консультация для педагогов "Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении"
консультация

Лебедева Елена Николаевна

Педагоги ДОУ всегда отличаются восприимчимостью ко всему новому. Развитие общеобрзовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_innovatsionnaya_deyatelnost_v_dou.docx249.38 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

Что же такое «Инновационная деятельность»?

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».

В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.

Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».
М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан».

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать -  сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).

Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.

В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики, например:

- применение современных информационных технологий;

- применение принципа интеграции содержания образования;

- развивающее обучение;

- дифференцированное обучение;

- проектное обучение;

- проблемное обучение;

- программированное обучение;

- модульное обучение.

Новые задачи профессиональной педагогической деятельности

Владение новыми технологиями

  - использование современные образовательных технологий, в том числе дистанционных,  информационных, при проведении диагностической, консультативной, коррекционной и реабилитационной работы,  а также цифровых  образовательных  ресурсов;

   -использование современных педагогических технологий: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

   -умение работать с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Коммуникативные  умения

-владение методами убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

-владение технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Правовые знания

-приоритетные направлений развития образовательной системы Российской Федерации;

-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.

Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами.

Проектная деятельность в детском саду

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Использование проекта в дошкольной образовательной практике имеет право рассматриваться как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Кроме того, метод проектов имеет форму интегрированного обучения дошкольников, основывается на индивидуальных интересах детей, таким образом повышая самостоятельную активность воспитанников детского сада.

Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:

Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.

Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.

Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.

Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п.

Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные проекты («Животные и птицы», «Мои друзья», «Растения вокруг нас»).

Таблица: примеры проектов для разных возрастных групп

Возрастная группа

Название проекта, автор

Цель проекта

Первая младшая

«Моя любимая игрушка»

Научить детей играть дружно, бережно относиться к играм и игрушкам.

«Водичка, водичка…»

Способствовать формированию экологической культуры детей.

«Наши любимые сказки»

Приобщить детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.

«Безопасность и дорога»

Сформировать элементарные представления о правилах дорожного движения и безопасном поведении.

«Чудо-грядка»

Развивать познавательный интерес детей в процессе выращивания и наблюдений за растениями.

Вторая младшая

«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Расширить представления детей о творчестве А. С. Пушкина.

«Во лесочек мы пойдём»

Создать основу для самостоятельной игровой деятельности детей через полученные знания и умения в ходе совместной деятельности.

«Малыши-крепыши»

Дать детям первоначальные представления о здоровом образе жизни.

«Мойдодыр»

Формировать культурно-гигиенические навыки и начальные представления о ценности здоровья.

«В гости к нам пришла весна»

Формировать элементарные представления о весне, сезонных изменениях в природе.

«День рождения куклы Маши»

Развивать познавательно-игровую деятельность.

Средняя

«Зимние фантазии»

Создать совместно с родителями развивающую среду на участке детского сада для активной деятельности дошкольников зимой.

«Зубные помощники»

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

«Моя семья»

Формировать у детей понятие семьи.

«Загадочные ниточки»

Развивать речь в занимательной для детей форме.

«Все профессии нужны, все профессии важны»

Познакомить детей с разнообразием профессий и важностью труда.

«Защитники Отечества»

Содействовать формированию у детей представлений о Российской Армии.

Старшая

«Читай-ка!»

Способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге.

«Я в безопасности»

Создать условия для обогащения детей знаниями обязательного поведения на дороге в различных дорожно-транспортных ситуациях.

«Моя семья»

Содействовать возрождению традиций семейного воспитания.

«Каждый имеет право!»

Способствовать формированию у детей основ правовых знаний.

«Мой город»

Создать условия для развития интереса дошкольников к родному городу.

«Чудесные средства общения» 

Оптимизировать коммуникативные умения и навыки, развивать активную социальную позицию дошкольников.

«Хлеб — всему голова»

Формировать у детей представления о том, что хлеб — это ценный продукт, производство которого требует большого труда.

Подготовительная

«Азбука здоровья»

Пропагандировать здоровый образ жизни.

«Транспорт»

Расширить представления детей о видах транспорта как о средствах передвижения.

«По ступенькам к школе»

Формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у дошкольников.

«Осень — чудная пора»

Обогатить и систематизировать представления детей об осени, её дарах.

«Микробы в жизни человека»

Сформировать представления детей о вреде и пользе микроорганизмов для здоровья человека.

«Журналистика для дошкольников»

Формировать культурную, творческую, социально активную личность.

       Использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий)

Информационно-компьютерные технологии активно используются как в воспитательно-образовательной, так и в методической работе дошкольного образовательного учреждения. Такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Педагогам – активным пользователям интернета компьютер помогает получить дополнительную информацию, которой нет в печатном виде, а также разнообразить иллюстративный материал при подборе наглядного материала к занятиям.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

.Предъявления информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

.Несет в себе новый тип информаций, понятный дошкольникам;

.Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;

.Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

.Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

.Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

.В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

.Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты;

.Компьютер привлекателен для детей, как любая другая новая игрушка компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Познавательно-исследовательская деятельность

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности, как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Например: в ходе реализации образовательного проекта «Осень» при знакомстве с овощами детей младшей группы воспитатель проводит с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают. «Что я слышу — забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю»так сказал еще много веков назад Конфуций.

Метод исследовательского обучения надо понимать как обучение, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом. В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

1)      ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; предлагает возможные решения;

2)      проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

3)      делает выводы в соответствии с результатами проверки;

4)      применяет выводы к новым данным;

5)      делает обобщения.        

Технология развивающего обучения

В традиционном обучении система понятий задается для усвоения через формулировку этих понятий, их определения. Поэтому существует жесткий перечень того, что должен знать ученик. В развивающем обучении научные понятия существуют в легком варианте – способе действий.

Ребенком должен быть освоен этот способ, его основание, умение построить данное действие, обосновать, доказать его. Поэтому в развивающем обучении нежелательно и, по-видимому, невозможно задавать готовые определения. Формулировка понятия – это тот результат, к которому нужно прийти в конечном итоге, в результате анализа.

Изменение в содержании приводят и к существенному изменению в методах обучения.

Основа традиционного метода обучения – демонстрация способа, объяснение, тренировка, оценка. Это – иллюстративно-объяснительный метод. В развивающем обучении, предметом которого является не способ действия, а принцип, этот метод не пригоден по той причине, что принцип, в отличие от способа, нельзя продемонстрировать. Выяснение принципа возможно только в результате самостоятельного анализа действия, ситуации, условий и обобщения тех объективных связей, на которые опирается данный способ.

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

Технология сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Воспитатель и ребенок совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Итак, все вышеизложенные технологии в первую очередь направлены на повышение качества образования. Однако само понятие «качество образовательного процесса» характеризуется по-разному с точки зрения каждого его участника:

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей, т. е обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе:

- обучение без утомления;

- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

- успешность обучения;

- поддержание желания учиться;

- обеспечение возможности поступления в престижную школу;

- обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография).

Для воспитателей – это прежде всего положительная оценка ихуспешности руководителями ДОУ и родителями:

- успешное выполнение ими всех учебных программ;

- оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;

- поддержание интереса детей к учебному процессу;

- успешное развитие детей в процессе их обучения;

- сохранение психического и физического здоровья детей;

- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;

- обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Общественные тенденции, способствующие внедрению инновационных технологий в дошкольное образование.

        - Почему именно в последние годы мы стали часто слышать и употреблять понятие «инновационная технология»? Для этого существуют объективные обстоятельства. Сама жизнь диктует необходимость использования инноваций и инновационных технологий.

        Выделяется ряд общественных тенденций, способствующих  созданию и распространению инновационных технологий. Это:

  • Требования гуманизации образовательного процесса;
  • Высокий уровень к качеству образования в связи с внедрением  ФГОС;
  • Ориентация на культурно-нравственные ценности;
  • Конкурентные отношения между образовательными учреждениями;
  • Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.

Позитивные факторы использования инновационных технологий:

  • Повышение качества обученности  детей;
  • Рост профессионального мастерства;
  • Умение осуществлять исследовательскую деятельность;
  • Повышение конкурентноспособности учреждения.

Трудности реализации инновационных технологий:

  • Увеличение сложности труда;
  • Расширение круга должностных обязанностей;
  • Недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций;
  • Учебная перегрузка.

Использованная литература:

1.Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. 1.Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.

2. Бородина О.Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О. Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2014. - № 1 – С.8-11.

3.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. -192 с.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №101»г. Оренбург

Консультация для воспитателей

Тема: «Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

C:\Users\User\Desktop\эмблема опыты.jpg

                                                              Подготовила: воспитатель 1 кв. кат.

                                                                                     Лебедева Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»

« Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»...

Консультации для воспитателей. "Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода"

Человек – свободная личность, способная к самоопределению в мире. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной  системы любых методов и форм давления на ребенка, включение ...

Консультация "Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода."

Человек – свободная личность, способная к самоопределению в мире. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной  системы любых методов и форм давления на ребенка, включение ...

Консультации для воспитателей. "Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода"

Консультации для воспитателей."Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода"Человек – свободная личность, способная к...

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...

Консультация для педагогов «Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»

Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности...

Консультация для воспитателей "Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении"

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала ...