мастер класс для педагогов
консультация (младшая группа)

КИСЕЛЕВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА

 

Мастер-класс для педагогов ДОО

«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг на практике»

 

Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.

2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.

3. Дать возможность применить полученные знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstupitelnoe_slovo.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОО

«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг на практике»

Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.

2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.

3. Дать возможность применить полученные знания на практике.

«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

«Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.

Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).

Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).

Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Задачи:

• сплочение детского коллектива;

• формирование умения слушать и понимать друг друга;

• формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

• обсуждение планов на день, неделю, месяц;

• развитие умения выражать свои чувства и переживания публично.

Организация «Утреннего круга»

Цель: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

С учетом этого основными задачами «Утреннего круга» являются:

1. Создание эмоционального настроя на весь день;

2.Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками; (учить объяснять словами свое эмоциональное состояние);

3. Социально - коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, речи.)

Проводиться в форме развивающего общения (диалога).

Структура «Утреннего круга»:

1 Приветствие или «Минутка вхождения в день»

2 «Новости дня»: обмен информацией.

3 Дыхательная и пальчиковая гимнастика.

4 Игра по теме периода.

5 Планирование или календарь дел.

Пример проведения «Утреннего круга»

1.Приветствие. Минутка вхождения в день

Игра-приветствие, как правило, проходит в кругу (сидя на стульях или стоя).

Это ежедневный ритуал, который нравится детям, каждый воспитатель организует его по-своему. Рассмотрим несколько примеров проведения «Утреннего круга». Например:

-Здравствуйте! Сегодня мы поговорим об именах. У всех у вас красивые имена. Давайте послушаем, как они звучат. Предлагаю вам встать в круг радости, громко и радостно называя свое имя. Вы готовы?

Встань скорее,

Раз, два, три!

Свое имя назови!

(участники называют свои имена и становятся в круг, все здороваются и повторяют имя).

У нас сегодня действительно радостный круг из ваших имен. Нам было очень приятно повторить их.

А как вы думаете можно ли поздороваться по-другому?

Давайте попробуем, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Доброе утро. А теперь давайте поздороваемся коленями, плечами, спинами, ступнями, лбами… Замечательно!

-Встаньте снова в круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!

-Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? (Ответы детей)

-Я согласна с вами: круг сближает, объединяет людей. Все равны, каждый часть целого.

-А теперь повторяйте за мной:

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

2. «Новости дня» Обмен информацией.

Представьте, что я корреспондент детского журнала «Добрые детки» (можно использовать микрофон). По очереди обращайтесь к каждому, задавайте вопросы.

Следующий момент Утреннего круга -

3. Дыхательная или пальчиковая гимнастика.

Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, выдохните из себя свежесть и красоту белого снега. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте злобу, выдохните из себя тепло солнечных лучей. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте беспокойство, выдохните из себя чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

4. Игра по теме периода или проекта.

Практикуются такие виды игровой деятельности, которые заставляют детей смеяться, при этом воспитатель учитывает: изучаемые в настоящий момент темы по программе. Игра по правилам периода.

5.Планирование или календарь дел.

(Совместное планирование деятельности на текущий день)

Далее выбор карточек, обозначающих действия: игры, загадки, чтение сказок, далее выбор карточки изображающей занятие и работы в центрах активности.

Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на непосредственно образовательную деятельность.

Если в традиции дошкольного учреждения входит утренний сбор, он становится любимым «ритуалом» и для детей и для взрослых.

Организация «Вечернего круга»

Цель: научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Задачи:

• Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).

• Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течении дня, повести к самостоятельному решению).

• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).

• Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).

• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).

Если требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «вечерний круг» проводится еще раз, сразу после происшествия. Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенный период времени. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, (мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.

Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного круга», можно распределить на несколько тем.

Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Что делать, если хочется подраться?», «Почему не удается соблюдать правила?», «Как вы думаете, кого можно назвать добрым?» и многие другие на усмотрение воспитателя. Вопросы по «Ситуации месяца».

Для того чтобы, обсуждение проходило эффективно, необходимо создать определённый психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени, поставить в центр (круга свечу, фонарик). Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.

Пример. Можно уточнить и закрепить знания о том:

• Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?

• Какая часть суток сейчас?

• Что вы делаете в это время в детском саду?

• Что делают в это время ваши близкие?

• Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?

• Как выполнили свою работу?

• Какие новые слова узнали?

• Составление рассказов по опорным словам.

Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.

Пример проведения «Вечернего круга» на практике.

Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого, все дети садятся на ковер и к ним «прилетает» красивая птичка. Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться. В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.

Моделирование

Педагогам предлагается разработать тематический план по технологии «Ежедневный рефлексивный круг» на неделю, с учетом возрастных особенностей детей и в рамках «Темы недели».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....


 

Комментарии

Машкова Лилия Николаевна

Спасибо. Интересный материал.

КИСЕЛЕВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА

Пожалуйста!