Средства и методы воспитания национального этикета у детей дошкольного возраста
статья

Садыкова Резиля Решитовна

Средства и методы воспитания национального этикета у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiket.doc36.5 КБ
Файл nats.etiket.pptx397.24 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад «Лейсан»

Комсомольского района Чувашской Республики

Районный семинар в МАДОУ детский сад «Радуга».

Выступление с презентацией на тему: Средства и методы воспитания национального этикета у детей дошкольного возраста

Воспитатель:

Садыкова Резиля Решитовна

Высшей квалификационной категории

Дата: 18.05.2022 г.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вашему вниманию, предоставляется тема выступления: Средства и методы воспитания национального этикета у детей дошкольного возраста

Обучение дошкольников правилам этикета начинается в дошкольном возрасте и осуществляется в два этапа: на первом формируются первоначальные представления о правилах поведения; на втором даются понятия: «правила поведения», «их нравственная и эстетическая основа».

Формирование основ поведенческой культуры направлено на решение задач:

1.Знание правил этикета;

2.Понимание его разумности и необходимости;

3.Умение применить его практически;

4.Эмоциональное переживание в процессе его выполнения.

Важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или иным правилом поведения,  понимал, что хорошо и что плохо.

Формирование этикета способствует следующие условия:

1.Позитивный настрой (нельзя обижать своих воспитанников, для чего используются обращения по именам, внимание, похвалы и тд.

2.Положительный пример взрослых, прежде всего воспитателя (ребенок оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими. Очень важно,чтобы воспитатель оценивал свое поведение с позиции разумности и необходимости соблюдения  этикета и соответствия его собственным словам. Воспитатель должен продумывать все, что помогает достижению главной цели-созданию творческой, доброжелательной, дружеской обстановки).

3.Связь с семьей (это условие позволяет выработать единство требований к ребенку. Воспитание детей осуществляется в процессе и хдеятельности при сочетании педагогического руководства с развитием детской инициативы и самостоятельности, с учетом возрастных особенностей, при единстве требований воспитателей и родителей).

Методы национального этикета можно сгруппировать:

1.Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения, то есть, методы приучения ребенка к положительным формам общественного поведения;

2. Вторая группа методов направлена на формирование представлений,суждений, оценок. Дети закрепляют способы поведения в конкретных ситуациях.

33.Третья группа включает в себя применение методов поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях, чаще всего  фиксируется результат воспитанности. Поощрение должно применяться с учетом того,какое значение имеет данный поступок для ребенка и окружающих. Степень поощрения, его частота должны соотноситься со стремлением ребенка поступать хорошо. Очень важно замечать малые достижения,особенно,если ребенок приложил усилия. Однако, не следует и захваливать одних и тех же детей. Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. Если же возникает необходимость наказать ребенка ( лишить удовольствия, общения со сверстниками или взрослым), то надо выяснить причины плохого поведения. Частые наказания свидетельствуют о беспомощности воспитателя.

Наказание всегда должно быть обосновано и понятно для провинившегося ребенка.Следует добиваться, чтобы наказание убеждало ребенка в необходимости исправить свое поведение,раскаяния. Выбор метода воздействия на ребенка,метода формирования устойчивого поведения зависит от конкретных определенных условий:

1.любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав;

2.метод должен быть реальным, осуществляемым, он требует логического завершения. Иногда педагоги и родители используют прием обещания, не задумываются над его реальностью. Или в качестве наказания используют угрозу. Родители угрожают ребенку тем, что никогда реально не сделает.

Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического общественного поведения, воспитания привычек поведения (здороваться, прощаться, благодарить за услугу,вежливо отвечать на вопросы). Приучение осуществляется с помощью упражнения, побуждения к поступку. Метод приучения наиболее эффективен,если сочетается с использованием примера взрослых и детей. Чтобы ребенок действовал по примеру старшего или сверстника, необходимо желание быть похожим на того, кто затронул его чувства.

Следует подчеркнуть значение целенаправленного наблюдения, организованного педагогом. Наблюдения способствуют формированию отношения к наблюдаемому, положительно влияют на поведение детей.

Можно использовать показ действия, с помощью которого эффективно формируется самостоятельность ребенка.

 Эффективен и метод организации деятельности, который носит в дошкольном возрасте общественно-полезный характер (коллективный труд).

Методы, используемые педагогом,могут быть не только прямые,но и косвенные. Например,воспитатель не просто дает указание как себя вести согласно правилам, а создает ситуацию,которая заставляет ребенка подумать,как надо поступить.

Для воспитания моральных убеждений большое значение иммет то,чтобы сама личность вступала в активную борьбу за осуществление моральных идеалов, за преодоление всякой аморальности и выступала таким образом в качестве субъекта.

Национальный этикет формируется у детей наиболее успешно под воздействием произведений искусства, без соответствующего нравственно-эстетического отношения значительно снижается действенность национального этикета. Национальный этикет осуществляется всем педагогическим процессом. Однако в повседневной работе с детьми воспитатель может выделить задачи, которые наиболее успешно реализуются в конкретном виде деятельности. Так в бытовой повседневной деятельности, прежде всего, формируются навыки культурного поведения, происходит усвоение правил вежливости, воспитывается послушание, бережное отношение к вещам, внимание к сверстникам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лейсан» Комсомольского района Чувашской Республики Воспитатель Садыкова Резиля Решитовна Высшей квалификационной категории СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слайд 2

Этапы -формируется первоначальные представления о правилах поведения -понятие: «правила поведения», «их нравственная и эстетическая основа»

Слайд 3

Знание правил этикета Понимание его разумности и необходимости Умение применить его практически Эмоциональное переживание в процессе его выполнения Задачи:

Слайд 4

Условия: Позитивный настрой Положительный пример взрослых Связь с семьей

Слайд 5

Методы национального этикета: 1. Обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения; 2. Направлена на формирование представлений, суждений, оценок; 3. Применение методов поощрения и наказания.

Слайд 6

Условия: Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав Метод должен быть реальным, осуществляемым, он требует логического завершения.

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства и методы воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста

Физическими качествами принято называть врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигатель...

Средства и методы воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста

Физическими качествами принято называть врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигатель...

Средства и методы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста

Средства и методы развития творческого воображения у детей дошкольного возрастаНаправленный анализ литературы по теме исследования позволил установить, что в настоящее время существует множество метод...

Педагогические методы воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста.

Педагогические методы воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста....

Средства и методы ознакомления с малой родиной детей дошкольного возраста

При ознакомлении детей с родной страной, русской культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, лю...