Об этом празднике мы сегодня будем говорить.

А началось все с того, что много-много лет назад, когда нашей страной управлял не президент, а царь по имени Петр, по прозвищу Великий.

Своим царским указом царь Петр основал Академию наук и художеств. Эта Академия существует и в наше время и называется Российской Академией наук. (слайд)

Как вы думаете, кто работает в этом здании? (Ответы детей)

В этом здании работают академики. А кто это (Ответы детей)

Это ученые, люди, которые занимаются наукой. Это люди, которые постоянно стремятся к знаниям, занимаются научными исследованиями, делают открытия.

Наука охватывает все сферы жизни на земле. Ее значимость нельзя переоценить. Благодаря науке жизнь человека изменилась. Стала комфортнее, безопаснее. В здании Академии наук ученые получают новые знания о космосе, природе, земле, мире.

Когда Академия наук только появилась, царь Петр Великий приглашал ученых других стран в Россию, чтобы они помогали строить здания, корабли. Для этого нужны были физики, математики, архитекторы.

Первым российским ученым, о котором узнал весь мир, стал академик Михаил Васильевич Ломоносов. (слайд)

Ломоносов сделал много открытий в химии, физике, астрономии, геологии.

Другой российский ученый Александр Степанович Попов русский создатель радио. (слайд)

Великий русский ученый Константин Эдуардович Циолковский изобретатель, основоположник космонавтики (слайд)

Ученый Иван Петрович Павлов сделал много открытий в области медицины. (слайд)

Сергей Павлович Королев ученый, инженер-конструктор ракетно-космических систем.

Каждый день мы видим вокруг себя вещи, к которым привыкли и даже не задумываемся, сколько труда и усилий было приложено, чтобы их придумать.

Слайды: телефон, утюг, электрочайник, бумага.

Как вы думаете, как они появились? Ведь все это появилось благодаря человеку, которому в голову пришла идея, и он успешно ее реализовал. И такой необычный человек называется изобретателем.

Как называется человек, который придумывает разные полезные вещи? (ответы детей: такой человек называется изобретатель).

Как птицы и растения, с тобою там и тут

живут изобретения, открытия живут.

Не то чтоб скучно, серо, без них иначе б жил.

И днем бы на охоту ты безоружным брел,

Копье ведь тоже кто-то когда-то изобрел.

Игла, горшок и парус, да что там ни возьми,

Компьютер и гитара – придуманы людьми!

Стул, двери, ложка, вилка, ракета и кино,

Гамак, сенокосилка, автобус и окно.

Пусть чуда нет теперь в них, но мир не позабыл.

Людей, тех самых, первых, кто чудо сотворил.

Про кого это стихотворение? Это стихотворение про изобретателей.

Давным-давно человек был очень близок к природе и очень много наблюдал. И однажды человек догадался изобрести очень нужные и полезные предметы для себя и для других людей. Предметы, придуманные и сделанные изобретателями, называются изобретения.

Сейчас перед вами появятся картинки с изображениями предметов, а вы попробуйте догадаться, что могли придумать изобретатели, рассматривая эти предметы. (слайды: стрекоза, плавник рыбы, одуванчик, птица)

Физкультминутка.

А сейчас мы с вами ненадолго станем настоящими учеными, хотите? И отправимся с вами в настоящую лабораторию. Мы проведем с вами научные опыты.

Чтоб природе другом стать, тайны все ее узнать, Все загадки разгадать, научиться наблюдать Будем вместе развивать качество – внимательность, А поможет все узнать наша наблюдательность.

Надевайте на голову скорей эти шапочки. Мы проходим в лабораторию, вы будете лаборантами, а я буду вашим руководителем.

Ребята, послушайте загадку.

– Без нее, ребята, повар просто как без рук.

– И становится вся пища несъедобной вдруг.

– Если в ранку попадет – испытаешь боль.

– Вы, конечно, догадались, ну, конечно, это (соль).

Прежде чем начать наши исследования давайте вспомним правила проведения опытов при работе с солью.

Не трогать руками глаза

Соблюдать тишину

Не толкать соседа во время работы

Сначала посмотри, потом повтори

Опыт №1. Из чего состоит соль.

Перед вами баночки с солью. Аккуратно откройте их и насыпьте в тарелочки по 2 ложки соли. Давайте мы ее рассмотрим. Что мы можем сказать о ее внешнем виде? Ответы детей (соль белая, похожа на порошок, без запаха)

Да. Соль белая, похожа на порошок, не имеет запаха. А давайте рассмотрим соль через увеличительное стекло. Что мы видим? Ответы детей (соль состоит из кристаллов).

Подуйте осторожно через трубочку. Что происходит? Ответы детей (соль рассыпается)

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета и не имеет запаха.

Опыт № 2. «Соль хрустит» Надавите сухой ложкой на соль. Что вы услышали? Ответы детей (мы услышали хруст, звук, похожий при ходьбе по снегу в морозный день)

Вывод: соль, как и снег состоит из кристаллов, поэтому при надавливании на соль ложкой ее кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт №3. «Соль поглощает воду»

Насыпьте в стакан 1 ложку соли и налейте 1 ложку воды. Что произошло? Куда делась вода? Ответы детей (вода впиталась)

Значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте ложкой. Что произошло с солью? Ответы детей (соль растворилась в воде)

Опыт №4. «Соль растворяется в теплой воде быстрее чем в холодной»

У меня в руках два стакана с водой. Осторожно потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? Ответы детей (в одном стакане вода теплая, а в другом холодная)

А теперь смотрите, что я буду делать дальше. В каждый стакан я насыпаю по 2 ложки соли, перемешиваю. Что же получается? Ответы детей (в одном стакане соль растворилась лучше, а в другом хуже) В каком стакане соль растворилась лучше, а в каком хуже? Ответы детей (в теплой воде соль растворилась быстрее,чем в холодной)

Молодцы! Вы очень внимательные. Какой вывод мы сделаем по окончании всех наших опытов?

Соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из кристаллов.

Соль состоит из кристаллов и поэтому при надавливании на нее ложкой, кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Соль поглощает воду.

Соль растворяется в воде.

В теплой воде соль растворяется быстрее, чем в холодной.

Опыт с солью завершен. Что теперь необходимо сделать? Ответы детей (убрать рабочее место).

Всем спасибо за работу, все свободны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-исследовательский клубный час «День российской науки. «Почемучки» Э

Экспериментально-исследовательский клубный час «День российской науки. «Почемучки»...

День Российской науки 8 февраля

Презентация для дошкольников к Дню Российской науки 8 февраля...

День российской науки.

8 февраля в нашем детском саду был объявлен Днем российской науки.  В этот день   ребята старшей группы  "Капелька"познакомились с историей праздника и самыми известными ...

8 февраля - День Российской Науки

Сегодня вся Россия отмечает День науки! Мы с вами станем частью этого праздника, ведь возможно кто-то из вас в будущем станет великим ученым. Кто- то сделает невероятное открытие или создаст невиданны...

День Российской науки.

В России ежегодно отмечается День Российской науки. В этот день во 2 младшей группе работала научная лаборатория. Цель исследований - развитие у детей познавательной актмвности, любознательности, стре...

День Российской науки

Развлечение для детей старшей группы «День Российской науки»Праздник  для детей разновозрастной группы в СДС «Экспериментирование в День российской науки».Цели: спосо...

День Российской науки

Цель: дать представление о микроскопе. Задачи: познакомить детей с микроскопом, формировать навыки обращения c микроскопом; учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом; разв...