Статья для родителей: "Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование готовности к школе"
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Садыкова Р. Р.
ЧГПУ им И. Я. Яковлева, г. Чебоксары
ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
Аннотация: Статья посвящена сюжетно – ролевой игре. Рассматриваются вопросы, связанные с. учебной и игровой деятельностью дошкольника. В статье обсуждается психологическая готовность детей к школе; развитие познавательной потребности ребенка; развитие личности ребенка; особенности зрелой ролевой игры; особенности ролевого поведения; развитие роли в игре; характер ролевой игры и параметры психологической готовности к школе.
Ключевые слова: игровая деятельность, сюжетно – ролевая игра, личность ребенка, дошкольный возраст, ведущий вид деятельности.
Sadykova R. R.
Chuvash state pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev. Faculty of preschool and correctional pedagogy and psychology, Cheboksary
Influence of the plot-role-playing game on the formation school readiness
Abstract: The article is devoted to the subject-role-playing game. The problems associated with. training and game activity of preschool children. The article discusses the psychological readiness of children for school; development of cognitive needs of the child; development of the child; especially mature role-playing game; particular role behavior; role in the development of the game; the nature of role-playing games and the parameters of psychological readiness for school.
Keywords: play activity, the plot - role-playing game, the personality of the child, preschool age, the leading type of activity.
В настоящее время актуальностью является роль игровой и учебной деятельности, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями [9].
Наиболее эффективный для развития дошкольника вид деятельности является сюжетно-ролевая игра. Это игра, в которой ребенок вместе с группой сверстников разыгрывает различные жизненные ситуации, принимая на себя определенную роль и вступая в соответствующие этой роли отношения со своими партнерами. Ситуации, обыгрываемые детьми, заимствуются из жизни окружающих их взрослых людей [4, с.57 – 58].
В психическом развитии ребенка сюжетно-ролевая игра наиболее развивается эффективно в дошкольном возрасте.
В первую очередь развитие личности ребенка. У ребенка структура личности только формируется. Именно в ролевой игре в дошкольном возрасте активно складываются потребности и побуждения, которые в дальнейшем будут определять его поступки. В игре, моделируются реальные взаимоотношения людей, ребенок познает смыслы человеческой деятельности, начинает ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих взаимоотношений людей, ребенок начинает ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.
Во-вторых, ролевая игра стимулирует развитие познавательной потребности ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает все новые и новые грани окружающей его действительности. Например, игры в «летчиков», «шоферов», предполагают знакомство с техникой.
В-третьих, «преодоление эгоцентризма», здесь игра выступает как реальная практика смены позиции при взятии на себя роли, учета позиции партнера при построении с ним определенных отношений, практика координации точек зрения при использовании игровых предметов и построении намерений [11]. Для воспитания нравственности сюжетно-ролевая игра создает определенные условия. В сюжетно-ролевой игре ребенок впервые вступает в отношения кооперации с коллективом сверстников, где соблюдение норм человеческого общежития становится непременным условием успешности чрезвычайно привлекательной для дошкольника деятельности. Проявления жадности, хитрости, эгоизма могут стать реальной преградой на пути достижения желанной цели [10, с.26-28].
Поло-ролевая идентификация, т.е. соотнесение себя с определенным полом, и усвоение правил поведения ему соответствующих. Ребенок, принимая на себя определенную роль, старается воспроизвести ее целостно, со всеми специфическими характеристиками, так, играя в семью, мальчик в роли отца не только выполняет характерные для него дела, но и воспроизводит манеру говорить, вести себя, отношение к противоположному полу, все это происходит от окружающей действительности [8].
Включаясь в сюжетно-ролевую игру, ребенок встает перед необходимостью развить в себе новое качество - овладеть произвольным поведением. Ребенку необходимо действовать не под влиянием сиюминутных желаний, а соответственно взятой на себя роли, постоянно подчиняясь задаваемым этой ролью правилам. «Сердиться как учитель», «плакать как пациент».
Ролевое поведение организуется в соответствии с выбранным образцом и контролируется в постоянном сравнении с этим образцом. Задача, стоящая перед ребенком состоит в научении использовать знаки.
Не надо двигать предметы, чтобы прикинуть, как лучше расставить мебель в комнате, можно решить эту проблему на листе бумаги, передвигая бумажные треугольники, изображающие реальные предметы обстановки. Сюжетно-ролевая игра оказывает ребенку неоценимую помощь. Чтобы заменить простые предметы атрибутами сложных профессий необходимо переходить к действиям с предметами-заменителями.
Знак помогает организовать не только индивидуальную, но и коллективную деятельность детей, т.к. палочка-шприц является единым знаком для всех участников игры, выполняя тем самым социальную функцию организации взаимодействия [7].
В игре происходит развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления ребенка. Повышение объема запоминаемой информации и длительность ее удержания в памяти, если это не просто информация, а «донесение», которое малыш должен передать, игра в «разведчика». Особенно значительна роль игры в развитии детского мышления [1, с.24-26].
К примеру, для девочки, заботящейся о своем ребенке становится важным, что ребенка покормили, а не чем покормили. Ее действия сокращаются, схематизируются - т.е. обобщаются.
В дошкольном возрасте воображение ребенка играет важную роль. Игра требует действовать в воображаемой ситуации, ребенок учится отображать события, отношения людей, манеру их поведения.
Рассмотрим у ребенка определенные психические способности как характерный показатель игровой деятельности, с точки зрения его готовности к школьному обучению.
Содержание игры. Ее содержание меняется в зависимости от конкретной ситуации – какие игрушки оказались у ребенка под рукой, что привлекло его внимание, какое участие в игре принял взрослый или другой ребенок.
Основным содержанием игры у них становится действие, отражающее отношение к другим людям. Ребенку не столько важно, что он делает с предметами, сколько то, как он обращается с другими. «Доктора» - обращение с пациентом. Существенной особенностью зрелой ролевой игры является предварительное планирование сюжета [4, с.57-58].
Переход к зрелым формам игры оказывается невозможным без развития воображения, произвольности, требующей планирования и контроля над своим поведением, способности устанавливать причинно-следственную связь, способности ориентироваться на смыслы человеческой деятельности, расширения представлений об окружающем мире.
Характерные особенности ролевого поведения, свидетельствующие о новых возможностях ребенка. Он уже совершенно осознано принимает на себя роль другого человека, называет себя понятием («я водитель») и старается воспроизвести конкретный образ. Ребенок начинает оценивать качество выполнения роли, свидетельствуя о его способности действовать по образцу, сравнивать с образцом, а следовательно, строить, оценивать и контролировать свое поведение.
Старший дошкольник при исполнении своей роли, угадывает конкретных людей («врач», «учитель»). Это свидетельствует о развитии наблюдательности, способности анализировать и выделять общие и индивидуальное, особенное в людях и их отношениях. Совершенствуются и выразительные средства ребенка — мимика, пантомимика, речь.
Старший дошкольник удерживает свою речь на протяжении всей игры. Выбирая роль, ребенок делает это в соответствии с половой принадлежностью, что свидетельствует о завершении процесса поло-ролевой идентификации [9].
Таким образом, развитие роли в игре идет по направлению к осознанности большей индивидуализации, устойчивости, поло-ролевому соответствию. Это говорит о том, что у ребенка развивается представление о себе, умении действовать по образцу, критичности, способности выделять основное и второстепенное, произвольности поведения, завершении процесса поло-ролевой идентификации.
Ребенок в игре постоянно старается воспроизвести определенный образ и основным выразительным средством становятся движения. К концу дошкольного возраста ребенок оказывается в состоянии достаточно точно воспроизвести характерное действие взрослого, что свидетельствует о появлении у него таких психических качеств, как умение действовать по образцу, произвольность, высокий уровень моторно-двигательной координации [6].
Возможность использовать предметы-заместители появляется только в результате развития способности пользоваться знаками. Появление в детской игре предметов-заместителей будет свидетельством развития у дошкольника знаково-символической функции.
Способность учитывать действия партнера, понимать, что собственные действия могут быть восприняты не так, как ты хотел, развивается у старших дошкольников. Это существенно меняет характер ролевой игры. Становится возможным моделировать настоящее взаимодействие в зависимости от поступков другого человека. Появление указанной особенности ролевой игры свидетельствует о новом взгляде ребенка на мир – восприятие себя в системе взаимодействия с другими людьми. Можно говорить о преодолении эгоцентрической позиции – ограничение анализа наличной ситуации точно одной – собственной точкой зрения [5].
Параметры психологической готовности к школе
• Способность выполнять интеллектуальные операции – находить отношение целого и части, выделять причинно-следственную связь;
• Воображение, производительность поведения;
• Ориентирован на смыслы человеческой деятельности;
• Широта представлений об окружающем мире, осведомленность;
• Наличие способностей к творчеству;
• Развитие представлений о себе, способность действовать по образцу, критичность;
• Способность выделения общего и особенного;
• Произвольность;
• Поло-ролевая индефикация;
• Способность действовать по образцу;
• Способность к общению;
• Моторно-двигательная координация, умение действовать по образцу;
• Развитие знаково-символической функции, ориентировка на систему человеческих отношений;
• Преодоление эгоцентрической позиции [3].
Необходимо отметить, что воспитатель детского сада, используя предложенную систему, о характерных особенностях сюжетно-ролевой игры дошкольников, свидетельствующие о наличии у них психических качеств, необходимых для безболезненного перехода к школьному обучению, наблюдающий спонтанно развивающуюся детскую игру, может проанализировать особенности играющих детей. В отличие от множества разработанных тестовых испытаний, в которых уровень психического развития детей оценивается на основе количественных (бальных) показателей. Взрослому, наблюдающему детскую игру, необходимо сделать заключение о том, присутствуют или не у ребенка указанные психические качества [2].
Список литературы:
1. Арановская-Дубовис Д. М. Заика Е. В. «Идеи А. В. Запорожца о развитии личности дошкольника» // Вопросы психологии. – 1995. – № 5. – С.24–26
2. Венгер Л. А. «Психологическая готовность к школе» // Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева. – Москва. – 1988.
3. Выготский Л. С. «Лекции по психологии» / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург. – 1999.
4. Горышева В. «Игра – это отражение жизни» // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 8. – С.57–58
5. Гуткина Н. И. «Психологическая готовность к школе» / Н. И. Гуткина. – Москва : НПС Образование. – 2012.
6. Гришина Г. Н. «Любимые детские игры» / Г. Н. Гришина. – Москва : Творческий центр. – 1999.
7. Запорожец А. В. «Избранные психологические труды в 2-х томах. Т. 1, Т. 2- Москва : Педагогика. – 1986.
8. Кравцова Е. Е. «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе» / Е. Е. Кравцова. – Москва : Педагогика. – 2012 .
9. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества» / В. С. Мухина. –Москва : Институт практической психологии. – 1998.
10. Рузская А. «Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками» // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 3. – С.26-28.
11. Спиваковская А. С. «Игра – это серьезно» / А. С. Спиваковская. – Москва. – 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте"
Тема:"Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте"...
статья для родителей "Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте"
Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь...
статья Роль и значимость сюжетно – ролевой игры в жизни ребенка
Содержание: 1.Актуальность обучения дошкольников сюжетно-ролевым играм.2. Теория вопроса развития игровой творческой деятельности дошкольников.2.1. Роль игры в развитии ребенка-дошкольника....
статья для воспитателей по сюжетно-ролевой игре "Театр" в подготовительной группе
В презентации раскрыты задачи и этапы сюжетно-ролевой игры " Театр" в подготовительной группе....
Статья на тему «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников»
Дошкольное детство – это совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в возрасте от 3 до 7 лет возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жиз...
«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
План самообразования на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...
статья:" Сюжетно-ролевая игра как один из методов формирования готовности к школе детей старшего дошкольного возраста"
Статья посвященна вопросу подготовки ребёнка к школе. Отвечает на такие вопросы, как: что входит в понятие "готовность к школе"; как узнать, готов ли ребёнок к школе и как ...