Консультация для родителей "О причинах речевых расстройств"
консультация по логопедии

Пыжикова Олеся Григорьевна

Предварительный просмотр:

Причины речевых расстройств.

Частым и актуальным вопросом среди родителей дошкольников, является вопрос о причинах возникновения речевой патологии у детей, о возросшем количестве таких детей в современном обществе. В данной статье предлагаю подробно ознакомится с этими причинами.

К возникновению речевой патологии могут привести различные неблагоприятные воздействия в анте-, интра-, и постнатальном периодах, то есть во внутриутробном периоде развития плода, в процессе родов, а также в первые месяцы жизни ребенка.

По механизму воздействия на организм матери и ребенка неблагоприятные воздействия делятся на несколько групп:

• биологические (генетические дефекты, биологическая репродуктивная незрелость матери, действие микроорганизмов и вирусов, резус-конфликты и др.);

• физические (действие проникающей радиации, электромагнитных и других полей, избыток или дефицит инсоляции, влияние тепла, холода и др.);

• химические (острые и хронические бытовые и производственные интоксикации, прием лекарственных препаратов, токсикозы беременных, эндогенные интоксикации на почве различных хронических заболеваний и др.);

• механические (сдавления, ушибы, переломы, растяжения, скручивание).

Структура речевой патологии и процессы компенсации во многом зависят от того, когда произошло мозговое поражение. Наиболее тяжелое поражение мозга плода происходит в период раннего эмбриогенеза, а именно на третьем месяце беременности, в период наибольшей дифференцировки нервных клеток, когда любые вредности приводят к гипоксии мозга плода.

В I триместре внутриутробной жизни закладываются все основные элементы нервной системы будущего ребенка, оформляется система кровеносных сосудов головного мозга. В то же время фаза плацентарного развития и формирование плацентарного барьера начинается лишь с третьего месяца беременности. В раннем антенатальном периоде возбудители таких инфекционных заболеваний, как токсоплазмоз, хламидиоз, сифилис, гепатит, цитомегалия, проникнув через незрелую плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы и центральную нервную систему плода.

Во II и III триместрах беременности, когда плацента уже сформировалась, и достаточно эффективен плацентарный барьер, воздействие неблагоприятных факторов уже не приводит к формированию пороков развития плода, но могут вызвать преждевременное рождение, функциональную незрелость ребенка, внутриутробную гипотрофию.

Продолжая разговор о повреждающих факторах антенатального периода, следует отметить, что специалисты большое значение придают недоеданию беременных, а так же недонашиванию беременности, когда ребенок рождается недоношенным и биологически незрелым. Биологически незрелый ребенок может родиться и в срок, но быть биологически незрелым вследствие нарушений внутриутробного развития. Незрелый ребенок в большинстве случаев не готов к процессу родов и при родовых нагрузках получает значительные повреждения.

Курение, употребление продуктов с усилителями вкуса (глутамата натрия) во время беременности приводят к нарушениям физического и нервно-психического развития плода.

У курящих, пьющих и употребляющих наркотики женщин дети рождаются с низкой массой тела, отстают в физическом и психическом развитии. У таких детей отмечается стойкий дефицит роста и веса, может быть деформация грудной клетки, микроцефальный или гидроцефальный череп, короткая шея, недоразвитие верхней и нижней челюстей, расщелины неба, узкие и короткие глазные щели, широкое запавшее переносье, недоразвитие ушных раковин, различные аномалии и пороки развития внутренних органов, зрения, слуха. Такие дети в первую очередь попадают в группу риска и должны с рождения наблюдаться неонатологом и неврологом.

К интранатальным факторам относят все неблагоприятные факторы процесса родов, неизбежно сказывающиеся на ребенке: длительный безводный период, отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности, плохое или недостаточное раскрытие родовых путей, быстрые или стремительные роды, применение различных ручных родовспомогательных приемов, кесарево сечение, тугое обвитие плода пуповиной, большая или очень малая масса тела и большие или малые размеры плода, преждевременное рождение, затяжные роды, ягодичное предлежение.

Смещение позвонков, черепных швов новорожденного – так же распространенное явление. сечении, а в результате нарушается приток крови к голове и ее отток. Прежде всего, страдает бассейн позвоночных артерий, а они снабжают кровью заднюю треть мозга, питают центр зрения. Потом у подросшего малыша могут возникнуть проблемы с цветовосприятием и цветоразличением, разовьется близорукость, потому что мышца, регулирующая ширину хрусталика, будет плохо развиваться. Позже серьезно пострадает речевая функция, так как поступление крови к речевым центрам тоже будет затруднено. По этой же причине может страдать и слуховая функция.

У подрастающего ребенка будут отмечаться повышенная утомляемость, тошнота в транспорте, разовьется вегетососудистая дистония, могут отмечаться ожирение, задержка роста. Таким образом, сосудистая недостаточность, нестабильность позвонков, компрессия черепа не пройдут бесследно. Но, все-таки необходимо отметить, что интранатальные повреждения нервной системы в большинстве случаев не касаются непосредственно структур головного мозга, хотя их последствия в дальнейшем постоянно влияют на деятельность и биологическое созревание развивающегося мозга.

Следует особо сказать о несовершенстве родовспомогательных технологий, в результате чего очень большой процент новорожденных получает родовые спинальные повреждения центральной нервной системы.

Рассматривая постнатальный период, можно отметить, что здесь в генезе повреждений центральной нервной системы играют наибольшую роль нейроинфекции и травмы головного и спинного мозга. Часто это различные виды повреждений шейного отдела позвоночника.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развития фонематического восприятия».

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН). К ним относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый — фонематический  слух.

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонематический слух- это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Он, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

Нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения  взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок сталкивается с различными звучаниями фонем родного языка: одни и те же звуки по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.

Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем. Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, но он способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в слове звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Работа над формированием фонематического восприятия предполагает следующую последовательность:

  • На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау - 1ый а; 2ой - у).
  • Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, там).
  • Далее дети овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети учатся делить слово на слоги и составляют схемы.
  • Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют соответствующие схемы.
  • Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.
  • Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали прочитанные слова и предложения.

 

Примеры практических заданий и игр на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти.

«Услышишь — хлопни».

Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

«Кто больше?»

Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Нужное слово».

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Зоркий глаз»

Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Чудесный художник»

Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

«Запоминайка».

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:

сад—сани

сок—шок

сумка—суп—сапоги

шапка—сын—шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

«Бусы»

Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

Ход игры. После слов ведущего:

- Рассыпались бусы... Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:

на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ... на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — ...

«Повтори и прибавь»

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —

жук

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т. д.

«Сложи звуки».

Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.

«Скажи наоборот».

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —...(О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—... (И,Ы, Э)

2 вариант — с твердыми согласными звуками

ПА — АП

АП — ПА

ПО — (ОП)

ОП— (ПО)

ПУ — (УП)

ЫП — (ПЫ)

ПЭ—  (ЭП)

УП— (ПУ)

ПЫ —  (ЫП)

ЭП —  (ПЭ)

3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками

ПА — ПЯ

ПЯ — ПА

ПУ — ... (ПЮ)

ПИ — ... (ПЫ)

ПЭ—...(ПЕ)

ПЮ—...(ПУ)

ПО—...(ПЁ)

ПВ— ...(ПО)

ПЫ — ... (ПИ)

ПЕ — ... (ПЭ)

Звуковая зарядка

Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.

Ход игры.

Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.

Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.

Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.

Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.

Звук У — руки вытянуть вперед.

Звук О —руки поставить на пояс.

Звук И —руки поднять вверх.

Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.

Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).

УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим — это звуки. А много ли звуков мы можем различить?

Давайте посидим минуточку очень тихо: кто какие звуки услышит?

УГАДАЙ ПО ЗВУКУ

Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы. (Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; можно руками бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т. д.)

ПОСИДИМ В ТИШИНЕ

Собери предметы, которые при соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки, металлические крышки. Положи их один на другой, затем переложи 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.

РАЗВЕДЧИК

Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо. Даже пол или обувь не должны скрипеть.

ЧТО ЗА МАШИНА?

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

УСЛЫШЬ ШЕПОТ

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

ИГРА В КОМАНДЕ

Сядьте в круг. Я буду обычным голосом давать команду сделать какое-нибудь движение, а затем шепотом произносить имя того, кто должен его выполнять. Будьте очень внимательны.

МОРЗЯНКА

Слушай внимательно ритм, который я тебе простучу. Повтори. (С каждым разом предлагается все более трудный ритмический рисунок).

УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК

Я попробую звуками изобразить какой-то предмет: паровоз, машину, самолет, свистящий чайник, собаку, кошку, курочку и т. п. А ты угадывай. Если угадаешь — тебе водить.

УГАДАЙ, КТО ГОВОРИТ

Угадай, кто это произносит:

- Московское время 5 часов 10 минут.

- Налить вам еще чаю?

- Открой рот и скажи «А-а».

- Раз, два, три, водишь ты!

- Сегодня ночью и завтра днем переменная облачность, без осадков.

- Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка — «Детский мир».

ЧТО ЭТО?

На диске записаны звуки. Угадай, что именно.

а) В доме: журчание воды в ванной, тиканье часов, шипение и шкворчание еды, жарящейся на сковороде, урчание холодильника, телефонный звонок, гудение пылесоса, лай собаки, топот малыша, звонок в дверь, звон тарелок (когда их кладут на стол, в мойку), скрип стула, стук закрывающейся двери, позвякивание ложки в стакане, стук в дверь, щелчок выключателя.

б) Слушаем погоду: стук капель по стеклу, раскаты грома, вой ветра, шуршание дождя и т. д.

в) Улица: гудок машины, хлопок закрывающейся дверцы автомобиля, тарахтение грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех, звук движущегося трамвая, звук пролетающего самолета, пение птиц.

г) Магазин: работает касса, катят контейнеры, позвякивание чашек в кафетерии.

ПРИЯТНО СЛУШАТЬ ЭТОТ ЗВУК?

Приятные звуки или нет: музыка классическая, популярная, автомобильные гудки, звонок будильника, скрежет железа по стеклу, детский смех, кашель.

ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК

Послушай и угадай: что в коробке? (Может быть один или несколько предметов в любом сочетании: теннисный мячик, деревянный шарик, монеты, пуговицы, спичечный коробок и т. д.)

ЗВУКОВАЯ ОДЕЖДА СЛОВА

Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из звуков. Звуком слово начинается, звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Буквы услышать невозможно. Буквы можно писать и читать. У каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень богаты: у них несколько портретов-букв. Есть буквы-загадки: портрет один, а звук совсем другой. Чтобы во всем разобраться, научись сначала слушать и слышать звуки.

Использованная литература:

1. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми.

2. Хватцев М. Е. Основы логопедии.

3. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников.



Предварительный просмотр:

Зачем  логопед задаёт домашние задания?

https://banner2.kisspng.com/20180422/tsw/kisspng-child-mother-clip-art-mom-vector-5add02d756a8c8.236146941524433623355.jpg

     Написали мне в тетради
   Трудное заданье.
   Папа с мамою сказали:
   «Что за наказанье!».
                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                         

Успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием (ОНР) во многом определяется участием родителей  в комплексе   психолого-педагогических мероприятий.

Выполнение еженедельного домашнего задания  способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные  знания, умения и навыки во всех сферах  жизнедеятельности  ребёнка.

Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей  тетради (папке) под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша  и подготавливает  к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Так что же логопед задаёт для выполнения на  дом?

Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели  во время проведения ежедневных «логопедических часов»,  во второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме,  на прогулках, в свободной деятельности детей.

Задания включают в себя основные разделы:

       - артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный  уклад для постановки отсутствующих звуков.

      В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой  и самостоятельной

речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно  от 3 до 5 раз в день.

Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

       - задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ  звуко - слогового анализа и синтеза.

       - серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

        - задания по развитию связной  речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей;  заучивание подобранных для ребёнка стихов.

        - задания на развитие мелкой моторики  и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.

       - задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ    КОНТРОЛЕ  ЗА  ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА?

- Домашнее задание в индивидуальной тетради (папке) записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателями группы в четверг или пятницу в вечерние часы.

- Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).

Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно.

- Все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно.

- Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь (папка) будет выглядеть аккуратно, красиво и  красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь (папка) один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.

- Папку с   с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник.

- Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является  успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в  школе; выработка психологической и  эмоциональной  готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

- На протяжении всего учебного года проводятся консультации для родителей детей, посещающих группу. Во время консультации учитель – логопед  покажет индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отметит его успехи, подчеркнёт особенности прохождения коррекционного процесса, обратит внимание на вызывающие затруднения задания и упражнения; подскажет, на что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания.

 

Надеюсь, что эти задания будут  полезны и интересны вашим детям, удобны вам, уважаемые родители!

С пожеланиями успехов, ваш учитель-логопед…………

Если у вас появились вопросы, или вам необходимо уточнить домашнее задание, можно обратиться ко мне в часы работы

_________________________

Благодарю за сотрудничество!

ПАМЯТКА

(правила занятий с ребёнком дома).

  1-Заниматься с ребёнком дома ежедневно.

  2-Занятия проводить в спокойной доброжелательной               обстановке.

   3-Время проведения занятий 10-15 минут.

  4-Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение.

  5-Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.

  6-Все  задания (кроме графических) выполняются устно.

  7-Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.

  8- Тетрадь с выполненным домашним заданием в понедельник ребёнок сдаёт воспитателю группы, а в пятницу получает новое задание.

Уважаемые родители!

Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов!



Предварительный просмотр:

ГАДЖЕТЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ЗА И ПРОТИВ.

 Как логопед, я всегда говорю о том, что неконтролируемое использование гаджетов ребенком дошкольного возраста отрицательно сказывается на его речевом развитии. Это доказано многими учеными во многих странах мира. И чем раньше ребенка сажают к гаджету, вернее, гаджет размещают рядом с ребенком, тем хуже складывается ситуация. Приводят ребенка на консультацию и кладут рядом с ним включенный гаджет, объясняя: «Он привык!». «Он привык? Не обманывайте себя. Это вы его приучили! Вы! Осознанно! Зная, что наносите ребенку непоправимый вред!» Мозг человека, проводящего часы у экрана компьютера, претерпевает точно такие же изменения, как у наркомана или алкоголика. Это показывают проведенные исследования. Представляете, что происходит с пластичным и еще несформировавшимся мозгом трех-четырехмесячного ребенка, когда перед ним ставят гаджет на час-полтора, что с легкостью делают современные родители?! У малышей тормозится развитие мозга!

Неконтролируемое использование гаджетов приводит к отставанию ребёнка в умственном развитии. Врачи утверждают, что в жизни ребенка раннего дошкольного возраста до трех лет гаджетов вообще не должно быть, а детям старшего дошкольного возраста без вреда можно проводить перед экраном гаджета не больше пятнадцати-двадцати минут в день.

Учёные из Канадского университета в городе Калгари исследовали 2,5 тысячи детей от двух лет до пяти, которые сидели за планшетами и смартфонами более 17 часов в неделю. После многолетних наблюдений и проведения специальных тестов выяснилось: у детей, которые с раннего возраста проводят много времени перед экраном, менее развиты умственные способности, нежели у их ровесников, не так увлечённых гаджетами.

 Ранее учёные из Национального института США заявили, что у детей-игроманов и интернет-сёрферов при длительном пребывании перед экраном истончается кора головного мозга, которая обычно истончается у человека только к старости.

Специалист в области психодиагностики детей по проблемам умственного развития Жанна Сафиуллина рассказала, что при чрезмерном увлечении компьютерами в раннем возрасте часто происходит смешение реальностей, появляются страхи, которые мешают нормальному обучению. В практике психологов нередки случаи, когда дети-гаджетоманы вынуждены и вовсе уйти из школы.

Если малыш с двух-трёх лет спит в обнимку с планшетом — однозначно будут последствия. Виртуальное пространство не даёт в полной мере развивать творчество и креативность.

Вот  ещё несколько примеров  столичного ученого отставания в развитии из-за гаджетов: ей встречались дети, которые к 15 годам так и не научились вырезать из бумаги или дерева, лепить из пластилина и даже завязывать шнурки. В своей статье о дофаминовой зависимости детей она также напоминает, что ради получения очередной дозы "гормона радости" они, как наркоманы, готовы на всё.

  В реальной жизни невозможно получить такую дозу дофамина. Когда дети живут онлайн от трёх до пяти часов, доза становится настолько сильной, что пропадает интерес к жизни, к хобби, к кружкам, обучению и даже к самому себе.  

Психолог Наталья Простун привела несколько примеров отставания детей в развитии из-за явной зависимости от гаджетов. Один из них произошёл в специальном детском лагере "без гаджетов": 10-летний мальчик, с рождения увлечённый играми и видео, просто не мог нормально жить, не то чтобы учиться, постоянно требовал смартфон, истерил, ничем не интересовался, игнорировал кружки и мастер-классы, пока его не забрали.

Как говорят специалисты, давая ребёнку в руки планшет или телефон, мы лишаем его самого главного для развития — возможности полноценно познавать мир.

 Сегодня дети легко находят мультфильмы, видео и игры. Но при этом не могут собрать самые простые пазлы, логический куб или матрёшку! Не играют с игрушками. А ведь игра — это самое главное для ребёнка-дошкольника!

 Гаджетозависимость  не только пагубно влияет на развитие и психическое здоровье детей, а также и физическое. Дети чаще приходят не только к окулистам, но и неврологам и другим специалистам с жалобами на здоровье и различные расстройства, которые возникли из-за активного использования гаджетов.

 Окулисты в этой связи говорят об участившихся изменениях остроты зрения, а невропатологи фиксируют по меньшей мере повышенную возбудимость, особенно у детей с дефицитом внимания и синдромом гиперактивности. Медики всё чаще отмечают у современных детей такие проблемы, как отстающая речь и аутические расстройства. Но родители и педагоги продолжают пичкать подрастающее поколение новыми электронными игрушками. В основном — чтобы высвободить время или успокоить ненадолго ребёнка.

Комментируя исследование канадских учёных, доцент кафедры психологии, образования и педагогики Санкт-Петербургского государственного университета Роман Демьянчук заявил, что число интернет-зависимых детей растёт не из-за массового внедрения новых технологий.

Дети уходят в виртуальный мир в поисках снятия психологического напряжения, это лишь инструмент, способ уйти от настоящих проблем.

По словам психолога и педагога Романа Демьянчука, несколько месяцев назад О. Васильева, министр образования РФ в прошлом, ясно дала понять, что формирование электронных школ и подключение электронных ресурсов к образовательной системе было придумано не для детей, а для педагогов.

Основная идея — повысить качество преподавания, — сказала она тогда. — Однако влияние всех этих средств интерактивного обучения на здоровье детей ещё не вполне изучено. Санитарные нормы и правила сами отстают от технического развития, при таком интенсивном внедрении инноваций они просто не успевают подстроиться.

Педагоги и врачи предупреждают: если не заниматься развитием ребёнка, а оставлять это на усмотрение электронных помощников, задержка в развитии и снижение умственных способностей неминуемы. У ребёнка формируется дофаминовая зависимость и предрасположенность к ранней наркомании и алкоголизму, умственная отсталость и слабоумие — всё это может развиться у маленьких любителей гаджетов ещё до школы.

 Татьяна Владимировна Черниговская говорит: «Если вы хотите, чтобы ваши потомки стали стадом, давайте им гаджеты».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ДОМАШНИЕ ЗАНЯТИЯ С НЕГОВОРЯЩИМ РЕБЕНКОМ.

В последнее время количество неговорящих детей в два, три и даже четыре года стремительно растет. Коллеги бьют тревогу. Стали появляться неговорящие дети пятилетнего возраста. При таком развитии событий скоро мы будем иметь поток неговорящих детей, идущих в школу.

Усугубляет ситуацию то, что в настоящее время в России минимальное количество групп для неговорящих детей двухлетнего, трехлетнего и четырехлетнего возраста. Эти дети посещают общеразвивающие группы детских садов или вообще не посещают детский сад. И в том, и в другом случае, они остаются без необходимой коррекционной помощи, и драгоценное время, отпущенное природой на полную компенсацию, стремительно тает. Хорошо, если у родителей есть возможность обратиться в негосударственный центр или к логопеду-частнику.

Неговорящий ребенок в два года – это одна история. Неговорящий ребенок в три года – это уже другая история. И если неговорящему ребенку уже в год и девять месяцев, то есть еще до двух лет, делается заключение: Задержка речевого развития (ЗРР), то неговорящему ребенку трех лет уже делается заключение: Задержка психоречевого - развития или ставится медицинский диагноз: моторная алалия, сенсорная алалия, дизартрия, нарушение речевого развития при расстройстве аутистического спектра и т.п.

В соответствии с МКБ-10 детям раннего дошкольного возраста, у которых к четырнадцати-пятнадцати месяцам не появились первые слова, а к 18-20 месяцам не появилась фразовая речь после проведения обследования может быть поставлен диагноз: специфические расстройства речевого развития (СРРР).

Если ребенок не говорит первых слов ни в год, ни в полтора года, ни в год и девять месяцев, начать нужно с визита к логопеду. Это должен быть логопед, который работает с неговорящими детьми раннего дошкольного возраста. Если логопед, к которому обратились родители, говорит, что нужно подождать до трех-пяти лет, это не логопед. От такого "специалиста" нужно уходить как можно скорее. Специалист, даже если сам не работает с неговорящими малышами, даст родителям молчуна дорожную карту, расскажет, что нужно предпринять.

Родители неговорящего ребенка, конечно, не должны впадать в панику, но должны добиться всех необходимых исследований, чтобы выявить причину задержки речевого развития. Какие это исследования? Каких специалистов нужно посетить?

Вот дорожная карта для вас:

Если ребенок не говорит в два года, необходимо обратиться к следующим врачам-специалистам:

• неврологу;

• оториноларингологу

• сурдологу (потому что иногда причина задержки речевого развития – это нарушение слуха);

• психиатру.

Если участковый педиатр сочтет нужным, он направит ребенка еще и к генетику, гастроэнтерологу, аллергологу, мануальному терапевту и другим специалистам.

 

По назначению специалистов необходимо пройти все функциональные исследования, которые будут назначены. А это могут быть следующие исследования:

• нейросонография головного мозга(НСГ);

• компьютерная томография (КТ) или магниторезонансная томография головного мозга (МРТ);

• ультразвуковое исследование головного мозга (УЗИ);

• электроэнцефалография (ЭЭГ);

• ультразвуковая диагностика сосудов шеи и головы (УД);

• спондиллография шейного отдела позвоночника в трех проекциях;

• исследования слуха (КСВП, АСВП) и др.

Проводить лечение, назначенное специалистами, в полном объеме.

Сочетать лечение с коррекционными занятиями у логопеда. Если логопедом будет рекомендовано обращение к нейропсихологу или дефектологу, выполнить эту рекомендацию и начать занятия с нейропсихологом или дефектологом.

В соответствии с рекомендациями логопеда организовать домашние развивающие занятия с крохой, сопровождать весь процесс ухода за ребенком потешками и пестушками, петь ребенку колыбельные, читать русские народные сказки, играть в игры с пальчиками, подвижные игры, игры для развития сенсорики.

Абсолютно исключить пребывание ребенка у гаджетов. И не говорите, что ребенок привык. Это вы его приучили! И это только ваша вина! И это могло усугубить ситуацию с задержкой речевого развития. Ограничить время пребывания ребенка у экрана телевизора до десяти минут при условии, что это будет просмотр соответствующих возрасту ребенка мультфильмов.

Помните, что проблемы с сенсорной интеграцией часто становятся одной из причин отсутствия речи у малыша. А проблемы с сенсорной интеграцией возникают именно потому, что ребенок живет не в реальном, а в виртуальном мире.

Помните, что нельзя терять ни месяца, ни недели, ни дня! Нельзя придумывать для себя отговорок и сочинять мифы. Нужно активно действовать, искать нужных специалистов, проводить необходимые исследования, начинать лечение по назначению специалистов и занятия со специалистами. Домашние занятия тоже должны проводиться под руководством логопеда, иначе они могут иметь обратный эффект.

Не спешите, если вам будут предлагать обучение малыша альтернативной коммуникации. Я не считаю альтернативную коммуникацию одним из средств вызывания речи у неговорящего ребенка. Нужно до последнего биться над вызыванием активной речи, расширять пассивный словарь ребенка, использовать все возможное и невозможное. Если мы будет предлагать малышу альтернативную коммуникацию, зачем ему говорить? Он будет реагировать не на слово, а на картинку.

Выходите с малышом в парк, сквер, зеленый двор, рассматривайте растения и насекомых в траве, пусть кроха трогает траву, песок, камни, веточки и листья деревьев и кустов. Если Вы живете на даче, поиграйте с малышом в игры с водой. Пусть бросает в таз с водой камешки, игрушки, а потом достает их. Он достает, а Вы называете.

Если он не аллергик, нюхайте с ним цветы одуванчика и черемухи, растертые в руке листья. Когда земля станет теплой, разрешайте крохе бегать босиком по траве и песку. Знаете, какое удовольствие получает ребенок, когда идет босиком по сенсорной дорожке из камешков, каштанов, желудей.

Зимой разрешайте малышу поваляться и поползать в чистом снегу, поиграть в снежки, вдоволь накататься с горки на санках или ледянках. Позвольте ребенку познавать окружающий мир полноценно, через все органы чувств, а не только через слух и зрение, как это происходит, когда малыш сидит у гаджета.

Рассказывайте сыну или дочке о цвете окружающих предметов. У ребенка нужно развивать все виды чувствительности, все виды восприятия.

Много занимайтесь движением. Учите ребенка бросать и ловить мяч, попадать небольшим мячом в цель, залезать на лесенку или горку, прыгать на двух ногах, перешагивать через препятствия.

Работайте над мелкой моторикой крохи. Делайте массаж пальчиков и специальную пальчиковую гимнастику.

Займитесь в игровой форме развитием артикуляционного аппарата.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие речи ребенка 5-6 лет»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых! 

Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной деятельности. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками. Чтобы научиться говорить - надо говорить.

Расширение словаря происходит одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью, с формированием отношения к окружающему. Различают активный и пассивный словарь. Пассивный словарь - это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует. Активный словарь - это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать 3000 слов. Пассивный словарь обычно больше активного. Вы можете протестировать своего ребенка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ по картинке, а затем проанализировать: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов.

Методы и приемы для обогащения словаря детей: 

  • дидактические, развивающие, настольные игры;
  • подвижные игры с текстом;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • драматизация сказок;
  • игровые упражнения;
  • чтение художественной литературы;
  • рассказывание сказок с участием детей;
  • заучивание стихотворений;
  • беседы после рассматривания картин, иллюстраций.

Если вы заметили, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, как можно быстрее обратитесь за помощью к специалистам. Чем больше времени вы будете уделять ребенку в дошкольном возрасте, тем меньше вам придется помогать ему в школе. Но нужно помнить, что обучение дошкольника - это, прежде всего, игра, интересная и увлекательная. Вы можете проводить речевые игры, которые не требуют дополнительного времени, необходимо только ваше желание.

  • По дороге в детский сад предложите ребенку поделиться наблюдениями, касающимися погоды, подобрать как можно больше слов, описывающих деревья, рассказать, что нового он заметил на улице, в парке и т.д.
  • Дома на кухне спросите ребенка, какие продукты нужны, чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку, какие продукты необходимо купить в магазине, какие приборы-помощники есть у вас на кухне и т.д.

Развиваем речь ребёнка с помощью игровых моментов: 

1. Подбираем синонимы. Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите. 2. Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).

  1. Классифицируем предметы по определенным признакам. 

Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный).

Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон). Часто дети 5-6 лет в речи используют обобщающие слова (например, цветок вместо тюльпана), тренируйте ребенка точно определять предмет (например, ель, тополь вместо «дерево») .

  1. «Угадай-ка».

Вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз» .

  1. Упражнения на грамматику( правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов).

Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» — тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» — тренируем склонение по падежам.

  1. Составь предложение из слов. 

Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».

  1. Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. 

Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи - это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.

  1. «Назови лишнее слово» 

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч; стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; волк, собака, рысь, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, баран, свинья; роза, тюльпан, фасоль, василек, мак. «Лишнее» слово среди имен прилагательных: грустный, печальный, унылый, глубокий;  храбрый, звонкий, смелый, отважный;  желтый, красный, сильный, зеленый.

  1. « Чем отличаются предметы?» 

Чашка и стакан

Яблоко и груша

Помидор и тыква

Тарелка и миска

Кофта и свитер

  1. «Что общее?» У двух предметов:

огурец, помидор (овощи);  ромашка, тюльпан (цветы);  слон, собака (животные).

У трех предметов:

мяч, солнце, шар — ...  тарелка, ваза, чашка — ...  лист, трава, крокодил — ...

  1. «Подбери словечко» 

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.  

Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).

  1. «Волшебные очки» 

Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.

Список литературы для детей 5-6 лет 

  • читать детям нужно каждый день;
  • если вы собираетесь прочесть детям произведение уже знакомого им автора, необходимо напомнить и о других его книгах:
  1. Николай Носов. Рассказы, «Приключения Незнайки и его друзей» (все части).
  2. Виктор Драгунский. Денискины рассказы.

Карика и Вали».

  1. Отфрид Пройслер. «Маленькая колдунья», «Маленькое приведение», «Маленький водяной».
  2. Андрей Усчев. «Умная собачка Соня», «Жили-были ежики», «Школа снеговиков», «Чудеса в Дедморозовке», «33 кота».
  3. Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». 6) Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города» все части.
  1. Джанни Родари. «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино»,

«Джельсомино в стране лжецов», «Как путешествовал Джованино», «Путешествие голубой стрелы».

  1. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» (3 части), «Приключения Эмиля из Леннеберги», «Эмиль и малышка Ида», «Пеппи Длинныйчулок».
  2. Алан Милн. «Вини-Пух и все-все-все» (все части).
  3. Эдуард Успенский «Трое из Простоквашино» (старые истории),

«Чебурашка и Крокодил Гена» (старые истории), «Следствие ведут колобки» и т.д.

  1. Ян-Олав Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг четырнадчатый и другие».
  2. Юрий Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина».
  3. Анне-Катрине Вестли. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик», «Маленький подарок Антона».
  4. Григорий Остер. «38 попугаев», «Вредные советы».
  5. Лаймен Баум. «Волшебник страны Оз».
  6. Алексей Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино».
  7. Карло Коллоди. «Приключения Пиноккио».
  8. Диана Сабитова. «Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни».
  9. Туве Янсон. Все о Муми-троллях.
  10. Дмитрий Емец «Приключения домовят».
  11. Сергей Михалков «Праздник непослушания».

Родители: 

  • Верьте в силы ребенка!
  • Обучайте в игре!
  • Умейте выслушать ребенка.
  • Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
  • Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением: 

  • посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
  • в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д.
  • обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
  • привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);

И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Ребенок-левша и его речевое развитие

В первые три года жизни малыша мы не придаем значения (и правильно делаем), какой рукой он берет игрушки или листает страницы книжки. Главное, чтобы ему это было по душе, вызывало неподдельный интерес и восторг!

К четырем годам формируется главенствующая рука у ребенка, и, если в семье есть левши и ребенок сам выбирает левую руку, мешать и переучивать его не надо. Люди-левши всегда вызывали любопытство и
интерес окружающих. Бытовало представление об их особой умелости. Некоторые решительные мамы леворуких  детей, которые со свойственной им напористостью делают все, чтобы их ребенок стал таким, как все. Более
осмотрительные родители с тревогой спрашивают: "Нужно ли ребенка-левшу переучивать?
Является ли леворукость серьезным отклонением?
Как показывают специальные исследования, значительный процент леворуких детей имеет нарушения речевого развития вследствие несформированности речевого звукоразличения. Эта сфера психической деятельности попадает в зону риска у левшей, и ее недоразвитие сказывается на успешности освоения как устной, так и письменной речи, а также на успешности всего процесса школьного обучения. Поэтому дошкольника нужно целенаправленно обучать звуко - буквенному анализу – умению слушать, слышать и выделять звуки, определять их порядок и последовательность в слове.
В каком возрасте родители чаще всего замечают, что их ребенок – левша?
Обычно это происходит в 1–2 года. Окончательное предпочтение левой руки
определяется к 5–6 годам. К этому времени наблюдательные родители знают,
какой рукой их ребенок расчесывает волосы, держит ложку, рисует, режет
ножницами, бросает мяч, складывает кубики.
Переучивать леворукого ребенка – это значит серьезно менять его биологию, перекраивать сложившийся стойкий стереотип деятельности.
Нет сомнения, что перестройка такого рода окажет отрицательное влияние на психику ребенка, приведет к появлению разнообразных невротических расстройств – страхов, тиков, нарушений сна, недержания мочи, заикания.
Профилактика:
Для расширения речевых возможностей, у ребенка есть три источника:
1. Постоянное общение с вами, в котором вы выступает в роли «говоруна»,
не умолкающего ни на минуту;
2. Закрепление образа слова через комплекс разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и т.д.) и манипуляций с ним;
3. Как это ни консервативно звучит – бесконечное приобщение
к литературе.
Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребёнка к школе:
1. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. Почувствуйте, как расслабляются глаза и
руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
2.Положите ладошки на стол. Поднимайте пальцы по одному (начиная с
мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите
упражнения в обратном порядке.
3.Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте
их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
4. Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
5. Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.
6. Горизонтальная восьмерка. Соедините руки на уровне глаз «домиком».
Наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе соединенными руками на весь возможный «размах крыльев» горизонтальную восьмерку. Повторите в другую сторону, положив голову на левое плечо.
Левши представляют собой удивительный мир, полный открытий и удивительного. Не стоит пугаться или остерегаться левшу, а наоборот, стоит уделить такому ребенку особое внимание. Несмотря на непохожесть на остальных детей, левши имеют уникальную организацию высшей нервной деятельности, которая и определяет особенности их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Причины речевых нарушений"

Консультация "Причины речевых нарушений" будет полезна воспитателям и родителям....

Консультация для родителей. "Причины речевых нарушений"

Консультация для родителей о причинах возникновения речевых нарушений у детей....

Причины речевых расстройств

В данной работе определено понятие речевого расстройства, подробно описаны причины, вызывающие речевые расстройства и дана их полная классификация....

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"

В консультации освещены основные причины речевых нарушений у детей....

Причины речевых расстройств удетей.

Речевые нарушения у детей. Причины...

Консультация для родителей: « Причины речевых нарушений».

Сложное многоуровневое строение речи и речевой деятельности обуславливает разнообразие их нарушений .Одной из причин речевых нарушений является нарушение понимания речи. ...

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей".

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"....