Диагностика готовности детей к обучению в школе
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Подготовка детей к школьному обучению является одной из наиболее актуальных проблем в современной системе образования, так как с каждым годом усложняются требования к обучению, варьируется программа в разных учебных заведениях
Для обеспечения легкого безболезненного перехода детей из дошкольного детства в школьную жизнь, создания предпосылок формирования учебной деятельности, необходимо создание единой целостной структуры психологического сопровождения участников образовательного процесса при подготовке ребенка к школе с целью максимального развития личности каждого ребенка, его способностей, самореализации в различных видах детской деятельности.
Формирование психологической готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательно-образовательной работы с дошкольниками, направленной на всестороннее развитие ребенка, которая включает в себя следующие компоненты: интеллектуальная, личностная (или мотивационная) и эмоционально - волевая готовность к школе.
Проблема диагностирования готовности к школьному обучению тесным образом связана с задачами воспитательно-образовательной работы ДОУ. От психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stshz.ppt | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовка детей к школьному обучению является одной из наиболее актуальных проблем в современной системе образования, так как с каждым годом усложняются требования к обучению, варьируется программа в разных учебных заведениях Для обеспечения легкого безболезненного перехода детей из дошкольного детства в школьную жизнь, создания предпосылок формирования учебной деятельности, необходимо создание единой целостной структуры психологического сопровождения участников образовательного процесса при подготовке ребенка к школе с целью максимального развития личности каждого ребенка, его способностей, самореализации в различных видах детской деятельности. Формирование психологической готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательно-образовательной работы с дошкольниками, направленной на всестороннее развитие ребенка, которая включает в себя следующие компоненты: интеллектуальная, личностная (или мотивационная) и эмоционально - волевая готовность к школе. Проблема диагностирования готовности к школьному обучению тесным образом связана с задачами воспитательно-образовательной работы ДОУ. От психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы.
Тесты по диагностике готовности детей к обучению в школе «Скрининговый тест школьной зрелости» (авторы А.Керн-Я.Йирасек) Методика: «Стандартная беседа о школе Т.А.Нежновой»
«Ориентировочный тест школьной зрелости» А. Керна - Я. Йирасека Вербальный субтест Невербальный субтест Оценка развития психомоторики ребенка; общий уровень интеллектуального развития Диагностика общего уровня развития мышления и информированности ребенка
Инструментальное обеспечение к СТШЗ Инструкция к невербальному субтесту Задание 1. «Рисование мужской фигуры по представлению». «Здесь нарисуй какого-нибудь человека, мужчину так, как ты это сумеешь». Нарисовать мужчину просят детей, для того, чтобы можно было увидеть человеческую фигуру, оценить, как ребенок соблюдает пропорции при рисовании человека. Важно обратить внимание на то, как ребенок рисует детали, лицо, элементы одежды. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка ("ты забыл нарисовать уши”),взрослый молча наблюдает. Рисование мужской фигуры позволяет предварительно судить об общем уровне интеллектуального развития ребенка.
Задание 2. «Срисовывание фразы, подражание рукописному письму» . «Посмотри, здесь что-то написано.Ты еще не научился писать, но попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошо посмотри, как это написано и здесь(ниже) напиши также. Это задание направлено на выявление умения копировать, выдерживать пропорции, видеть строчку, выделять отдельные слова. Также показывает, насколько ребенок готов к обучению письму, видит ли он строку, отдельные слова. Дается образец, ребенку необходимо написать точно так же.
Задание 3. «Срисовывание группы точек». «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же». В этом задании диагностируется достижение ребенком такого уровня психического развития, при котором он в состоянии понять принцип задания ( подражание образцу) и овладеть им. Абстрактность и малая привлекательность данных заданий требует от ребенка усидчивости, произвольной концентрации внимания.
Инструкция к вербальному субтесту «Сейчас я буду задавать тебе вопросы о самых разных вещах, с которыми ты, конечно, знаком, и поэтому сможешь о них рассказать. Слушай вопрос первый…» Субтест проводится индивидуально. Каждый вопрос зачитывается 1 раз. Нельзя допускать наводящих вопросов, исправлять, если ребенок отвечает неправильно, дополнительно побуждать к более полному ответу.
№ вопроса Ответ ребенка Баллы Протокол вербального субтеста
№ задания Баллы Первое задание Второе задание Третье задание Вывод Протокол обследования ребенка по СТШЗ Ф.И.О. ребенка: Дата рождения: Дата обследования: Протокол невербального субтеста
Название методики Качественная оценка (описание проведения процедуры исследования) Количественная оценка (баллы) 1.«10 слов» № Очередность повторения Непосредственное воспроизведение 1 Дом 1 2 3 2 Лес 3 Кот 4 Ночь 5 Окно 6 Зима 7 Мед 8 Игла 9 Конь 10 Мост 2.«Опосредованное запоминание» 3.«Сравнение картинок 4. «Разрезная картинка» 5. «Четвертый лишний» 6. «Дорисуй» Общее количество Баллов Вывод Индивидуальный бланк диагностического обследования Ф.И.О. ребенка: Дата рождения: Дата обследования:
Методика : «Стандартная беседа о школе Т.А.Нежновой Новый уровень самосознания, возникающий на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, является основой для формирования «внутренней социальной позиции» (Л.И.Божович). В широком смысле внутреннюю позицию личности можно определить как относительно устойчивые осознанные отношения к себе в системе человеческих отношений. Для исследования ВПШ и выявления характера ориентации на школьно-учебную действительность Т.А.Нежновой разработана стандартная беседа о школе с ребенком. В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка ВПШ.
Вопросы Ответ ребенка баллы 1.Хочешь ли ты идти в школу? 2.Почему ты хочешь идти в школу? 3.Готовишься ли ты к школе Как готовишься (тебя готовят к школе)? 4. Был ли ты когда-нибудь в школе? Понравилось ли тебе там? Что больше всего понравилось(не понравилось)? 5.Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как проводил свой день? Стандартная беседа Т.А. Нежновой Выводы _____________________________________________________
Невербальная часть Вербальная часть № п / п Фамилия, имя Баллы Общий балл Уровень развития Школьная зрелость Баллы Уровень развития Школьная зрелость Рисунок мужской фигуры Подражание письменным буквам Срисовывание группы точек МБДОУ « Детский сад № 7 «Золотая рыбка». СКРИНИНГОВЫЙ ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИК КЕРНА-ЙИРАСИКА И ШВАНЦАРЫ Подготовительная к школе группа № Дата % школьной зрелости – % школьной зрелости - % сомнительной зрелости – % сомнительной зрелости % незрелости – % незрелости – Дата: Провела:
А.В.Можейко,М.А.Гуськова.Т.А.Ярмолина,С.Ю.Лифанова. Изучение готовности детей 6-7 лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения,Тамбов,2006.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера
Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...
«Технология психологической диагностики сформированности компонента личностно-мотивационной готовности детей к обучению в школе».
Данная технология позволяет в полной мере исследовать личностно-мотивационный компонент готовности дошкольников к обучению в школе. В ней описано применение следующих методик: "Методика исследования м...
Диагностика готовности детей к обучению в школе
Практическая работа "Диагностика готовности детей к обучению в школе "...
Консультация для воспитателей на тему: "Современные методы диагностики готовности детей к обучению в школе"
Данная консультация была разработана для воспитателей, для поверхностного ознакомления с методиками определения готовности к школьному обучению"...
Методическая разработка. «Диагностика готовности детей к обучению в школе»
ОглавлениеВВЕДЕНИЕ. 3ГЛАВА ПЕРВАЯ. «Теоретические основы понятия психологической готовности дошкольников к школьному обучению в отечественных и зарубежных исследованиях» 5ГЛАВА ВТОРА...
Проблема диагностики готовности детей к обучению в школе в научной литературе
Из этой статьи вы узнаете о разных подходах ученых к проблеме диагностики готовности к школе....
Заключение по итогам диагностики готовности детей к обучению в школе.
Итоги диагностики готовности детей подготовительной группы к обучению в школе...