Дополнительная общеразвивающая программа по мелкой моторики рук (3-4)
рабочая программа (средняя группа)
развитие и укрепление координации движений мелкой моторики рук
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pchelki.docx | 41.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Семилейский детский сад «Цягадайка»
Дополнительная общеразвивающая программа
по развитие и укрепление координации движений мелкой моторики рук
«Пчелки»
возраст обучающихся: 3-4 года
срок реализации: 1 год
Программу составила: воспитатель Манаева Н.К.
п.ст. Воеводское 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Актуальность………………………………………. ………………………..4
1.2. Новизна……………………………. ………………………………………....5
1.3 Отличительные особенности работы кружка . ……………… ………..…..5
1.4. Цели и задачи рабочей программы………………………… ………….…...6
1.5. Основные принципы построения программы…………………..... ……….7
1.6. Направленность кружковой работы………………………………………...7
1.7. Ожидаемые результаты………………………………………………………7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Календарно – тематическое планирование работы …………….10
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план ………………………………………………………………16
3.2. Учебно-методическое обеспечение программы………………………….16
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «ПЧЕЛКА»
- Место реализации: МБДОУ «Семилейский детский сад «Цягадайка»
- Название : «Пчелка».
- Ф.И.О. руководителей кружка: воспитатель Манаева Нина Кузьминична
- Направление деятельности кружка: развитие и укрепление координации движений мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционное использование различных предметов, в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
- Срок реализации программы: 1 год
- Количество и периодичность ОД: 1 ОД в неделю
- Форма организации деятельности кружка: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
- Продолжительность занятия: 15 минут.
Рабочая программа кружка «Пчелка» составлена на основе основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Цягадайка» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия и в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам »;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
«Источники способностей и
дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
- Актуальность:
ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. Всем известно, что в дошкольном возрасте идет интенсивное развитие органов и становление всех функциональных систем организма.
За последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшение здоровья дошкольников диктует необходимость искать пути, позволяющие изменить эту ситуацию. Особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий.
Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не законченно окостенение запястий и фаланг пальцев. У большинства детей пальцы малоподвижны, движение их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, вот почему в последнее время развитию моторики педагоги и психологи все больше уделяют внимание, решая сразу 2 задачи:
- косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;
- готовят к владению навыками письма изначально, что в будущем поможет избежать многих проблем.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук дошкольников, было решено провести с детьми углубленную и систематическую работу в этом направлении.
Программа «Пчелка», предназначена для работы с детьми раннего возраста по развитию и укреплению мелкой моторики рук у детей 3-4 лет, и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
- самомассаж кистей рук:
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины);
- рисование (пальчиками, ладошками, пластилином);
- конструирование из бумаги, природного материала;
- лепка из пластичных материалов (тестопластика).
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, нитки, крупы, пуговицы, природный материал и др.)
- Новизна:
- обучение детей проводится с 2х - летнего возраста;
- подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
- использование нестандартного оборудования для самомассажа рук.
- Отличительные особенности работы :
Работа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребёнка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Внедрение нестандартного оборудования для самомассажа рук.
- Цель рабочей программы «Пчелка» - развитие и укрепление координации движений мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционное использование различных предметов, в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи:
Образовательные:
• формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
• формирование практических умений и навыков;
• обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
• развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев, кистей рук;
• развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
• совершенствование движений рук;
• развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление;
• развитие восприятия и переключение на разные виды деятельности;
Воспитательные:
• создание положительного эмоционального фона, радости, ожидание праздника;
• воспитание в детях аккуратности, усидчивости;
• воспитание внимательности к выполнению заданий;
• воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
• развитие чувства уверенности в себе;
• воспитание и развитие художественного вкуса.
- В основу программы положены принципы:
- научной обоснованности и практической применимости;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;
- Направленность работы:
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
- самомассаж нестандартным оборудованием,
- пальчиковая гимнастика,
- работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», семена фасоли, ореха, желуди, рисование на песке),
- работа с бумагой,
- конструирование из пуговиц,
- рисование пальчиками,
- моделирование (спички, трубочки, природный материал),
- лепка, изготовление поделок из различных материалов.
- Ожидаемы результаты:
В разделе «Самомассаж», ребята научатся самостоятельно выполнять самомассаж рук нестандартным оборудованием. Самомассаж проходит в игровой стихотворной форме. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движение пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, гимнастикой с предметами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.
Раздел «Работа со шнурками, нитками» направлен на:
- развитие мелкой моторики рук;
- совершенствование знаний, умений, навыков детей;
- расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве;
- развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание;
- развитие цветовых ощущений;
- развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
В разделе «Рисование» дети знакомятся с техникой – пальчиковая живопись, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложно координированные движения руки.
В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала).
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Календарно – тематическое планирование работы
Срок реализации | Тема занятия | Содержание деятельности |
Октябрь 1 неделя | «Веселая мышка» |
|
Октябрь 2 неделя | «Орешек» |
|
Октябрь 3 неделя | «Бежит ежик по дорожке» |
|
Октябрь 4 неделя | «На лесной лужайке» |
|
Ноябрь 1 неделя | «Мишутка» |
|
Ноябрь 2 неделя | «Котятки» |
|
Ноябрь 3 неделя | «Будь здоров» |
|
Ноябрь 4 неделя | «Красивые бусины» |
|
Декабрь 1неделя | «Снежок» |
|
Декабрь 2 неделя | «Озорной колобок» |
|
Декабрь 3 неделя | «Вежливый зайка» |
|
Декабрь 4 неделя | «Этот мячик не простой» |
|
Декабрь 5 неделя | «Елочка пушистая» |
|
Январь 1неделя | «Игрушки» |
|
Январь 2 неделя | «На арене цирка» |
|
Январь 3 неделя | «Петушок» |
|
Февраль 1 неделя | «Транспорт» |
|
Февраль 2 неделя | «Зимние забавы» |
|
Февраль 3 неделя | «Посуда» |
|
Февраль 4 неделя | «Бойцы – молодцы» |
|
Март 1 неделя | «Мамин праздник» |
|
Март 2 неделя | «Пернатые соседи» |
|
Март 3 неделя | «Мебель» |
|
Март 4 неделя | «Есть у каждого свой дом |
|
Март 5 неделя | «Веселый зоопарк» |
|
Апрель 1 неделя | «Весна – красна» |
|
Апрель 2 неделя | «Солнышко лучистое» |
|
Апрель 3 неделя | «Одежда» |
|
Апрель 4 неделя | Поле луг цветы |
|
Май 1 неделя | «Умелые ручки» |
|
Май 2 неделя | «Вот что мы умеем» |
|
Май 3 неделя | Здравствуй, лето |
|
Май 4 неделя | Дружные ребята |
|
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю по 10-12 минут в течение всего учебного года. Форма работы: групповая, по подгруппам и индивидуально.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
3.2. Учебно-методическое обеспечение программы
- Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. — №18.
- Воронина Л.П. «Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа», издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2017г.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М. : Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.
- Давыдова Г. Н. Пластинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003 г.
- Деева Н. «Игровые здоровьесберегающие технологии», издательство «Учитель».
- Зажигина О.А. «Игры для развития мелкой моторики рук и использованием нестандартного оборудования», издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2012г.
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М. ТЦ «Сфера» 2006 год — (Серия «Вместе с детьми»).
- Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» «ТЦ СФЕРА», 2014г.
- Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml.
- Решетникова Е. Н. 50 техник рисования. Омск, 2007 год.
- Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
- Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. — №11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях в условиях логопункта ДОУ».
Дополнительная программа по развитию мелкой моторики в условиях логопункта позволяет организовать и систематизировать коррекционную работу, не упустить ни одно из направлеений по развитию мелкой мотор...
Общеразвивающая программа «Развитие мелкой моторики и подготовка к письму детей дошкольного возраста»
Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики руки у детей 5-7 лет не теряет своей актуальности. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овлад...
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики рук "Умелые ручки"
laquo;Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприя...
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики в средней группе «Говорящие пальчики»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка (актуальность, цель и задачи, принципы, положенные в основу рабочей программы) ………………&hel...
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы для детей подготовительной группы по развитию мелкой моторики рук «Весёлые прописи»
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы для детейподготовительной группыпо развитию мелкой моторики рук....
Дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки – ладошки» для детей 2-3 лет (развитие мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности)
Программа направлена на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через разные виды деятельности...
Дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки – ладошки» для детей 2-3 лет (развитие мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности)
Программа направлена на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста...