Использование здоровьесберегающих технологий (Смирнов Н.К.) в работе с детьми дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)
Технологии здоровьесбережения в дошкольном учреждении: «Быть здоровым— это здорово!»
"Зоровьесберегающие образовательные технологии", по определению Н.К. Смирнова,-это все те психолого-педагогические техналогиии, программы, методы, которые напрвлены на воспитание у дошкольнико культуры здоровья , личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Детский возраст оказывается, является главным этапом в формировании физического здоровья, поэтому необходимо сформировать у дошкольников осмысленную необходимость в регулярной деятельности физическими упражнениями.
Одним из эффективных решений может быть систематическое применение новых технологий для оздоровления дошкольников. Их введение используется на развитие осознанного отношения дошкольника к своему здоровью, которое может стать образующим фактором в становлении оздоровительной деятельности. Вот такие инновационные здоровьесберегающие технологии мы используем в оздоровительной работе:
• реализация свежих методов и технологий в работе с дошкольниками.
• применение нетрадиционных методов для стимулирования к ЗОЖ;
• применение ИКТ для иллюстративной, выразительной наглядности ЗОЖ.
Цель: вырабатывание необходимых конструктивных методов здоровьесберегающих технологий, через, которые можно обеспечить физическое воспитание в ДОУ. чтобы оно предоставляло каждому ребенку необходимое развитие.
Корректирующая гимнастика
Общий акцент делается на укреплении мышц и всего организма.
* Повышенная силовая выносливость мышц живота, рук, ног, длинных мышц спины при одновременной стабилизации позвоночника.
Он влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения, дети учатся контролировать свои движения, производить их ловко, согласованно, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.
Корректирующая гимнастика входит в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий. Форма проведения мероприятия зависит от задачи и контингента дошкольников.
Творческая гимнастика
Задачи:
* формировать навыки самостоятельного выражения движений музыкой;
* развивать мышление, воображение, находчивость,
* развивать навыки эмоционального выражения, креативность в движениях;
* развивайте инициативу, чувство взаимопомощи и трудолюбие.
Творческая гимнастика - это:
Музыкальные и творческие игры.
Образно-игровые движения (упражнения с трансформациями) – они направлены на развитие творческой инициативы ребенка.
Коммуникативные танцы:
Это невербальная форма общения, которая включает жесты, мимику, и передает образное и эмоциональное настроение.
Это несколько простых танцевальных движений, включающих элементы невербальной коммуникации и импровизации, направленных на формирование и развитие отношений с партнером и группой.
Используя коммуникативные танцевальные игры, дети развивают такие музыкально-ритмические способности,как: чувство ритма, чувство музыкальной формы, музыкальная память, пластичность и выразительность движений, ориентация в пространстве. Хотя целью коммуникативных танцевальных игр является невербальная коммуникация, это происходит посредством музыкальных и ритмических движений.
Коммуникативные танцы используются в многообразных формах работы с детьми: в совместной деятельности детей и педагога, на уроках ритмики, на праздниках, в самостоятельной деятельности.
Коммуникативный танец - полезное занятие в решении проблемы взаимопонимания дошкольника со сверстниками, потому что каждый ребенок становится партнером другого.
Движения коммуникативных танцев способствуют развитию дружеских отношений между детьми, а элементы импровизации способствуют пластическому самовыражению ребенка. Это дает ему состояние раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки.
Коммуникативный танец "Привет, друг!
Зрительная гимнастика для глаз.
* индивидуальный подход к дошкольнику с учетом, состояния здоровья,его диагноза;
* систематичность;
* увеличение нагрузок путем корректировки, не сразу, а постепенно;
* необходимость в сочетании с физическими играми и упражнениями;
* формирование интереса ребенка к этому виду упражнений.
Такие упражнения для подвижности двигательного аппарата глаз проходят с музыкой: это может быть легкая, спокойная музыка, регулирующая движение взгляда.
Для достижения результата у детей применяются упражнения с различными предметами, игрушками (солнышком, птицами, фигурками животных и т. д., прикрепляются к палочке-указке и даются ребенку в руку, надеваются на палец.
Детям очень интересны движущиеся мини-тренажеры игрушки. Наблюдая за ними, дети таким образом, заставляют работать двигательные мышцы глаз. В группе лучше развесить такие яркие предметы (на окне, на стене, повесить движущиеся игрушки с бабочками, птицами и другими яркими фигурками, для коррекционных упражнений "смотри вверх, вдаль".
Коррекционная гимнастика для глаз:
* используется для предотвращения нарастания усталости, и снятия напряжения;
* благоприятно влияет на функции зрительного анализатора и всего организма в целом;
* такие упражнения включаем на занятия и в течении дня;
* коррекционная гимнастика и упражнения проводится в течение 2-3 минут;
* обязательным методом является наглядно- действенный показ воспитателя;
* используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом - птицы, бабочки, снежинки, для фиксации взгляда;
* на уровне глаз детей должна производиться демонстрация предмета;
Такая коррекционная гимнастика способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.
Зрительная гимнастика необходима для улучшения зрения, коррекционные игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей, успех здорового зрен
Упражнения для стоп
I. Ходьба по массажным дорожкам.
II. Дети садятся на стульчики:
1. Упражнение для стоп «Разомнём стопы».
- Ноги вместе на полу, пяточки вместе, а носочки разводим в стороны, а теперь наоборот: носочки вместе, а пяточки разводим в стороны.
- А сейчас мы одной стопой погладим ножку, потом другой (показывает воспитатель);
- И повращаем стопой – одна нога, затем другая (по часовой стрелке).
2. Игра с мячиками (колючий, гладкий + ведерко).
И. П. – сидим, держимся за стульчики, спинка прямо.
- Поиграем с мячиками. Посмотрите один колючий мячик, другой гладкий. Сейчас ножкой подкатите колючий мячик, будем катать вперёд – назад, потом по кругу. То же самое другой ножкой.
- А теперь мы поиграем с гладким мячиком.
- Теперь берём двумя ножками мячик и кладём его в ведёрко.
3. «Собираем червячки».
- Посмотрите ребята, сколько много червячков вылезло, надо всех их поймать и собрать в ведёрко. А будем собирать их пальцами ног, вот так (показывает воспитатель).
4. «Раскатаем тесто» (палочки).
- Положите перед собой палочку и поставьте две ноги на палочку. Будем раскатывать тесто вперёд – назад. Руками держимся за стульчик, спинка прямая.
5. «Парашутики».
- Поднять платочек пальцами ног вверх и разжать пальцы.
6. «Солнышко».
- Ребята солнышку нужно помочь достать лучики.
- А будем их доставать с помощью пальчиков ног.
Список использованной литературы:
1. Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии» – М.: ВАКО, 2007.
2. П. П. Буцинская,В. И. Васюкова,Г. П. Лескова“Общеразвивающие упражнения в детском саду”
3. Пензулаева Л. И. «Комплексы оздоровительной гимнастики» М. "Просвещение"
4. Вареник Е. Н. «Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5 – 6 лет» М.: ТЦ Сфера 2008.
5. В. Г. Фролов, Г. П. Юрко «Физкультурные занятия на воздухе»
6. Сухарев А. Г. «Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России»
7. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая технология В.Ф.Базарного в работе с детьми дошкольного возраста
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними. Но с другой стороны все мы ...
«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по английскому языку с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы)
Сохранение здоровья дошкольников – приоритетное направление образования. Учет индивидуальных особенностей дошкольников, дифференцированный подход к детям с разными...
«Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста - гимнастика для глаз».
Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдается правила гигиены, зависит и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее....
Использование «доброжелательной» технологии «Утро радостных встреч» в работе с детьми дошкольного возраста.
С целью благоприятного вхождения ребёнка в группу, формирования положительных межличностных отношений, поддержания интереса детей к сверстникам, создание атмосферы доброжелательности и защищенности...
«Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста - гимнастика для глаз».
консультация...
Вебинар «Здоровьесберегающие технологии В.Г. Жданова в работе с детьми дошкольного возраста – гимнастика для глаз».
В современном обществе возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здо...
Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии как система музыкально-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"
Используя здоровьесберегающие технологии в системе музыкально – оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста решаются следующие задачи:-развитие специальных музыкальных способностей: коо...