Занятие-беседа о «волшебных словах» для старших дошкольников.
план-конспект занятия
Для занятия необходимо: приготовить карточки с вежливыми словами; нарядить в костюм Кота Леопольда мальчика постарше (старшего брата).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие-беседа о «волшебных словах» для старших дошкольников. Конспект
Для занятия необходимо: приготовить карточки с вежливыми словами; нарядить в костюм Кота Леопольда мальчика постарше (старшего брата).
Ведущий: Ребята, сегодня к нам в гости придет герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? Он самый добрый и вежливый, его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!» (Ответы детей).
Появляется Кот Леопольд.
Кот Леопольд: Молодцы, ребята, меня действительно зовут Кот Леопольд. Сегодня я помогу вам познакомиться с «волшебными словами». А кто знает, что это за слова? (Ответы детей)
— Очень хорошо, что вы знаете «волшебные слова». А какие первые слова, которыми мы начинаем день? (Ответы детей)
— Каждый наш день должен начинаться со слов: «Доброе утро!», произнося эти слова, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым. Вот как хорошо об этом сказано в стихотворении «Я и солнышко».
Ведущий:
Солнышко ясное встало.
— Доброе утро! —
Сказало.
— Доброе утро! —
Кричу я прохожим,
Веселым прохожим,
На утро похожим...
Но если проснешься,
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро,
Друзья, все равно...
Придумано мудро:
— Доброе утро!
— Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, нужно все равно говорить: «Доброе утро!» — и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произносить эти слова? Можно ли говорить «Доброе утро!», нахмурившись, недовольным голосом? Почему? (Ответы детей)
Кот Леопольд: Есть в русском языке еще одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово «Здравствуйте!» А зачем мы его произносим?
— Слово «Здравствуйте!» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно, люди, произнося слово «Здравствуйте!», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
Ведущий: Все эти слова — и «доброе утро!», и «здравствуйте!», и «добрый день!», и «спокойной ночи!» — хороши тогда, когда человек человеку действительно желает добра, здоровья.
Только это почему-то никак не получается у Петруся из стихотворения «Невежливая вежливость».
Обещал отцу Петрусь:
— Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит — утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только — только задремал.
А Петрусь как заорет:
— С добрым утром, дед Федот! —
Дед ругнул его спросонок:
— Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
— Ты куда, Ярина, стой,
Я здороваюсь с тобой! —
Та отпрянула в сторонку...
Как невежлива девчонка...
Нес вожатый горку книг,
А Петро с ограды — прыг.
Чуть не сел ему на плечи:
— Извините, добрый вечер!
— Ты, — вожатый закричал, —
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!
Кот Леопольд: Какие вежливые слова произносил Петрусь? (Ответы детей)
— Почему же стихотворение называется «Невежливая вежливость»? Что бы вы посоветовали Петрусю? (Ответы детей)
Ведущий: Добрыми, волшебными словами будут и слова благодарности: «Спасибо!», «Благодарю вас!».
Народная мудрость гласит: «Девочка спесива, не скажет спасибо».
Кот Леопольд: Вежливое слово: «Пожалуйста!». Его мы произносим в ответ на «Спасибо!» и тогда, когда просим о чем-нибудь. Вежливый человек произносит это слово раз пятнадцать в день. И не только в школе, на улице, но и дома. Часто школьники оставляют слово «Пожалуйста!» для гостей, на Празднике.
Как-то один пятиклассник нечаянно сказал своей младшей сестренке: «Пожалуйста, дай мне твой карандаш». Бедная девочка так испугалась, что заплакала: «Почему ты мне говоришь «пожалуйста», разве я тебе чужая?». Как вы думаете, только ли чужим надо говорить «пожалуйста»? (Ответы детей)
— Может ли вежливое слово потерять свою «волшебную силу»? Когда, по-вашему, это бывает? (Ответы детей)
Ведущий: Слова извинения: «извините!», «простите!» (к ним добавляют слово «пожалуйста») — это тоже слова вежливые, волшебные.
Простите!
Папа разбил
Драгоценную вазу —
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
«Простите!» сказал.
И мама молчит
Улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже...
«Простите!», казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое?
Чудесное слово!
Кот Леопольд: Но чтобы это чудесное слово, как и другие волшебные слова, не могло расколдоваться, надо помнить: слово не должно расходиться с делом.
Ведущий: А теперь, чтобы узнать, как вы поняли, что такое «волшебные слова», решим несколько задач:
1. Умеют ли они здороваться?
Петя и Юра спешили в буфет и бежали вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Валентина Андреевна. Мальчики пробежали мимо, и где-то с нижнего этажа послышалось: «Здравствуйте, Валентина Андреевна!»
Что им ответила учительница, мальчики не слышали: они первыми ворвались в буфет.
А когда на уроке читали рассказ «Волшебное слово», то Валентина Андреевна сказала, что некоторые ученики в классе не умеют здороваться. И почему-то посмотрела в сторону Пети и Юры. Почему?
2. «Пожалуйста!»
Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Леночка испачкает ей пальто.
— Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя вести — заметила Леночке старушка, сидевшая напротив,
— А что я сделала? — возразила Леночка.— Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
И она, надувшись, стала смотреть в окно.
И девочка, и старушка произнесли слово «пожалуйста». Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным? Почему?
3. Три ошибки
Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?». Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие? (Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста, который час?»)
Ведущий: А сейчас, Кот Леопольд, наши ребята покажут тебе, как они умеют читать стихи. И мы все вместе послушаем стихи о «волшебных словах».
Дети читают стихи (5 человек)
Здравствуйте!
Здравствуйте! — ты скажешь человеку.
Здравствуй! — улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Доброго пути!
Нам желают: доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Спасибо!
Мы все припомнить не смогли бы,
Ведь это было столько раз...
За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
До свидания!
Когда мы увидимся снова? —
Никто не ответит заранее...
Сказать остается два слова,
И мы говорим: «До свидания!»
Будьте добры
Будьте добры, — это я говорю по секрету,
Будьте добры — и не ждите за это конфету.
Будьте добры — без игры и во время игры
Если сумеете, будьте скорее добры.
Кот Леопольд: А теперь, ребята, давайте вспомним, какие же есть «волшебные слова»? (Ответы детей)
— А как надо произносить эти слова, чтобы они не потеряли своей волшебной силы? (Ответы детей)
— Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. До свидания! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры со звуками и словами для старших дошкольников
В предлагаемом материале представлены игры со звуками и словами для обучения грамоте старших дошкольников....
Деятельностный подход в формировании звукового анализа слова у старших дошкольников
Нарушение фонематического восприятия, дефекты звукопроизношения, несформированность звукового анализа и синтеза являются первопричинами нарушения чтения и письма, по мнению специалистов Р. И. Лалаевой...
Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников
Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте....
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Развитие фонематического восприятия, т.е. обретение детьми способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы), положительно влияет на формирование всей фонетической системы речи и позволяет им у...
Конспект занятия. Сказкотерапия «Волшебные слова» в старшей группе по педагогической технологии О.А.Шороховой «Играем в сказку». МДОУ «Кизильский детский сад №3». Конспект составлен Карсаковой М.Г.
Цели: 1.Образовательные:-довести до детей замысел сказки – добро побеждает зло, -развивать умение рассуждать, переносить смысл сказки в событийную жизнь, используя трактовку пословицы &laq...
Презентация: «Волшебные слова» Для старшего дошкольного возраста Деревенских Галина Юрьевна
Презентация: «Волшебные слова» Для старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия «Как мы говорим? Волшебные слова» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»
Конспект занятия«Как мы говорим? Волшебные слова»Цель: Содействовать вежливому общению детей с окружающими;Задачи:Развивать умение участвовать в коллективных разговорахРазвивать словарь де...