Познавательное развитие детей о живой и не живой природе дошкольного возраста через опытно-исследовательскую деятельность в рамках STEM –технологий.
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_koverdyaeva_elena_ispravlennyy.docx | 153.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Ковердяева Елена Михайловна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» п. Ивня
Познавательное развитие детей о живой и не живой природе дошкольного возраста через опытно-исследовательскую деятельность в рамках STEM –технологий.
Автор опыта:
Ковердяева Елена Михайловна
воспитатель
муниципального дошкольного
образовательного учреждения
Центр развития ребенка –
детский сад «Сказка»
п. Ивня Белгородской области
2023г.
Содержание
- Информация об опыте ……………………………….………….3
- Технология опыта………………………………….…………….7
- Результативность опыта………………………………………..12
- Библиографический список……………………….……...…….15
- Список приложенй………………………………………………16
- Информация об опыте
Условия возникновения опыта
Педагогический стаж автора опыта составляет 7 лет, из них 7 лет он работает в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» в должности воспитатель. За это время педагогом накоплен достаточный опыт работы, определенный стиль общения с детьми и их родителями. Воспитатель совершенствует свой педагогический опыт, внедряет в практику современные технологии, непрерывно стремиться к совершенствованию, поиску эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса.
Детский сад «Сказка» расположен в центре посёлка Ивня, что позволяет полноценно сотрудничать с районной библиотекой, школой, почтой, детской школой искусств, физкультурно-оздоровительном комплексом, и является благоприятным фоном социализации дошкольников. Группа, в которой работает педагог, называется «Подснежники», списочный состав – 25 детей, из них 9 девочек и 14 мальчиков.
В МДОУ ЦРР – детский сад «Сказка» п. Ивня созданы необходимые условия для реализации требований ФГОС и основной образовательной программы ДОО. [11]
Детский потенциал практически безграничен, а в возрасте 5-7 лет – самый благоприятный для формирования базовых основ их дальнейшего успеха в жизни. Современные исследования в области нейропластичности мозга дошкольника утверждают, что вложение в ранее развитие и профориентацию детей будут прочным фундаментом для перспективного воспитания научно-технического развития ребенка. Для современного мира это очень важный аспект, так как мир сегодня меняется быстрее, чем система образования. А ведь система образования готовит детей к жизни в этом мире.
В мае 2019 года автором опыта среди воспитанников дошкольной группы была проведена диагностика по определению уровня сформированности знаний о живой и неживой природы. Оценка уровня сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась с помощью разработанного критериально-диагностического инструментария, представленного критериями, показателями и диагностическими методиками.
В.А. Ясвин определил, что выявление уровня сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста, осуществляется на основе следующих критериев и показателей[13]:
1. Когнитивный. Наличие представлений, знаний о природе, проявление интереса к познанию природы и общению с ней.
2. Эмоционально-ценностный. Проявление заботливого, бережного отношения к природе, бескорыстного желания участвовать в ее охране. Проявление ценностных установок на восприятие природы.
Для проведения диагностики, направленной на выявление актуального уровня сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста по обозначенным критериям и показателям, были также подобраны и модифицированы ряд методик, соответствующих направлению нашего исследования (Приложение № 1).
Анализ результатов проведенной диагностики показал, что только 13% воспитанников обладали высоким уровнем сформированности знаний о живой и не живой природе. У 30% детей средний уровень сформированности. Низкий уровень сформированности навыков о живой и не живой природе 57% у воспитанников, принявших участие в диагностике.
На сегодняшний день одна из основных наших целей - дать дошкольникам современное, конкурентоспособное образование и профориентацию. Для реализации этой цели необходимо использовать современные технологии программированного обучения. Основная цель программированного обучения состоит в улучшении управления учебным процессом. На базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» п. Ивня Белгородской области, организованно две STEM–лаборатории. Одна в помещении, а другая выносная в теплый период, которая пользуется популярностью среди детей и взрослых.
Актуальность опыта
В современном обществе одной из актуальных задач STEАM обучения и воспитания детей дошкольного возраста можно назвать развитие интеллектуально – творческой активности личности ребёнка дошкольного возраста путём формирования навыков опытно- исследовательской деятельности и развития творческого поведения. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
На протяжении всего дошкольного периода, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается в STEАM обучении не только как процесс формирования у ребёнка знаний, умений, навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия и сотрудничества.
Это объясняется тем, что у детей дошкольного возраста наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Исследовательская деятельность всегда интересна детям. Всё, что ребёнок сам видит, слышит и делает, усваивается им быстро и надолго. Детей привлекает сам процесс, возможность осуществить действия самостоятельно, реализовать свои замыслы, сделать выводы и воплотить полученные знания на практике.
В дошкольной практике возникает ряд проблем, связанных с включением уже накопленного педагогического опыта воспитательно-образовательную среду детского сада. Исследовательская деятельность о живой и неживой природе рассматриваются в контексте с другими дисциплинами, а не самостоятельно и поэтому воспитатель ограничивается в работе традиционными методами и формами работы с детьми, не решаясь внедрять в практику STEM –технологии. В связи с этим обнаруживается противоречие между необходимостью формированию потребности в исследовательской деятельности и отсутствия разработанной целостной системы работы STEM –технологии.
Автор считает, что преодоление этого противоречия возможно при создании системы работы с детьми по формированию потребности в исследовательской деятельности по средствам STEM-технологий самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с родителями и социальными партнерами.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая деятельность заключается в создании условий, способствующих формированию исследовательской деятельности, создании системы работы STEM –технологии для дальнейшего формирования потребности в исследовательской деятельности у дошкольников.
Длительность работы над опытом
Над разработкой изучения темы описываемого опыта педагог работал в течении трех лет с сентября 2019 года по май 2022 года. Работа по разрешению противоречия между необходимостью формирования потребности в исследовательской деятельности и отсутствием разработанной целостной системыSTEM-технологии была разделена на три этапа:
I этап – диагностический (сентябрь - декабрь 2019 года). Возникновение идеи опыта. Определение целей и задач, изучение и анализ теоретического и диагностического материала по теме, выбор методов и приемов, проведение предварительной диагностики.
II этап – практический (январь 2020 года – август 2021 года). Системное поведение исследовательской деятельностиSTEAM-технологии. Проведение промежуточной диагностики.
III этап – аналитико - обобщающий (сентябрь 2021 - май 2022 года). Проведение итоговой диагностики. Описание актуального педагогического опыта и его распространение на уровне ДОУ и города.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой работы педагога по формированию исследовательской деятельности по средствам STEM-технологий с другими видами деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности детей во взаимодействии с родителями и социальными партнерами.
Теоретическая база опыта
По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, "инженерное образование в России нужно вывести на новый более высокий уровень. Для решения данной задачи требуется утверждение STEАM-образования в нашей стране. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства".[5]
На протяжении всего дошкольного периода, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается в STEM обучении не только как процесс формирования у ребёнка знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия и сотрудничества.
Это объясняется тем, что у детей дошкольного возраста наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
За использование эксперимента, как способа обучения в работе с детьми, выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследовательская деятельность всегда интересна детям. Всё, что ребёнок сам видит, слышит и делает, усваивается им быстро и надолго. Детей привлекает сам процесс, возможность осуществить действия самостоятельно, реализовать свои замыслы, сделать выводы и воплотить полученные знания на практике.[6.8]
В своей работе Шатунова О.В. после изучения опыта работы по STEAM- образованию в 7 развитых странах мира писала о необходимости развития STEAM-образования, как положительного образца интегративного подхода при организации образовательной деятельности педагогической инновации в нашей стране по развитию научно технического творчества, в том числе и развития математических представлений детей дошкольного возраста.[12]
В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей раннего возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно – конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEAM – образование
S – science – естественные науки
T – technology – технология
E – engineering – инженерное искусство
A – art – искусство, творчество
M – mathematics (математика).
На базе детского сада МДОУ «Сказка» организована STEAM лаборатория, где дети имеют возможность заниматься исследовательской деятельностью в течении всего дня.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в том, что дети занимаются экспериментированием и исследовательской деятельностью на всей территории детского сада. Так как коллектив детского сада способствовал созданию условий для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством доступности. STEAM развивает познавательные процессы: восприятие, память, мышление, пробуждают воображение, стимулируют творческое познание действительности. Фото. (Приложение№1)
- Технология опыта
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А. Сухомлинский
Важная особенность STEAM – технологии состоит в том, что в процессе его осуществления ребёнок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывает или прекращает его, изменяет это явление в том или ином направлении. С 2019-2022 были проведены опыты, эксперименты и исследования ДОУ.
Цель опыта
Создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста через опытно-исследовательскую деятельность в рамках STEM – образования.
Задачи опыта
- Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
- Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска, учить видеть и выделять проблему эксперимента, формировать у детей умение пользоваться средствами, материалами, приборами-помощниками при проведении экспериментов для самостоятельной деятельности.
- Стимулировать, поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
- Развивать коммуникативные способности в процессе исследовательской деятельности.
- Приобщить родителей к экспериментальной деятельности детей.
Преимущества «STEАM- технологии».
- Развивают любознательность.
-Помогают выработать инженерные навыки.
-Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в
команде.
-Содействуют умению анализировать результаты проделанных
мероприятий.
- Способствуют наилучшей познавательной активности
дошкольников.
Для более глубокого знакомства детей и родителей STEM-технологии в развивающей среде учреждения организованна две STEM-лаборатории. Данные действия способствовали появлению у дошкольников стойкого интереса к дальнейшему обучению, желание экспериментировать. Согласно возрастным особенностям приобретены и оборудованы STEM- лаборатории, где дети могут заняться исследованием живой и неживой природы проводить опыты. (Приложение №2)
Дошкольники имеют возможность самостоятельно провести исследование, провести эксперименты, показать свои достижения детям и родителям.
Действие дошкольников с разнообразным оборудованием лаборатории направлено на развитие познавательных и интеллектуальных способностей. В ходе данной деятельности дети становятся химиками, биологами, животноводами, агрономами, ветеринарами и т.д.
Оборудованная исследовательская лаборатория, введенная в педагогический процесс пробудила у детей интерес к опытам, привила начальные умения проведения самостоятельных исследований, что в свою очередь способствовала планомерному развитию интеллектуальных и познавательных способностей, которые необходимы детям во взрослой жизни.
Практический опыт показал, что программа «STEM–образование», реализуется через все образовательные модули, соответствуя требованиям ФГОС, и учитывая индивидуальные особенности детей старшего (в частности) дошкольного возраста.
STEM-технология – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.
Система использования в образовательном процессе SТЕАМ-технологии строилась в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и на основании основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации.
Изучение методической литературы по проблеме использования STEAM-технологии в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения и на основе этого определили систему форм и методов работы, максимально соответствующих педагогической деятельности.
В образовательном модуле «Дидактическая система Ф. Фребеля» -
Автор опыта вместе с детьми проводила экспериментирование с предметами окружающего мира – освоили математическую деятельность путем действий с геометрическими телами и фигурами - освоили пространственные отношения - конструирование в различных ракурсах и проекциях. Автор опыта, использовала игровой набор дары Фребеля для НОД, начиная со среднего дошкольного возраста. В результате дети легко применяют в игровой деятельности название геометрических фигур, тел, их количество, величину, размер.
Для более глубокого знакомства детей и родителей с Лего - конструированием в развивающей среде учреждения организована выставка «Лего - фест», подобраны видеофильмы. Данные действия способствовали появлению у дошкольников стойкого интереса к дальнейшему обучению, желание экспериментировать.
В учреждении оборудован Лего - центр, где подобраны согласно возрастным особенностям современные наборы нового поколения образовательных конструкторов: «LEGODUPLO», «LEGODACTA».
Чтобы в дальнейшем использовать данную развивающую среду на занятиях, дошкольники имеют возможность потрогать, поиграть с элементами, попробовать самостоятельно варианты их удивительного скрепления, привыкнуть к яркой пестроте деталей. Дети с помощью педагога организуют в данном уголке строительство предметов мебели, архитектуры, техники, свободно, самостоятельно ориентируются среди элементов, находящихся в Лего - центре.
Действия дошкольников с разнообразными Лего - конструкторами направлены на развитие интеллектуальных способностей. В ходе данной игровой деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Детей знакомили с содержанием и правилами работы с конструктором, с цветом, формой и размером деталей, названиями деталей, различными способами скрепления деталей.
В средней группе дети закрепляли навыки работы с конструктором Лего. Занятия проводились подгруппами по 8-10 человек. Использовался большой и маленький конструктор LEGO DUPLO. Обязательно несколько занятий отводили коллективным постройкам. В этом возрасте дошкольники учились не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, анализировать ее.
В старшем возрасте, конструктивная деятельность уже отличалась содержательностью и техническим разнообразием. Использовались робототехнические наборы LEGO. Формы работы с детьми - индивидуально, парами, или в командах. Обучали детей умению планировать работу, выдвигать и обосновывать гипотезы, доводить начатое дело до конца, презентовать результат своей деятельности. Особое внимание уделялось развитию творческой фантазии детей, дети конструировали по воображению по предложенной теме и условиям.
У детей подготовительной группы развивается интерес к Лего - конструированию техники, развитие инженерных и конструкторских навыков. Происходит развитие наглядно-образного, комбинаторного и логического мышления, познавательных способностей. При установлении взаимосвязей, дети как бы «накладывают» приобретённые новые знания на полученные ранее, расширяя, свои познания.
Образовательный модуль «Математическое развитие» - комплексное
решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.
Педагог познакомила детей со сложением и вычитанием, научила их сравнивать и сортировать предметы – раскладывать их по определенным признакам (по цвету, по форме и размеру, от большего к меньшему и т. д.), находить лишнее. Для этих целей использовала различные раздаточные материалы, наборы геометрических фигур, объемные геометрические тела, логические блоки и головоломки, приспособления для сортировки, счеты и шнуровки, пособия для сенсорного развития, круги Луллия, математические конструкторы. Математические навыки дети применяли на прогулках, считали камушки, листики, шишки рассматривали форму, величину. В спортивных эстафетах, подвижных играх дети не только развивали скорость, выносливость, стойкость, но и закрепляли умение считать, осязать, шнуровать. В свободной деятельности, дети с удовольствием занимались решением головоломок с учетом возрастных особенностей и степеней сложности.
В группе имеется интерактивная доска с программой для рисования. Дети имеют возможность создавать свои рисунки, что значительно расширяет возможность предъявляемого познавательного материала, позволяет повысит мотивацию ребенка к овладению новыми знаниями, усиливает эффективность усвоения материала, повышает скорость приема и переработки информации для лучшего ее запоминания. В ходе НОД изучали материал через презентации, смотрели познавательные видеоролики для детей, мультипликационные фильмы, записывали собственные видеоролики.
Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой
природой» - формирование представлений об окружающем мире в опытно экспериментальной деятельности; - осознание единства всего живого в процессе наглядно чувственного восприятия; - формирование экологического сознания.
Виды дошкольного экспериментирования отличаются исходя от основного предназначения и цели или проблемы, которые необходимо решить. Также опытная деятельность может различаться в случае метода применения, этапа или характерных особенностей когнитивных операций:
По характеру исследовательской деятельности. В этом случае деятельность может быть иллюстрированной, поисковой или использоваться для решения бытовых задач.
Исходя из этапа проведения в образовательном плане, эксперименты и опыты различаются в качестве первичного, заключительного, вторичного или итогового цикла. Такая особенность особо важна при построении конкретного плана задач, исходя из особенностей дошкольной группы.
По характеру когнитивных операций в этом случае выделяют следующие типы исследовательской деятельности:
- констатирующий (наблюдение за свойствами предмета или явления,
- сравнительный (процесс исследования объекта во время его взаимодействия с другим процессом,
- обобщающий (способность к определению свойств или закономерностей между явлениями.
Исходя из метода применения, здесь определяют фронтальный и демонстрационный способ, использование которых отличается исходя из тех или иных особенностей когнитивного мышления у дошкольников.
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе осуществляется посредством планомерного совершенствования интеллектуальных и практических навыков, умений ребенка. В ходе НОД по экспериментированию в средней группе «Свойства воды» дети познакомились со свойствами воды. Развивали познавательную активность в процессе экспериментирования, мышление, речь, кругозор и любознательность. (Приложение №3). Если в процессе наблюдения, дошкольник сумел получить новую информацию и знания, экспериментальная работа выявляется в качестве познавательной системы. Помимо основных видов занятий, исходя из методологии проведения, в педагогической практике существуют разновидности, которые учитывают непосредственно процесс экспериментирования.
Также автором опыта проводились игровые эксперименты. Так как основной деятельностью дошкольников является игровой процесс, исследования могут проводиться в комплексе с ним. На таких занятиях часто присутствует герой из любимой сказки детей – «Вовка в тридевятом царстве», который предоставляет детям важную информацию или просит о помощи. Посредством такой техники учащиеся лучше воспринимают сказанное и действуют более ответственно.
Проведение различных исследований или опытов, — это основа деятельности ребенка. Поэтому автор опыта использовала абсолютно все навыки или умения, получаемые в детском саду, которые проходят через такой метод обучения. Дошкольники могут ставить различные опыты с жидкостью, воздухом, магнитами или землей. Все это способно быстро расширить представление о тех или иных особенностях окружающего мира.
С родителями проводили беседы, дискуссии по данной теме. Были разработаны консультации «Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» (Приложение №5)
Формирование важных навыков или умений при экспериментировании позволяли научить ребенка работе с различными приборами и инструментами. В этом случае опытная деятельность значительно ускоряет процесс обучения. Важно, чтобы подход к исследовательской деятельности нес исключительно комплексный характер. В таком случае ребенок может укрепить уже имеющиеся базовые знания о тех или иных явлениях и предметах. Такой педагогический метод является основой любого дошкольного образования.
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEАM- подхода в образовании.
- Результативность:
Уровень познавательного интереса дошкольников методом анкетирования по десятибалльной системе (В.С. Юркевича).
ср.гр | ст.гр | подгот.гр | |
Высокий уровень | 13%; | 30%; | 50% |
Средний уровень | 57 %; | 52%; | 47% |
Низкий уровень | 30%. | 18%; | 3% |
У диагностируемых дошкольников уровень познавательного интереса составил: высокий уровень -13%, средний уровень – 53%, низкий уровень – 34%. Нами была проведена диагностика уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью (по Ивановой А.И.). В результате проведённой диагностики мы получили следующие данные:
В конце учебного года была осуществлена диагностика детей подготовительной группы, которая показала следующие результаты: Высокий уровень составил 50%, средний уровень 47%, низкий уровень 3%.
Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области STEM-технологий. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относится к исследовательской деятельности, у них сформировалась потребности в экспериментировании. Повысилась компетентность ребенка в исследовательской деятельности: готовность самостоятельно провести исследование, сделать выводы и найти применение в жизни. Дети научились выращивать растение, оказывать помощь, заботиться о животных, насекомых и птицах, беречь живую и неживую природу. Родители стали проявлять больше интереса к экспериментам детей и с удовольствием участвуют в них сами.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа по данному направлению обеспечивает положительную динамику в формировании потребности у дошкольников познавательного интереса в исследовательской деятельности, через STEM - технологии. В процессе совместных или индивидуальных исследований знания детей об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии и представления замещаются реальным объяснением непонятного и неизвестного.
Комплексный подход в осуществлении экспериментальной деятельности в STEАM обучении способствует развитию детского воображения, любознательности, наблюдательности и вовлекает детей в практическую самостоятельную деятельность.
- Библиографический список
- Беляк Е.А. Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория». – Ростов-на-Дону, 2019г.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: 2015.
- Волосовец В. А, Маркова В. А. Аверин С. А., STEАM- образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития. [Электронный ресурс], М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2019г.- 112 с
- Выступление Владимира Путина на форуме "Рабочая молодежь" https://www.nakanune.ru/news/2018/03/06/22500255/
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В.Дыбиной. - М.:ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
- Зыкова О. А., Экспериментирование с живой и неживой природой. – М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2017г.- 104 с.
- Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское эксперементирование. – М., 2005г.
- Нищева Н. В., Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры — С- Пб: «Детство- Пресс» — 2013г.- 235 с.
- Судавцова М. Н. «Использование STEAM-технологии в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге»http://new.beliro.ru/
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
- Шатунова О.В. STEAM- образование в технологической подготовке школьников.https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/110645/tovshiv2017_158_165.pdf
- Ясвин В.А. Формирование экологической культуры. Пособие по региональной экологической политике. / В.А. Ясвин. – М.: Акрополь, ЦЭПР, 2004. – 196 с
- Список приложений
Приложение №1Критерии и показатели сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста
Приложение №2Картотека опытов и экспериментирования в МДОУ ЦРР – детский сад «Сказка»
Приложение №3Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе экспериментированию «Свойства воды»
Приложение №4Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Удивительная вода»
Приложение №5Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Невидимка воздух»
Приложение №6Консультация для родителей:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Приложение№1
Критерии и показатели сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста
Критерий | Показатели | Диагностические задания |
Когнитивный | – наличие представлений, знаний о природе, проявление интереса к познанию природы и общению с ней; – наличие представлений о сезонных особенностях времен года; | Диагностическое задание 1 – «Времена года» (модификация методики О.А. Соломенниковой [50]) |
– наличие представлений о мире животных, места их обитания и их характерных признаках; | Диагностическое задание 2 – «Многообразие животных» (модификация методики О.А. Соломенниковой) | |
– наличие представлений о растениях, видов растений, условий необходимых для роста растений; | Диагностическое задание 3 – «Мир растений» (модификация методики О.А. Соломенниковой) | |
– наличие представлений о неживой природе; | Диагностическое задание 4 – «Неживая природа» (модификация методики О.А. Соломенниковой) | |
– наличие представлений о природных явлениях; | Диагностическое задание 5 – «Природные явления» (модификация методики О.А. Соломенниковой) | |
Эмоционально- ценностный | – проявление заботливого, бережного отношения к природе, бескорыстного желания участвовать | Диагностическое задание 6 –Методика выявления характера отношения к миру природы (Т.А. Серебряковой) |
– проявление ценностных установок на восприятие природы. | Диагностическое задание 7 –Методика исследования отношения дошкольников к природе «Неоконченные предложения» (В.В. Зотова). |
Приложение №2
Картотека опытов и экспериментирования
в МДОУ ЦРР – детский сад «Сказка»
Возраст детей | Темы опытов и экспериментов по месяцам |
Средний возраст с 4-5 лет | Сентябрь Игры со светом и тенями 1. «Свет повсюду» Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью. Октябрь 2. «Тени на стене» Цель: показать значение искусственного света. Материал: настольная лампа. Ноябрь 3. «Эффект радуги» Цель: Показать детям как расщепляется видимый солнечный свет на отдельные цвета – воспроизводим эффект радуги. Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце. Декабрь Игры с воздухом 4. «Воздух повсюду» Задачи, обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. Январь Опыты со льдом 5. «Таянье льда в воде» Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера. Материалы: таз с водой, большая и маленькая «льдины» Февраль 6. «Тает льдинка» Цель: показать детям, как кусочек льда тает. Материалы: ложка, льдинка, свечка. Март 7. «Ледяные фигуры» Цель: показать детям, как вода превращается в лед.. Материалы:пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет т.д. Апрель 8. «Из чего птицы строят гнезда?» Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки. Май 9. «Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой» Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому. |
Старший возраст 5-6 лет | Сентябрь Игры с водой Животворное свойство воды 1. «Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой» Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому. Октябрь 2. «Способность воды отражать окружающие предметы» Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы. Материалы: таз с водой. Ноябрь 3. «Прозрачность воды. Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная». Материалы: две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки), кусочек земли. Декабрь 4.«Движение воздуха» Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение. Январь 5. «Рассматривание песка через лупу» Цель: определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. Материал: песок, черная бумага, лупа. Февраль 6. «Свойства мокрого песка» Цель: познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. Материал: песок, формочки. Март 7. «Таяние снега» Цель: познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение. Материал: снег в емкостях. Апрель 8. «Замерзание воды» Цель: закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы. Материал: налить воду в ведерко и на поднос. Май 9. «Веселые кораблики» (плавучесть предметов) Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов. Материал: деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики, емкость с водой. |
Подготовительная группа | Сентябрь 1. «Солнце высушивает предметы» Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы. Материал: постиранное кукольное белье вывесить на участке. Октябрь 2.«Уличные тени» Цель: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод. Ноябрь 3. «Песок» Цель: Рассмотреть форму песчинок. Материалы: Чистый песок, лоток, лупа. Декабрь 4. «Свойства воды» Цель: Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). Материалы: Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода. Январь 5. «Испарение» Цель: Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. Материалы: Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда. Февраль 6. «Вода при замерзании расширяется» Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется. Март 7. «Как работает термометр» Цель: Посмотреть, как работает термометр. Материалы: Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка. Апрель 8. «На свету и в темноте» Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Материалы: Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей. Май 9. «Для чего корешки?» Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения. Материалы: Черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка. |
Приложение №3
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе
Тема: «Свойства воды».
Цель: вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность, формировать представления детей о свойствах воды с помощью практических действии.
Задачи: познакомить детей со свойствами воды (вода-это жидкость, она течёт, тяжелая, прозрачная, безвкусная и не имеет запаха, уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, мышление, речь, кругозор и любознательность; активизировать и обогащать словарный запас детей по теме, умение высказывать свое мнение, рассуждать, сравнивать, делать выводы; формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе. Воспитывать бережное и экономное отношение к воде, аккуратность при работе с водой; способствовать созданию у детей радостного настроения.
Обогащение словаря: не имеет формы запаха, цвета, формы, эксперимент.
Ход НОД.
Воспитатель читает письмо от Лунтика: «Мой друг, который живёт на другой планете, хочет приехать ко мне в гости, но он не может прожить без воды и спрашивает, какая вода на планете Земля, какие у неё свойства? Ребята, помогите мне разобраться и рассказать о нашей воде моему другу.»
Воспитатель предлагает детям помочь Лунтику, а чтобы во всём разобраться, провести опыты, заснять процесс, а полученные результаты занести в таблицу и отправить Лунтику.
Опыт 1. «Прозрачность»
Материалы: 3 стакана (1 с прозрачной жидкостью, 2 подкрашенный гуашью, 3 с молоком); камни среднего размера, фартуки.
Ход опыта: По предложению воспитателя один ребёнок опускает камень в стакан с прозрачной водой; другой в окрашенную жидкость; третий в молоко. Рассматривают. Отвечают на вопросы. Совместно с воспитателем сравнивают. Подведение детей к пониманию свойства воды - прозрачная.
Опыт 2 «Запах»
Материалы: 2 стакана с водой, лимон, фартуки.
Ход опыта: по предложению воспитателя дети нюхают воду в первом стакане, затем для сравнения предлагаем понюхать воду во втором стакане, куда предварительно (или в данный момент) был добавлен сок выжатого лимона. Совместно с воспитателем дети сравнивают запахи. Отвечают на вопросы. Подведение детей к пониманию свойства воды – без запаха.
Опыт 3. «Вкус»
Материалы: вода, 3 стакана, соль, сахар, ложка, фартуки.
Ход опыта: по предложению воспитателя дети пробуют в первом стакане простую кипяченую воду, затем для сравнения во второй стакан с жидкостью добавляется соль, соответственно в третий стакан сахар (по возможности привлечение детей к выполнению данных действий, ложкой тщательно размешивается. Дети пробуют, сравнивают, отвечают на вопросы. Подведение детей к пониманию свойства воды – без запаха
Опыт 4. «Форма»
Материалы: кубик, шарик, пробирка, широкая банка. Ход опыта: на столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Подведение детей к выводу - форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Воспитатель: теперь мы занесём результаты в таблицу, с помощью которой Лунтик расскажет другу о свойствах нашей воды.
(Дети с помощью воспитателя заполняют таблицу, повторяя выводы опытов.)
В клеточке – «Цвет» - поставим знак – (нет цвета – вода прозрачная)
- «Нос» - (Нет запаха, но может принимать запах других веществ)
- «Рот» - (нет вкуса, но может приобретать его при растворении в воде веществ)
- «Форма» - (нет формы, принимает форму сосуда в котором находится)
Воспитатель: теперь смело отправляем письмо Лунтику, я думая, что он будет очень рад, что мы ему всё рассказали о воде.
Приложение №4
Конспект НОД в старшей группе на тему «Удивительная вода»
Программные задачи:
Образовательные:
• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе.
• Формировать безопасное поведение на воде.
Развивающие:
• Развивать логическое мышление; научить определять тему, осуществлять последовательно - исследовательскую деятельность, анализировать результаты.
Воспитательные:
• воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и экологическую культуру.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:
- лаборатория
- лаборант
- колба
- круговорот воды в природе
- жидкость
- пар
Материалы и оборудование: проектор, магнитная доска, пергидроль, марганец.
Раздаточный материал на каждого ребенка: 2 больших пластиковых стакана и 1 маленький, бусинка, лед, клей, цветной карандаш, салфетки, лист бумаги формата А4, розетка для картинок с изображением стакана с водой, льда, пара.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будим с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и слушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на экране появится картинка). Правильно, послушайте теперь стихотворение (стихотворение Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?»)
Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, тогда глубоко заходить нельзя и не в коем случае нельзя купаться без присмотра взрослых. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
(Воспитатель надевает халат)
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я назову.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая , прозрачная, не имеет запаха и вкуса. Возьмите листок, он разделен на 3 части. Какой картинкой мы можем показать, что вода это жидкость, возьмите и наклейте ее в первую пустую клетку.
Опыт №3 «Парообразная вода - пар»
Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается пергидроль, затем добавляется небольшое количество марганца и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей)
Вывод: вода может быть в парообразном состоянии. Возьмите последнюю картинку и приклейте ее в последний квадрат.
Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать одну очень интересную историю, внимание на экран. (рассказ «Круговорот воды в природе»)
Итог НОД.
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях(каких): жидком, твёрдом, парообразном . Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Схемы заберите с собой и всем расскажите об удивительных свойствах воды. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами и я
вручаю вам эмблемы.
Приложение №5
Конспект НОД
по опытно – экспериментальной деятельности
в подготовительной группе
Тема: «Невидимка воздух»
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Цели:
• обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах : прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).
• Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;
• Воспитывать инициативность, самостоятельность.
Планируемые результаты:
Проявляет любознательность, активно участвует в экспериментальной деятельности, способен устанавливать причинно – следственные связи, стремится к самостоятельному познанию и размышлению, имеет элементарные представления из области живой и неживой природы, проявляет заботу об окружающей среде.
Предварительная работа:
• Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.
• Изготовление с детьми вееров из бумаги.
• Чтение: С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,
• Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
Словарная работа:
Прозрачный, упругий, ветер - движение воздуха.
Материалы:
Стаканчики с водой и соломинками, вееры на каждого ребёнка, целлофановый пакет, мячи, воздушный шарик, мыльные пузыри, дудочки, крылатки.
Содержание организованной образовательной деятельности детей :
1. Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте загадку:
Невидимка озорной
Живёт рядышком с тобой,
Он невидим и неслышим,
И куда мы ни пойдём,
Невидимку мы найдём.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с ним познакомиться. Где его искать?
Дети: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде.
Воспитатель: А почему мы его не видим?
Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно.
Воспитатель: А хотите воздух увидеть, почувствовать? Как же его можно обнаружить, если воздух невидим? Давайте проведём несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.
2. Проведение опытов
Опыт 1.«В стакане есть воздух»
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2.«Воздух находится везде».
Взять комочек земли и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха.
Вывод: В почве есть воздух.
Взять сухой камень и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков.
Вывод: В камне есть воздух.
Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как?
Дети: подуем на ладонь.
Воспитатель: Что получается?
(ветер)
Воспитатель: Что такое ветер?
Дети: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Давайте мы, сейчас тихо все встанем на физминутку. Она называется «Ветер».
3. Физминутка «Ветер»
Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо
Закачалось деревцо, руки вверху, наклоны
Ветерок всё тише, тише, приседание
Деревцо всё выше, выше, поднимание вверх на носочках.
4. Проведение опытов
Опыт 3. «Веер» Воспитатель: А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Для чего люди изобрели веер?
Дети: Чтобы было прохладно.
Воспитатель: А чем заменили веер в нашей жизни?
Дети: Вентилятором, кондиционером.
Вывод: воздух чувствуем.
Воспитатель: Где используется ветер человеком?
Дети: Парусные лодки, ветряные мельницы.
Опыт 4.«Мы дышим воздухом».
Воспитатель: Убедиться в этом нам поможет стакан с водой и соломка. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через соломку в воду.
Что видим?
Дети: Пузырьки. Что это значит?
Вывод: Мы дышим воздухом. И все живые существа на земле дышат воздухом : растения, рыбы в воде.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках музыкальные инструменты.
Опыт 5.«Мыльные пузыри»
Попускать мыльные пузыри, воздушные шарики.
Вывод: Мыльные пузыри и воздушные шарики легко летают – воздух лёгкий.
Воспитатель: Вдохните носиком воздух. Чем он пахнет?
Дети: Воздух запаха не имеет.
Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?
Дети: Воздух вкуса не имеет.
5. Рефлексия:
Какие свойства воздуха вы сегодня узнали?
(Невидимый, прозрачный, упругий, лёгкий, его можно услышать)
Где можно встретить воздух?
Почему мяч прыгает?
Почему мы не видим воздух?
Что такое ветер?
Воспитатель: Дети, вот мы и познакомились с воздухом-невидимкой.
Приложение №6
Консультация для родителей:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Ребёнок – дошкольник является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию». Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.
Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: «Что быстрее растворится?» – морская соль, пена для ванн, хвойный экстракт, – кусочки мыла и т.п.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать? Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Домашняя лаборатория.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним за-дач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать простые правила: доступность и техника безопасности вас и вашего ребёнка.
Рекомендации для родителей. Экспериментируем дома.
Тема: «Лед-вода»
Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака). Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно про-вести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.
Тема: «Жидкое – твердое»
Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина. Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду».
Вот несколько советов для родителей по развитию экспериментально-исследовательской активности детей.
«Что необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно – исследовательской деятельности дошкольников»
– Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
– Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
– Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.
Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ.
Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.
Источники этих знаний – художественная литература, рисунки, диафильмы, а самое главное непосредственное общение с живыми существами. Детям рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на прогулку. Сначала посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на берегу речки, в лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной ниточкой, за муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т.д.
Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно завести дома кошку или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за животными.
Несомненно, общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект по развитию у дошкольников познавательных способностей через опытно - исследовательскую деятельность «Песок и глина»
Тема: «Песок и глина» ...
Инновационный проект по развитию у дошкольников познавательных способностей через опытно - исследовательскую деятельность «Хочу все знать»
. Целеполагание:На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная ...
Проект «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования - «Лаборатория маленьких волшебников».
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способности сами ставить вопросыи получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственноми нравственном уровне в сравнении с теми,...
Методическая разработка по направлению познавательного развития детей «Ознакомление с неживой природой детей старшего дошкольного возраста средствами элементарного экспериментирования»
Современный образовательный процесс дошкольных учреждений ориентирован с 1 января 2014 года на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, в которых указано на необходимость « ...
План по самообразованию по теме:«Развитие познавательных интересов у детей через опытно- исследовательскую деятельность».
план по самообразоанию...
Проект: «Развитие у дошкольников познавательных способностей через опытно-исследовательскую деятельность»
Цель проекта: внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности....