«Особенности организации сюжетно-ролевой игры с детьми 3-4 лет»
материал (младшая группа)

БОЛДИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Ролевое поведение в игре охватывает широкий диапазон процессов — от непосредственного ролевого подражания до осознанного оперирования ролью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа №14

(дошкольное отделение «Ёлочка»)

Практическая консультация

«Особенности организации  
сюжетно-ролевой игры с детьми  3-4 лет»

Воспитатель первой квалифицированной категории:

 Болдина Елена Сергеевна

Электрогорск

2024г.

СЛАЙД 2

К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру. Действие с предметами «понарошку» подготавливает возможность понимания ребенком того, что он и сам в игре может быть кем-то иным — «понарошку» мамой, доктором, продавцом  и т. п.

Ролевое поведение в игре охватывает широкий диапазон процессов — от непосредственного ролевого подражания до осознанного оперирования ролью.

СЛАЙД 3

Овладение ролью успешнее происходит при целенаправленном формировании игры у детей.

При традиционном подходе к руководству игрой мы уделяем основное внимание  содержанию ролей. Считается, что чем сложнее роль по своему социальному содержанию, чем больше знают о ней дети, тем более развита игра (например, младшие дети должны отображать в игре содержание ролей «мамы», «папы», «продавца», старшие — «космонавта», «строителя», «учителя» и т. п.). 

СЛАЙД 4

Однако одного только накопления знаний, представлений о социальных ролях взрослых совершенно недостаточно для того, чтобы ребенок мог свободно реализовывать роль в игре, а тем более в совместной игре со сверстниками. Чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо  уметь осуществлять специфичные для роли условные предметные действия, уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог.  Уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеровБолее того, в игре с другими детьми ребенку надо уметь менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета (например, побыв «пациентом», стать при необходимости «медсестрой», затем «главным врачом» и т. п.).

СЛАЙД 5

Все эти умения формируются постепенно. Каким образом можно сформировать эти умения у детей?

Эффективное формирование игровых умений на всех возрастных этапах может осуществляться в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый сам действует новым способом и по смыслу игры вызывает у партнеров необходимость действовать таким же способом. Наша задача при работе с детьми 4-го года жизни — построить совместную игру с ними таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение. Слайд 6 

Внимание ребенка необходимо перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Отвечая на ролевые обращения взрослого, вступая в инициированный им ролевой диалог, ребенок «откроет» условность собственной позиции (роли) в игре, скрытую для него раньше действиями с игрушками.

СЛАЙД 7

Чтобы правильно строить свою игру с ребенком, нам важно уметь осуществлять подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей. В этом отношении различают два типа ролей: «взаимодополнительные», которые с необходимостью требуют взаимодействия с другой ролью, и «независимые» роли, связь которых с другими является более опосредствованной. 

СЛАЙД 8

Для формирования ролевого поведения следует начинать совместную игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, связь которых «открыта», лежит на поверхности.

Слайд 9

Разумеется, для начала это должны быть парные роли, хорошо знакомые ребенку по его жизненной практике (к примеру, «семейные» роли: мама — дочка, бабушка — внучка, мама — сынок, а также пары: доктор — больной, продавец — покупатель и т. п.). Парные взаимодополнительные роли сразу с необходимостью ориентируют детей на партнера и смещают акцент игры с предметного действия на ролевое взаимодействие — ролевой диалог.

СЛАЙД 10

Мы   строим совместную игру с детьми, постепенно ее усложняя, в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; в дальнейшем мы подключаемся к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступаем ее другому ребенку, т. е. ориентируем детей друг на друга.

Непременным условием игры  с детьми является неоднократное называние им своей роли («Я доктор, полечу больного мишку» и т. п.) и обращение к партнеру (игрушечному персонажу или ребенку) как носителю роли («Заходите, больной» и т. п.), разговор с ним.

При этом взрослый осуществляет лишь самые необходимые действия с предметами, основное внимание его должно быть направлено на взаимодействие, ролевой диалог с «покупателями».

В ходе таких совместных игр мы своими вопросами, репликами изнутри своей игровой роли стараемся максимально активизировать ролевую речь детей. Взаимодействие взрослого с ребенком, выполняющим основную роль, служит как бы моделью для второго ребенка, участвующего в игре.

Как мы уже отмечали, чтобы выделить для детей ролевой диалог как необходимое условие совместной игры, целесообразно во время игры с детьми пользоваться минимальным числом игрушек. Центр игры будет смещаться для детей с предметных игровых действий на разговоры персонажей.

СЛАЙД 11

 Однако переключение детей на речевое взаимодействие в игре можно сделать еще более отчетливым, используя особые методические приемы. Одним из них является создание чисто «разговорной» ситуации с помощью очень простых игрушек — телефонов. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор».

Примеры: Игра строится на основе уже известных детям сюжетов с парными взаимодополнительными  ролями («дочки — матери», «больница», «магазин» и т. п.). Первоначально, чтобы помочь детям включиться в «телефонные разговоры», воспитатель распределяет роли следующим образом: себе берет основную роль (например, «доктора»), а детям предлагает одинаковые дополнительные роли («пациентов»). 

Слайд 12

А это мой телефон. Это у меня больница. Я доктор. А вы как будто заболели. Давайте, вы мне звонили, вызывали врача. Дзинь... У меня телефон звонит. Алле! Это доктор у телефона. Кто мне звонит? ... Заболела девочка? Что у нее болит?».

Мы  развертываем ролевой диалог с одним ребенком (выясняем характер болезни, предлагаем больному прийти в больницу или, наоборот, обещает приехать к ней домой и т. п.), а затем переходит к взаимодействию со вторым участником: «Опять у меня телефон звонит. Дзинь... Это доктор слушает. Кто мне звонит? Еще больная?» Диалог со вторым ребенком-«пациентом» строится аналогичным образом, но взрослый несколько изменяет содержание своих вопросов, реплик, отталкиваясь от инициативных ролевых высказываний ребенка. Так, взрослый развертывает «разговор по телефону» с каждым из детей поочередно. Если дети с трудом втягиваются в ролевой диалог, можно продолжить игру (теперь «доктор» звонит сам каждому из «пациентов», узнает, как выполняются его врачебные советы).

СЛАЙД 13

Показателями успешности формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни являются следующие: развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

СЛАЙД 14

Общие принципы формирования сюжетной игры:

-Воспитатель играет вместе с детьми;

-Развертывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение (для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог, а действия с игрушками сводятся к минимуму);

-ролевое поведение ребенка сразу ориентируется на партнера (сначала — взрослого, а затем — сверстника).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Особенности организации сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в логике в ФГОС ДО».

¢Цель: Формирование представлений о труде взрослых (доктора, медсестры), его роли в обществе и жизни каждого человека. Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстник...

Календарно-тематическое планирование « Особенности организации сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в логике в ФГОС ДО».

Вид (разновидности) деятельности детей: коммуникативно-познавательная (поисковая, моделирование), коммуникативно-игровая (игра с правилами), коммуникативно-изобразительная (рисование), коммуникат...

Особенности организации сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. В данный период дети приобретают первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отнош...

Доклад из опыта работы: «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»

Доклад из опыта работы:  «Особенности  организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»...

Доклад из опыта работы: «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»

Доклад из опыта работы: «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»...

Особенности организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ». (из опыта работы)

Убедительный факт приводит К. К. Платонов. Ученым-этнографом на одном из островов Тихого океана было обнаружено племя, которое жило изолированно от других. Дети этого племени не знали игры в куклы. Ко...