Игры на сближение
консультация по психологии (младшая группа)

Оганнисян Ольга Владимировна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igry_na_sblizhenie.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Игры на сближение»

Об особенностях развития детей раннего возраста…

В развитии детей раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несет тепло, ласку и информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение – залог уравновешенного состояния малыша.

Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании, особенно в семье, где нередко с ребенком занимаются несколько человек: мать, отец, бабушка и другие взрослые  ( в нашем случае – воспитатели, медицинский персонал и санитарочки)– и действия их в отношениях с малышом не всегда согласуются и не всегда постоянны. В этих случаях малыш не понимает, как он должен поступать, как действовать. Одни дети, легко возбудимые, перестают подчиняться требованиям взрослых, другие, более сильные, пытаются приспособиться, каждый раз меняя свое поведение, что является для них непосильной задачей. Так сами взрослые часто бывают причиной неуравновешенного поведения детей. Поэтому очень важно, чтобы требования были одинаково посильными для малышей, согласованными между всеми участниками воспитательного процесса.

Дети раннего возраста внушаемы, им легко передается настроение окружающих. Повышенный, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к холодности, крику отрицательно влияют на поведение малыша.

Очень важно в воспитании ребенка правильно пользоваться запретами. Нельзя разрешать малышу делать все, что он хочет. Как частые запреты, так и позволение делать все, что заблагорассудится, ребенку вредны. В одном случае у ребенка не формируются умения и навыки, необходимые для жизни, в другом малыш бывает вынужден себя специально сдерживать, что для него составляет большой труд. Как же поступать в общении с детьми раннего возраста? Прежде всего запреты, если в них есть необходимость, должны быть обоснованными, требования к их выполнению должны предъявляться спокойным голосом. Нельзя разрешать то, что раньше запрещалось, например всегда надо требовать, чтобы ребенок не садился есть с немытыми руками, не подходил к открытому окну,  не брал вещи со стола воспитателя и т. п. Однако запретов должно быть гораздо меньше того, что ему позволено делать.

Предъявляемые требования должны быть посильными для выполнения детьми раннего возраста. Так, ребенку трудно длительное время не двигаться – сидеть или стоять, сохраняя одну и ту же позу, ждать, пока, например, дойдет до него очередь одеваться на прогулку.

С раннего возраста у детей формируют самостоятельность. Выполнение действий без помощи взрослого очень рано начинает доставлять малышу удовольствие. Едва научившись говорить, он обращается к взрослому со словами «Я сам». Эту потребность малыша в проявлении активности, самоутверждении следует, насколько возможно, всячески поддерживать. В игре часто дети сами пытаются преодолеть какие-то трудности, и не надо стремиться тотчас же им помогать. Пусть ребенок пытается самостоятельно выполнить действие. Это одно из условий формирования умений и хорошего настроения малыша.

Часто причиной неуравновешенного поведения ребенка является нарушение его деятельности. В раннем возрасте малыш не может быстро, произвольно переключаться с одного вида деятельности на другой, и поэтому резкий срыв, требование немедленно прекратить, например, игру и заняться чем-то другим ему непосильно, вызывает резкий протест. И наоборот, если взрослый делает это постепенно – вначале предлагает закончить игру, положить игрушки на место, затем дает установку на новый вид деятельности: «Сейчас пойдем умываться, мыло душистое. А на обед вкусные оладушки. Ты мне поможешь поставить тарелки на стол?» – ребенок охотно подчиняется.

Развитие ребенка до трех лет происходит невероятно интенсивно. Этот период он проходит от младенца, который умеет только есть и спать, до самостоятельно бегающего, любопытного, интересно рассуждающего маленького человека.. основными чертами ребенка в этом возрасте являются: открытость, честность, искренность. Малыш пока не умеет скрывать свои симпатии и антипатии, чувства его противоречивы и неустойчивы, настроение его меняется несколько раз на дню.

В домах ребенка эта ситуация… усугубляется наличием огромного количества «заботящихся» взрослых. Все бы хорошо, если б с нашими малышами были их мамы и папы, к сожалению так сложилась судьба, что многие из них либо временно лишены общения с биологическими родителями, либо вовсе не знают о их существовании.

И в данной ситуации роль родителя принимаем мы – медики, воспитатели, санитарки, узкие специалисты. Все стараются создать комфортные условия для проживания наших малышей.

Мы хотели бы вас познакомить еще с одним методом работы с малышами, направленном на развитие доверительных, теплых, дружеских отношений между взрослым и ребенком – это игры на сближение.

Вопросы к присутствующим:

  1. Как вы понимаете этот термин «Игры на сближение»?
  2. Для чего эти игры необходимы в нашем учреждении?

- позволяют снизить уровень тревожности у вновь прибывших детей и в момент адаптации;

- способствует быстрому знакомству детей группы;

- способствует сплочению детского коллектива, повышению уровня значимости в нем (вываливается одно звено-рвется вся цепочка);

- повышает чувство привязанности между взрослым (в т.ч. медики и санитарочки) и ребенком;

      3. Как вы думаете, кого будут сближать эти игры?

         - ребенок-ребенок (позже они могут самостоятельно проигрывать эти игры)

         - взрослый-ребенок (это позволит детям стать более открытыми к общению с вами, появится доверие к взрослому и как следствие – начнет формироваться привязанность).

Формирование привязанностей у детей, разлученных с семьей.

Нарушения привязанности могут возникнуть при нарушении семейного функционирования, дисфункции члена семьи, при различных травмирующих ситуациях.

Эйнсворт ( Ainsworth , Blehar и др) выделил 4 типа привязанностей у младенцев: Тип А – небезопасная привязанность избегающего типа, Тип B – надежная безопасная привязанность, Тип C – привязанность тревожно – сопротивляющегося типа, Тип D – небезопасная привязанность дезорганизованного типа.

При утрате объекта привязанности (семьи как среды ее формирующей) у ребенка возникает разрыв и нарушение привязанности. Типы нарушенной привязанности, соотнесенные с классификацией Мэри Эйнсворт:

•        Негативная (невротическая) привязанность — ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.

•        Амбивалентная — ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.

•        Избегающая — ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем; либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой.

•        Дезорганизованная — эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.

В рамках клинической психиатрии раннего возраста в настоящее время выделяются критерии расстройства привязанностей (МКБ-10). Возникновение расстройства привязанности возможно с 8-ми месячного возраста. К патологии относят двойственный тип привязанности – небезопасную привязанность тревожно – сопротивляющегося типа. Небезопасная привязанность избегающего типа рассматривается как условно – патологическая. Выделяют 2 вида расстройств привязанностей – реактивное (избегающий тип) и расторможенное (негативный, невротический тип). Эти искажения привязанностей приводят к социально – личностным расстройствам, затрудняют школьную адаптацию, межличностные отношения, установление эмоциональных связей в своей семье.

Практическая часть…

А сейчас мы приглашаем вас поучаствовать в тех играх, с которыми хотим вас познакомить («Цветок дружбы», «Сороконожка», «Соседи», «Котята», подборка муз. Железновой).

Цель: преодоление барьеров, снятие напряжения в общении, установление эмоциональных контактов, возникновение чувства «нам хорошо вместе».

Вопросы после проведения игры:

  1. Что вы испытывали в момент участия в игре?
  2. Какие эмоции, чувства у вас возникли?
  3. Что, по вашему мнению, формирует эта игра?

Спасибо за участие и внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на сближение детей и родителей

Предлагаю вашему вниманию несколько игр – занятий на сближение детей и родителей через общение в игре. Чтобы создать в семье позитивный настрой, научить детей эмоционально откликаться на воспринимаемо...

Игры на сближение

В этом материале помещены игры на сближение детей и воспитателя....

Игры на сближение

В этом материале помещены игры на сближение детей и воспитателя....

Игры на сближение

В этом материале помещены игры на сближение детей и воспитателя....

игры на сближение

игры на сближение...

Игры на сближение детей друг с другом и воспитателем.

Игры для детей в адаптационный период...