Средства и методы воспитания национального этикета у детей дошкольного возраста
статья
Средства и методы воспитания национального этикета у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiket.doc | 36.5 КБ |
nats.etiket.pptx | 397.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад «Лейсан»
Комсомольского района Чувашской Республики
Районный семинар в МАДОУ детский сад «Радуга».
Выступление с презентацией на тему: Средства и методы воспитания национального этикета у детей дошкольного возраста
Воспитатель:
Садыкова Резиля Решитовна
Высшей квалификационной категории
Дата: 18.05.2022 г.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вашему вниманию, предоставляется тема выступления: Средства и методы воспитания национального этикета у детей дошкольного возраста
Обучение дошкольников правилам этикета начинается в дошкольном возрасте и осуществляется в два этапа: на первом формируются первоначальные представления о правилах поведения; на втором даются понятия: «правила поведения», «их нравственная и эстетическая основа».
Формирование основ поведенческой культуры направлено на решение задач:
1.Знание правил этикета;
2.Понимание его разумности и необходимости;
3.Умение применить его практически;
4.Эмоциональное переживание в процессе его выполнения.
Важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или иным правилом поведения, понимал, что хорошо и что плохо.
Формирование этикета способствует следующие условия:
1.Позитивный настрой (нельзя обижать своих воспитанников, для чего используются обращения по именам, внимание, похвалы и тд.
2.Положительный пример взрослых, прежде всего воспитателя (ребенок оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими. Очень важно,чтобы воспитатель оценивал свое поведение с позиции разумности и необходимости соблюдения этикета и соответствия его собственным словам. Воспитатель должен продумывать все, что помогает достижению главной цели-созданию творческой, доброжелательной, дружеской обстановки).
3.Связь с семьей (это условие позволяет выработать единство требований к ребенку. Воспитание детей осуществляется в процессе и хдеятельности при сочетании педагогического руководства с развитием детской инициативы и самостоятельности, с учетом возрастных особенностей, при единстве требований воспитателей и родителей).
Методы национального этикета можно сгруппировать:
1.Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения, то есть, методы приучения ребенка к положительным формам общественного поведения;
2. Вторая группа методов направлена на формирование представлений,суждений, оценок. Дети закрепляют способы поведения в конкретных ситуациях.
33.Третья группа включает в себя применение методов поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях, чаще всего фиксируется результат воспитанности. Поощрение должно применяться с учетом того,какое значение имеет данный поступок для ребенка и окружающих. Степень поощрения, его частота должны соотноситься со стремлением ребенка поступать хорошо. Очень важно замечать малые достижения,особенно,если ребенок приложил усилия. Однако, не следует и захваливать одних и тех же детей. Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. Если же возникает необходимость наказать ребенка ( лишить удовольствия, общения со сверстниками или взрослым), то надо выяснить причины плохого поведения. Частые наказания свидетельствуют о беспомощности воспитателя.
Наказание всегда должно быть обосновано и понятно для провинившегося ребенка.Следует добиваться, чтобы наказание убеждало ребенка в необходимости исправить свое поведение,раскаяния. Выбор метода воздействия на ребенка,метода формирования устойчивого поведения зависит от конкретных определенных условий:
1.любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав;
2.метод должен быть реальным, осуществляемым, он требует логического завершения. Иногда педагоги и родители используют прием обещания, не задумываются над его реальностью. Или в качестве наказания используют угрозу. Родители угрожают ребенку тем, что никогда реально не сделает.
Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического общественного поведения, воспитания привычек поведения (здороваться, прощаться, благодарить за услугу,вежливо отвечать на вопросы). Приучение осуществляется с помощью упражнения, побуждения к поступку. Метод приучения наиболее эффективен,если сочетается с использованием примера взрослых и детей. Чтобы ребенок действовал по примеру старшего или сверстника, необходимо желание быть похожим на того, кто затронул его чувства.
Следует подчеркнуть значение целенаправленного наблюдения, организованного педагогом. Наблюдения способствуют формированию отношения к наблюдаемому, положительно влияют на поведение детей.
Можно использовать показ действия, с помощью которого эффективно формируется самостоятельность ребенка.
Эффективен и метод организации деятельности, который носит в дошкольном возрасте общественно-полезный характер (коллективный труд).
Методы, используемые педагогом,могут быть не только прямые,но и косвенные. Например,воспитатель не просто дает указание как себя вести согласно правилам, а создает ситуацию,которая заставляет ребенка подумать,как надо поступить.
Для воспитания моральных убеждений большое значение иммет то,чтобы сама личность вступала в активную борьбу за осуществление моральных идеалов, за преодоление всякой аморальности и выступала таким образом в качестве субъекта.
Национальный этикет формируется у детей наиболее успешно под воздействием произведений искусства, без соответствующего нравственно-эстетического отношения значительно снижается действенность национального этикета. Национальный этикет осуществляется всем педагогическим процессом. Однако в повседневной работе с детьми воспитатель может выделить задачи, которые наиболее успешно реализуются в конкретном виде деятельности. Так в бытовой повседневной деятельности, прежде всего, формируются навыки культурного поведения, происходит усвоение правил вежливости, воспитывается послушание, бережное отношение к вещам, внимание к сверстникам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы -формируется первоначальные представления о правилах поведения -понятие: «правила поведения», «их нравственная и эстетическая основа»
Знание правил этикета Понимание его разумности и необходимости Умение применить его практически Эмоциональное переживание в процессе его выполнения Задачи:
Условия: Позитивный настрой Положительный пример взрослых Связь с семьей
Методы национального этикета: 1. Обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения; 2. Направлена на формирование представлений, суждений, оценок; 3. Применение методов поощрения и наказания.
Условия: Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав Метод должен быть реальным, осуществляемым, он требует логического завершения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства и методы воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста
Физическими качествами принято называть врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигатель...
Средства и методы воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста
Физическими качествами принято называть врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигатель...
Статья "Физиологическое обоснование средств и методов развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста"
Здесь я рассказываю как развить у ребёнка двигательные качества....
Средства и методы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
Средства и методы развития творческого воображения у детей дошкольного возрастаНаправленный анализ литературы по теме исследования позволил установить, что в настоящее время существует множество метод...
Педагогические методы воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста.
Педагогические методы воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста....
Средства и методы ознакомления с малой родиной детей дошкольного возраста
При ознакомлении детей с родной страной, русской культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, лю...