2020-2024г. «Развивающие математические игры для дошкольников в рамках STEM –технологий»
материал

Наталья Петровна Михайлюта

Проблема математического развития дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как развитие у детей логического мышления является необходимым условием умственного развития личности. Важность данной проблемы трудно переоценить, основы развития интеллекта ребенка именно в возрасте от 4 до 7 лет, формируют основную базу знаний для его успешного развития в дальнейшей учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stem-1.doc22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Иркутская область, г.Тайшет, МКДОУ д/c «Сказка»

                                                       Воспитатель: Михайлюта Наталья Петровна

«Развивающие математические игры для дошкольников

в рамках STEM –технологий»

Проблема математического развития дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как развитие у детей логического мышления является необходимым условием умственного развития личности. Важность данной проблемы трудно переоценить, основы развития интеллекта ребенка именно в возрасте от 4 до 7 лет, формируют основную базу знаний для его успешного развития в дальнейшей учебной деятельности.

 Педагогический опыт работы показывает, что у детей дошкольного возраста возникает ряд основных затруднений при формирование базовых компетенций математического развития это:

- трудности в усвоении навыков счета;

- детям сложно ориентироваться между смежными числами;

-они неспособны переходить из конкретного плана в абстрактный;

-нестабильность графических форм;

-малышам трудно понимать и решать арифметические задачи;

-непонимании учебной задачи или интеллектуальная пассивность.

Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников невозможна без использования инновационных технологий, которые могут при организации образовательного процесса обеспечить создание метапредметной среды, связанной с интеграцией разных образовательных областей. Одной из таких технологий является STEM–технология.

Использования в образовательном процессе SТЕМ-технологии образовательного модуля «Математическое развитие», позволяет комплексно решить задачи математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет. А также формирование у детей сенсорного опыта, цветового опыта и развитию логических операций к которым относится - классификация, анализ, сравнение, обобщение, синтез, сериация.

     Работа с модулем построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей с учетом показателей детской успешности.

Ведущая составляющая STEM обучения — это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Это помогает им приобретать необходимые математические, филологические и инженерные навыки. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал.

Содержание модуля характеризуется комплексностью. В нем объединены игры и пособия для арифметического, геометрического, логического развития. Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационный и раздаточный материал по разделам математики, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объемные вкладыши, счеты, математические конструкторы, шнуровки и др.

Развивающие игры STEM образования математический модуль - это в первую очередь игры творческие. В работе с такими играми следует предоставлять детям больше самостоятельности. При выполнении заданий ребенок может допускать ошибки, поэтому лучше дать возможность отыскать их самостоятельно. При необходимости, воспитатель может помочь в исправлении ошибки. Начинать любую игру необходимо с посильных для ребенка задач.

В качестве первой игры можно выбрать «Сложи узор». Данная игра направлена на развитие у детей знаний о геометрических формах, внимания, наглядно-действенного мышления, игровой деятельности. Ребёнок должен сначала произвести анализ представленного образца; отметить изменения; определить, какие фигуры ему взять; догадаться, как включить их в узор.

Игра развивает у детей способность к анализу и синтезу. Можно использовать вариацию заданий в игре - срисовывание узоров. Это более сложный вид работы, развивающий графические навыки. Рисование узора требует больше времени, чем его складывание, поэтому количество заданий на срисовывание должно быть небольшим.

Еще один вид работы наиболее насыщенный творческими элементами, это составление новых узоров. Этот узор должен быть красивым, симметричным, напоминающим своим видом какой-либо предмет.

Наличие нескольких комплектов игры «Сложи узор» дает возможность организации соревновательной деятельности среди детей. Оптимальное количество участников: 3-5 человек.

Развивающая игра «Полушарная доска» позволяет улучшить у детей взаимодействие между полушариями головного мозга и их синхронную работу, концентрацию и внимание и, как следствие, ребенок начинает запоминать большой объем информации. Также полушарная доска развивает мелкую моторику рук, воображение, повышает самооценку. Как играть с «Полушарной доской»: перед вами деревянная панель со спиралью и фишками. Можно переводить фишку из одного конца спирали в другой – одной рукой, а можно одновременно двумя, постепенно добиваясь плавной синхронизации действий рук.  

Развивающая игра «Радужная паутинка» со шнуровкой (круг, квадрат, треугольник).

Игра совмещает в себе рамки-вкладыши и шнуровку. Предназначена для освоения детьми сенсорных эталонов цвета, размера, формы и расположения в пространстве. Сравнивая и сортируя рамки-вкладыши, ребёнок осмысленно запоминает размер («больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький», «средний» и др.), получает представление о многообразии геометрических фигур, расположении фигур на плоскости и в пространстве, так как шнуровка предполагает создание модели в 3Dформате (башенка, которая держится на шнурке, связавшем все детали по одной стороне).

 Использование деталей игры в качестве счётного материала способствует освоению порядкового и количественного счёта в пределах первого десятка.

Шнуровка, обведение и штриховка фигур по контуру совершенствуют мелкую моторику и готовят руку ребёнка к письму. Использование нескольких планшетов с фигурками разных форм (треугольник, круг, квадрат) значительно расширяет возможности игры: способствует освоению пространственного расположения предметов относительно друг друга (большой синий квадрат расположен между средним красным кольцом и маленьким синим треугольником), развивает у детей умение классифицировать предметы по нескольким признакам (цвету, размеру, форме), выявлять закономерности и на этой основе достраивать сериационные ряды.

Дети очень любят играть в игру «Танграм».

Танграм - геометрическая головоломка, состоящая из семи танов – геометрических фигур, полученных делением квадрата на семь частей – два больших треугольника, два маленьких треугольника, один средний треугольник, маленький квадрат и четырехугольник.

По легенде, 4 тысячи лет назад, у одного мужчины выпала из рук керамическая плитка и разбилась на 7 частей. Взволнованный, он воском попытался ее собрать, но каждый раз получал новые интересные изображения. Это занятие оказалось таким захватывающим и головоломным, что составленный квадрат из семи геометрических фигур назвали доской мудрости.

Различные наборы кубиков «ПРОЗРАЧНЫЕ С ЦВЕТНОЙ ДИАГОНАЛЬЮ»; ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ «ДУГА, СЕКТОР», «ОКЕАН», «ЛЕС» и др. Набор развивает пространственные ориентировки, способствует установлению связей между частью и целым. Предназначен для конструирования различных узоров и построек как в двухмерном, так и в трёхмерном пространстве благодаря различным вариантам окраски кубиков.

Игра «Разноцветные перчатки»

Варианты игр

1.Изучение названий пальцев:

     По порядку загибайте и называйте все пальчики на руке, а потом предложите ребенку сделать тоже самое. Постепенно усложняйте задачу: называйте пальчик и предлагайте малышу показать его на карточке.

2. Изучение сторон

Предложите ребенку рассортировать карточки на две группы: правые и левые ладони.

 3. Изучение цветов.

Назовите цвет ладони и предложите ребенку найти соответствующую карточку.

Постепенно усложняйте задания, добавляя все больше деталей  в описания.

Например: начните с  карточки с  красной левой  ладошкой, а затем ищите карточку с красной правой ладошкой с большим пальцем голубого цвета.

         4. Изучение цветов и сторон.

 Предложите ребенку найти карточку с ладошкой предлагаемого цвета и  положить не нее свою руку.

        5. Изучение основ счета.

 Вместе с ребенком посчитайте карточки с ладошками или пальчиками определенного цвета.

     Например: посчитайте сколько красных пальчиков на всех карточках с левыми ладошками.  Постепенно усложняйте задачу: называйте цвет пальчика на карточке и предлагайте ребенку назвать  соответствующую цифру.

Описанные игры развивают различные познавательные процессы: внимание, зрительную память, пространственное воображение; стимулируют способность к комбинированию, предвидению результатов своих действий.

Чему и как учить сегодня, чтобы наши дети были успешными завтра – это главная идеология современного образования. Привить навыки самостоятельного обучения в течение всей жизни, научить взаимодействию на разных уровнях, развивать самостоятельное и критическое мышление – эти и многие другие принципы составляют стратегию развития современных образовательных технологий.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая математическая игра по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»

Использование современных методик для математического развития детей....

Семинар - практикум для родителей средней группы. Тема: "Развивающие математические игры - своими руками".

Этот консультативный материал поможет родителям самостоятельно изготовить игровой материал и играть совместно с детьми....

Развивающие математические игры

Презентация на тему: "Развивающие математические игры"...

Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений...

Методическое пособие. «Развивающие игры в работе с детьми детского сада» (развивающие математические игры для детей 3-7 лет)

Актуальность темы:Программа «давайте поиграем» ориентирована на возрастующую познавательную активность детей, развитие творческих способностей дошкольников. Программа помогает подготовить дошкольников...

Познавательное развитие детей о живой и не живой природе дошкольного возраста через опытно-исследовательскую деятельность в рамках STEM –технологий.

В современном обществе одной из актуальных задач STEАM обучения и воспитания детей дошкольного возраста можно назвать развитие интеллектуально – творческой активности личности ребёнка дошкольног...

2020-2024г. Консультация «Развивающие игры» (младший возраст)

Представлены развивающие игры для детей.В первые годы ребенок делает наиболее важные шаги в своем развитии: его нервная система очень пластична и поэтому его успехи особенно ощутимы. В этом возрасте д...