Воспитание духовно- нравственных качеств дошкольников по средствам национальных православных праздников
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств дошкольников по средствам национальных православных праздников»
« …. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие. Православие является нравственным стержнем нашего народа… При решении управленческих вопросов, при формулировании управленческих задач, мы, конечно, прежде всего, должны руководствоваться здравым смыслом. Но этот здравый смысл должен быть основан на моральных принципах. Нет и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей… По моему глубокому убеждению, моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных».
Президент РФ В.В. Путин.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от педагога требуется не только помочь ребенку добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, но и воспитать в нем человечность, отзывчивость, чуткость к окружающим - задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Сила православия заключается в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека и является приоритетом таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Фундаментальные положения православной педагогики – обретение ребенком трудолюбия, скромности, почитания и послушания старших, забота о младших. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей. Дошкольный возраст – важный период для становления личности. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. В настоящее время проблема воспитания душевно, психологически и физически здоровых детей стоит особенно остро.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.
Актуальность. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры, пропаганда насилия, эротики, жестокости, алчности, суицида молодых людей, отрицание семейных ценностей, предлагаемые нашим детям в СМИ, все это нелегким бременем ложится на неокрепшую душу ребенка.
Проблема восстановления культурно–исторических ценностей является настолько трудной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только общими совместными действиями педагогами, священнослужителями и родителями.
Духовно – нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывая все образовательные области дошкольника и осуществляться в повседневной жизни, на занятиях полноценного духовно – нравственного воспитания. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Цель работы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного человека (гражданина России).
Задачи:
- формирование личности ребенка путем приобщения к традиционным духовным ценностям;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания, любви к малой родине, народу, России; формирование гражданственности и патриотизма;
- привитие интереса, уважения к другим культурам для всестороннего развития ребенка;
- поддержание семьи в духовно-нравственном воспитании детей (ознакомление родителей с основами православной культуры);
Изучение традиций Православных праздников позволяет здоровых детей научить внимательному, заботливому отношению к тем, кто нуждается в их помощи, а детям с особенностями психо - физического развития дать ощущение успешности, равенства, скорректировать зарождающиеся негативные черты характера, вызванные чрезмерной опекой или, наоборот, равнодушием окружающих.
Во время подготовки к праздникам дети приобщаются к исполнению песен, которые воспитывают любовь к семье, к малой родине, к старшему поколению, а также окружающей нас природе. У ребенка появляется не только интерес, но и понимание сопричастности к истории своего народа, своей страны. Исполнение песен формируют основы духовно- нравственной культуры.
В детском саду, с целью решения воспитательных задач, звучат народные песни, хороводы, которые формируют художественный вкус ребенка, формируют представления о своей культуре и традициях, обогащают речь типично народными выражениями, эпитетами (раскудрявый, конь степной), поэтическими оборотами (осень-осенинушка, роженьки-крутороженьки, лето-красное, осень багрянцем одетая, шанежки-булочки), незнакомы детям и звучат непривычно старинные слова (коромысел, сенечки, душа-душенька, морозца). Дети с удовольствием слушают произведения и у них возникает интерес к содержанию, поэтому они легко запоминают текст, им нравится исполнять народные песни и инсценировать.
На национальных православных праздниках акцентируется значимость роли игры. В практике работы детского сада использую русские игры, а также игры народов Урала. Это такие игры, как «Смирилки», «Капуста», «Весёлый хоровод», «Догонялки», «Пятнашки», «У дядюшки Трифона» и др. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ, общаться, проявлять взаимовыручку, знакомиться с малыми жанрами народного творчества, познают элементарные культурные традиции.
В дошкольном возрасте одно из любимых элементов праздника является слушание народных сказок, с помощью кукол би- ба-бо, часто используется в театральной деятельности. Через образы сказок ребёнок встречается с житейским опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются и борьба зла с добром, и ненавистью с любовью. Победа добра в сказках обеспечивает ребёнку психологическую защищенность, чтобы ни происходило в сказке – всё заканчивается хорошо. В сказках воспеваются такие чувства как, любовь к родному дому, к своей семье, уважительное отношение к труду, формируется представление о добре, красоте, храбрости.
В нашем детском саду в течении года отмечаются такие национальные православные праздники как день святой Троицы, Коляда, Масленица.
Летом на улице проводится праздник русской березки, посвященный Дню Святой Троицы. Дети водят хороводы вокруг березки, на ветках заплетают цветные ленточки, играют в народные игры.
Рождество Христово. Колядки. Дети приобщаются к истокам народной культуры, знакомятся с обрядами, традициями, бытом, разучивают рождественские песни и колядки, русские народные игры. Дети колядуют, ходят по садику, поздравляют детей и коллектив с праздником Рождество.
Масленица. Воспитанники знакомятся с приговорками, прибаутками, закличками, хороводами. Организуются и проводятся на свежем воздухе русские народные игры и забавы. Готовится чучело Масленницы, пекутся блины и др.
Мной разработан и реализован музыкально- творческий проект: «Широкая Масленица» с детьми старшей группы в ходе которого дети изучили литературный фольклор (сказки, пословицы, приговоры), познакомились с музыкальным фольклором (хороводы, песни, танцы, частушки, масленичные песни) и игровым фольклором (разучивание хороводных и подвижных игр.). С детьми были проведены беседы (рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века).
Музыкальная деятельность является эффективным средством воспитания духовно- нравственных качеств дошкольника. Работа по музыкальной деятельности даёт возможность сформировать у ребенка отношение ответственности и уважения к истории и культуре своей страны, края, города. Православный праздник в детском саду положительно влияет на детей дошкольного возраста. Дети сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников на материале праздника "Пасха Христова"
Основная идея проекта: познакомить детей с православным праздником "Пасха", его историей, рассказать об обычаях и обрядах, связанных с этим праздником. Участие детей в данном проекте развива...
Методические рекомендации «Музыкально-дидактические игры, как средство воспитания духовно-нравственных качеств дошкольника»
Методические рекомендации...
Доклад на тему: « Русская культура, как средство воспитания духовно нравственных качеств дошкольников»
Доклад на тему: « Русская культура, как средство воспитания духовно нравственных качеств дошкольников»...
Опыт работы «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам Православных праздников»
Введение «…. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие...
Программа дополнительного образования дошкольников по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников «Праздники добра» (для детей 5-7 лет)
laquo; …. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие. Православие...
РМО заведующих ДОУ, выступление по теме: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством национальных традиций православных праздников», октябрь 2021 г.
Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством национальных традиций православных праздников»...
Презентация "Народный кукольный театр как средство воспитания духовно - нравственных качеств дошкольников
Презентация "Народный кукольный театр как средство воспитания духовно - нравственных качеств дошкольников. История театра, современный кукольный театр....