Конспект НОД "Животный и растительный мир Тундры"
материал
Конспект НОД
Животный и растительный мир Тундры
Программные задачи:
1. Уточнить знание детей о северном олене, развивать умение находить взаимосвязь живых организмов со средой обитания (опыт);
2. Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных, формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над ее содержанием);
3. Продолжать знакомить детей с играми народов севера, развивать ловкость, меткость в игре;
4. Развивать творческие способности детей.
Ход НОД:
В-ль:Ребята, сегодня мы с вами отправимся на Север, а куда попробуйте отгадать.
Послушайте песню. (Звучит песня «Увезу тебя в Тундру»)
Дети: В тундру.
В-ль: Правильно ребята. А что такое Тундра? (ответы детей, объяснения воспитателя)
Отгадайте ребята, какое сейчас время года в Тундре:
«Пришла девушка Белянка,
Побелела вся полянка»
Дети: Зима.
-А как вы думаете какая зима? (ответы детей - морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная)
- Какой снег зимой? (ответы детей - легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, чистый, мокрый, рыхлый)
А давайте с вами посмотрим на Тундру издалека, для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в подзорную трубу и скажите, кого или что вы там видите.
Игра «Подзорная труба»
Ход игры: Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
Правила игры: Навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине (словарная работа: чум – разборное жилище, покрытое оленьими шкурами; нарты – легкие сани ля езды на собаках или оленях; ягель – лишайник (мох, который служит кормом северным оленям)).
В-ль: Давайте с вами поговорим о самом распространенном жителе Тундры. Я вам загадю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете о ком идет речь.
«Словно царскую корону носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.
От рогов ветвистых, стройных на снега упала тень.
Кто бежит к нам с ветром споря, это северный … (олень)»
Рассматривание картины «Олениха с олененком», «Лось»
-Что нарисовано на этой картине? (олениха с олененком)
-Что делает олениха (наклонила голову и ест ягель – олений мох)
-Что делает олененок? (он стоит рядом и смотрит на нее)
Сравните олениху и олененка.
-Чем отличается олениха от олененка (У олененка шерсть темная, а у оленихи серая; у олененка рожки маленькие и слабые, он еще не может сам добывать себе пищу; у оленихи крепкие и сильные рожки, она ими разгребает снег, находит корм – ягель. Олениха большая и сильная, а олененок маленький и слабый).
-Чем похожи олениха и олененок? (шерсть у них густая и теплая)
-Что еще изображено на картине (оленья упряжка, на ней ездят жители Севера)
-А на какое животное, обитающее в лесу очень похож олень? (на лося)
В-ль: Раз эти животные имеют много общего друг с другом, почему же тогда лось не живет в Тундре? (предположения детей)
Между этими животными есть очень интересное отличие. У северного оленя более широкие копыта, в отличии от лося. Для того,чтобы выяснить для чего оленю такие копыта, мы проведем опыт.
Описание опыта:
Для проведения опыта необходимо приготовить небольшие лепешки из текста на каждого ребенка. Также, каждой паре детей раздается по два заранее заготовленных «стола» с узкими ножками и более широкими. «Стол» - это крышка от банки, на внутренней стороне которой прикреплены с помощью пластилина четыре остро заточенных карандаша и четыре фломастера с колпачками. «Стол» с карандашами условно называется ЛОСЬ, «стол» с фломастерами – ОЛЕНЬ. Каждый из полученных «столов» дети ставят на лепешку – СНЕГ. Сверху на столы кладутся одинаковые грузы. После этого «столы» убираются и рассматриваются следы, оставленные опорами.
В-ль: : Дети, что вы заметили? На СНЕГУ остались следы? Опишите мне следы ЛОСЯ. (острые,глубокие). А у ОЛЕНЯ? (неглубокие почти незаметные). А как вы думаете почему? (Дети высказываются, пытаются сделать вывод опыта)
Воспитатель произносит вывод: чем меньше площадь опоры, то есть, чем уже копыта, тем они глубже проваливаются в снег.
Далее дети объясняют, зачем оленю широкие копыта. (Чтобы он не проваливался в снег и не вяз в болотистых местах).
В-ль: Вот мы провели опыт и узнали, зачем оленю широкие копыта. А люди, живущие в тундре, коренные жители Севера, сразу обратили внимание на оленьи копыта, и стали передвигаться по нетронутому глубокому снегу на широких коротких лыжах, чтобы тоже не проваливаться в снег, как и олень.
Ребята, скажите мне, пожалуйста, почему коренные жители севера приручили к себе оленя? (олени перевозят детей, из оленей они шьют себе одежду и обувь, покрывают чумы, оленье мясо и молоко употребляют в пищу).
В-ль: С давних времен человек Севера приручил оленя. Родители с детства учат своих детей управлять оленями, вылавливать и загонять их. Детей учат этому занятию, конечно, с помощью разных игр. Я тоже вам предлагаю поиграть сейчас в одну из народных игр «Ловля оленей».
Описание игры:
На расстоянии 2 м от черты устанавливается предмет, изображающий оленя. Дети становятся за черту, и друг за другом пытаются закинуть веревку с петлей. Задача ребенка – накинуть аркан на «оленя», проявив ловкость и меткость.
После игры дети усаживаются на места за столом.
В-ль: Ребята, помните я вам говорила, что олени любят полакомиться ягодой? А вы любите ягоду? Какие ягоды растут на Севере. (морошка, голубика, черника, клюква, брусника).
В-ль: -Ребята, а давайте мы нарисуем для оленихи с олененком ягоды, которыми они любят полакомиться (дети рисуют северные ягоды, по окончании работы рассматривают рисунки и рассказывают про ягоду, ее вкус, пользу).-рассказ 3-4 детей.
В-ль: Все эти ягоды богаты витамином С, который укрепляет организм и помогает ему бороться с простудой.
А для вас, ребята, я приготовила немного витамина С, спрятанного в клюкве. Сейчас вы подкрепитесь витамином С, а за одно и поиграем в игру «Клюквоеды» и посмотрим, кто сможет съесть клюкву и не сморщиться, ведь эта ягода очень кислая!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."
Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...
Мир тундры
Наглядный материал по миру тундры для старшей и подготовительной групп....
Растительность леса и тундры.
Закрепить знания детей о растительности леса и тундры. Формировать представления детей о труде лесника....
Растительный мир тундры
Познакомить с понятием «карликовая березка», «вечная мерзлота»Закрепить знания о деревьях и ягодах нашего края.Воспитывать желание беречь природу тундры....
Растительный мир тундры
Данный материал пригодится педагогам Крайнего Севера, так как в нем отражена суть природы данных мест....
Совместная образовательная деятельность по вариативной программе «Родная сторона» в подготовительной к школе группу. Тема ННОД: Природные зоны Сибири: (тундра: растительный и животный мир).
Дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире. ...
конспект занятия "Природа Севера, Растительный мир тундры"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Ладушки» города Анадыря»...