Диагностика готовности детей к обучению в школе
материал на тему
Практическая работа "Диагностика готовности детей к обучению в школе "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_gotovnosti_detey_k_obucheniyu_v_shkole.docx | 29.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и методы исследования
Цель исследования: диагностика готовности детей к обучению в школе
Предмет исследования: мотивация к обучению, особенности развития психических познавательных процессов
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста
Выборка составляет 40 человек, мальчики и девочки в возрасте 6-8 лет.
Первую группу составили дети в возрастном диапазоне от 6 до 7 лет, вторую группу вошли дети в возрасте от 7 до 8 лет.
Задачи:
1. с помощью психодиагностических методик изучить мотивацию и уровень развития психических познавательных процессов, как готовность к учебной деятельности старших дошкольников разного возраста;
2. сделать необходимые психолого-педагогические выводы.
Гипотеза: дети в возрасте 7-8 лет обладают более высоким уровнем мотивации к обучению, чем дети в возрасте 6- 7 лет а так же имеют достаточный уровень развития психических познавательных процессов необходимых для успешности школьного обучения.
Методики исследования:
1. "Зачем ты учишься в школе?" (Матюхина М.В.)
Цель: выявить доминирующий мотив учения.
2. Корректурная проба (кольца Ландольта)
Задание предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания детей старшего дошкольного возраста.
3. Оценка оперативной зрительной памяти субтест «Зрительная память» методики Векслера.
Сущность задания: запоминание и воспроизведение по памяти геометрических фигур.
4. Методика определения уровня развитии мышления детей старшего дошкольного возраста
Цель: изучение уровня развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате исследования мотивов обучения по методике Матюхиной, были получены следующие данные.
В таблице 1,2 представлены полученные мотивы в порядке убывания предпочтения относительно возраста детей.
Так, среди детей в возрасте от 7 до 8 лет наибольшее количество выборов получил мотив, связанный с содержанием учения:
Мотив стать грамотным и умным человеком получил 16% выборов
На втором месте оказался внутренний узколичный мотив - стать хорошим учеником. Количество выборов - 12%.
Третье место занял внешний мотив - чтобы учитель всегда хвалил. Количество выборов -11% выборов.
Таблица 1. Ранговое распределение мотивов к обучению среди дошкольников 7 лет (%)
ранг | Мотив | Кол-во выборов (%) |
1 | Стать грамотным и умным человеком. | 16% |
2 | Стать хорошим учеником. | 12% |
3 | Чтобы учитель всегда хвалил. | 11% |
4 | Потому что нравится узнавать всегда что-то новое. | 10% |
5 | Чтобы потом зарабатывать деньги. | 9% |
6 | Получить аттестат об образовании. | 7% |
7 | Хорошо учиться в старших классах. | 6% |
7 | Приобрести знания для поступления в высшее учебное заведение | 6% |
8 | Быть готовым к каждому уроку. | 6% |
9 | Добиться одобрения родителей и окружающих. | 5% |
9 | Избежать наказания за плохую учебу. | 5% |
10 | Выполнять требования учителя. | 4% |
11 | Не отставать от остальных детей. | 2% |
12 | Заставляют родители. | 1% |
Таблица 2. Ранговое распределение мотивов к обучению среди дошкольников 6 лет (%)
ранг | Мотив | Кол-во выборов (%) |
1 | Добиться одобрения родителей и окружающих. | 18% |
2 | Не отставать от остальных детей. | 11% |
3 | Потому что нравится узнавать всегда что-то новое. | 11% |
4 | Чтобы учитель всегда хвалил. | 10% |
5 | Стать хорошим учеником. | 10% |
6 | Чтобы потом зарабатывать деньги. | 9% |
7 | Заставляют родители. | 6% |
7 | Стать грамотным и умным человеком. | 6% |
8 | Быть готовым к каждому уроку. | 5% |
9 | Выполнять требования учителя. | 5% |
9 | Избежать наказания за плохую учебу. | 3% |
10 | Приобрести знания для поступления в высшее учебное заведение | 1% |
11 | Получить аттестат об образовании. | 0% |
12 | Хорошо учиться в старших классах. | 0% |
Дошкольникам 6- лет присущ мотив учения для одобрения родителями (18%), учителем (10%), стремление быть как все – не отставать от других детей (11%).
Результаты, полученные по данной методике среди детей данной выборки с учетом возраста представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты выполнения методики «Кольца Ландольта» (ср.знач.)
S | n | |
7-8 лет | 0.37 | 15 |
6-7 лет | 0.18 | 45 |
На уровне средних мы видим, что среди детей 7-8 лет отмечается наиболее продуктивное и устойчивое внимание – показатель S находится в пределах 0,3 – 0,4, что соответствует 6 баллам, и говорит об оптимальном (среднем) уровне продуктивности и устойчивости внимания.
Количество ошибок достаточно низкое (15 ошибок)
По сравнению с детьми 7-8 лет, внимание детей 6-7 лет ниже (на уровне средних), но соответствует средней норме – 4 балла.
Зато отмечается больше количество допущенных ошибок – 45, что говорит нам о повышенной утомляемости детей 6 лет.
Рисунок 1. Уровень внимания в группе детей (ср.знач)
В целом из рисунка 1 мы видим, что внимание детей как 6, так и 7 лет соответствует среднему уровню возрастной нормы. Однако у детей 7-8 лет, данный показатель несколько выше, чем у детей 6-7 лет.
Результаты исследования зрительной памяти представлены в таблице 3 и наглядно отображены на рисунке 2.
Таблица3. Результаты исследования по методике «Зрительная память» (ср.значения)
Показатель зрительной памяти | |
7-8 лет | 19,3 |
6-7 лет | 18,6 |
Рисунок 2. Уровень развития зрительной памяти детей (ср.знач)
Как показало исследование, дети данной выборки обладают высоким уровнем развития данного процесса, как 6-7 летние, так и 7-8 летние дети –средний показатель по группе составил 19,1 балл.
Однако, как видно из рисунка 2, дети 7 лети обладают более развитой склонностью к зрительному запоминанию, нежели дети 6 лети (в среднем 19,3 и 18,6 балла соответственно).
Что касается изучения процесса мышления в структуре психологической диагностики готовности ребенка к школе, то результаты полученные посредством применения субтестов Векслера отображены в таблице 4.
Таблица 4. Обработка результатов субтестов «Мышление».
Дети 7-8 лет | Дети 6-7 лет | ||
Оценка успешности в баллах | Оценка успешности в% | Оценка успешности в баллах | Оценка успешности в% |
30 | 75% | 19 | 47,5% |
24 | 60% | 27 | 67,5% |
21 | 52,5% | 26 | 65% |
29 | 72,5% | 21 | 52,5% |
22 | 55% | 28 | 70% |
21 | 52,5% | 25 | 62.5% |
30 | 75% | 19 | 47,5% |
24 | 60% | 27 | 67,5% |
21 | 52,5% | 26 | 65% |
29 | 72,5% | 21 | 52,5% |
22 | 55% | 28 | 70% |
21 | 52,5% | 25 | 62.5% |
30 | 60% | 19 | 52,5% |
24 | 52,5% | 27 | 70% |
21 | 72,5% | 26 | 62.5% |
4-й уровень успешности — 32 балла и более (80 - 100%),
3-й уровень - 31,5 - 26 баллов (79 - 65%)
2-й уровень - 25,5 - 20 баллов (64,9 - 50%)
1-й уровень - 19,5 и менее (49,9% и менее)
В ходе проведённого исследования по четырем субтестам, оценивающим степень развития мышления детей 6 и 7 лет, было выявлено:
Среди детей 6 лет 9 человек относятся к 3-му уровню успешности и 11 человек - ко 2-му;
Средний показатель успешности в подгруппе детей 6 лет равен 61,25% и соответствует 2-му уровню успешности;
Среди детей 7 лет 10 относятся к 3-му уровню успешности, 8 человек — ко 2-му уровню и 2 человека - к 1-му;
Средний показатель уровня успешности среди детей 7 лет - 60,8 %, что так же относится ко 2-му уровню.
Таким образом, мы видим, что в данной выборке достаточная замотивированность детей к обучению в школе прослеживается в большей мере у детей 7 лет.
Выдвинутая перед исследованием гипотеза о том, что дети в возрасте 7-8 лет обладают более высоким уровнем мотивации к обучению, чем дети в возрасте 6- 7 лет, а так же имеют достаточный уровень развития психических познавательных процессов необходимых для успешности школьного обучения, подтвердилась.
Выводы
- Формирование мотивации учебной деятельности зависит от особенностей психологических механизмов и источников, лежащих в основе этих процессов.
- К показателям сформированности мотивационной сферы относятся: интерес и отношение к учению, уровень активности (познавательной и социальной) в учении и поведение и жизнедеятельность ребенка в целом.
- В структуре мотивационной деятельности старшего дошкольника 7 лет ведущим является мотив, связанный с содержанием учения, за ним следует внутренний узколичный мотив - стать хорошим учеником и внешний мотив - чтобы учитель всегда хвалил, среди детей 6 лет на первом плане выступает внешний мотив обучения.
- В данной группе детей прослеживается достаточный уровень развития процесса внимания, причем, среди детей 7-8 лет отмечается наиболее продуктивное и устойчивое внимание, уровень развития внимания среди детей 6-7 лет ниже, но соответствует средней норме; большее количество допущенных ошибок, говорит нам о повышенной утомляемости детей 6 лет.
- Дети обладают высоким уровнем развития психического познавательного процесса памяти, не зависимо от возраста.
- Мышление детей 6 и 7 лет соответствует среднестатистической возрастной норме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера
Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...
«Технология психологической диагностики сформированности компонента личностно-мотивационной готовности детей к обучению в школе».
Данная технология позволяет в полной мере исследовать личностно-мотивационный компонент готовности дошкольников к обучению в школе. В ней описано применение следующих методик: "Методика исследования м...
Консультация для воспитателей на тему: "Современные методы диагностики готовности детей к обучению в школе"
Данная консультация была разработана для воспитателей, для поверхностного ознакомления с методиками определения готовности к школьному обучению"...
Методическая разработка. «Диагностика готовности детей к обучению в школе»
ОглавлениеВВЕДЕНИЕ. 3ГЛАВА ПЕРВАЯ. «Теоретические основы понятия психологической готовности дошкольников к школьному обучению в отечественных и зарубежных исследованиях» 5ГЛАВА ВТОРА...
Диагностика готовности детей к обучению в школе
Подготовка детей к школьному обучению является одной из наиболее актуальных проблем в современной системе образования, так как с каждым годом усложняются требования к обучению, варьируется программа в...
Проблема диагностики готовности детей к обучению в школе в научной литературе
Из этой статьи вы узнаете о разных подходах ученых к проблеме диагностики готовности к школе....
Заключение по итогам диагностики готовности детей к обучению в школе.
Итоги диагностики готовности детей подготовительной группы к обучению в школе...