Растительный мир тундры
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
- Познакомить с понятием «карликовая березка», «вечная мерзлота»
- Закрепить знания о деревьях и ягодах нашего края.
- Воспитывать желание беречь природу тундры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastitelnyy_mir.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир растений Тундры
Цели:
- Познакомить с понятием «карликовая березка», «вечная мерзлота»
- Закрепить знания о деревьях и ягодах нашего края.
- Воспитывать желание беречь природу тундры.
Материалы и оборудование:
Глобус, иллюстрации с изображением ягод (брусника, голубика, черника), карликовой березки, березы, ели, лиственницы. Фото природы тундры по сезонам, настольно-печатная игра «Как себя вести в лесу».
Презентация «Растения Тундры. Маленькие мячи( красного, желтого цвета), две корзины.
Ход занятия
- Рассматривание иллюстраций, гербария с изображением карликовой березы. Закрепить понятие «кустарник»,
Рассматривание глобуса
- Ребята, как вы думаете, что это такое? (демонстрируется глобус)
- А что такое глобус? (ответы детей)
- Да, правильно, это действительно планета Земля, на которой мы живем.
- Игрушечная копия земли
- Сегодня мы с вами рассмотрим глобус. Есть Северный полюс – где нет растительности, а только снег и лёд. Есть тундра, где появляется растительность. А что необходимо всем растениям для жизни? (свет, тепло, вода). Но почему растительность так скудна? Только мхи, лишайники да низкорослые берёзы, прижавшиеся к земле.
Потому что в тундре холодно и пустынно. Земля от солнца получает мало тепла.
Зимой здесь короткий световой день: круглые сутки - ночь. Полярная ночь. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается, глубокий снег (показать толщину снега). Лето короткое, холодное. Наступает Полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не жарко. Давайте посмотрим, какие же растения смогли приспособиться к суровым условиям.
Слайд (растения Тундры) (карликовую березу не показывать)
Физминутка Слайд (береза)
А сейчас мы поговорим о дереве, которое называется береза.
- И вот эту красавицу березку, стройную и высокую попробуем поселить в тундре.
Но сначала выполним физминутку.
- Представьте себя березкой. /Дети встали и подняли руки, раскачиваясь, опускают руки/
Вы стоите среди бескрайней равнины. Солнце... Воздух теплый и поднимается вверх, а на освободившееся место с севера с огромной скоростью двинулись холодные массы воздуха. Ветер раскачивает березки сильнее и сильнее. /Дети приседают опустив руки./
- Что с нашей березкой? /Да, наша красавица березка не устоит./
- Какая березка стала? /Она стала маленькой и стелется у поверхности, прячась от ветра и холода во мхах и лишайниках./
Демонстрация гербария карликовой березы, голубики, морошки, лишайников, мха.
Слайд (Карликовая березка)
- Опыт «Впитывание воды»
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое болото? (Это такое место, где вода не уходить, а стоит на месте) Вот загадка?! И мы попробуем в этом разобраться, проведём с вами эксперимент.
Воспитатель: Возьмём две одинаковые непрозрачные емкости, наполненные землей (В одной из ёмкостей, под небольшим слоем земли находится лед, закрывающий всю поверхность (детям об этом неизвестно)) и два стакана с водой.
Выльем воду в первую ёмкость. Что с ней произошло? (Вода ушла в землю) Проделаем то же самое со второй ёмкостью. Что происходит? (вода осталась на поверхности) Почему она не проходит? (воспитатель подводит детей к выводу, что, вероятно, ей что- то помешало просочиться внутрь). Что же??? Давайте раскопаем землю. Что там??? (ответы детей - лед). За длинную, холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же как и в нашем случае не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля - её называют «вечной мерзлотой». Любая ямка, канава, впадина быстро наполняется водой, и образуются болота.
Слайд (болото)
Дети возвращаются на стулья.
Воспитатель: А как вы думаете, какие корни у растений в тундре? (короткие, т.к. они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту). Поэтому и растительность так скудна.
Слайд (корни)
- Загадки про ягоды. Слад (ягоды)
- На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка... морошка
- Круглая, а не абрикос,
Сочная, а не персик,
Голубая, а не слива,
Растет на болоте, а не клюква… голубика
- В лес ходили мы не зря –
На болотных кочках
Ягод цвета янтаря
Там набрали сочных.
Так и просится в лукошко
Эта чудная ...морошка
- Листики - с глянцем,
Ягодки - с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки… брусника
- На усах расту я тонких,
На болотах самых топких.
И за кислым витамином
Толпы лезут по трясинам
И красна, и кисла –
На болоте росла… клюква
- Не сосна совсем, не ель я,
Но в родном лесном краю
И зимою зеленею,
Холодов не признаю…брусника
- Малоподвижная игра «Соберем полную корзинку»
Поделить на две команды: первая команда собирает шары желтые (морошку) в одну корзину, а во второй команде собирают шары красного цвета (бруснику) в другую.
- Угощение: северная ягода
Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка д/с - №5 «Рябинка»
Занятие по окружающему миру НРК
в средней группе
Воспитатель Шиянова И. М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."
Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...
Мир тундры
Наглядный материал по миру тундры для старшей и подготовительной групп....
Растительность леса и тундры.
Закрепить знания детей о растительности леса и тундры. Формировать представления детей о труде лесника....
Растительный мир тундры
Данный материал пригодится педагогам Крайнего Севера, так как в нем отражена суть природы данных мест....
Совместная образовательная деятельность по вариативной программе «Родная сторона» в подготовительной к школе группу. Тема ННОД: Природные зоны Сибири: (тундра: растительный и животный мир).
Дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире. ...
конспект занятия "Природа Севера, Растительный мир тундры"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Ладушки» города Анадыря»...
Конспект НОД "Животный и растительный мир Тундры"
Конспект НОДЖивотный и растительный мир ТундрыПрограммные задачи:1. Уточнить знание детей о северном олене, развивать умение находить взаимосвязь живых организмов со средой обитания (опыт);2. Учи...