Опыт работы «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам Православных праздников»
методическая разработка (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_1.docx | 108.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
ОПЫТ РАБОТЫ
ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ»
Воспитатель: Кузина Елена Александровна
г. п. Малиновский
2016г
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………..3
Основная часть……………………………………………………………………….9
Аналитические результаты опыта работы………………………………………..11
Заключение………………...………………………………………………………..12
Список литературы…………………………………………………………………13
Мониторинг духовно-нравственного воспитания дошкольников………………14
Перечень разработанного материала……….….………………………………….15
Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников………………………………………………………………………19
Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с родителями, соц. партнерами и педагогами……………………………………..22
Модель духовно - нравственного воспитания дошкольника……………………25
Введение
« …. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие. Православие является нравственным стержнем нашего народа… При решении управленческих вопросов, при формулировании управленческих задач, мы, конечно, прежде всего, должны руководствоваться здравым смыслом. Но этот здравый смысл должен быть основан на моральных принципах. Нет и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей… По моему глубокому убеждению, моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных».
Президент РФ В.В. Путин.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от педагога требуется не только помочь ребенку добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, но и воспитать в нем человечность, отзывчивость, чуткость к окружающим - задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Сила православия заключается в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека и является приоритетомтаких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Фундаментальные положения православной педагогики – обретение ребенком трудолюбия, скромности, почитания и послушания старших, забота о младших. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей. Дошкольный возраст – важный период для становления личности. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. В настоящее время проблема воспитания душевно, психологически и физически здоровых детей стоит особенно остро.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, наверное, не вправе забывать, что Россия, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием.
Актуальность. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры, пропаганда насилия, эротики, жестокости, алчности, суицида молодых людей, отрицание семейных ценностей, предлагаемые нашим детям в СМИ, все это нелегким бременем ложится на неокрепшую душу ребенка.
Проблема восстановления культурно–исторических ценностей является настолько трудной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только общими совместными действиями педагогами, священнослужителями и родителями.
Духовно – нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывая все образовательные области дошкольника и осуществляться в повседневной жизни, на занятиях полноценного духовно – нравственного воспитания. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Из вышесказанного решила работать по теме: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством национальных традиций Православных праздников».
Целью работы является: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, человека (гражданина России).
Для достижения цели определила следующиезадачи:
- формирование личности ребенка путем приобщения к традиционным духовным ценностям, направленной к высшему идеалу;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания, любви к малой родине, народу, России; формирование гражданственности и патриотизма;
- привитие интереса, уважения к другим культурам для всестороннего развития ребенка;
- поддержание семьи в духовно-нравственном воспитании детей (ознакомление родителей с основами православной культуры);
Новизна опыта заключается в использовании православных традиций, культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения и носит комплексный характер, пронизывая все виды деятельности дошкольника, осуществляется в повседневной жизни и не ограничивается только учебным годом, а продолжает свою деятельность в виде православной дворовой площадки.
Православный компонент дошкольного образования реализуется на основании принципов:
- единства Церкви, семьи и дошкольного образовательного учреждения в духовно-нравственном воспитании детей;
- построение уклада жизни образовательной организации на основе православных ценностей и традиций, способствующего решению вышеуказанных задач;
- целостности и непрерывности педагогического процесса воспитания и обучения детей до поступления в начальную школу и преемственных связей с ней;
- учета региональных особенностей, культурных традиций.
Введение и реализация Православного компонента дошкольного образованияобеспечит:
- возрождение и сохранение традиционных духовно-нравственных и культурных идеалов, ценностей в современном обществе;
- духовную безопасность личности, семьи и общества;
- консолидацию общества на основе уважения, взаимопонимания и доверия друг к другу людей разных исповеданий.
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Православного компонента дошкольного образования:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование уверенности в собственных возможностях и способностях;
- духовно-нравственное развитие личности ребенка, выявление и развитие его способностей, раскрытие творческого потенциала;
- охрана и укрепление духовного, физического, психологического и социального здоровья воспитанников;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности;
- взаимодействие педагога с семьей, укрепляющее навыки христианского благочестия и добродетельной жизни, деятельное включение семьи в воспитательно-образовательный процесс;
- использование современных инновационных технологий;
- участие родителей, педагогических работников в разработке программ православного дошкольного образования, проектировании и развитии воспитательно-образовательной среды.
Предполагаемый результат:
- сформирована гармоничная духовно-здоровая личность ребенка;
- сформированы навыки межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания;
- воспитаны такие чувства, как патриотизм, милосердие, правдолюбие, стремление к добру и неприятию зла, потребностив служении людям;
- приобретенопыт и знания в православной культуре, её традициях и праздниках.
Основная часть
Для организации работы по теме «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников» была подобрана литература и оформленследующий методический материал.
Разработала модель духовно - нравственного воспитания дошкольника(приложение №1).Составила план работы по духовно - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста(приложение №2)и план работы по духовно-нравственному воспитанию с педагогами, родителями и социальными партнерами (приложение №3).Разработала и реализовала с детьми своей группы следующие проекты: «Как Федора Масленицу справляла», «Педагогическая поддержка в работе ребенка и воспитателя», «Проект Летнего православного оздоровительного отряда «Светлячок» и др. (См. на сайте "Maam.ru, все для воспитателей детских садов - Елена Кузина").Создала три выпуска номеров группового журнала «Праздник детства».Являясь учителем группы «Дошколята» в Воскресной школе при Приходе храма Рождества Пресвятой Богородиц г. п. Малиновский составила программу «Духовно – нравственное воспитание дошкольников на основе национальных традиций Православных праздников.Летом 2015 года дети из моей группы были привлечены к совместному отдыху на православной площадке при храме Рождества Пресвятой Богородицы г.п.т. Малиновский. С детьми проводились различные творческие занятия, игры, музыкальные посиделки, кулинарные мастер-классы.Завершением и украшением сезона стал детский концерт, на который были приглашены родители наших детей. Ребята представили зрителям танцевальные, музыкальные номера, а также читали стихотворения. В завершении концерта состоялось чаепитие.
Материалы к системе работы по «Воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников основаны на программе Султановой Н. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников», методических рекомендаций для воспитателей Л. Б. Фесюковой, годовом цикле православного календаря с использованием национальных традиций празднования, наиболее почитаемых в народе православных праздников.
Занятия по программе «Зернышки добра» рассчитаны на 2 года (для детей 4-6 лет). В основу занятий положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, и о нравственных нормах поведения в духе Православия. Занятия «Зернышки добра» проводятся в форме увлекательной игры, беседы, игры - драматизации в которой непосредственное участие принимают зрители. Работа по духовно-нравственному воспитанию детей – это не просто проведение определенного цикла занятий, а прежде всего живое содержание, связанное с церковным календарем и его праздниками, которые задают смысл в детской продуктивной деятельности ирежимных моментах: прогулка, игровая деятельность, совместная деятельность взрослых и детей. Тематика рисования, лепки, аппликации, ручного труда, чтение сказок и других художественных произведений для душеполезного восприятия с последующим обсуждением, заучивания стихов, драматизация игр, коллективный труд и праздничные утренники подчинены достижению основной цели – целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста. В тематических праздниках присутствует традиционное угощение: на Пасху – кулич, Рождество – конфеты, Масленицу – блины и т.д.
Занятия по данной программе проводятся во вторую половину дня, не нарушая режим жизнедеятельности дошкольников, в интересной для детей форме, с включением предметно-практической деятельности и игр детей. Содержание занятий может изменяться, дополняться различными видами деятельности, которые на взгляд педагога будут способствовать реализации программного содержания.
Нужно отметить, что наши занятия-утренники не перегружены назидательностью, а содержат доступный, понятный ребятам информационный минимум, который при необходимости можно еще сократить или расширить в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей.События празднования подаются в игровой, театральной форме, которые заканчиваются нравственным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение и размышление о своем решении ситуации.
Изучение традиций Православных праздников позволяет здоровых детей научить внимательному, заботливому отношению к тем, кто нуждается в их помощи, а детям с особенностями психо - физического развития дать ощущение успешности, равенства, скорректировать зарождающиеся негативные черты характера, вызванные чрезмерной опекой или, наоборот, равнодушием окружающих.
Дети старшего дошкольного возраста изучают символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, культурные традиции праздники; историю своей Родины.В рамках нашей программы с детьми проводятся беседы о правилах духовно-нравственного поведения дома и на улице. Дети вспоминают знакомые им сказки, где герои попадали в беду по разным причинам: «Буратино» – не послушался Папу Карло и чуть не попал в беду. «Маша и медведь» - нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться и твои близкие будут о тебе тревожиться.
«Кошкин дом» - в беде нужно помочь ближнему – «Взялись дружно раз, раз, и огонь погас!.. Так же художественная деятельность является неотъемлемой частью процесса духовного и эстетического воспитания.
Разработала конспекты тематические занятия: «Блаженно сердце, способное миловать», «Царство вежливости и доброты», «Путешествие Маши в лесу», «Духовный смысл победы» (приложение №9).Презентации: «Духовный смысл Победы», «Что такое Рождество», «Былинный герой».
Систему своей работы, решила построить по принципу пирамиды, в основе которой заложена семья, ведь именно в ней начинается формирование личности:
Кроме того, в формировании духовно-нравственной личности взаимодействуют социальные партнеры, такие как: Церковь, библиотека, школа, Дом Культуры.Совместно с общественными партнерами подготовила сценарии и провела праздники: «День Матери», «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха», «Аты- баты», «Крещение Руси». (приложение №7).
На сайте «Одноклассников» мною создана группа под названием «Пчелки» (в которой информирую родителей о различных мероприятиях, происходящих в группе и получить консультацию от других педагогов д/с «Улыбка» и социальных партнерах) на сегодняшний день в группе 30 человек, 22 из которых родители моих воспитанников.
На сайте "Maam.ru, все для воспитателей детских садов - Елена Кузина" мною периодически выкладываются отчеты, праздники, проекты и занятия, проведенные с детьми своей группы.
Подготовила и провела консультацию для воспитателей на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольника»(приложение №4). Выступила с докладом на совещании педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Советского района с темой «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе православных традиций» (приложение №5).
Организовала и провела с родителями праздники светского и церковного календаря, в форме «Семейная гостиная».
- День Матери
- «Семь Я»
- Рождественские колядки
- Духовно – патриотическое мероприятие «Аты-баты»
- Праздник здоровья «мама, папа, я – олимпийская семья»
- Проведение акции «Сотвори добро на Рождество».
Создала 3 выпуска Журнала группы «Пчелки»под названием «Праздник детства» (приложение №6).
Провела для родителей круглый стол по темам: «Искусство наказывать и прощать»;«Духовно - нравственное воспитание актуально в наше время»;Рекомендации родителям; «Роль религиозных праздников в семье»;Православное воспитание детей; «От древних времен до Георгиевской ленточки» (приложение №9).
Организовала родительские собрания по темам: «Формирование нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста» (протокол №1, 2013г.); «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через русскую народную сказку» (№,1 2014г.); «Воспитываем добротой» (протокол №2, 2014г.);«О духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста на основе православных традиций» (протокол №3, 2015г.).
Для родителей был составлен календарь «Наши любимые православные праздники»(приложение№11).
Активно принимаю участие в оформлении группы и пополнении предметно-развивающей среды с учетом темы самообразования. Групповые комнаты оформлены в стиле русских народных и отечественных сказок. Оформлен книжный уголок по теме «Мир - прекрасное творенье». Изготовлены наглядно-дидактические пособия, настольно – печатные игры («Хорошие и плохие поступки»), игры со строительным материалом («Ступеньки к Храму»). Подобран иллюстрационный материал, обновлены разные виды театра, куклы, маски; подготовлены книжки – раскраски, картинки, цветные иллюстрации с изображениями героев сказок и былин.Создана библиотечка (видеотека) духовно-нравственной литературы. Оформлена папка для досугового чтения: «Калейдоскоп наших праздников для наших любимых детей», (приложение №8). Оформлены дидактические игры: «Назови православный праздник», «Собери Храм», «Как Вы знаете православные праздники»; «Какие храмы России Вы знаете»;«Какие Вы знаете традиции, связанные с православными праздниками»; «Какие памятники святым в России Вы знаете»; «Раскрась пасхальное яичко»; «Мой ангел» (приложение№10).
Аналитические результаты опыта работы
Для определения уровня развития духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста, были проведены тесты «Какой я?», «Лесенка» и анкетирование с родителями «Какой у меня ребенок?».
Мониторинг показал, что качество проводимой работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с 2013-2015г.повысилось на 33%.
Заключение
Наш опыт показал, что Православный праздник в детском саду положительно влияет на детей дошкольного возраста. Дети сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях. В результате анкетирования родителей всежелают, чтобы их дети были знакомы с традициями нашего народа, религией и имели представления о морали и нравственности. В среднем 95% семей (мною опрошенных) называют себя православными людьми и положительно относятся к встрече их ребёнкас православным священником. Данная система работы по теме дает возможность педагогупроявлять творчество в работе и само реализовываться, а родителям активно участвовать в формировании духовно-нравственного воспитания своего ребенка.
В дальнейшем планирую продолжить работу по выбранной теме, хочу разработать программу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, используя «православный компонент»; пополнять предметно-развивающую среду в группе.
Список литературы
- Проект Программы «Школа возрождения» г. Нягань.
- Программа Султановой Н. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников». – М.: Дошкольное воспитание,2004 г.
- Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников с особенностями психофизическогоразвития и нормально развивающихся детей на основе национальных традиций Православных праздников ДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона.
- С. Сычева. Проект «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ», http://www.maam.ru/.
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»,утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации 29.12.2012г.
Мониторинг духовно-нравственного воспитания дошкольников
Оценка эффективности использования программы духовно-нравственного воспитания:
Феоктистова Т. Г., Шитякова Н. П.
Методика «Подарок»
(Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство. Диагностика изучения личности младшего школьника. //Нач. шк. – 1994. – № 1. – С. 16.)
Цель: выяснить ценностные ориентации ребенка.
Ребенку предлагается ответить на вопрос: «У тебя скоро день рождения. Что бы ты хотел получить в подарок?»
Продолжением данной методики может стать другой вопрос: «Какой подарок ты хотел бы подарить маме, бабушке, папе, учителю, товарищу?»
Тест «Лесенка»
(Масленица. // Дошкольное воспитание. – 1993. – №1; 1995. – №12. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. – М.: Просвещение, Владос, 1994.)
Цель: исследование самооценки детей 4 – 6 лет.
Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигуру ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.
Инструкция: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?
Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение, в случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к дегрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок. Он приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.
Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые – папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.
Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.
Методика «Какой Я?»
(Немов Р.С. Психология. Кн. 3. – М.: Просвещение, Владос, 1994.)
Эта методика предназначается для определения самооценки ребенком-дошкольником наличия у него некоторых качеств личности. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он себя сам воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Протокол к методике «Какой Я?»
Оцениваемые качества личности:
1. Хороший
2. Добрый
3. Умный
4. Аккуратный
5. Послушный
6. Внимательный
7. Вежливый
8. Умелый (способный)
9. Честный
10. Смелый
Оценить по вербальной шкале: да, нет, иногда, незнаю.
Оценка результатов:
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы по уровню развития
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий
Коммуникативный личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка
1. Добр ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
2. Внимателен ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
3. Правдив ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
4. Вежлив ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
5. Общителен ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
6. Щедр ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
7. Отзывчив ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
8. Справедлив ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
9. Жизнерадостен ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
10. Ответственен ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
Оценка результатов
За каждый ответ типа «да» ребенок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла.
В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребенком по всем десяти коммуникативным качествам личности. В том случае, если ребенка оценивали при помощи данного опросника несколько человек, берется их средняя оценка.
Выводы по уровню развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл очень низкий.
Анкета для родителей
1. С какого возраста, по вашему мнению, должно начинаться духовно-нравственное воспитание?________________________
2. Хотели бы Вы, чтобы в ДОУ была организована работа по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях?____________________________________________
3. Хотели бы Вы, что бы Ваш ребенок посещал данный кружок?______________________________________________
4. Какую информацию о работе занятий по данному профилю Вы хотели бы получить?____________________________________
5. Ваши пожелания и предложения по организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию_____________________
__________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!
Приложение №2
Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
№ п\п | Название мероприятия | Мероприятия по работе с детьми Духовно – нравственного направления | ||||
Сентябрь | ||||||
Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях. | ||||||
1. | «Капельки добра» | Беседа о честности, любви, доброте. | ||||
Октябрь | ||||||
2. | «Шарф-покров» | Занятие-утренник (Кукольный спектакль – Сказка «Шарф-покров») | ||||
3. | «Наш Покров» | Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Платок (покров)», «Осень». | ||||
4. | Выставка детских рисунков «Наш Покров». | |||||
Ноябрь | ||||||
5. | «День народного единства»
| Занятие-Экскурсия в Храм Рассматривание иллюстраций, икон Богородицы, знакомство с иконой «Казанская Божия Матерь». (Экскурсию проводят прихожане Прихода храма г. п. Малиновский) | ||||
6. | «Пусть всегда будет мама» | Конкурс стихов «Пусть всегда будет мама» | ||||
Конкурс рисунков «Мама - солнышко в доме» | ||||||
Декабрь | ||||||
7. | «Откуда Дед Мороз к нам пришел?» | Чтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае. Игра духовно-нравственной направленности «Помощники Святителя Николая». | ||||
8. | Святитель Николай. | Экскурсия в Храм: Рассматривание и пояснение икон, книжных иллюстраций, репродукций с изображением Николы Угодника | ||||
9. | Дни Милосердия. | (Готовим подарки детям -сиротам к Рождеству. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», («Рождественские открытки»). | ||||
Январь | ||||||
9. | «От Рождества до Крещения» | Музыкальное занятие - Концерт «Калядочников». (Рождественские Колядки). | ||||
10. | О Рождестве, Святках, Крещении | Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов. Просмотр видеороликов о Рождестве, Святках, Крещении | ||||
11. | «Пещерка для младенца – Христа». | Занятие по ручному труду (конструирование) на тему: Вертеп | ||||
12. | «Рождественская открытка» | Выставка детских работ «Рождественская открытка» | ||||
Февраль | ||||||
14. | «Житие Петра и Февронии» | Беседа об истории праздника «День святого Валентина» и святых Петре и Февронии. Просмотр мультфильма о святых Петре и Февронии. | ||||
15. | «Богатыри – защитники Земли Русской | Беседа-диспут «Богатыри – защитники Земли Русской | ||||
16. | Конкурсная программа для мальчиков «Витязи» | |||||
19. | «От Масленицы до Пасхи» | Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Масленица к нам пришла». | ||||
20. | Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки». Игра «Мирилка». | |||||
21. | Занятие-утренник «Масленица» Д.К. п.Малиновский. (Кукольный спектакль-Сказка ) «Приключения на Масленицу»). | |||||
Март | ||||||
22. | «Вербное воскресенье» | Занятие по ручному труду на тему: «Украшение веточек вербы». | ||||
23. | «Пробуждение» | Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне | ||||
Апрель | ||||||
24. | Пасха красная | Занятие-утренник Пасха. (Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».) | ||||
25. | «Колокол дремавший» | Занятие-Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола» Целевая прогулка «Крестный ход». Беседа о церковных колоколах. | ||||
25. | Христос воскресе | Драматизация сказания «История красного яйца»» | ||||
Май | ||||||
26. | 6 мая – День памяти Великомученика Георгия Победоносца | Просмотр видеоролика «Святой Георгий» | ||||
27. | «О Священной войне» | Беседа-диспут «Почему ВОВ – священная война». | ||||
«Ни кто не забыт" (Занятие - Экскурсия к обелиску) | ||||||
29. | «Моя родословная» | Конкурс семейных видео и слайд фильмов «Моя родословная», посвящается православному празднику Радонице (о предках, членах семьи, близких и далеких родственниках) | ||||
Июнь | ||||||
30. | «Летние праздники» | Беседа на тему: «Летние праздники». | ||||
31 | «Праздник русской березки», посвящается Дню Святой Троицы | Занятие по изобразительной деятельности на тему: « Троица». | ||||
32. | Экскурсия в Храм на праздник Троицы. | |||||
Июль | ||||||
33. | «Именинник» | Занятие-утренник «Наши именинники» | ||||
34. | Рассматривание и пояснение иллюстраций, икон Святых, чьи имена носят дети. | |||||
35. | «Наши праздники» | Оформление фотоальбома «Наши праздники». | ||||
Август | ||||||
36. | «Красота Божьего мира» | Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Красота Божьего мира» | ||||
37 | Яблочный Спас | Занятие-утренник Яблочный Спас. (Кукольный спектакль-Сказка «Лукошко яблок») - 19 августа. | ||||
38. | «Маленький творец» | Организация выставки детских работ «Праздники». |
Приложение №3
Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с педагогами родителями и социальными партнерами
№ п\п | Название мероприятия | Ответственные |
Сентябрь | ||
1. | Публикация новостей по реализации программы «зернышки добра» на сайте детского сада. | Воспитатель группы |
2 | Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении. | Воспитатель группы |
Октябрь | ||
3. | Создание перекидного календаря «Православный календарь» | Воспитатель группы |
4. | Проведение мини - лекториев для педагогов «Православный календарь и традиционное празднование православных праздников» по вопросам духовно-нравственного воспитания и просвещения: - «Сотворённый по образу Божию» - «О милосердии» - «Заступники Земли русской» - «Православная вера» - «Мир, созданный для тебя» и др. | Настоятель храма г.п. Малиновский |
Ноябрь | ||
5. | Занятие-Экскурсия в Храм Рассматривание иллюстраций, икон Богородицы, знакомство с иконой «Казанская Божия Матерь». | (Экскурсию проводят Учителя Воскресной школы Прихода храма г. п. Малиновский) |
6. | Конкурсная программа «Дочки – матери» | Родители, педагоги, дети. |
Декабрь | ||
7. | Экскурсия в Храм: Рассматривание и пояснение икон, книжных иллюстраций, репродукций с изображением Николы Угодника | (Экскурсию проводят Учителя Воскресной школы Прихода храма г. п. Малиновский) |
8. | Дни милосердия (Готовим подарки детям -сиротам к Рождеству). | Родители, дети, педагоги. |
Январь | ||
9. | Музыкальное занятие - Концерт «Калядочников». (Рождественские Колядки). | Дети, родители, педагоги |
10. | Проведение Дней толерантности в ДОУ, направленных на: - в старших возрастных группах: воспитание терпимости к «инакомыслящим», людям другой национальности. - в средней группе: воспитание терпимости кдруг другу и близким людям; - в младшем группе: к «братьям нашим меньшим», природе, родному дому. | Педагоги |
Февраль | ||
11. | Беседа об истории праздника «День святого Валентина» и святых Петре и Февронии. | Настоятель храма г.п. Малиновский, педагоги. |
12. | Конкурсная программа «Сын за отца» | Дети, родители (папы), педагоги |
13. | Занятие-утренник «Прощеное воскресенье» Спортивный конкурс «Масленица», Выпекание и поедание блинов на улице. | Специалисты по: музыки, физической культуры, родители. |
Март | ||
14. | Проведение марафона «Спешите делать добро» (во время строгого поста и в преддверии Пасхи), создание фонд сбора детских вещей и игрушек для малоимущих семей. | Руководители ДОУ, родители, педагоги |
15. | Проведение конференций, «круглых столов», семинаров по проблемам духовно-нравственного воспитания дошкольников. | Руководители ДОУ, родители, педагоги, священники. |
Апрель | ||
16. | «Вербное воскресенье вход Господень в Иерусалим» посещение Храма | Родители, дети, педагоги |
17. | «Светлое Христово Воскресение. Пасха» Занятие-утренник Пасха | ДК, Воскреснаяшк., дети, родители, педагоги. |
18. | Конкурс семейных видео и слайд фильмов «Моя родословная», посвящается православному празднику Радонице (о предках, членах семьи, близких и далеких родственниках), форма: нетрадиционное собрание, круглый стол. | Родители, «гость», педагоги. |
Май | ||
19. | Проведение акций «Человек истории», «Воин-победитель», посвященные ветеранам войн, людям, посвятившим свою жизнь России, «Чужих детей не бывает», «Наши корни». | Зам Заведующей |
20 | «Память равноапп. Кирилла и Мефодия» (дни славянской письменности) «Литературные чтения» с приглашением воспитанников Воскресной школы | Воскреснаяшк., дети, родители, педагоги. |
Июнь | ||
21 | «Праздник русской березки», посвящается Дню Святой Троицы | Воспитатели летнего оздоровительного лагеря (для детей, во время отпуска родителей не посещающих ДОУ») |
22 | Экскурсия в Храм на праздник Троицы. | Дети, родители, педагоги. |
23 | - Праздник здоровья «мама, папа, я – классная семья». | по: музыки, инструктор по физической культуры, родители, дети, педагоги. |
Июль | ||
24. | Организация родительского клуба «Укрепление традиций семьи». Создание буклета о работе клуба. Распространение. Тематика: 1. «Традиционная кукла как символ материнства». 2. Символика пасхальной росписи 3. Цветы как символ любви. Выращивание комнатных цветов. | Родители, педагоги. |
26. | Для отцов: «Папа может, папа может, на участке нам поможет». (Конкурс по оформлению участка). | Родители, педагоги. |
25 | Дискуссия для пап по фильму «Возвращение». | Родители, педагоги. |
Август | ||
27. | Выставка семейных поделок | Родители, педагоги |
28. | Комплектование библиотечек для родителей, (видеотеки) духовно-нравственной литературы в ДОУ. | Поселковая библиотека, библиотека Прихода Храма, педагоги. |
Приложение№4
Семинар – практикум для воспитателей
Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через Русскую народную сказку»
Дорогие, уважаемые коллеги
В настоящее время Россия и весь славянский мир переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
За последние годы значительно ухудшилась криминальная обстановка в стране: обесценилась человеческая жизнь, растет число абортов, убийств (в том числе заказных, садистских, бессмысленных), изнасилований, издевательств, хулиганства, краже детей, работорговли. Подобным примерам, как говорится, несть числа. Падает рождаемость и растет смертность людей: за последние 10 лет в России рождается почти в два раза меньше, а умирает в полтора раза больше людей по сравнению с доперестроечным периодом. К этому следует добавить стремительное распространение в стране пьянства и алкоголизма, что является нашим национальным бедствием. По данным прессы, Россия по потреблению алкоголя на душу населения вышла на первое место в мире. Все это влияет на эмоциональное состояние людей, ведет к еще большему снижению их нравственного и духовного уровня, что вызывает серьезное беспокойство за судьбу нации.
То, что ставится сейчас в основу воспитания, а именно, научить компетентности, коммуникабельности, успешности вовсе не означает вырастить доброго, милосердного, нравственного и порядочного человека, а взращивает скорее циников и потребителей, людей регулируются личной выгодой, эгоистическими интересами, стремлением к примитивному удовлетворению своих желаний. Все меньше и меньше людей прислушиваются к голосу своей совести, не руководствуются чувством чести, принципами честности и порядочности, что влечет за собой негативные последствия во многих областях жизни.
Через активное половое просвещение у детей формируется внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки в результате чего рушатся семейные отношения, а ведь крепкая семья - опора государства. Все меньше заключается браков, основанных на чувстве любви, духовной близости, и все больше - на основе материальной выгоды или только сексуального влечения друг к другу. Какова роль телевидения и средств массовой информации? Велика. Но в настоящее время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за душу ребенка. Очень часто то, что показывается по телевизору, не соответствует моральным устоям, которым учит воспитатель.
На плечи воспитатель ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком.
Я считаю, что сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. К сожалению воспитывая подрастающее поколение современная, светская педагогика не делает акцент на то, что большинство былинных героев из народных сказок Алеша Попович, Добрыня, Илья Муромец (который почитается в России святым и его мощи покоятся …), и т.д. были воспитаны православной Россией:А малышам скорее более известны персонажи – оборотни: человек-паук, Бетмэн нежели герои-богатыри и красавицы - умницы Василисы. Может вы и сами замечали, как некто как будто намерено меняет сознания наших детей, ходить далеко не надо, достаточно зайти в магазин игрушек и увидеть кукол с синевато-бледными уродливыми лицами, с большими головами, заостренными ушами и с торчащими клыками, трансформеры с ужасными гримасами, даже в элементах одежды ребенка я не раз наблюдала подобную нечисть. Про размалёванных кукол с лицами видавших виды женщин и говорить не надо. Кто - кто сознательно извращает сознание и несформировавшиеся эстетические вкусы наших детей. Поэтому следует помнить, что всегда под видом светского характера образования происходит подмена традиционного православного основания- языческим, атеистическим или оккультным.
Безусловно, с нравственной точки зрения вредны и те компьютерные игры, которые позволяют разрешать игровые ситуации с помощью насилия или даже убийств и тем самым развивают у детей агрессию и жестокость. Техносила, изображаемая на известной рекламе в виде мощной фигуры без лица, грозит подавить качества, определяющие человеческую сущность: способность к состраданию, потребность творить и созидать, самостоятельность мышления, силу воли. А подавлять, как известно, легче всего в зародыше, поэтому для детей такое положение опасно вдвойне.
"Для того, чтобы ослабить катастрофу, прежде всего, необходимо пробудить общественное сознание, открыть людям глаза на грядущую социальную опасность... Речь идет о спасении славянского этноса (а с ним и всего Российского государства)"
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Живой пример – Украина, при помощи западной политики там нашли как объединить молодежь и поставили во главе идеи про нацистские взгляды-результат мы все наблюдаем. Наша задача подойти серьезно к нашим темам самообразования и не для галочек, а во имя светлого будущего наших детей внести посильный вклад раз уж мы педагоги а родители и государство доверяет нам воспитание подрастающего поколения. И вот тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение.
Обращение в последние годы то к американским, то к европейским идеям воспитания, по-нашему мнению, привели к некоторым противоречиям с многовековыми традициями нашего народа. Ведь на Руси столетиями уважительное отношение к старости, учителю, родителям было непререкаемым, доброта, милосердие, жертвенность, скромность оценивались очень высоко. Средств для решения этих задач множество, но я хочу рассмотреть сказку как могучее, действенное средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.Спасибо за внимание.
приложение №5
Доклад(выступление на совещании педагогических работников муниципальных образовательного учреждения Советского района).
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством их приобщения к ценностям православной культуры.
Россия – страна великой культуры и духовности. Духовность и нравственность всегда ценились выше богатства. В настоящее время наблюдается духовно-нравственный кризис личности. Ф. И.Тютчев писал: «Не плоть, а дух растлился в наши дни. И человек отчаянно тоскует».
Сегодня в обществе духовно-нравственное воспитание молодежи является приоритетным, как важнейший фактор возрождения российской государственности и культуры, национального достоинства и нравственного здоровья народа. Необходимо способствовать формированию у молодых людей целостного мировоззрения, основой которого, традиционно для России, является культура Православия.
Однако создать систему духовно-нравственного воспитания искусственно невозможно. Само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в образе жизни,традициях, обычаях. Таким образом, построение системы духовно-нравственного воспитания предполагает возрождение в современном российском обществе полноты православной жизни, а в образовании – восстановление системы традиционных духовно-нравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми.
Сегодня духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование её конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно-нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка-дошкольника.
Дошкольное детство – время интенсивного развития человека, накопление социально значимого опыта, формирование отношения к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходит освоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания, пробы сил в различных направлениях. Но наблюдаются и начальные проявления детской лжи, жадности, лукавства, жестокости. Дошкольников отличает заметная сосредоточенность на себе – детский эгоцентризм, проявляющийся как в познавательной, так и в моральной сферах.
Вместе с тем в этом возрасте возможно успешное воспитание поведения в соответствии с идеалами, взятыми из жизни святых, сказок, художественных произведений, из образов средств массовой информации.
Дети дошкольного возраста испытывают существенные трудности в формировании духовно-нравственных качеств. Очевидно, родители не могут уделять детям должного внимания в силу своей педагогической непросвещенности, что также подтвердило анкетирование. Выявлено, что родителям нужна помощь со стороны детского сада. На основании этого было установлено проведение консультаций для родителей, родительских собраний, проведение мероприятий и утренников на тему православных праздников.
Я считаю - воспитание детей без учета принципов православной педагогики неполноценно, ибо в противном случае дети выпускаются из дошкольного учреждения без четких представлений о самых важных качествах личности, без умений владеть основными принципами христианской морали.
Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений маленького человека с миром. И, не смотря на то что детский сад светское, православное воспитание не противоречит задаткам дошкольного образования, а напротив, обогащает и дополняет содержание педагогического процесса уникальным материалом. Учитывается и то, что почти все дети воспитываются в семьях, где православие играет не последнюю роль. Получая в семье некоторые представления о православии, старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к понятиям религиозного содержания.
Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, пришли к выводу, что полученные знания должны подкрепляться в повседневной жизни, необходим положительный пример взрослых, в первую очередь родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков».
1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...
Программа дополнительного образования дошкольников по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников «Праздники добра» (для детей 5-7 лет)
laquo; …. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие. Православие...
ДОКЛАД Тема: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредствам проведения спортивных праздников патриотической направленности».
(Слайд 2)Чувство любви к Родине рождается у ребенка из крепких отношений в семье, из взаимодействия с близким ему окружением в детском саду.Важность патриотического воспитания отмечена в Государственн...
ДОКЛАД Тема: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредствам проведения спортивных праздников патриотической направленности».
(Слайд 2)Чувство любви к Родине рождается у ребенка из крепких отношений в семье, из взаимодействия с близким ему окружением в детском саду.Важность патриотического воспитания отмечена в Государственн...
Опыт работы «Воспитание духовно-нравственной культуры дошкольников средствами музейной педагогики »
Одним из направлений в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников является ознакомление с родным краем: его культурой, историей, традициями.Однако, в ходе работы с детьми, мы пришли...
ДОКЛАД «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредствам проведения спортивных праздников патриотической направленности».
ДОКЛАД «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредствам проведения спортивных праздников патриотической направленности»....