Растительный мир тундры
проект по окружающему миру
Данный материал пригодится педагогам Крайнего Севера, так как в нем отражена суть природы данных мест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rastitelnyy_mir_tundry.docx | 365.02 КБ |
Предварительный просмотр:
План реализации проекта:
Тема: «Путешествие семечки»
Цель: Формирование у детей целостного представления о растительном мире Воркутинского района, развитие внутренней потребности в любви к природе родного края и бережного отношения к ней.
Для родителей: Способствовать стремлению родителей прививать детям природолюбие, принимать активное участие в озеленении и облагораживании территории ДОУ
Задачи:
- Формировать у детей знания об окружающей их природе, познакомить с разнообразием растительного мира воркутинского района.
- Систематизировать знания детей о цветах, кустарниках, ягодных растениях и деревьях тундры.
- Развивать наблюдательность, творческие способности детей.
- Помочь детям осознать необходимость сохранения, охраны и спасения растельной природы родного края.
Для родителей: Привлечь внимание родителей к проблеме заботливого отношения к растительному миру окружающей среды. Практическое выполнение – посадка деревьев и кустарников осенью, участие в создании экологической поляны весной.
Срок реализации проекта: долгосрочный (1 год)
Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети всех возрастных групп, родители, педагоги.
Актуальность: Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. В данное время она является приоритетным направлением в деятельности ООН. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Экологическое образование дошкольников – первое звено системы непрерывного экологического образования. И начать нужно с ознакомления с растительным миром своего родного края. Формирование знаний о растительном мире и воспитанию бережного отношения к нему предполагает использование различных форм, методов и приемов. Весь объем информации мы разделили на 4 блока: травянистые растения, овощные растения, деревья и кустарники, ягодные растения. На протяжении реализации всего проекта природоведческие и экологические знания дети будут получать от персонажа Семечка, которая случайно попала в детский сад, а помогать ей будут на разных этапах Елочка, Шалун, Тихоня и Умница.
Проблема: Почему в скверах, парках и улицах города мало цветов и деревьев?
Гипотеза: Природа воркутинского района достаточно скудна разнообразием деревьев и цветов из-за суровых климатических условий.
Мотивация: Маша, вернувшись в Воркуту из отпуска, который она провела на юге, отправилась с мамой на прогулку по городу и была озадачена тем, почему в Воркуте очень мало цветов и деревьев. Растительный мир показался Маше очень скудным и она обратилась к маме с вопросом: «Почему на юге большое разнообразие деревьев и цветов, а в Воркуте их очень мало?» И мы решили помочь узнать как можно больше о растительном мире г.Воркуты и воркутинского района не только Маше и ее маме, но и всем ребятам.
Продукт деятельности: в результате реализации проекта предполагаем пополнить эколого-предметную среду демонстрационным материалом, настольно-печатными играми, оборудованием для опытов и экспериментов. Создание экологической тропы с разнообразными видовыми точками и аттрибутов к видовым точкам. Сделать презентацию на тему «Экологическая тропа на территории МБДОУ №56». Привлечь родителей к созданию экологической поляны, которая включает в себя следующие зоны: «Травушка-муравушка», «Цветник», «Зайкин огород», «Зеленая дубравушка»
Предполагаемые результаты:
- У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста.
- Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
- Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность
- У детей появится желание помогать взрослым в сохранении уже существующих объектов природы и создании новых.
Этапы реализации проекта:
- Поисково-исследовательский
- Обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных мест.
- Составление карты-схемы тропы с нанесением маршрута всех ее объектов.
- Составление паспорта «экологической тропы».
- Поиск литературы по экологическому развитию детей.
- Наметить план работы по реализации проекта.
- Практический
- Создание на территории детского сада и прилегающей к нему территории видовых точек из имеющихся материалов.
- Создание стенда «Эколята-дошколята»
- Изготовление костюмов для героев проекта.
- Принятие детей в «Эколята-дошколята».
- Составление паспорта по своей видовой точке и рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми разных возрастных групп.
- Создание красочной картинки для указателя своей видовой точки.
- Изготовление логотипов проекту для каждой возрастной группы.
- Разработка методических рекомендаций по использованию видовых точек.
- Творческий
- Создание экологической тропы с различными видовыми точками, каждая из которых имеет свою цель, методическую рекомендацию по ее использованию. С целью повышения интереса детей видовым точкам были даны названия станции. Хозяйкой тропы стала Семечка, а на каждом этапе ей помогали Елочка, Шалун, Тихоня и Умница. Путешествие начинается от центрального входа в ДОУ и первая станция, расположенная на экологической тропе:
1 - ая станция «Цветник», на ней нас встречает Семечка и Тихоня. Цель: обогащать представления детей о разнообразии цветущих и травянистых растений тундры, их названиях, строении. Познакомить детей с лекарственными растениями тундры и растениями, занесенными в Красную книгу.
2 – ая станция «Зайкин огород», на ней нас встречают Семечка и Шалун. Цель: Дать представление детям о том, почему в тундре не сажают огород. Познакомить с овощными растениями, растущими в других климатических зонах, развивать умение различать их по внешним признакам. Создать огород на подоконнике и провести эксперимент по выращиванию овощных растений на грядке весной.
3 – ая станция «Лукошко» , на ней нас встречают Семечка и Умница. Цель: Систематизировать знания детей о ягодных растениях воркутинского района, их полезных свойствах, месте их произрастания. Развивать умение различать растения по внешним признакам.
4 – ая станция «Зеленая дубравушка», на ней нас встречают Семечка и Елочка. Цель: сформировать представления детей о деревьях и кустарниках, растущих в тундре, а также познакомить с другими видами деревьев и кустарников. Учить различать их по внешним признакам. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Планируемые мероприятия по каждой из станций:
Название станции | мероприятие | сроки | ответственные | Участие родителей |
«Цветник» | Конкурс на лучший рисунок цветка с натуры Дидактическая игра «Лесные цветы» Опытно-экспериментальная деятельность: | Июль-август | ||
«Зайкин огород» | Беседы: Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена», «Первые всходы». Игровая деятельность: Речь и речевое общение. Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах | Сентябрь -ноябрь | Сбор необходимого материала для создания огорода: землю, семена, материал для ухода за посадками. | |
«Лукошко» | Игровая деятельность: Дидактические игры «Подбери грибочку шляпку» «Полезай в кузовок» «Ягода-малина» Разучивание стихототворений про грибы и ягоды. Чтение сказки «Волшебная дудочка» | Декабрь-январь | ||
«Зеленая дубравушка» | д/и « С какого дерева листок» «Во саду ли в огороде» Чтение художественной литературы про российские леса. | Февраль-март |
Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить проекты уже по другим объектам природы. В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Развитие проекта и обновление материально-технической базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи.
Библиографический список:
1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.
2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.
3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.
4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."
Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...
Мир тундры
Наглядный материал по миру тундры для старшей и подготовительной групп....
Растительность леса и тундры.
Закрепить знания детей о растительности леса и тундры. Формировать представления детей о труде лесника....
Растительный мир тундры
Познакомить с понятием «карликовая березка», «вечная мерзлота»Закрепить знания о деревьях и ягодах нашего края.Воспитывать желание беречь природу тундры....
Совместная образовательная деятельность по вариативной программе «Родная сторона» в подготовительной к школе группу. Тема ННОД: Природные зоны Сибири: (тундра: растительный и животный мир).
Дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире. ...
конспект занятия "Природа Севера, Растительный мир тундры"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Ладушки» города Анадыря»...
Конспект НОД "Животный и растительный мир Тундры"
Конспект НОДЖивотный и растительный мир ТундрыПрограммные задачи:1. Уточнить знание детей о северном олене, развивать умение находить взаимосвязь живых организмов со средой обитания (опыт);2. Учи...