Дополнительная общеразвивающая программа по мелкой моторики рук (3-4)
рабочая программа (средняя группа)

Манаева Н.К.

развитие и укрепление координации движений мелкой моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pchelki.docx41.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                         

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Семилейский детский сад «Цягадайка»

Дополнительная общеразвивающая программа

по развитие и укрепление координации движений мелкой моторики рук 

«Пчелки»

возраст обучающихся: 3-4 года

срок реализации: 1 год

Программу составила: воспитатель Манаева Н.К.

п.ст. Воеводское  2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Актуальность………………………………………. ………………………..4

1.2. Новизна……………………………. ………………………………………....5

 1.3 Отличительные особенности работы кружка . ……………… ………..…..5

1.4. Цели и задачи рабочей программы………………………… ………….…...6

1.5. Основные принципы построения программы…………………..... ……….7

1.6. Направленность кружковой работы………………………………………...7

1.7. Ожидаемые результаты………………………………………………………7

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Календарно – тематическое планирование  работы …………….10

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 

3.1. Учебный план ………………………………………………………………16

3.2. Учебно-методическое обеспечение программы………………………….16

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «ПЧЕЛКА»

  • Место реализации: МБДОУ «Семилейский детский сад «Цягадайка»
  • Название : «Пчелка».
  • Ф.И.О. руководителей  кружка: воспитатель Манаева Нина Кузьминична
  • Направление деятельности кружка: развитие и укрепление координации движений мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционное использование различных предметов, в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
  • Срок реализации программы: 1 год
  •  Количество и периодичность ОД: 1 ОД в неделю
  • Форма организации деятельности кружка: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
  • Продолжительность занятия: 15 минут.

             Рабочая программа кружка «Пчелка» составлена на основе основной  общеобразовательной программы муниципального  дошкольного  образовательного учреждения детский сад «Цягадайка» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия  и    в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам »;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

«Источники способностей и

дарований детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

 которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

 

  1. Актуальность:

ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. Всем известно, что в дошкольном возрасте идет интенсивное развитие органов и становление всех функциональных систем организма.

За последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшение здоровья дошкольников диктует необходимость искать пути, позволяющие изменить эту ситуацию. Особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий.

Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна  координация движений,  не законченно окостенение запястий и фаланг пальцев. У большинства детей пальцы малоподвижны, движение их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, вот почему в последнее время развитию  моторики  педагоги и психологи все больше уделяют внимание, решая сразу 2 задачи:

  • косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;
  • готовят к владению навыками письма изначально, что в будущем поможет избежать многих проблем.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук дошкольников,  было решено провести с детьми углубленную и систематическую работу в этом направлении.

Программа «Пчелка», предназначена для работы с детьми раннего возраста по развитию и укреплению мелкой моторики рук у детей 3-4 лет, и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:

  • самомассаж кистей рук:
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины);
  • рисование (пальчиками, ладошками, пластилином);
  • конструирование из бумаги, природного материала;
  • лепка из пластичных материалов (тестопластика).

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, нитки, крупы, пуговицы, природный материал и др.)

  1. Новизна:
  • обучение детей проводится с 2х - летнего возраста;
  • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
  • использование нестандартного оборудования для самомассажа рук.
  1. Отличительные особенности работы :

Работа  направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребёнка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Внедрение нестандартного оборудования для самомассажа рук.

  1. Цель рабочей программы «Пчелка» - развитие и укрепление координации движений мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционное использование различных предметов, в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:

Образовательные:

• формирование произвольных координированных движений пальцев рук,  гибкости рук, развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

• формирование практических умений и навыков;

• обучение  различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

• развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев, кистей рук;

• развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;

• совершенствование движений рук;

• развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление;

• развитие восприятия и переключение на разные виды деятельности;

Воспитательные:

• создание положительного эмоционального фона, радости, ожидание праздника;

• воспитание в детях аккуратности, усидчивости;

• воспитание внимательности  к выполнению заданий;

• воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

• развитие чувства уверенности в себе;

• воспитание и развитие художественного вкуса.

  1. В основу программы положены принципы:
  • научной обоснованности и практической применимости;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
  • комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;

  1. Направленность работы:

Работа кружка включает в себя следующие разделы:

  • самомассаж нестандартным оборудованием,
  • пальчиковая гимнастика,
  • работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», семена фасоли, ореха, желуди, рисование на песке),
  • работа с бумагой,
  • конструирование из пуговиц,
  • рисование пальчиками,
  • моделирование (спички, трубочки, природный материал),
  • лепка, изготовление поделок из различных материалов.
  1. Ожидаемы результаты:

В разделе «Самомассаж», ребята научатся самостоятельно выполнять самомассаж рук нестандартным оборудованием. Самомассаж проходит в игровой стихотворной форме. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движение пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, гимнастикой с предметами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

Раздел «Работа со шнурками,  нитками» направлен на:

  • развитие мелкой моторики рук;  
  • совершенствование знаний, умений, навыков детей;
  • расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве;
  • развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание;  
  • развитие цветовых ощущений;  
  • развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

В разделе «Рисование» дети знакомятся с техникой – пальчиковая живопись, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложно координированные движения руки.

В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных  координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.

В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала).

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Календарно – тематическое планирование  работы

Срок реализации

Тема занятия

Содержание деятельности

Октябрь

1 неделя

«Веселая мышка»

  • Игровое упражнение «Накормим мышку зернышками». Пересыпание крупы ложечкой из одной посуды в другую.
  • Пальчиковая гимнастика «вышли мыши как-то раз..»
  • Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображением животных.

Октябрь

2 неделя

«Орешек»

  • Игровое упражнение «Прокатывание грецких орехов между ладонями
  • Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки», «Жучок-паучок»
  • Продуктивная деятельность: изготовление божьих коровок из скорлупы и пластилина

Октябрь

3 неделя

«Бежит ежик по дорожке»

  • Чтение Б. Заходера «Что ж ты, еж, такой колючий?»
  • Самомассаж мячиками су-джок
  • Пальчиковая живопись - раскрашивание силуэта яблока пальчиками.

Октябрь

4 неделя

«На лесной лужайке»

  • Сухой бассейн. Дети ищут фигурки животных
  • Пальчиковая гимнастика «Дети в лес грибной пошли..»
  • Конструирование грибочков из желудя и пластилина.

Ноябрь

1 неделя

«Мишутка»

  • Музыкально-ритмическая игра Е. Железновой «Мишка косолапый»
  • Пальчиковая гимнастика с шишками «Шишку я в руке держу»
  • Игровое упражнение «Собери шишки в корзинку»

Ноябрь

2 неделя

«Котятки»

  • Динамическое упражнение «Как котята тихо-тихо»
  • Массаж лица  «Котята»
  • Лепка «Колбаска для котят»

Ноябрь

3 неделя

«Будь здоров»

  • Самомассаж пальцев рук резиночками для волос
  • Логоритмическое упражнение «Хомка – хомячок»
  • Игры с кинетическим песком

Ноябрь

4 неделя

«Красивые бусины»

  • Сухой бассейн из макарон. Ищем бусины
  • Пальчиковая гимнастика «Бусинки рассыпались»
  • Игровое упражнение «Бусы для мамы»

Декабрь

1неделя

«Снежок»

  • Пальчиковая гимнастика «Снежок»
  • Изготовление снежков из бумаги
  • Игровое упражнение «Попади в цель»

Декабрь

2 неделя

«Озорной колобок»

  • Музыкально-ритмическая игра «По дорожке, по тропинке»
  • Самомассаж мячиками
  • Лепка колобка из соленого теста

Декабрь

3 неделя

«Вежливый зайка»

  • Физминутка «Вежливый зайка»
  • Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим»
  • Игровое упражнение «Собери урожай» (Панно «Огород»)

Декабрь

4 неделя

«Этот мячик не простой»

  • Пальчиковая гимнастика «Мячик»
  • Игровое упражнение «перекатывание мячика»
  • Пальчиковая живопись - раскрашивание силуэта мячика губками

Декабрь

5 неделя

«Елочка пушистая»

  • Пальчиковая гимнастика «Елочка»
  • Прокатывание шишек между ладошками
  • «Наряжаем елку» - рисуем пластилином елочные игрушки

Январь

1неделя

«Игрушки»

  • Самомассаж мячиками
  • Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.
  • Упражнение «Собери матрешку»

Январь

2 неделя

«На арене цирка»

  • Пальчиковая гимнастика с предметами «Цирк»
  • Игровое упражнение «Фокусник» - перекладывание мелкой игрушки из одной руки в другую
  • «Клубочки для котят» - наматывание ниток на катушку, сматывание ниток в клубок

Январь

3 неделя

«Петушок»

  • Физминутка «Петя-петушок»
  • Игровое упражнение «Петушок зерно просыпал»
  • Рисование пальчиками на подносе с пшеном

Февраль

1 неделя

«Транспорт»

  • Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
  • Самомассаж ладошек игрушечными машинками, прокатывание по ладошкам
  • Упражнение «Машина на погрузке» - рассортировать красную и белую фасоль по разным грузовикам

Февраль

2 неделя

«Зимние забавы»

  • Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
  • Игровое упражнение «Снегопад» - учить мелко рвать столовые салфетки, «сыпать снег»
  • «Игра в снежки» - учить сминать в комок столовые салфетки, играть «снежками»

Февраль

3 неделя

«Посуда»

  • Пальчиковая гимнастика «Посуда»
  • Дидактическая игра «Чудесный мешочек. Посуда». Цель: Формировать умение детей определять предметы на ощупь.
  • «Склеим чашку» - собрать картинку из двух частей

Февраль

4 неделя

«Бойцы – молодцы»

  • Пальчиковая гимнастика «Солдатики»
  • Упражнение «Прятки» - прятать мелкую игрушку в кулачок – зажимать, разжимать кулачок и показывать спрятанный предмет
  •  «Галстук для папы» - украшаем шаблон галстука шариками из пластилина

Март

1 неделя

«Мамин праздник»

  • Упражнение «Погуляем вместе с мамой» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе.
  • Игровое упражнение «Поможем маме разобрать горох и фасоль»
  • «Платочек для мамы» - украшаем шаблон платочка штампами

Март

2 неделя

«Пернатые соседи»

  • Пальчиковая гимнастика «Птички»
  • Поглаживание кистей рук перышком
  • Игровое упражнение «Соберем и насыплем крошки в кормушку пернатым друзьям»

Март

3 неделя

«Мебель»

  • Прокатывание карандашей между ладошками
  •  Упражнение «Что спряталось в комочке бумаги»
  • Строительные игры «Мебель для куклы»

Март

4 неделя

«Есть у каждого свой дом

  • Пальчиковая гимнастика «Строим дом»
  • Самомассаж камушками
  • Конструирование скворечника из геометрических фигур

Март

5 неделя

«Веселый зоопарк»

  • Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.
  • Упражнение «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки).
  • «Змейка»  - выкладывание «змейки» из пуговиц

Апрель

1 неделя

«Весна – красна»

  • Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик»
  • Упражнение «Веселая пипетка» -работа с водой и пипеткой.
  • Игры с пуговицами – «Такие разные цветочки!» - рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки

Апрель

2 неделя

«Солнышко лучистое»

  • Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
  • Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок делаем солнышко.
  • Игровое упражнение «Нарисуй пальчиками солнышко на песке»

Апрель

3 неделя

«Одежда»

  • Поглаживание лоскутков ткани разной фактуры
  • Упражнение «Помогаем маме» -развесить белье на веревку и закрепить его прищепками.
  • «Укрась платье куклы Кати» - рисование штампами

Апрель

4 неделя

Поле луг цветы

  •  Пальчиковая гимнастика «Паучок ползет по ветке»
  • Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.
  • Игры с пуговицами – «Такие разные цветочки!» - рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки

Май

1 неделя

«Умелые ручки»

  •  Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»
  • Упражнение «Посадка фасоли» - в песке сделать ямки и посадить семена.
  • Упражнение «Закрути баночки» - подобрать по размеру и закрутить крышечку.

Май

2 неделя

«Вот что мы умеем»

  • Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
  • «Мы строители» - строим из строительного материала гараж.
  • Игровое упражнение «Постирай платочки». Развешивание на веревку с помощью прищепок

Май

3 неделя

Здравствуй, лето

  • Пальчиковая гимнастика «Лето»
  • Упражнение «цветная водичка» -работа с пипеткой. Смешивание красок
  • Нетрадиционное рисование «Арбуз» - нарисовать черные зернышки – семена ватными палочками

Май

4 неделя

Дружные ребята

  • Пальчиковая гимнастика «Дружба»
  • Самомассаж пальцев рук резиночками для волос
  • Игры с кинетическим песком

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 

3.1. Учебный план

Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю по 10-12 минут  в течение всего учебного года. Форма работы: групповая, по подгруппам и индивидуально.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

3.2. Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. — №18.
  2. Воронина Л.П. «Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа», издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2017г.
  3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М. : Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.
  4. Давыдова Г. Н. Пластинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003 г.
  5. Деева Н.  «Игровые здоровьесберегающие технологии», издательство «Учитель».
  6. Зажигина О.А.  «Игры для развития мелкой моторики рук и использованием нестандартного оборудования», издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2012г.
  7. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М. ТЦ «Сфера» 2006 год — (Серия «Вместе с детьми»).
  8. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» «ТЦ СФЕРА», 2014г.
  9. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml.
  10. Решетникова Е. Н. 50 техник рисования. Омск, 2007 год.
  11. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д»,  2001.
  12. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  13. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. — №11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях в условиях логопункта ДОУ».

Дополнительная программа по развитию мелкой моторики в условиях логопункта позволяет организовать и систематизировать коррекционную работу, не упустить ни одно из направлеений по развитию мелкой мотор...

Общеразвивающая программа «Развитие мелкой моторики и подготовка к письму детей дошкольного возраста»

Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики руки у детей 5-7 лет не теряет своей актуальности. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овлад...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики рук "Умелые ручки"

laquo;Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприя...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики в средней группе «Говорящие пальчики»

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка  (актуальность, цель и задачи, принципы, положенные в основу рабочей программы)  ………………&hel...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы для детей подготовительной группы по развитию мелкой моторики рук «Весёлые прописи»

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы для детейподготовительной группыпо развитию мелкой моторики рук....

Дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки – ладошки» для детей 2-3 лет (развитие мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности)

Программа направлена на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через разные виды деятельности...