Проблема диагностики готовности детей к обучению в школе в научной литературе
статья (подготовительная группа)
Из этой статьи вы узнаете о разных подходах ученых к проблеме диагностики готовности к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_diagnostiki_gotovnosti_detey_k_obucheniyu_v_shkole.docx | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема диагностики готовности детей к обучению в школе
в научной литературе
Понятие «готовность к школе» по-разному интерпретируется и имеет ряд особенностей. Кроме того, готовность к школе является многокомпонентным феноменом, в который входят физическая и физиологическая, социально-психологическая, интеллектуальная и личностная готовность. В зависимости от позиций, занимаемых авторами компоненты социально-психологической, интеллектуальной и личностной готовности объединяют в один – психологическая готовность к обучению в школе. В своей работе мы рассматриваем комплексный компонент психологическая готовность к обучению, под которой будем понимать «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка, способствующий будущему успешному освоению им школьной программы в условиях обучения в группе сверстников» .
Изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе позволяет прогнозировать, какой уровень развития ребенка будет способствовать его успешному овладению знаниями, а какой – затруднит процесс обучения. В связи с обозначенной важностью, проблема психологической готовности к обучению в школе является широко илледованной как в отечественной, так и в зарубежной науке. В отечественной психологии разработкой вопросов психологической готовности к обучению в школе занимались Л. С. Выготский, Л. Н. Божович, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Сомлина, Е. Е. Кравцова, Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков и др . Среди заруюежных исследователей большой вклад внесли Р. М. Брендт, Ф. Т. Тайлер, Я. Йерасен, А. Керн, С. Штребен . Подход, предложенный Р. М. Брендтом и Ф. Т. Тайлером, предполагает рассмотрение готовности ребенка к обучению в школе с точки зрения требований современной образовательной системы, не укзывая каких-либо универсальных компонентов. Я. Йерасен, А. Керн и С. Штребен говорят о готовности к обучению через понятие «зрелости», рассматривая ее с трех позиций: умственной, эмоциональной и социальной зрелости .
В отечественной науке основополагающими в этом вопросе считаются труды Л. С. Выготского, в которых он рассматривает вопрос «зоны ближайшего развития». Также для отечественной психологии характерно при рассмотрении проблемы психологической готовности к обучению в школе учитывать специфику дошкольного детства и новообразования, формируемые к концу этого (данного) возрастного периода. Это позволяет рассматривать процесс развития ребенка планомерно, а психологическую готовность к обучению в школе определять как естественный этап развития ребенка, переходящего в новый социальный институт своей жизни. Так, по мнению, Е. Е. Кравцовой, «психологическая готовность детей к обучению в школе – следствие прохождения ребенком кризиса семи лет, когда появляющееся в этот момент новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития» .
Опираяст на концепцию Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития», Л. И. Божович и Д. Б. Эльконин отмечают, что определение того, соответствует ли зона ближайшего развития конкретного ребенка требованиям школьного обучения, позволяет говорить о степени его готовности к этому обучению. Но не только зона ближайшего, но и «зона актуального развития» должна быть учтена при определении готовности ребенка к обучению в школе .
Данного подхода придерживались и некоторые современные исследователи. В частности, Н. И. Гуткина психологическую готовность к школьному обучению определяет следующим образом: «необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка». Но, кроме этих параметров, Н. И. Гуткина предлагает выявлять актуальную и зону ближайшего развития через степень развитости таких показателей как аффективно-потребностная сфера, произвольность, интеллектуальная сфера и речь .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера
Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...
Проблема формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе
Для того, чтобы успешно учиться в школе , войти в школьную жизнь и успешно выполнять все обязанности школьника, ребенок должен достигнуть не только определенного уровня интеллектуального развития и им...
Диагностика готовности детей к обучению в школе
Практическая работа "Диагностика готовности детей к обучению в школе "...
Консультация для воспитателей на тему: "Современные методы диагностики готовности детей к обучению в школе"
Данная консультация была разработана для воспитателей, для поверхностного ознакомления с методиками определения готовности к школьному обучению"...
Методическая разработка. «Диагностика готовности детей к обучению в школе»
ОглавлениеВВЕДЕНИЕ. 3ГЛАВА ПЕРВАЯ. «Теоретические основы понятия психологической готовности дошкольников к школьному обучению в отечественных и зарубежных исследованиях» 5ГЛАВА ВТОРА...
Диагностика готовности детей к обучению в школе
Подготовка детей к школьному обучению является одной из наиболее актуальных проблем в современной системе образования, так как с каждым годом усложняются требования к обучению, варьируется программа в...
Заключение по итогам диагностики готовности детей к обучению в школе.
Итоги диагностики готовности детей подготовительной группы к обучению в школе...