НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА.
статья
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме адаптации и профессионального становления молодых специалистов в ДОО. В статье рассказывается о формах и методах работы наставников с молодыми педагогами.
Ключевые слова: профессиональное становление, наставничество в ДОО, наставник, самообразование, молодые специалисты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo.docx | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме адаптации и профессионального становления молодых специалистов в ДОО. В статье рассказывается о формах и методах работы наставников с молодыми педагогами.
Ключевые слова: профессиональное становление, наставничество в ДОО, наставник, самообразование, молодые специалисты.
В современном образовании наставничеству придается большое значение, как методу и способу адаптации и профессионального становления молодого специалиста в ДОО. Начинающий педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Наставничество в ДОО — это вид индивидуальной образовательной деятельности с впервые принятыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Наставник в дошкольной образовательной организации – это человек, обладающий определенным опытом и профессиональными знаниями, владеющий высоким уровнем преподавания методик дошкольного образования, имеющий высшую квалификационную категорию, обладающий высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь начинающему педагогу приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией.
Наставнику следует обратить особое внимание молодого педагога на:
- требования к организации учебно-воспитательного процесса;
- требования к ведению отчётной документации;
- возможности использования в практической деятельности дидактических и технических средств обучения.
Необходимо обеспечить поддержку молодым специалистам в области:
- практического освоения основ педагогической деятельности (проектирование, подготовка, проведение и самоанализ организованной образовательной деятельности; формы, методы и приемы обучения);
- психологические основы управления деятельностью воспитанников на организованной образовательной деятельности (создание благоприятного психологического климата на организованной образовательной деятельности и др.);
- разработки программы творческого саморазвития;
- выбора приоритетной методической темы для самообразования;
- определение направлений повышения квалификации;
- подготовки к предстоящей аттестации на квалификационную категорию.
Выбор формы работы с молодыми специалистами должен начинаться с собеседования, где наставники рассказывают о реализуемой образовательной программе в ДОО, в нашем случаи в подготовительной группе компенсирующей направленности воспитание и обучение проходит по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. Далее молодых педагогов познакомили с отчётной документацией ДОО. В процессе работы начинается диалог наставника с молодым специалистом, в ходе которого решаются возникшие затруднения, проблемы. Затем определяется совместная программа работы начинающего педагога с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного педагога или только демонстрирующим свой собственный опыт.
Наставник постоянно ведёт диалог, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: интеллектуальная игра «Игра-ведущий вид деятельности»; деловая игра для педагогов «Педагогические приемы создания ситуации успеха»; анализ и решение педагогических ситуаций; игры, развивающие деловую коммуникацию: «Карусель общения», «Наши ожидания», «Ассоциации» и др.
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами: «Ситуативные беседы по АООП ДО для детей с ТНР», «Организация предметно-пространственной развивающей среды логопедического кабинета»; консультациями: «Документация воспитателя в соответствии с ФГОС ДО», «Планирование коррекционно-образовательного процесса в рамках комплексно - тематического планирования в условиях реализации ФГОС ДО», «Документация учителя-логопеда ДОО», «Современные логопедические технологии»; посещением и обсуждением организованной образовательной деятельности) имеют новые нетрадиционные: творческие лаборатории на темы «Современные формы работы с родителями (законными представителями) в дошкольной образовательной организации», «Организация коррекционно-образовательного процесса с детьми ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи» педагогические конкурсы, круглые столы совместно с родителями (законными представителями): «Эффективные способы и приёмы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи», «Психологическая готовность к школьному обучению», выступление на педагогических совещаниях и защита творческих работ. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего педагога в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.
Работа с молодыми специалистами становится более эффективной, если наставники разрабатывают им различные «буклеты-памятки»:
- должностные обязанности воспитателя, учителя-логопеда;
- методика проведения логопедических занятий;
- организация работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжелые нарушения речи;
- анализ и самоанализ ООД и коррекционно-развивающей деятельности;
- организация эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями);
- методические рекомендации по проведению родительского собрания.
В каждой ДОО складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами и используются те формы и методы, которые в конечном итоге содействуют профессиональному становлению молодого специалиста и повышение его профессиональной компетентности через наставничество. В деятельности нашей ДОО широко используются: просмотры ООД у воспитателей и учителя-логопеда, что позволяет молодым педагогам увидеть, как работают опытные коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты; оказание помощи в самообразовании через подборку методической литературы, периодических изданий по интересующим вопросам; стимулирование молодых специалистов через участие в конкурсах.
Таким образом, наставничество является необходимым условием, так как в нем отражена жизненная необходимость начинающего специалиста получить поддержку опытного профессионала, который способен оказать практическую и теоретическую консультацию на рабочем месте. И важно помнить, что в наставничестве выигрывают все стороны взаимодействия, молодые педагоги получают знания и навыки, опыт и уверенность, а дошкольная образовательная организация профессионально подготовленные кадры.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.Я. Батышев. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.
2. Профессиональная педагогика/ Под ред. С.Я. Батышева. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. –с. 31-50,133-152.
3. Лапина О.А., Магальник Л.А. Наставничество: Вариант управления карьерой руководителя образовательного учреждения // Школьн. технологии. 2001. - № 6.-С.39-60.
Интернет ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление «Фестивали педагогических идей – средство профессионального развития педагога»
Представляю материалы своего выступления на круглом столе «Педагогическое мастерство – высший уровень педагогической деятельности», в рамках методической работы дошкольного образован...
«Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Всероссийская профессиональная олимпиадаработников дошкольного образования«Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения
Мотивация профессионального развития педагогов...
"Наставничество как значимый аспект профессионального развития молодых педагогов"
Данная статья посвящена наставничеству в образовании, периоду вхождения молодого специалиста в профессию. Рассматриваются требования к наставнику, правила общения наставника с молодым специалистом....
Наставничество как средство профессионального роста педагога ДОУ.
Наставничество как средство профессионального роста педагога ДОУ. Наставничество – это именно та форма работы, которая помогает молодым педагогам научиться сотрудничать, научиться добывать ...
Наставничество как эффективный инструмент в работе педагога» МОДЕЛЬ «ПЕДАГОГ- РОДИТЕЛЬ»
Наставничество, как эффективный инструмент в работе педагога, многократно доказал свою ценность и эффективность в процессе обучения и воспитания детей. Эта модель взаимодействия, известная также как м...
"Наставничество – как основа профессионального развития педагога"
Наставничество, как профессиональная помощь молодым специалистам...