Рабочая программа педагога-психолога как необходимый инструмент его деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС
статья
Рабочая программа педагога-психолога как необходимый инструмент его деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_raboch._programme.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа педагога-психолога как необходимый инструмент его деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС
Муратова Л.Г. Педагог-психолог МБДОУ д/с №50 города Ставрополя
Закон «Об образовании в РФ» регламентирует все аспекты деятельности образовательных организаций, в частности касающиеся образовательных программ различного вида, уровня или направленности.
Статьи 10, 11, 12, 13 определяют уровни образовательных программ, дополнительные образовательные программы, общие требования к их реализации, вариативность содержания с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
Для педагогов-психологов особенно важна статья 12, определяющая содержание образования, которое должно содействовать взаимопониманию между людьми, независимо от расовой, религиозной и социальной принадлежности и обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Образовательные программы дошкольного образования, в том числе рабочие программы педагогов-психологов, разрабатываются и утверждаются организацией, которая осуществляет образовательную деятельность, в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования с учетом примерных образовательных программ.
Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013года №1155, декларируется сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, полноценное проживание ребенком всех его этапов, амплификация (обогащение )детского развития, формирование познавательных интересов и способностей ребенка в зоне его ближайшего развития.
Основой рабочей программы педагога-психолога является основная образовательная программа дошкольного образования – программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, а в образовательных учреждениях комбинированного вида она должна быть адаптированной, то есть учитывать особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
При реализации содержания рабочей программы педагога-психолога используются различные образовательные технологии, не наносящие вреда физическому или психическому здоровью обучающихся,
Во-первых, они должны быть направлены на выполнение целевых ориентиров образовательной области «Коммуникативно-личностное развитие», а именно: на развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, саморегуляции поведения, развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности, чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых , позитивных установок к различным видам труда и творчества, основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Во- вторых, педагог-психолог реализует содержание образовательной области «Познание», которая включает в себя развитие интересов, позитивной познавательной мотивации, познавательных действий, любознательности, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.
Рабочая программа педагога-психолога - важнейший инструмент его деятельности в учреждении. Она содействует формированию необходимых профессиональных компетенций, позволяет психологу намного больще успевать, чувствовать себя защищенным в случае осуществления внутреннего контроля администрацией ДОУ или другими организациями.
Рабочая программа педагога-психолога начинается с титульного листа, содержащего полное наименование образовательной организации, времени и места утверждения программы, рецензента(если есть).Она должна содержать три раздела:
- целевой раздел (пояснительная записка, планируемые результаты освоения в форме целевых ориентиров);
- содержательный раздел (описание образовательной деятельности);
- организационный раздел ( материальное и средовое обеспечения программы).
Пояснительная записка раскрывает:
-принципы, реализуемые в программе по возрастным группам, разделам программы ОО;
-краткое содержание работы по возрастным группам (формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья);
- возрастные, психологические, речевые или другие особенности контингента воспитанников (обучающихся), к которым адресована данная программа;
- целевые ориентиры рабочей программы педагога-психолога (обеспечение планируемых результатов по достижение выпускником целевых установок, формирвание компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями , индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья);
- обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
- формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, создании необходимых условий для её самореализации;
В пояснительной записке отражается также периодичность, структура и длительность проведения подгрупповых занятий и других форм непосредственно образовательной деятельности (например, кружковая работа, дистанционное обучение для детей с ОВЗ), ожидаемые результаты реализации программы, формы и периодичность проведения мониторинга достижений воспитанников (обучающихся) или других показателей результативности программы.
Содержательный раздел рабочей программы педагога-психолога включает тематическое планирование психопрофилактических, коррекционно-развивающих и диагностических подгрупповых мероприятий( НОД в форме игровых, развивающих ситуаций, в режимных моментах и совместную деятельность педагога-психолога и детей во всех возрастных группах).
Организационный раздел программы содержит описание материально-технического обеспечения Программы, а именно: обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания (наличие ИКТ; оборудования для песочной терапии и пр.), распорядок или режим дня воспитанников с указанием занятий психолога, циклограмму и график занятости педагога-психолога, особенности организации развивающей безбарьерной предметно-пространственной среды.
В рабочую программу могут включаться списки и характеристики воспитанников(обучающихся) по возрастным группам, результаты мониторинга психологических, речевых особенностей на начало и конец учебного года, проводимого только с согласия родителей (законных представителей ) воспитанников, ( в форме диаграмм, таблиц и пр.), основным методом которого является метод психолого-педагогического наблюдения.
Использованная литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на тему: " Изучение особенностей создания образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС"
Изучение особенностей создания программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС...
Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...
Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС.
Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию ...
Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС.
Музыкальный руководитель: Заборова А. К. Задача музыкального руководителя в детском саду – ...
Особенности организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО
В статье раскрывается эффективность формирования универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности, которые окажут помощь: повыше...
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО
Статья посвящена раскрытию проблемы адаптации ребенка младшего дошкольного воз- раста к дошкольному образовательному учреждению в условиях федерального государственного образовательного стандарта дошк...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС...
- Мне нравится (2)