Обобщение педагогического опыта по теме: «Развитие нравственно-патриотического потенциала дошкольников на основе комплексного подхода»
статья

Дюсенева Раушанья Наиловна

Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, свидетельствует об актуальности данной проблемы. Между тем в средствах массовой информации да и среди родителей продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её делаем сами.

Я считаю, что воспитание было и остаётся важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников» №4 «Солнышко»

п. Энергетик Новоорского района Оренбургской  области

Обобщение педагогического опыта по теме:

«Развитие нравственно-патриотического потенциала дошкольников на основе комплексного подхода»

Автор опыта:

          Дюсенева Раушанья Наиловна,

высшая квалификационная категория

МБДОУ «Детский сад»№4

«Солнышко»

п.Энергетик

2023г.

Актуальность темы:

Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, свидетельствует об актуальности данной проблемы. Между тем в средствах массовой информации да и среди родителей продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её делаем сами.

Я считаю, что воспитание было и остаётся важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Ведущая идея моего опыта –

создание комплексного подхода для развития нравственно- патриотического потенциала дошкольников.

Гипотеза

Предполагаю, что только комплексный подход к патриотическому воспитанию обеспечит необходимые условия для развития нравственно- патриотических чувств дошкольников.

Основные задачи:

  • Открытие целостного мира русской национальной культуры.
  • Формирование        представления        о        разнообразии,        нравственности        и красоте культуры родного народа.
  • Привитие уважения к истории своей страны, чувства гордости и ответственности за её сохранение.

Данные        задачи        решаю        во        всех        видах        детской        деятельности:        на занятиях, в играх, труде, прогулках, быту и т.д. Таким образом, патриота в

ребёнке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Это очень трудный и деликатный процесс. Патриота может вырастить только патриот, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы Родиной можно было гордиться... В соответствии с этим возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу.

Необходимо    учитывать     важнейшие     стратегические     принципы

современной системы российского образования:

  • Профессиональная компетентность педагога, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребёнком;
  • Сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребёнку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;
  • Сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;
  • Взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творчески активной личности дошкольника;
  • Единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.

Для нравственно – патриотического воспитания дошкольников немаловажно создать условия.

Необходимо:

  • создать благоприятные материально-технические и социальные условия;
  • обновить        содержание        образования,        провести        отбор        наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
  • обеспечить        последовательную ориентацию на        культуросообразность образования, формирование духовного мира человека;
  • проводить        работу по        данному        вопросу с        семьей,        опираясь на        её традиции и опыт.

Подготовка к работе в новых условиях.

Для этого изучила педагогическое наследие основоположника русской педагогики К.Д. Ушинского. Познакомилась с фольклором, промыслами, традициями, обычаями, обрядами, национальной культурой русского народа, изучила историю родного края. Изучила методическую литературу по данной теме.

Основные принципы работы с детьми.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, построила свою работу с конкретными местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • «позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний;
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • развивающий        характер        обучения,        основанный        на        детской        ак- тивности.

Ожидаемые результаты

  1. Применение                воспитанниками в        своём        поведении правил и норм, отражённых        в        устном        народном                творчестве.
  2. Формирование у детей бережного отношения к природе родного края, уважения к людям труда и предметам, произведённым ими.
  3. Привитие уважения к истории своей страны, чувства гордости        и ответственности        за        её        сохранение.
  4. Проявление        интереса        к        русской        национальной культуре.

Приступая к работе я определила следующие основные пути решения поставленных задач:

  1. Создание предметно – развивающей среды.

С целью создания предметно – пространственной развивающей среды мной оформлен стенд: «Моя Россия», где представлены символы нашей страны и выставка «Праздник в Дымково», на которой представлены глиняные изделия, изготовленные детьми группы и расписанные по мотивам дымковских мастеров. Разработан дидактический материал по декоративно-прикладному искусству, который содержит элементы различных видов росписи   от самых простых до самых сложных. В моей группе создан мини-музей  матрешек. Мной созданы папки «Праздники и обычаи русского народа», «Русские народные игры с пением», «Как жили люди на Руси», в которых собран материал о быте, традициях, обычаях русского народа. Вместе с родителями оформили уголок «Моя родословная» из семейных архивов с целью развития интереса к своей родословной и семейным традициям. Информационный стенд для родителей  содержит материал по приобщению детей к русской культуре: психолого-педагогические рекомендации и разнообразный практический материал.

  1. Кружковая работа.

В рамках реализации программы развития детского сада мною разработана программа кружка «Родничок» по приобщению детей к истокам русской национальной культуры для групп общеразвивающей направленности детей 5-7 лет, рассчитанная на 2 года обучения. Содержание программы включает следующие блоки.

  1. блок - Устное народное творчество

  • Фольклор
  • Народная музыка
  • Народный театр

  1. блок - Образ жизни

  • Быт и традиции
  • Праздники

  1. блок – Игры

  • Словесные
  • Подвижные
  • Хороводные

  1. блок – Декоративно - прикладное искусство.

  • Промыслы
  • Росписи

Данная программа знакомит детей с жизнью людей на Руси, с традициями и культурой русского народа, ремесленным делом, росписью, способствует развитию интереса к русскому декоративно-прикладному искусству, самобытности народных умельцев.

  1. Организация детской деятельности.

Основная форма работы — тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогли приемы сравнения («труд в колхозе раньше и теперь», «счёты и компьютеры» и т.д.), вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.

Планирование данной работы проводила по блокам (например, «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», «Мой родной посёлок», «Моя Родина - Россия»). Работа по каждому блоку включает занятия, игры,

экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Причем темы должны повторяться в каждой группе. Изменяются лишь их содержание, объем познавательного материала, сложность и, следовательно, длительность изучения.

Например, изучая историю своей улицы, дети связывают ее с историей своего района, предприятия, посёлка, и наоборот, знакомясь с другими городами нашей страны, они возвращаются к фактам истории родного посёлка, улицы, семьи.

Такой принцип организации работы по нравственно-патриоти- ческому воспитанию дошкольников называется «принципом маятника».

Систематическое изложение материала сознательно идет от близкого и понятного ребенку к более сложному и определяется возрастными особенностями детей (их отношением к миру, самим себе).

Кроме того, использовала «принцип спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам из года в год, углубляют свои познания.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста ха- рактерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утом- ляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз, способствовало развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к ней. Кроме того, необходимо объединение одной темой нескольких занятий не только по социально – нравственному воспитанию, но и ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью, ручным трудом (например, «Мой посёлок», «Столица нашей Родины — Москва» и т.д.).

В своей работе применяю игровые приемы, которые важны и для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагала определить, где и из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется («хохлома», «дымка»,

«гжель» и т.д.).

Каждую тему подкрепила различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, те- матическое рисование и т.д.).

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, были представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Отдельные темы приурочила к тем или иным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), тему: «Богатыри земли русской» — в феврале (перед «Днем защитника Отечества») и т.д., таким образом обеспечивая связь с общественными событиями.

В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию решала задачи и эстетического развития детей. Эмоционально воспринимать окружающее ребенку помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство.

Работа по патриотическому воспитанию детей связала и с их физическим развитием, так как будущие граждане России должны быть сильными, ловкими, здоровыми.

Большое значение уделяла активной разнообразной деятельности дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Для этого использовала различные формы организации деятельности детей: трудовой десант, ухаживание за овощами на грядках, за цветами в клумбах, участие в разнообразных природоохранных акциях («Поможем птицам зимой»;

«Сбережем растения») и т.д.

  1. Взаимодействие с родителями.

Особое внимание в своей работе я уделила укреплению связей с родителями. Ведь в настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители всё меньше внимания        уделяют        детям        и        их        воспитанию. Эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

Собрала родителей. Объяснила актуальность темы и призвала родителей к сотрудничеству по данной проблеме. Побеседовала с ними на тему: «Как создать   психологический комфорт для ребёнка в детском саду и дома». Объяснила, что семья и дошкольное учреждение должны жить в ладу, выдвигать одни и те же требования к ребёнку и ни в коем случае не подавлять авторитет друг друга. Если наши требования будут противоречить друг другу, ребёнок просто перестанет верить и доверять взрослым, а это ни к чему хорошему не приведёт. И, конечно же, напомнила, что только личный пример взрослых, а особенно родителей, залог успеха в любой проблеме воспитания. Предложила родителям искоренить вместе со «словами - паразитами», встречающимися в речи детей, иностранные слова. Признаваться ребёнку в любви, петь поздравление на русском языке, а ещё лучше используя народный фольклор: «Каравай» и многое другое. С целью обогащения родителей знаниями русских народных игр, потешек, прибауток, колядок, обрядов мною была создана папка-передвижка, материал, которой постоянно пополняется и обновляется. Предложила родителям вместе с детьми смотреть олимпийские игры, международные соревнования, телевизионную программу « Большие гонки», в которых наиболее ярко выражен патриотический дух нашего народа. Посоветовала, гуляя с

детьми, обращать их внимание на красоту русской природы, в воспитании побольше внимания уделять русской литературе и искусству, приобщать их к просмотру отечественных мультфильмов, сказок и художественных фильмов, рассказывать детям об укладе и традициях ваших предков, чтить память тех, кого уже нет рядом.

Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе Родины, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи - дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах открыла детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», ненависть к врагу, «трудовой подвиг» и т.д. Подвела ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается значи- тельное усиление интереса людей к своей родословной — семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои нацио- нальные, сословные, профессиональные, религиозные и географические корни, жизненный путь и судьбы членов рода в разных поколениях. Семейное изучение своей родословной помогло детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

  • корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  • семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
  • счастье        семьи        —        счастье        и        благополучие        народа,        общества, государства.

Было проведено «мини-исследование». Мы вместе с родителями выбрали и определили тему исследования, разумно ограничили ее

«территориальные» и «временные рамки», например, исследовали историю посёлка вообще, истории улиц (на которой находится детский сад или живут дети), и прошлое дома и судеб его жителей.

В своей практике часто использую занятия семейных клубов, которые включают в себя и какие-либо работы фольклорного плана (местные традиционные праздники и обряды: «Рождественские посиделки»,

«Проводы русской зимы», «Пасха Красная» и мн. др. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Добилась того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие не только в праздниках, где играют роли, читают стихи, участвуют в играх, но и совместно с воспитателем активно обсуждают вопросы

воспитания на собраниях и семинарах. Совместно с родителями создали стенд «Фотографии из семейных архивов».

  1. Взаимодействие с социумом.

Одной из форм развития патриотического потенциала детей является взаимодействие с социумом.

Групповые экскурсии в музыкальную школу, являются максимально информативными и познавательными. Такая экскурсия способствует патриотическому воспитанию детей, прививает  любовь к родному поселку через художественно-эстетическое и познавательное развитие детей. 

Сотрудничество с библиотекой обогащает знания детей по устному народному творчеству, развивает интерес к родному фольклору. Тематические книжные выставки расширяют кругозор дошкольников, театральные постановки по мотивам русских народных сказок способствуют чувственному и образному восприятию материала.

Проделанная   работа   дала   следующие   результаты:

  • проявление    интереса     к     русской    традиционной     культуре;
  • ориентирование на эстетическое начало при   восприятии произведений русского народного творчества;
  • применение в своем поведении правил   и   норм, отраженных в устном народном творчестве;
  • формирование бережного отношения к предметам быта, произведениям народного творчества;
  • овладение навыками росписи, умением   определят специфику ее видов;
  • владение   языком   фольклорных   произведений:   умением рассказывать        народные        сказки,        использовать пословицы, поговорки, играть на народных музыкальных инструментах (бубен,                свистулька,                ложки),                исполнять народные танцы, попевки;
  • формирование представлений о назначении избы, ее убранстве;
  • о     христианских праздниках;
  • использование атрибутов русской национальной культуры в самостоятельной деятельности;
  • повышение                информационной,        творческой        активности воспитанников        на занятиях;
  • проявление у детей чувства собственного достоинства и гордости за свою Отчизну.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Андреев Н. Русская крепость. М., 1995.
  2. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных уч- реждений. М., 1996.
  3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М, 1989.
  4. Голубева Т.С. Приглашаю к разговору. № 5. 1999.
  5. Гончар Л.Б., Лебедева Е.И., Боленко К.Г. 120 уроков по есте- ствознанию и истории для самых маленьких. М., 1993.
  6. Жуковская Р.И., Виноградова И. Ф., Козлова С.А. Родной край. М, 1985.
  7. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.
  8. Князева О.Л., Махачева М.Д Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 2002.
  9. Комратова Н. Г., ГрибоваЛ.Ф. Патриотическое воспитание детей 4—6 лет: Метод, пособие. М., 2007.
  10. Комратова И.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание де- тей 6—7 лет: Метод, пособие. М., 2007.
  11. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом»/ Под ред.- сост. Н.А.Араповой- Пискарёвой
  12. ЛатышинаД.И. Живая Русь. М., 1995.
  13. ЛатышинаД.И., Кондратьева ИЛ Россия многоликая. М., 1992.
  14. Маханева М.Д. Я - Ты — Мы. М., 2003.
  15. Маханева М.Д., Рещикова СВ. Мы с друзьями — целый мир. Социально-эмоциональное развитие детей 7—10 лет. М., 2007.
  16. Некрасова МЛ. Народное искусство как часть культуры. М., 1993.
  17. Писарева А.Е., Уткина В.А. Живем в «Ладу». Патриотическое воспитание вДОУ: Метод, пособие. М., 2007.
  18. Полная энциклопедия быта русского народа / Сост. И.М. Пан- телеев. 1998.
  19. Сейненский А.Е. Родной край. М-, 1994.
  20. Ушинский КА Избр. пед. соч. М., 1974. Т. 9. С. 117-118.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие речи в дошкольном возрасте»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как одно из основ воспитания и обучения детей. ...

Обобщение педагогического опыта на тему: "Развитие познавательных и творческих способностей детей через художественный труд"

Предоставление своего педагогического опыта, о проделанной работе с дошкольниками  по теме : "Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников черезх художественный труд"....

Обобщение педагогического опыта на тему : «Развитие логического мышления дошкольников через математические представления»

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...

Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Целью работы является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности"...