консультация для воспитателей"Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС."
консультация (младшая группа)

Трудовая деятельность  в ДОУ - важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие», где сказано, что

 трудовая деятельность должна обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС.

Трудовая деятельность  в ДОУ - важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие», где сказано, что

 трудовая деятельность должна обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей.

Приобщение ребёнка к трудовой деятельности меняет у него представление о себе и об окружающем мире. Изменяется самооценка при достижении цели в трудовой деятельности.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

Воспитательный процесс, направленный на приобретение позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен только при создании организационных и психолого - педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов: 

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

Трудовая деятельность для детей включает в себя следующие компоненты:

Мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.

Мотив - В развитии целенаправленной трудовой деятельности важно не только, точно и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудитсяМотивы могут быть разные: необходимость получить положительную оценку от взрослых; внутреннее удовлетворение; желание пообщаться с взрослым; потребность чему-то научиться; помочь кому-нибудь.

Цель- Условиями рождения и утверждения цели в труде являются её простата понимания для ребёнка (для чего это надо сделать) .

При дальнесрочной цели необходимо разбить на части: посадить семена, поливать, чтобы   появились всходы, затем бутоны и т.п. Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается, если ребёнок видит будущий результат.

Трудовые действия – Ребёнок постепенно постигает трудовые навыки.

Младший дошкольник выполняет трудовые действия под руководством и присмотром взрослого.

Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями, способен постигать трудовые навыки без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей развиваются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.

Планирование-В начале планирование осуществляется полностью воспитателем: он рассказывает, поясняет цель труда, выбирает необходимые материалы и приспособления, раскладывает их отдельно для каждого ребенка в определённой последовательности, показывает или напоминает шаги трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями.

Результат-Оценка воспитателя всегда должна быть положительной, иметь воспитательную направленность. В процессе трудовой деятельности, воспитатель всесторонне развивает детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, возможностях; способствует формированию жизненно важных умений и навыков, воспитывать  ответственность,  самостоятельность и ценность к собственному труду и труду других людей, настраивает каждого ребёнка на успешность.

Виды труда в ДОУ

Самообслуживание – это труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Хозяйственно - бытовой труд предполагает поддерживать  порядок в групповой комнате, дома и на участке.

Труд в природе, труд, организованный в уголке природы в цветнике, на огороде, на клумбах.

Ручной труд - развивает абстрактное мышление, конструкторские способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формируют интерес к работе, готовность справиться с ней, стремление выполнить работу  как можно. После того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, бумагой, клеем, природными и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации, в этой деятельности развивается конструктивное мышление ребёнка.

Формы организации труда дошкольников, труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах:

Поручения.

Дежурства.

Коллективная трудовая деятельность.

Поручения - это обращённая к ребёнку просьба взрослого, выполнить какое-либо трудовое действие.

В свою очередь поручения бывают: индивидуальные, подгрупповые, коллективные, кратковременные, длительные, отсроченными по времени, простые и сложные.

 

Дежурство - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Кроме того, дежурства объединяют детский коллектив, а общее дело помогает детям лучше узнать друг друга. Дежурства бывают индивидуальные, подгрупповые (по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям), обязательные и систематичные.

 

Коллективный труд это организация труда, при которой дети на ряду с трудовыми заданиями решают и нравственные задачи:

- договариваются о разделении труда

- помогают друг другу (в случае необходимости)

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам

1-я младшая группа

2-я младшая группа

Начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание

Средняя группа

Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

 Старшая группа

 Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания.

 Подготовительная группа

Добавляется ручной труд.

Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

Сформированные навыки и умения совершенствуются.

Примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

 Младшая группа  ежедневно

Средняя группа

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

Ежедневно

Трудовые поручения (общий и совместный труд

Средняя группа 1 раз в неделю

Старшая группа1 раз в 2 недели

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания

Младший возраст

Средний возраст

Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности)

Старший дошкольный возраст

Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к самообслуживающему труду.

Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно  пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой;

самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе

Младший возраст

Средний возраст

С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц

Старший дошкольный возраст

Проявляют интерес к жизни растений и животных.

Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи

Помогают воспитателям кормить птиц, (насыпать корм в кормушки)

Труд становится систематичным, объем его увеличивается.

Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег. собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай).

С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда

Младший возраст

Средний возраст

Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения.

Старший дошкольный возраст

Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.

Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.

Ручной труд

Старшая группа

Подготовительная группа

В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое .Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов).Пришивают пуговицы.

Вывод: Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...

Консультация для воспитателей "Здоровьесбережение детей в дошкольных образовательных учреждениях в условиях внедрения ФГОС"

Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...

Консультация для воспитателей "Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении"

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала ...

Консультация для воспитателей «Здоровьесбережение детей в дошкольных образовательных учреждениях в условиях внедрения ФГОС»

Одним из важнейших направлений в работе коллектива ДОУ является забота о здоровье воспитанников....

Семинар – практикум для воспитателей «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Представляю Вашему вниманию семинар-практикум по организации проектной деятельности в ДОУ...

Рабочая программа педагога-психолога как необходимый инструмент его деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС

Рабочая программа педагога-психолога как необходимый инструмент его деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС...

консультация для педагогов "Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении"

Педагоги ДОУ всегда отличаются восприимчимостью ко всему новому. Развитие общеобрзовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного...