Познавательное развитие детей о живой и не живой природе дошкольного возраста через опытно-исследовательскую деятельность в рамках STEM –технологий.
материал

Ковердяева Елена Михайловна
В современном обществе одной из актуальных задач STEАM обучения и воспитания детей дошкольного возраста можно назвать развитие интеллектуально – творческой активности личности ребёнка дошкольного возраста путём формирования навыков опытно- исследовательской деятельности и развития творческого поведения. Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий, способствующих формированию исследовательской деятельности, создании системы работы STEM –технологии для дальнейшего формирования потребности в исследовательской деятельности у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_koverdyaeva_elena_ispravlennyy.docx153.34 КБ

Предварительный просмотр:

                Ковердяева Елена Михайловна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» п. Ивня

Познавательное развитие детей о живой и не живой природе дошкольного возраста через опытно-исследовательскую деятельность в рамках STEM –технологий.

Автор опыта:

Ковердяева  Елена Михайловна

воспитатель

муниципального дошкольного

образовательного учреждения

Центр развития ребенка –

детский сад «Сказка»

п. Ивня Белгородской области

2023г.

Содержание

  1. Информация об опыте ……………………………….………….3
  2. Технология опыта………………………………….…………….7
  3. Результативность опыта………………………………………..12
  4. Библиографический список……………………….……...…….15
  5. Список приложенй………………………………………………16

  1. Информация об опыте

Условия возникновения опыта

Педагогический стаж автора опыта составляет 7 лет, из них 7 лет он работает в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» в должности воспитатель. За это время педагогом накоплен достаточный опыт работы, определенный стиль общения с детьми и их родителями. Воспитатель совершенствует свой педагогический опыт, внедряет в практику современные технологии, непрерывно стремиться к совершенствованию, поиску эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса.

Детский сад «Сказка» расположен в центре посёлка Ивня, что позволяет полноценно сотрудничать с районной библиотекой, школой, почтой, детской школой искусств, физкультурно-оздоровительном комплексом, и является благоприятным фоном социализации дошкольников. Группа, в которой работает педагог, называется «Подснежники», списочный состав – 25 детей, из них 9 девочек и 14 мальчиков.  

В МДОУ ЦРР – детский сад «Сказка» п. Ивня созданы необходимые условия для реализации требований ФГОС и основной образовательной программы ДОО. [11]

Детский потенциал практически безграничен, а в возрасте 5-7 лет – самый благоприятный для формирования базовых основ их дальнейшего успеха в жизни. Современные исследования в области нейропластичности мозга дошкольника утверждают, что вложение в ранее развитие и профориентацию детей будут прочным фундаментом для перспективного воспитания научно-технического развития ребенка. Для современного мира это очень важный аспект, так как мир сегодня меняется быстрее, чем система образования. А ведь система образования готовит детей к жизни в этом мире.

В мае 2019 года автором опыта среди воспитанников дошкольной группы была проведена  диагностика  по определению уровня сформированности знаний о живой и неживой природы. Оценка уровня сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась с помощью разработанного критериально-диагностического инструментария, представленного критериями, показателями и диагностическими методиками.

В.А. Ясвин определил, что выявление уровня сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста, осуществляется на основе следующих критериев и показателей[13]:

1. Когнитивный. Наличие представлений, знаний о природе, проявление интереса к познанию природы и общению с ней.

2. Эмоционально-ценностный. Проявление заботливого, бережного отношения к природе, бескорыстного желания участвовать в ее охране. Проявление ценностных установок на восприятие природы.

Для проведения диагностики, направленной на выявление актуального уровня сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста по обозначенным критериям и показателям, были также подобраны и модифицированы ряд методик, соответствующих направлению нашего исследования (Приложение № 1).

Анализ результатов проведенной диагностики показал, что только 13% воспитанников обладали высоким уровнем сформированности  знаний о живой и не живой природе. У 30% детей средний уровень сформированности. Низкий уровень сформированности навыков о живой и не живой природе 57%  у воспитанников, принявших участие в диагностике.

На сегодняшний день одна из основных наших целей - дать дошкольникам современное, конкурентоспособное образование и профориентацию. Для реализации этой цели необходимо использовать современные технологии программированного обучения. Основная цель программированного обучения состоит в улучшении управления учебным процессом. На базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» п. Ивня Белгородской области,  организованно две STEM–лаборатории. Одна в помещении, а другая выносная в теплый период, которая пользуется популярностью среди детей и взрослых.

Актуальность опыта

В современном обществе одной из актуальных задач STEАM обучения и воспитания детей дошкольного возраста можно назвать развитие интеллектуально – творческой активности личности ребёнка дошкольного возраста путём формирования навыков опытно- исследовательской деятельности и развития творческого поведения. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. 

На протяжении всего дошкольного периода, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается в STEАM обучении не только как процесс формирования у ребёнка знаний, умений, навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия и сотрудничества. 

Это объясняется тем, что у детей дошкольного возраста  наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. 

Исследовательская деятельность всегда интересна детям. Всё, что ребёнок сам видит, слышит и делает, усваивается им быстро и надолго. Детей привлекает сам процесс, возможность осуществить действия самостоятельно, реализовать свои замыслы, сделать выводы и воплотить полученные знания на практике.

В дошкольной практике возникает ряд проблем, связанных с включением уже накопленного педагогического опыта воспитательно-образовательную среду детского сада. Исследовательская деятельность о живой и неживой природе рассматриваются в контексте с другими дисциплинами, а не самостоятельно и поэтому воспитатель ограничивается в работе традиционными методами и формами работы с детьми, не решаясь внедрять в практику STEM –технологии. В связи с этим обнаруживается противоречие между необходимостью формированию потребности в исследовательской деятельности и отсутствия разработанной целостной системы работы STEM –технологии.

Автор считает, что преодоление этого противоречия возможно при создании системы работы с детьми по формированию потребности в исследовательской деятельности по средствам STEM-технологий самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с родителями и социальными партнерами.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая деятельность заключается в создании условий, способствующих формированию исследовательской деятельности, создании системы работы STEM –технологии для дальнейшего формирования потребности в исследовательской деятельности у дошкольников.

Длительность работы над опытом

Над разработкой изучения темы описываемого опыта педагог работал в течении трех лет с сентября 2019 года по май 2022 года. Работа по разрешению противоречия между необходимостью формирования потребности в исследовательской деятельности и отсутствием разработанной целостной системыSTEM-технологии была разделена на три этапа:

I этап – диагностический (сентябрь - декабрь 2019 года). Возникновение идеи опыта. Определение целей и задач,   изучение и анализ  теоретического и диагностического материала по теме, выбор методов и приемов, проведение предварительной диагностики.

II этап – практический (январь 2020 года – август 2021 года). Системное поведение исследовательской деятельностиSTEAM-технологии. Проведение  промежуточной диагностики.        

III этап – аналитико - обобщающий (сентябрь 2021 - май 2022 года). Проведение итоговой диагностики. Описание актуального педагогического опыта и его распространение   на уровне ДОУ и города.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы педагога по формированию исследовательской деятельности по средствам STEM-технологий с другими видами деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности детей во взаимодействии с родителями и социальными партнерами.

Теоретическая база опыта

По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, "инженерное образование в России нужно вывести на новый более высокий уровень. Для решения данной задачи требуется утверждение STEАM-образования в нашей стране. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства".[5]

На протяжении всего дошкольного периода, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается в STEM обучении не только как процесс формирования у ребёнка знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия и сотрудничества. 

Это объясняется тем, что у детей дошкольного возраста  наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. 

За использование эксперимента, как способа обучения в работе с детьми, выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследовательская деятельность всегда интересна детям. Всё, что ребёнок сам видит, слышит и делает, усваивается им быстро и надолго. Детей привлекает сам процесс, возможность осуществить действия самостоятельно, реализовать свои замыслы, сделать выводы и воплотить полученные знания на практике.[6.8]

В своей работе Шатунова О.В. после изучения опыта работы по STEAM- образованию в 7 развитых странах мира писала о необходимости развития STEAM-образования, как положительного образца интегративного подхода при организации образовательной деятельности педагогической инновации в нашей стране по развитию научно технического творчества, в том числе и развития математических представлений детей дошкольного возраста.[12]

В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей раннего возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно – конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEAM – образование

S – science – естественные науки

T – technology – технология

E – engineering – инженерное искусство

A – art – искусство, творчество

M – mathematics (математика).

На базе детского сада МДОУ «Сказка» организована STEAM лаборатория, где дети имеют возможность заниматься исследовательской деятельностью в течении всего дня.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в том, что дети занимаются экспериментированием и исследовательской деятельностью на всей территории детского сада. Так как коллектив детского сада способствовал созданию условий для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством доступности. STEAM развивает  познавательные процессы: восприятие, память, мышление, пробуждают воображение, стимулируют творческое познание действительности. Фото. (Приложение№1)

  1. Технология опыта

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В.А. Сухомлинский

Важная особенность STEAM – технологии состоит в том, что в процессе его осуществления ребёнок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывает или прекращает его, изменяет это явление в том или ином направлении.  С 2019-2022 были проведены опыты, эксперименты  и  исследования ДОУ.

Цель опыта

Создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста через опытно-исследовательскую деятельность в рамках STEM – образования.

Задачи опыта

  1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
  2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска, учить видеть и выделять проблему эксперимента, формировать у детей умение пользоваться средствами, материалами, приборами-помощниками при проведении экспериментов для самостоятельной деятельности.
  3. Стимулировать, поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
  4. Развивать коммуникативные способности в процессе исследовательской деятельности.
  5. Приобщить родителей к экспериментальной деятельности детей.

Преимущества «STEАM- технологии».

- Развивают любознательность.

-Помогают выработать инженерные навыки.

-Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в

команде.

-Содействуют умению анализировать результаты проделанных

мероприятий.

- Способствуют наилучшей познавательной активности

дошкольников.

Для более глубокого  знакомства детей и родителей STEM-технологии в развивающей среде учреждения организованна две STEM-лаборатории. Данные действия способствовали появлению у дошкольников стойкого интереса к дальнейшему обучению, желание экспериментировать. Согласно возрастным особенностям приобретены и оборудованы STEM- лаборатории, где дети могут заняться исследованием живой и неживой природы проводить опыты. (Приложение №2)

Дошкольники имеют возможность самостоятельно провести исследование, провести эксперименты, показать свои достижения детям и родителям.

Действие дошкольников с разнообразным оборудованием лаборатории направлено на развитие познавательных и интеллектуальных способностей. В ходе данной деятельности дети становятся химиками, биологами, животноводами, агрономами, ветеринарами и т.д.

Оборудованная исследовательская лаборатория, введенная  в педагогический  процесс пробудила у детей интерес к опытам, привила начальные умения проведения самостоятельных исследований, что в свою очередь способствовала планомерному развитию интеллектуальных и познавательных способностей, которые необходимы детям во взрослой жизни.

Практический    опыт    показал,    что    программа    «STEM–образование», реализуется через все образовательные модули, соответствуя требованиям ФГОС, и учитывая индивидуальные особенности детей старшего (в частности) дошкольного возраста.

STEM-технология – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.

Система использования в образовательном процессе SТЕАМ-технологии строилась в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и на основании основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации.

Изучение методической литературы по проблеме использования STEAM-технологии в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения и на основе этого определили систему форм и методов работы, максимально соответствующих педагогической деятельности.

             В образовательном модуле «Дидактическая система Ф. Фребеля» -

Автор опыта вместе с детьми проводила экспериментирование с предметами окружающего мира – освоили математическую деятельность путем действий с геометрическими телами и фигурами - освоили пространственные отношения - конструирование в различных ракурсах и проекциях. Автор опыта, использовала игровой набор дары Фребеля для НОД, начиная со среднего дошкольного возраста. В результате дети легко применяют в игровой деятельности название геометрических фигур, тел, их количество, величину, размер.

           Для более глубокого знакомства детей и родителей с Лего - конструированием в развивающей среде учреждения организована  выставка «Лего - фест», подобраны видеофильмы. Данные действия способствовали появлению  у дошкольников стойкого интереса к дальнейшему обучению, желание экспериментировать.

В учреждении оборудован Лего - центр, где подобраны согласно возрастным особенностям современные наборы нового поколения образовательных конструкторов: «LEGODUPLO», «LEGODACTA».

Чтобы в дальнейшем использовать данную развивающую среду на занятиях, дошкольники имеют возможность потрогать, поиграть с элементами, попробовать самостоятельно  варианты их удивительного скрепления, привыкнуть к яркой пестроте деталей. Дети с помощью педагога организуют в данном уголке строительство предметов мебели, архитектуры, техники, свободно, самостоятельно ориентируются среди элементов, находящихся в Лего - центре.

Действия дошкольников с разнообразными Лего - конструкторами направлены на развитие интеллектуальных способностей. В ходе данной игровой деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Детей знакомили с  содержанием и правилами работы с конструктором, с цветом, формой и размером деталей, названиями деталей, различными способами скрепления деталей.

В средней группе дети закрепляли навыки работы с конструктором Лего. Занятия проводились подгруппами по 8-10 человек. Использовался большой и маленький конструктор LEGO DUPLO. Обязательно несколько занятий отводили  коллективным постройкам. В этом возрасте дошкольники учились не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, анализировать ее.

В старшем возрасте, конструктивная деятельность уже отличалась содержательностью и техническим разнообразием. Использовались робототехнические наборы LEGO. Формы работы с детьми - индивидуально, парами, или в командах. Обучали детей умению планировать работу, выдвигать и обосновывать гипотезы, доводить начатое дело до конца, презентовать результат своей деятельности. Особое внимание уделялось развитию творческой фантазии детей, дети конструировали по воображению по предложенной теме и условиям.

У детей подготовительной группы развивается  интерес к Лего - конструированию техники, развитие инженерных и конструкторских навыков. Происходит развитие наглядно-образного, комбинаторного и логического мышления, познавательных способностей. При установлении взаимосвязей, дети как бы «накладывают»  приобретённые новые знания на полученные ранее, расширяя, свои познания.

     

Образовательный модуль «Математическое развитие» - комплексное

решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

Педагог познакомила детей со сложением и вычитанием, научила их сравнивать и сортировать предметы – раскладывать их по определенным признакам (по цвету, по форме и размеру, от большего к меньшему и т. д.), находить лишнее. Для этих целей использовала различные раздаточные материалы, наборы геометрических фигур, объемные геометрические тела, логические блоки и головоломки, приспособления для сортировки, счеты и шнуровки, пособия для сенсорного развития, круги Луллия, математические конструкторы. Математические навыки дети применяли на прогулках, считали камушки, листики, шишки рассматривали форму, величину. В спортивных эстафетах, подвижных играх дети не только развивали скорость, выносливость, стойкость, но и закрепляли умение считать, осязать, шнуровать. В свободной деятельности, дети с удовольствием занимались решением головоломок с учетом возрастных особенностей и степеней сложности.

         В группе имеется интерактивная доска с программой для рисования. Дети имеют возможность создавать свои рисунки, что значительно расширяет возможность предъявляемого познавательного материала, позволяет повысит мотивацию ребенка к овладению новыми знаниями, усиливает эффективность усвоения материала, повышает скорость приема и переработки информации для лучшего ее запоминания. В ходе НОД изучали материал через презентации, смотрели познавательные видеоролики для детей, мультипликационные фильмы, записывали собственные видеоролики.

           Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой

природой» - формирование представлений об окружающем мире в опытно экспериментальной деятельности; - осознание единства всего живого в процессе наглядно чувственного восприятия; - формирование экологического сознания.

Виды дошкольного экспериментирования отличаются исходя от основного предназначения и цели или проблемы, которые необходимо решить. Также опытная деятельность может различаться в случае метода применения, этапа или характерных особенностей когнитивных операций:

По характеру исследовательской деятельности. В этом случае деятельность может быть иллюстрированной, поисковой или использоваться для решения бытовых задач.

Исходя из этапа проведения в образовательном плане, эксперименты и опыты различаются в качестве первичного, заключительного, вторичного или итогового цикла. Такая особенность особо важна при построении конкретного плана задач, исходя из особенностей дошкольной группы.

По характеру когнитивных операций в этом случае выделяют следующие типы исследовательской деятельности:

  • констатирующий (наблюдение за свойствами предмета или явления,
  • сравнительный (процесс исследования объекта во время его взаимодействия с другим процессом,
  • обобщающий (способность к определению свойств или закономерностей между явлениями.

Исходя из метода применения, здесь определяют фронтальный и демонстрационный способ, использование которых отличается исходя из тех или иных особенностей когнитивного мышления у дошкольников.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе осуществляется посредством планомерного совершенствования интеллектуальных и практических навыков, умений ребенка. В ходе НОД по экспериментированию в средней группе «Свойства воды» дети познакомились со свойствами воды. Развивали познавательную активность в процессе экспериментирования, мышление, речь, кругозор и любознательность. (Приложение №3). Если в процессе наблюдения, дошкольник сумел получить новую информацию и знания, экспериментальная работа выявляется в качестве познавательной системы. Помимо основных видов занятий, исходя из методологии проведения, в педагогической практике существуют разновидности, которые учитывают непосредственно процесс экспериментирования.

Также автором опыта проводились игровые эксперименты. Так как основной деятельностью дошкольников является игровой процесс, исследования могут проводиться в комплексе с ним. На таких занятиях часто присутствует герой из любимой сказки детей – «Вовка в тридевятом царстве», который предоставляет детям важную информацию или просит о помощи. Посредством такой техники учащиеся лучше воспринимают сказанное и действуют более ответственно.

Проведение различных исследований или опытов, — это основа деятельности ребенка. Поэтому автор опыта использовала абсолютно все навыки или умения, получаемые в детском саду, которые проходят через такой метод обучения. Дошкольники могут ставить различные опыты с жидкостью, воздухом, магнитами или землей. Все это способно быстро расширить представление о тех или иных особенностях окружающего мира.

С родителями проводили беседы, дискуссии по данной теме. Были разработаны консультации «Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» (Приложение №5)

Формирование важных навыков или умений при экспериментировании позволяли научить ребенка работе с различными приборами и инструментами. В этом случае опытная деятельность значительно ускоряет процесс обучения. Важно, чтобы подход к исследовательской деятельности нес исключительно комплексный характер. В таком случае ребенок может укрепить уже имеющиеся базовые знания о тех или иных явлениях и предметах. Такой педагогический метод является основой любого дошкольного образования.

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEАM- подхода в образовании.

  1. Результативность:

Уровень познавательного интереса дошкольников методом анкетирования по десятибалльной системе (В.С. Юркевича).

ср.гр

ст.гр

подгот.гр

Высокий уровень

13%;

30%;

50%

Средний уровень

57 %;

52%;

47%

Низкий уровень

30%.

18%;

3%

У  диагностируемых дошкольников уровень познавательного интереса составил: высокий уровень -13%, средний уровень – 53%, низкий уровень – 34%.  Нами была проведена диагностика  уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью (по Ивановой А.И.). В результате проведённой  диагностики мы получили следующие данные:

В конце учебного года была осуществлена диагностика детей подготовительной группы, которая показала следующие результаты: Высокий уровень составил 50%, средний уровень 47%, низкий уровень 3%.

Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области STEM-технологий. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относится к исследовательской деятельности, у них сформировалась потребности в экспериментировании. Повысилась компетентность ребенка в исследовательской деятельности: готовность самостоятельно провести исследование, сделать выводы и найти применение в жизни. Дети научились выращивать растение, оказывать помощь, заботиться о животных, насекомых и птицах, беречь живую и неживую природу. Родители стали проявлять больше интереса к экспериментам детей и с удовольствием участвуют в них сами.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа по данному направлению обеспечивает положительную динамику в формировании потребности у дошкольников познавательного интереса в исследовательской деятельности, через STEM - технологии. В процессе совместных или индивидуальных исследований знания детей об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии и представления замещаются реальным объяснением непонятного и неизвестного. 

Комплексный подход в осуществлении экспериментальной деятельности в STEАM обучении способствует развитию детского воображения, любознательности, наблюдательности и вовлекает детей в практическую самостоятельную деятельность.

  1. Библиографический список

  1. Беляк Е.А. Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория». – Ростов-на-Дону, 2019г.
  2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: 2015.
  3. Волосовец В. А, Маркова В. А. Аверин С. А., STEАM- образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития. [Электронный ресурс], М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2019г.- 112 с
  4. Выступление Владимира Путина на форуме "Рабочая молодежь" https://www.nakanune.ru/news/2018/03/06/22500255/
  5. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.    Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В.Дыбиной. - М.:ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
  6. Зыкова О. А., Экспериментирование с живой и неживой природой. – М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2017г.- 104 с.  
  7. Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское эксперементирование. – М., 2005г.
  8. Нищева Н. В., Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры — С- Пб: «Детство- Пресс» — 2013г.- 235 с. 
  9. Судавцова М. Н. «Использование STEAM-технологии в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге»http://new.beliro.ru/
  10. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  11. Шатунова О.В. STEAM- образование в технологической подготовке школьников.https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/110645/tovshiv2017_158_165.pdf
  12. Ясвин В.А. Формирование экологической культуры. Пособие по региональной экологической политике. / В.А. Ясвин. – М.: Акрополь, ЦЭПР, 2004. – 196 с

  1. Список приложений

Приложение №1Критерии и показатели сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста

Приложение №2Картотека опытов и экспериментирования в МДОУ ЦРР – детский сад «Сказка»

Приложение №3Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе экспериментированию «Свойства воды»

Приложение №4Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Удивительная вода»

Приложение №5Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Невидимка воздух»

Приложение №6Консультация для родителей:

 «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Приложение№1

Критерии и показатели сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста

Критерий

Показатели

Диагностические задания

Когнитивный

– наличие представлений, знаний о природе, проявление интереса к познанию природы и общению с ней;

– наличие представлений о сезонных особенностях времен года;

Диагностическое задание 1  «Времена года» (модификация методики О.А. Соломенниковой [50])

– наличие представлений о мире животных, места их обитания и их характерных признаках;

Диагностическое задание 2  «Многообразие животных» (модификация методики О.А. Соломенниковой)

– наличие представлений о растениях, видов растений, условий необходимых для роста растений;

Диагностическое задание 3  «Мир растений» (модификация методики О.А. Соломенниковой)

– наличие представлений о неживой природе;

Диагностическое задание 4  «Неживая природа» (модификация методики О.А. Соломенниковой)

– наличие представлений о природных явлениях;

Диагностическое задание 5  «Природные явления» (модификация методики О.А. Соломенниковой)

Эмоционально- ценностный

– проявление заботливого,

бережного отношения к природе,

бескорыстного желания участвовать

Диагностическое задание 6 Методика выявления характера отношения к миру природы

(Т.А. Серебряковой)

 – проявление ценностных установок на восприятие природы.

Диагностическое задание 7 Методика исследования отношения дошкольников к природе «Неоконченные предложения» (В.В. Зотова).

Приложение №2

Картотека опытов и экспериментирования

в МДОУ ЦРР – детский сад «Сказка»

Возраст детей

Темы опытов и экспериментов по месяцам

Средний возраст

с 4-5 лет

Сентябрь

Игры со светом и тенями

1. «Свет повсюду»

Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Октябрь

2. «Тени на стене»

Цель: показать значение искусственного света.

Материал: настольная лампа.

Ноябрь

3. «Эффект радуги»

Цель: Показать детям как расщепляется видимый солнечный свет на отдельные цвета – воспроизводим эффект радуги.

 Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Декабрь

Игры с воздухом

4. «Воздух повсюду»

Задачи, обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Январь

Опыты со льдом

5. «Таянье льда в воде»

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Материалы: таз с водой, большая и маленькая «льдины»

Февраль

6. «Тает льдинка»

Цель: показать детям, как кусочек льда тает.

Материалы:  ложка, льдинка, свечка.

Март

7. «Ледяные фигуры»

Цель: показать детям, как вода превращается в лед..

Материалы:пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет т.д.

Апрель

8. «Из чего птицы строят гнезда?»

Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Май

9. «Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой»

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Старший возраст

5-6 лет

Сентябрь

Игры с водой

Животворное свойство воды

1. «Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой»

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому. Октябрь

2. «Способность воды отражать окружающие предметы»

Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.

Материалы: таз с водой.

Ноябрь

3. «Прозрачность воды.

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная».

Материалы: две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки), кусочек земли.

Декабрь

4.«Движение воздуха»

Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Январь

5. «Рассматривание песка через лупу»

Цель: определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, черная бумага, лупа.

Февраль

6. «Свойства мокрого песка»

Цель: познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, формочки.

Март

7. «Таяние снега»

Цель: познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Материал: снег в емкостях.

Апрель

8. «Замерзание воды»

Цель: закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Материал: налить воду в ведерко и на поднос.

Май

9. «Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Материал: деревянные брусочки, палочки, металлические  пластины, бумажные кораблики, емкость с водой.

Подготовительная группа

Сентябрь

1. «Солнце высушивает предметы»

Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять  кругозор. Учить детей делать выводы.

Материал: постиранное кукольное белье вывесить на участке.

Октябрь

2.«Уличные тени»

Цель: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.

Ноябрь

3. «Песок»

Цель: Рассмотреть форму песчинок.

Материалы: Чистый песок, лоток, лупа.

Декабрь

4. «Свойства  воды»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы: Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Январь

5. «Испарение»

Цель: Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

Материалы: Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.

Февраль

6. «Вода при замерзании расширяется»

Цель:  Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

Март

7. «Как работает термометр»

Цель: Посмотреть, как работает термометр.

Материалы:  Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Апрель

8. «На свету и в темноте»

Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материалы: Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Май

9. «Для чего корешки?»

Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.

Материалы: Черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Приложение №3

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе

Тема: «Свойства воды».

Цель: вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность, формировать представления детей о свойствах воды с помощью практических действии.

Задачи: познакомить детей со свойствами воды (вода-это жидкость, она течёт, тяжелая, прозрачная, безвкусная и не имеет запаха, уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, мышление, речь, кругозор и любознательность; активизировать и обогащать словарный запас детей по теме, умение высказывать свое мнение, рассуждать, сравнивать, делать выводы; формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе. Воспитывать бережное и экономное отношение к воде, аккуратность при работе с водой; способствовать созданию у детей радостного настроения.

Обогащение словаря: не имеет формы запаха, цвета, формы, эксперимент.

Ход НОД.

Воспитатель читает письмо от Лунтика: «Мой друг, который живёт на другой планете, хочет приехать ко мне в гости, но он не может прожить без воды и спрашивает, какая вода на планете Земля, какие у неё свойства? Ребята, помогите мне разобраться и рассказать о нашей воде моему другу.»

Воспитатель предлагает детям помочь Лунтику, а чтобы во всём разобраться, провести опыты, заснять процесс, а полученные результаты занести в таблицу и отправить Лунтику.

Опыт 1. «Прозрачность»

Материалы: 3 стакана (1 с прозрачной жидкостью, 2 подкрашенный гуашью, 3 с молоком); камни среднего размера, фартуки.

Ход опыта: По предложению воспитателя один ребёнок опускает камень в стакан с прозрачной водой; другой в окрашенную жидкость; третий в молоко. Рассматривают. Отвечают на вопросы. Совместно с воспитателем сравнивают. Подведение детей к пониманию свойства воды - прозрачная.

Опыт 2 «Запах»

Материалы: 2 стакана с водой, лимон, фартуки.

Ход опыта: по предложению воспитателя дети нюхают воду в первом стакане, затем для сравнения предлагаем понюхать воду во втором стакане, куда предварительно (или в данный момент) был добавлен сок выжатого лимона. Совместно с воспитателем дети сравнивают запахи. Отвечают на вопросы. Подведение детей к пониманию свойства воды – без запаха.

Опыт 3. «Вкус»

Материалы: вода, 3 стакана, соль, сахар, ложка, фартуки.

Ход опыта: по предложению воспитателя дети пробуют в первом стакане простую кипяченую воду, затем для сравнения во второй стакан с жидкостью добавляется соль, соответственно в третий стакан сахар (по возможности привлечение детей к выполнению данных действий, ложкой тщательно размешивается. Дети пробуют, сравнивают, отвечают на вопросы. Подведение детей к пониманию свойства воды – без запаха

Опыт 4. «Форма»

Материалы: кубик, шарик, пробирка, широкая банка. Ход опыта: на столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Подведение детей к выводу - форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Воспитатель: теперь мы занесём результаты в таблицу, с помощью которой Лунтик расскажет другу о свойствах нашей воды.

(Дети с помощью воспитателя заполняют таблицу, повторяя выводы опытов.)

В клеточке – «Цвет» - поставим знак – (нет цвета – вода прозрачная)

- «Нос» - (Нет запаха, но может принимать запах других веществ)

- «Рот» - (нет вкуса, но может приобретать его при растворении в воде веществ)

- «Форма» - (нет формы, принимает форму сосуда в котором находится)

Воспитатель: теперь смело отправляем письмо Лунтику, я думая, что он будет очень рад, что мы ему всё рассказали о воде.

Приложение №4

Конспект НОД в старшей группе на тему «Удивительная вода»


Программные задачи:
Образовательные:
• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе.
• Формировать безопасное поведение на воде.
Развивающие:
• Развивать логическое мышление; научить определять тему, осуществлять последовательно - исследовательскую деятельность, анализировать результаты.

Воспитательные:
• воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и экологическую культуру.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:
- лаборатория
- лаборант
- колба
- круговорот воды в природе
- жидкость
- пар

Материалы и оборудование: проектор, магнитная доска, пергидроль, марганец.
Раздаточный материал на каждого ребенка: 2 больших пластиковых стакана и 1 маленький, бусинка, лед, клей, цветной карандаш, салфетки, лист бумаги формата А4, розетка для картинок с изображением стакана с водой, льда, пара.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будим с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и слушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на экране появится картинка). Правильно, послушайте теперь стихотворение (стихотворение Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?»)
Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, тогда глубоко заходить нельзя и не в коем случае нельзя купаться без присмотра взрослых. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
(Воспитатель надевает халат)
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я назову.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая , прозрачная, не имеет запаха и вкуса. Возьмите листок, он разделен на 3 части. Какой картинкой мы можем показать, что вода это жидкость, возьмите и наклейте ее в первую пустую клетку.
Опыт №3 «Парообразная вода - пар»
Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается пергидроль, затем добавляется небольшое количество марганца и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей)
Вывод: вода может быть в парообразном состоянии. Возьмите последнюю картинку и приклейте ее в последний квадрат.
Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать одну очень интересную историю, внимание на экран. (рассказ «Круговорот воды в природе»)
Итог НОД.
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях(каких): жидком, твёрдом, парообразном . Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Схемы заберите с собой и всем расскажите об удивительных свойствах воды. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами и я

вручаю вам эмблемы.

Приложение №5

Конспект НОД

по опытно – экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

Тема: «Невидимка воздух»

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Цели:

• обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах : прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).

• Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;

• Воспитывать инициативность, самостоятельность.

Планируемые результаты:

Проявляет любознательность, активно участвует в экспериментальной деятельности, способен устанавливать причинно – следственные связи, стремится к самостоятельному познанию и размышлению, имеет элементарные представления из области живой и неживой природы, проявляет заботу об окружающей среде.

Предварительная работа:

• Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.

• Изготовление с детьми вееров из бумаги.

• Чтение: С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,

• Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Словарная работа:

Прозрачный, упругий, ветер - движение воздуха.

Материалы:

Стаканчики с водой и соломинками, вееры на каждого ребёнка, целлофановый пакет, мячи, воздушный шарик, мыльные пузыри, дудочки, крылатки.

Содержание организованной образовательной деятельности детей :

1. Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте загадку:

Невидимка озорной

Живёт рядышком с тобой,

Он невидим и неслышим,

И куда мы ни пойдём,

Невидимку мы найдём.

Дети: Воздух.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с ним познакомиться. Где его искать?

Дети: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде.

Воспитатель: А почему мы его не видим?

Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно.

Воспитатель: А хотите воздух увидеть, почувствовать? Как же его можно обнаружить, если воздух невидим? Давайте проведём несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

2. Проведение опытов

Опыт 1.«В стакане есть воздух»

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2.«Воздух находится везде».

Взять комочек земли и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха.

Вывод: В почве есть воздух.

Взять сухой камень и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков.

Вывод: В камне есть воздух.

Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как?

Дети: подуем на ладонь.

Воспитатель: Что получается?

(ветер)

Воспитатель: Что такое ветер?

Дети: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: Давайте мы, сейчас тихо все встанем на физминутку. Она называется «Ветер».

3. Физминутка «Ветер»

Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо

Закачалось деревцо, руки вверху, наклоны

Ветерок всё тише, тише, приседание

Деревцо всё выше, выше, поднимание вверх на носочках.

4. Проведение опытов

Опыт 3. «Веер» Воспитатель: А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем?

Дети: Ветер.

Воспитатель: Для чего люди изобрели веер?

Дети: Чтобы было прохладно.

Воспитатель: А чем заменили веер в нашей жизни?

Дети: Вентилятором, кондиционером.

Вывод: воздух чувствуем.

Воспитатель: Где используется ветер человеком?

Дети: Парусные лодки, ветряные мельницы.

Опыт 4.«Мы дышим воздухом».

Воспитатель: Убедиться в этом нам поможет стакан с водой и соломка. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через соломку в воду.

Что видим?

Дети: Пузырьки. Что это значит?

Вывод: Мы дышим воздухом. И все живые существа на земле дышат воздухом : растения, рыбы в воде.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках музыкальные инструменты.

Опыт 5.«Мыльные пузыри»

Попускать мыльные пузыри, воздушные шарики.

Вывод: Мыльные пузыри и воздушные шарики легко летают – воздух лёгкий.

Воспитатель: Вдохните носиком воздух. Чем он пахнет?

Дети: Воздух запаха не имеет.

Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?

Дети: Воздух вкуса не имеет.

5. Рефлексия:

Какие свойства воздуха вы сегодня узнали?

(Невидимый, прозрачный, упругий, лёгкий, его можно услышать)

Где можно встретить воздух?

Почему мяч прыгает?

Почему мы не видим воздух?

Что такое ветер?

Воспитатель: Дети, вот мы и познакомились с воздухом-невидимкой.

Приложение №6

Консультация для родителей:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

 Ребёнок – дошкольник  является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному  экспериментированию». Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.                                                            

Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.                                               

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например: «Что быстрее растворится?» – морская соль,  пена для ванн, хвойный экстракт, – кусочки мыла и т.п.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать? Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним за-дач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать простые правила: доступность и техника безопасности вас и вашего ребёнка.

Рекомендации для родителей. Экспериментируем дома.

Тема: «Лед-вода»

Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака). Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно про-вести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.

Тема: «Жидкое – твердое»

Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина. Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду».

Вот несколько советов для родителей по развитию экспериментально-исследовательской активности детей.

«Что необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно – исследовательской деятельности дошкольников»

– Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

– Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

– Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду  деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ.

Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.

Источники этих знаний – художественная литература, рисунки, диафильмы, а самое главное непосредственное общение с живыми существами. Детям рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на прогулку. Сначала посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на берегу речки, в лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной ниточкой, за муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т.д.

Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно завести дома кошку или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за животными.

Несомненно, общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект по развитию у дошкольников познавательных способностей через опытно - исследовательскую деятельность «Хочу все знать»

.    Целеполагание:На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная ...

Проект «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования - «Лаборатория маленьких волшебников».

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способности сами ставить вопросыи получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственноми нравственном уровне в сравнении с теми,...

Методическая разработка по направлению познавательного развития детей «Ознакомление с неживой природой детей старшего дошкольного возраста средствами элементарного экспериментирования»

Современный образовательный процесс дошкольных учреждений ориентирован с 1 января 2014 года на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования,  в которых указано на необходимость « ...

Проект: «Развитие у дошкольников познавательных способностей через опытно-исследовательскую деятельность»

Цель проекта:  внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности....