Мастер – класс для воспитателей ДОУ на тему: «Методы и приёмы артикуляционной гимнастики» 31.01.2024г
методическая разработка (младшая группа)

Сергеева Оксана Александровна

Мастер – класс для воспитателей ДОУ на тему:

«Методы и приёмы артикуляционной гимнастики»

Цель: познакомить педагогов методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие артикуляционный аппарат детей.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? (нет или да)

Деток вы любите? Да или нет?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_vospitateley.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное

 дошкольное образовательное

                                                                   учреждение «Детский сад  

                                                                   комбинированного вида

                                                                               № 3 «Солнышко» р. п Куйтун

                                                               Подготовила воспитатель:

Сергеева О. А.

Мастер – класс для воспитателей ДОУ на тему:

«Методы и приёмы артикуляционной гимнастики»

Цель: познакомить педагогов методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие артикуляционный аппарат детей.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? (нет или да)

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (Нет или Да)

Воспитатель: Ну что ж, на этой позитивной ноте предлагаю начать свой мастер-класс.

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так «без костей». Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, нужные для звукопроизношения. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

Чтобы создать основу для развития правильного произношения звуков речи, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет ему артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные упражнения бывают двух видов:

- Статистические – упражнения на удержание определенной артикуляционной позы; каждое упражнение выполняется по 10-15 секунд: лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, и др.

- Динамические упражнения для развития подвижности органов речи, скорости переключения с одного артикуляционного движения на другое: улыбка-хоботок, заборчик бублик, качели, часики, лошадка вкусно, змейка и др. Выполнять динамические упражнения необходимо 5-7 раз. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал.

Ежедневно выполняются 2-3 упражнения (статическое, динамическое и на развитие речевого дыхания) (для малышей); 4-5 (средний возраст; 2 – статических, 2-3 – динамических и 1 на речевое дыхание); 5-7 упражнений (старший возраст 2-3 – динамических, 2-3 статических и 1 на речевое дыхание, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Каждое упражнение выполняется 4-5 раз. Если дети выполняют какое – то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления он придумывает новые игровые приемы.

Уважаемые воспитатели, сегодня к нам пришел один очень необыкновенный гость. Я расскажу о нем, а вы попробуйте отгадать, кто это?

Он зеленый без хвоста

Любит мокрые места

Глаза на макушке

Кто это? (Лягушка)

Воспитатель достает Квакушу. Квакуша рассказывает о себе:

Я горжусь красой своей:

Ртом, конечно до ушей,

Длинным красным язычком

И зеленым пиджачком.

Знают все мои друзья:

Добрый и веселый я.

Не ворчун, не забияка

И зовусь красиво – Квакуша.

Артикуляционная гимнастика

Квакуша очень любит гимнастику язычка и предлагает вам выполнить ее вместе с ним. Попробуем? Подвиньте поближе зеркала, чтобы вы могли видеть себя, и пока я буду рассказывать, что любит Квакуша, а вы будете вместе со мной выполнять упражнения.

«Сказка о веселом язычке»

Жил-был Язычок в ротике-домике.

(показать кончик широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)

Вокруг домика стоял красивый заборчик!

(губы в улыбке, зубы обнажены - повторить 3-5 раз).

А на крыше домика была высокая труба

(губы в трубочку - повторить 3 раза.)

Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко

(широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза).

Посмотрел язычок на солнышко,

(язык поднять вверх к носу)

потом на травку

(язык опустить вниз)

 понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать

(язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).

Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес

(цокать).

А в лесу он увидел грибы и стал их собирать

(язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот-5 раз).

А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки

(рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую - по 5 раз).

Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены, язык за нижними зубами: С-С-С-С,

И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях: Ш-Ш-Ш

(язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены).

А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д…

(рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)

Как хорошо в лесу!

(Улыбка)

Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против часовой стрелки)

Потом захотелось ему попить, он взял чашечку и начал пить

(язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок-3-5 раз).

А потом он стал чистить зубки

(рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам - по 3 повтора).

И решил отдохнуть… )

Рефлексия

- Уважаемые воспитатели, у вас на столах лежат кружочки, нарисуйте, пожалуйста, свое настроение карандашами (воспитатель оценивает эмоциональное состояние каждого с помощью нарисованных смайликов). Передайте это настроение своим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей " Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»  Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и с...

Мастер-класс для воспитателей " Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики"

Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.Задачи: - обуче...

Мастер-класс для педагогов «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуля...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме "Организация и проведение артикуляционной гимнастики"

Данная презентация содержит пошаговую инструкцию по организации и проведению артгимнастики с дошкольниками с нарушениями речи...

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Методика проведения утренней оздорови-тельной гимнастики в группе»

Цель: познакомить воспитателей с методикой проведения утренней оздоровительной гимнастики в группе, чтобы поддержать здоровье и физическое развитие детей....

Мастер класс для педагогов ДОУ по теме: «Методы и приемы организации работы по формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста»

Обобщить знания педагогов ДОУ о методах и приёмах организации работы по формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста; повысить уровень компетенции педагогов ДОУ по данной ...