«ТРИЗ как средство формирования математических способностей в дошкольном возрасте».
электронный образовательный ресурс (старшая группа)
Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, к тому же существует просто огромное количество математических игр и игр - обучалок для детей. Дело в том, что детская память избирательна.
Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало.
Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают.
Поэтому основная задача педагогов сделать так, чтобы детям было интересно заниматься математикой. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как научатся математическим представлениям.
Игровая деятельность - ведущая деятельность детей дошкольного возраста.
В процессе игры допустимо свободное общение и взаимодействие детей друг с другом, проявление разнообразных интеллектуальных эмоций, опора на детский опыт, разрешение ошибок и противоречий, которые неизбежно возникают при освоении чего-то нового, неизведанного.
В игровой деятельности ребенок находится в позиции «равноправного партнера» по отношению ко взрослому, что способствует укреплению уверенности в себе, в своих интеллектуальных возможностях.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_kak_sredstvo_formirovaniya_matematicheskih_sposobnostey_v_doshkolnom_vozraste.ppt | 799.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, к тому же существует просто огромное количество математических игр и игр - обучалок для детей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача педагогов сделать так, чтобы детям было интересно заниматься математикой. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как научатся математическим представлениям
Игровая деятельность - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В процессе игры допустимо свободное общение и взаимодействие детей друг с другом, проявление разнообразных интеллектуальных эмоций, опора на детский опыт, разрешение ошибок и противоречий, которые неизбежно возникают при освоении чего-то нового, неизведанного. В игровой деятельности ребенок находится в позиции «равноправного партнера» по отношению ко взрослому, что способствует укреплению уверенности в себе, в своих интеллектуальных возможностях . Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес . В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность; наблюдательность; находчивость; сообразительность; вырабатывается усидчивость; развиваются конструктивные умения.
Занимательный материал можно включать в основную часть занятия по формированию ЭМП или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В самом начале занятия, в старшей и подготовительной к школе группах, оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики». Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени .
В ходе решения задач на смекалку, головоломке дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ догадываться о результате, проявляя при этом творчество.
Игровой занимательный материал можно классифицировать, выделив в нём условно три основные группы: Развлечения; Математические игры и задачи; Развивающие (дидактические) игры и упражнения
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте ( 5-7 лет) головоломки с палочками. Их называют задачи на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие. Задачи на смекалку В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек , чтобы составить из них наглядные задачи-головоломки Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, «смотрела» в другую сторону
Составить два равных квадрата из 7 палочек Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника Составить из 7 палочек 3 треугольника так, чтобы получилась новая фигура- четырехугольник Отсчитать 5 палочек и подумать, как можно из них составить 2 равных треугольника
«Танграм»- одна из несложных игр. Её называют головоломкой из картона. Игра проста в изготовлении. Квадрат, размером 8Х8 см из картона ( пластика), одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезать на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много изображений. Игра «Танграм
Палочки Кюизенера Набор кюизенера используется для того, чтобы развить у ребенка интерес к математике в игровой форме в домашних условиях, это главная цель. Логические игры с ним понравятся любознательным малышам. Обучение математике в игровой форме с набором кюизенера основывается на принципе наглядности. Если ребенок видит предмет и даже может его ощупать, ему значительно проще будет понять счетную науку. Педагогам будет легче объяснять ребенку математику с помощью наглядных дидактических пособий.
Игры для стимулирования коллективной игры, творческой деятельности необходимо использовать: магнитные доски; фланелеграфы с наборами фигур; счётные палочки; альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур; настольно-печатные игры; игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат; головоломки; логические задачи и кубики; лабиринты; игры на составление целого из частей, наборов фигур; игры на передвижение.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
Спасибо большое за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Целью ТРИЗ - педагогики является формирование у ребенка сильного логического мышления и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретитьс...
ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Актуальность, основные методы и приемы, их описание, примеры использования, этапы работы с элементами ТРИЗ....
Педагогическая мастерская «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста средствами игровой технологии В.В.Воскобовича»
Педагогическая мастерская - это технология обучения, в ходе которого познание нового происходит через творчество. Основой деятельности Местерской является творчество каждого, при этом восхождени...
«ТРИЗ как средство формирования математических способностей в дошкольном возрасте»
laquo;Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» (Г.С. Альтшуллер). Це...
Консультация для педагогов "ТРИЗ-технология как эффективное средство развития математических способностей детей дошкольного возраста"
В консультации описаны основные особенности работы с детьми дошкольного возраста по математическому развитию посредством ТРИЗ-технолгии....
Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью занимательного математического материала»
Цель. Вооружить воспитателей практическими навыками для изготовления дидактической игры совместно с детьми....
Консультация для педагогов «ТРИЗ как средство формирования математических способностей дошкольников»
Игры с элементами ТРИЗ – технологии по формированию математических представлений, увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая мышление и математические способности....