Доклад на семинар на тему" Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста"
материал (младшая группа)

Латыпова Арина Ришатовна

Доклад на семинар на тему" Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_moral.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста 

 

Далеко не всегда поступки ребенка, внешне соответствующие моральным нормам, являются таковыми, поскольку основываются не на осознании этих норм, не на убежденности в их справедливости, а на подчинении взрослому, на боязни наказания и т.д.  Например, отвечая на вопрос "Почему надо класть игрушки на место?", дети говорят: "Так нам велят" или "А то накажут!" Нравственный смысл правила ("Если игрушки на месте, никому не придется их искать. Ведь в детском саду все дети пользуются игрушками".) остается непонятным.

Обращая внимание на роль чувств в нравственном воспитании, дети дошкольного возраста нередко не следуют правилам морали не потому, что не знают их, а потому, что не вникают в эмоциональное состояние сверстника, находящегося в ситуации дискомфорта, или не испытывают соответствующих эмоций (стыда, раскаяния, недовольства собой и пр.) при совершении неблаговидного поступка. Так, например, на вопрос о том, почему ребенок, нарисованный на картине, не играет вместе с друзьями (или не качается на качелях), а сидит в стороне, дошкольники отвечают: "Его наказали", "Он всем мешал", "Ему не хватило места". И лишь некоторые дети, поняв эмоциональное состояние персонажа, находят правильное решение: "Надо всем немножко подвинуться на качелях, чтобы и мальчику места хватило!"

Действенным средством формирования у дошкольников осознанного отношения к моральным нормам является художественная литература. Цель художественных произведений - не формальное усвоение сообщаемых моральных правил, которые остаются лишь "знаемыми", но не "действенными", а воздействие на чувства детей (жалость, сопереживание, негодование, радость и др.), побуждение к нравственным поступкам.

Эмоционально воспринимая поступки литературных героев, дети приобретают своеобразный набор эталонов, позволяющих оценивать эти поступки, - добрые или злые, справедливые или несправедливые, честные или нечестные и т.д.

Большое значение имеет форма передачи нравственного содержания художественного произведения.

Самая доступная пониманию дошкольников форма преподнесения норм морали - описание конкретных положительных поступков. Например, после прочтения "Айболита" К. Чуковского дети, отвечая на вопрос "Почему вам нравится доктор Айболит?", приводят примеры его любви к зверям, заботы о них, говорят о том, что хотят быть похожими на него. Примеры положительных поступков содержатся и в произведении А. Барто "Вовка - добрая душа".

Доступна восприятию детей и такая форма, как сопоставление действий положительного и отрицательного героев с последующей оценкой их писателем. Этот чистит валенки, моет сам галоши, Он хотя и маленький, но вполне хороший. Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха, Про такого говорят: "Он плохой, неряха".

(В. Маяковский.) 

В некоторых произведениях нет прямой оценки автором действий персонажей. Дошкольникам предоставляется возможность самим обсудить их поведение и оценить его с точки зрения норм морали (например, стихотворение С. Михалкова "Два барана"). В ходе беседы взрослый подводит детей к выводу: надо уметь уступать друг другу, договариваться, не ссориться.

Более сложными для восприятия дошкольников являются литературные произведения, в которых суть нравственной ситуации дается косвенно. Например, в рассказе Е. Пермяка "Бумажный змей" показаны дети, грустно наблюдающие за игрой сверстников с воздушными змеями. Причем, у каждого из наблюдающих есть детали, из которых можно изготовить такого змея, но они не догадываются, как это сделать.

После чтения рассказа дошкольники не всегда могут самостоятельно найти выход из этой ситуации. В процессе беседы взрослые должны подвести их к выводу: если бы дети объединились для совместной деятельности, сумели договориться, то они тоже смогли бы сделать змея.

Особой формой преподнесения нравственного содержания литературного произведения является использование юмора, который доступен пониманию старших дошкольников ("Помощница" А. Барто, "Вредные советы" Г. Остера, "Фома" С. Михалкова и др.).

Подобные произведения вызывают оживление, активное обсуждение и одновременно учат "противостоять" отрицательным поступкам (известно, что дошкольникам свойственна идентификация себя с положительным героем). При этом не следует задавать прямых вопросов по типу "Как Таня помогала?" В голосе взрослого должен звучать юмор, мягкое порицание действий героев, а не осуждение, что приведет к морализированию. Лучше вместе с автором выразить некоторую досаду, что герои не знали, как надо было поступить.

Таким образом, художественные произведения дают возможность представить нормы морали в разных формах, что помогает дошкольникам глубже осознать их смысл и научиться применять в конкретных ситуациях реальной жизни.

В работе со старшими дошкольниками воспитательные задачи можно усложнить - формировать представление о том, что буквальное следование моральным нормам не всегда возможно. В жизнь ребенка очень рано входят нравственные правила, регулирующие поведение в конкретных ситуациях.  

Так, например, детям внушается необходимость быть послушными: "Нельзя драться", "Надо быть вежливым", "Надо всегда слушаться маму" и т.д. И это, в принципе, верно: не имея достаточного опыта ориентировки в окружающем, малыш может нанести вред своему здоровью, обидеть сверстника, проявить грубость.

Но дети становятся старше, и чтобы не развивалось пассивное послушание, они должны научиться осознавать значимость вводимых правил. Возникает вопрос: всегда ли необходимо так прямолинейно действовать в соответствии с этими правилами? Например, детям внушают, что игрушками надо делиться. И когда сверстник просит игрушку у ребенка, тому напоминают это правило. Но нередко взрослые наблюдают, что игрушка крайне необходима ребенку для развертывания игры, и он обращается к сверстнику: "Подожди, ведь Рома играете ней еще совсем не долго. Давай подумаем, какую игрушку ты возьмешь вместо нее". В подобной ситуации ребенок сталкивается с двумя взаимоисключающими правилами: надо игрушками делиться и надо подождать, чтобы не мешать другому играть. Дошкольнику еще трудно понять, какое правило является наиболее целесообразным. И нередко бывает так, что он пользуется возможностью защитить свое право на владение игрушкой.

Еще более сложными для детей оказываются ситуации, в которых возникает необходимость нарушения правила. Они описаны в литературе и определены авторами как "ситуации морального выбора".  Например, рассказ о девочке, которая потеряла ленточку из косички в песочнице, где дети построили высотный дом. Как надо поступить, чтобы помочь ей? Перекопать песок, чтобы поискать ленточку? Но тогда будут обижены строители здания.

Обсуждая с дошкольниками подобные рассказы, удается сформировать у них устойчивое представление об относительной значимости моральных норм, развить самостоятельную поисковую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста

Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста...

Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста

Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: "Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста".

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от социального окружения. Воспитание и развитие - способы передачи этических норм старшего поколения младшему. На развитие у ребенка представлен...

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста ДОУ в соответствии с ФГОС» Труфановой Е.И.

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО.  Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...