Конспект учебного занятия по ДООП «Нотки» (возраст детей 5 -7 лет) детской вокально - хоровой студии «7 НОТ». Тема: «Интонация».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Формирование представления об интонации в музыкальном произведении через эмоциональное восприятие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_na_sayt.docx828.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия по ДООП «Нотки» (возраст детей 5 -7 лет)

детской вокально - хоровой студии «7 НОТ».

Тема: «Интонация».

Педагог дополнительного образования бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»

Кокшарова Ольга Викторовна

Цель: формирование представления об интонации в музыкальном произведении через эмоциональное восприятие детей.

Задачи:

- формировать основы музыкальной культуры детей дошкольного возраста;

- совершенствовать певческие навыки детей дошкольного возраста;

-способствовать формированию представлений о нравственных ценностях и

проявление примеров добросердечности;

- формировать умения самоконтроля поведения и волевых усилий в деятельности;

- формировать умение взаимодействовать друг с другом в коллективе.

Ход занятия.

Дети заходят под спокойную музыку и садятся на стульчики. Приветствие детей попевкой «Здравствуйте ребята!».

- Ребята, я хотела бы начать наше занятие небольшим отрывком из одной известной сказки - стихотворения, послушайте внимательно и скажите, правильно ли я читаю его:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя….»

- Ребята, вам знакомы эти строки? (Да, они из сказки-стихотворения «Мойдодыр» К.И. Чуковского),

C:\Users\Оля\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\2022-2023\конспекты\картинки к интонации октябрь 2022\1. мойдодыр.jpg

- Расскажите, о чем говориться в этом стихотворении? (ответы детей)

- Главная мысль сказки Мойдодыр в том, что с самого детства нужно приучаться соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой своих вещей, дома, рабочего места. Неряшливые люди отталкивают от себя всех вокруг, это показано на примере главного героя.

- Сказка учит детей опрятности, чистоплотности, соблюдению элементарных правил гигиены.

- Вам понравилось, как я прочитала отрывок сказки? (нет) Что было не так? (Прочитано скучно, невыразительно)

- А что помогает делать стихи выразительными? (Знаки препинания, ударения во фразах, паузы, тембр голоса...)

- Хорошо, я постараюсь еще раз, при этом буду соблюдать все ваши замечания (Читаю еще раз).

- Какое чтение вам понравилось? Почему? (Второе, потому что было выразительно прочитано, с интонацией).

- Значит слово «Интонация» вам знакомо? (да)

- Так вот тема нашего занятия сегодня «Интонация» - она бывает и в речи и в музыке». Мы будем учиться различать разные интонации в речи и музыке и использовать их в нашей жизни.

- Речевая интонация – это выразительное повышение или понижение голоса. С помощью интонации можно передавать свое настроение, выражать свои чувства. Когда вы что-либо говорите, вас обычно сопровождает определенная мимика лица. Посмотрите на мимику смайликов.

C:\Users\Оля\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\2022-2023\конспекты\картинки к интонации октябрь 2022\#1080;нтонация.jpg

- Определите, какая интонация соответствует каждому из них? (Веселый, грустный, злой, удивленный, испуганный) С кем из них вам хотелось бы дружить? Почему?

- А может ли иметь значение интонация в музыкальной речи?

- Разговорная речь и речь музыкальная хотя и вполне самостоятельная, но, тем не менее имеет много общего. В музыкальной речи существуют свои обозначения: ноты – буквы, пауза – точка (знак молчания), чуть остановится мелодия – запятая, с повышенным голосом - форте, если затаённо - пиано.

- Я предлагаю исполнить знакомую распевку «По дороге Петя шёл», соблюдая дыхание, делая остановки, логические ударения во фразах. Но прежде нам нужно распеться.

- И начнём с песни, «Петь приятно и удобно», которая говорит нам о том, как нужно вести себя при пении.

Исполнение песни Л. Абелян «Петь приятно и удобно».

После песни распевание упражнение «Эхо» на развитии музыкального слуха и интонации, дети поют сначала вместе, потом индивидуально.

После, распевка «По дороге Петя шёл».

Вносят Фею Музыки.

- Ребята, к нам пришла на занятие гостья, наверное, это Фея с нашей песни, и она приготовила для вас несколько заданий. Первое задание – посмотрите внимательно на ваши стульчики - что необычного вы на них увидели? (ленточки),

- Правильно, ленточки, и они у всех разного цвета. А теперь встаньте и поделитесь на команды, по цветам ленточек (деление на команды).

– На столах у каждой команды находятся пазлы, ваша задача - собрать эти пазлы (дети собирают пазлы).

– Скажите, пожалуйста, а что общего у всех картинок, изображенных на пазлах? (там изображены сказочные герои).

C:\Users\Оля\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\2022-2023\конспекты\картинки к интонации октябрь 2022\#1072;йболит.jpgC:\Users\Оля\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\2022-2023\конспекты\картинки к интонации октябрь 2022\#1083;иса.jpg C:\Users\Оля\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\2022-2023\конспекты\картинки к интонации октябрь 2022\#1073;аба-яга.jpg

– И ещё Фея приготовила для вас загадки, вы умеете разгадывать загадки? (ответы детей)

  • Берегись болезнь любая:

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

Славный доктор …. (Айболит)

  • Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, читатель, вспоминай-ка,

Кого прогнал Петух в леса?

Кто Зайца обманул? (Лиса)

  • Бабушка в лесу живёт,

Травы-зелье собирает,

Пол в избе метлой метёт.

В ступе по небу летает,

Из кости её нога. Эту бабу звать … (Яга)

  • В ней всегда конец хороший,

Добрый молодец пригожий

Бабка-Ёжка у окна ...

Догадайтесь, кто она? (Сказка)

  • Она ложь, Но в ней намёк,

Добрым молодцам урок? (Сказка)

- Правильно, скажите, а сказки разные бывают и герои тоже разные? Какие? (Добрые и злые, хитрые, глупые, ленивые….).

- Какая музыка может изобразить злого героя сказки? (ответы детей)

- У злых героев в сказках и музыка звучит остро, отрывисто и зло, а у добрых она мягкая, спокойная и весёлая, дружелюбная.

- Предлагаю вам послушать одну пьесу, а вы постарайтесь по интонации определить, какой герой живёт в этой музыке?

звучит «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского «Баба-яга»

- Как вы думаете, какого героя изображает эта музыка? Какая музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают нам представить Бабу Ягу. Нарисуйте словами мне портрет этого героя? (ответы детей).

- И Фея мне на ушко шепнула, что вы знаете песню про сказки. А какая это песня? (очень добрая, красивая, нежная). Какие средства музыкальной выразительности помогли композитору написать такую песню? (ответы детей). Давайте с выразительной интонацией споём нашей Фее?!

Дети исполняют песню «Вновь приходят сказки».

- Я думаю, Фея осталась довольна нашим исполнением песни. Потому что мы пели с какой интонацией? (ответы детей). У нас осталось еще одно задание Феи. И сейчас мы постараемся его выполнить.

- Предлагаю поиграть с музыкальной интонацией. Нужно пропеть слова героя сказки с такой интонацией, чтобы было понятно какие чувства они выражают.

C:\Users\Оля\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\2022-2023\конспекты\картинки к интонации октябрь 2022\#1050;олобок.jpg

Иллюстрация сказки «Колобок»

- Какая это сказка? (ответы детей)

- Какую песню поет Колобок? (ответы детей)

«Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусекам метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

А от тебя, зайца, подавно уйду!»

- С какой интонацией поет Колобок свою песню? (ответы: веселая, легкая, беззаботная, жизнерадостная….)

- Давайте пропоем эту песню с веселой, беззаботной интонацией.

Дети поют песенку Колобка. Пение индивидуальное.

- Какая это сказка? (ответы детей)

C:\Users\Оля\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\2022-2023\конспекты\картинки к интонации октябрь 2022\7. волк.jpg

Иллюстрация сказки «Волк и семеро козлят»

- Какую песню поет Волк? (ответы детей)

«Вы, козлятушки, вы ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла, молока принесла.

Полны копытца водицы!»

- С какой интонацией поет Волк свою песню? (ответы детей: грубая, злая, угрожающая).

- Давайте пропоем эту песню с грубой и злой интонацией.

Дети поют песенку Волка. Пение индивидуальное.

- Пусть эти грубые и злые интонации сменяться интонациями света, радости, веселья!

- Фея мне шепнула на ушко, что ей пора улетать, потому что уже на улице стало совсем темно и скоро придёт ночь, и она должна успеть облететь всех деток, чтоб шепнуть им на ушко, как в песне. Давайте с ней попрощаемся. (Фею уносят).

- Ребята вам интересно было на занятии? (ответы детей).

- Что вас заинтересовало и запомнилось больше всего? А что у вас вызвало затруднение? (ответы детей).

- Из смайликов, которые я разместила на доске можно выбрать и повестить на доску, какое у вас настроение после занятия, и расскажите почему? (На выбор несколько смайликов).

- Ну а теперь давайте вспомним, как мы сегодня с вами поздоровались и так же попрощаемся с радостной интонацией.

(Попевочка - прощание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы вокально-хоровой студии "Звонкие капельки"

Формирование  основ  певческой  культуры  у  детей  старшего дошкольного  возраста  через  развитие  музыкальных  способностей,  музыкальной...

Программа дополнительного образования вокально-хоровой студии

Программа дополнительного образования вокально-хоровой студии "Колокольчик" составлена на основе программы Э.Костиной «Камертон» и М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа ...

Рабочая программа вокально-хоровой студии " Карамельки"

Рабочая программа  вокально-хоровой студии " Карамельки"...

Программа вокально - хоровой студии "Хрустальный голосок"

Программа вокально - хоровой студии "Хрустальный голосок" написана мною для работы в ДОУ. Поскольку образовательная деятельность регламентирована и насыщенна не всегда остается время для ...

Презентация вокально - хоровой студии "Домисолька"

Данный материал может быть использован в качестве отчета о проделанной работе на итоговом педсовете....

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Капитошки"(вокально - хоровая студия)

В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень ве...

Программа вокально - хоровой студии "Домисолька"

Современная система дошкольного образования строится на требованиях ФГОС ДО, одним из основопологающих принципов которого является личностно - ориентированный подход, который на первый план выводит са...