Основные проблемы преемственности и пути их решения на этапах дошкольного и школьного образования.
материал

Рябинина Анастасия Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_problemy_preemstvennosti.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Основные проблемы преемственности и пути их решения на этапах дошкольного и школьного образования.

В настоящее время все чаше поднимается вопрос о преемственности на дошкольном и начальном  школьном этапах образования. Зачастую это связано  с модернизацией последнего.

Существуют различные виды преемственности дошкольного образования и начальной школы:

  • целевая – согласование целей и задач воспитания и обучения детей на разных ступенях развития;
  • содержательная – преемственность содержания учебных программ и курсов в начальной школе и детском саду;
  • технологическая – преемственность средств, форм, приемов и методов воспитания и обучения;
  • психологическая – учет возрастных особенностей, снятие психологических трудностей, возникающих в переходные периоды;
  • управленческая – наличие общего руководства.

Задачи непрерывного образования

На дошкольном этапе:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, его положительного самоощущения;
  • развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению;
  • расширение знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности.

На этапе начальной школы преемственность обеспечивает:

  • осознанное принятие ребенком ценностей здорового образа жизни и регуляцию поведения в соответствии с ними;
  • готовность к активному эмоциональному, интеллектуальному, коммуникативному, деловому взаимодействию с окружающим миром;
  • желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
  • развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
  • развитие и совершенствование личных качеств ребенка, сформированных в дошкольном детстве.

Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность и формируются личностные качества ребенка, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. В то же время школа, как преемник дошкольной ступени образования, не начинает свою работу «с нуля», а «подхватывает» достижения дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Такое понимание преемственности позволит реально обеспечить непрерывность в развитии и образовании детей.

В нашей школе мы стараемся избежать таких проблем преемственности, как постановка целей, выбор содержания и методов обучения и воспитания. Для решения проблем преемственности совместно педагогами школы и дошкольных групп разрабатывается план работы на учебный год, в который включаются мероприятия, уже ставшие традиционными (такие, как организация совместных досугов и праздников, взаимопосещения уроков и организованной образовательной деятельности,  проведение экскурсий). Планируется организация работы по вновь возникающим проблемам. Совместно педагогами начальной школы и дошкольных групп проводятся круглые столы, педагогические совещания, дни открытых дверей, спортивные праздники и соревнования. Еще одна традиция нашей школы – регулярная организация совместных праздников и развлечений для детей старшего дошкольного возраста и начальной школы. Дети младшего дошкольного возраста участвуют в таких мероприятиях в качестве зрителей.

        Сейчас в первый класс принимаются дети с 6,5 лет, но первоклассником ребенок становится, только когда имеет соответствующую внутреннюю позицию, когда отсутствуют устойчивые аффективные комплексы, связанные со школьной жизнью. Таким образом, преемственность между дошкольным и  начальным школьным звеном — одно из условий непрерывного образования ребенка. Однако вышесказанное вовсе не значит, что в ДОУ надо формировать узкопредметные знания, умения и навыки, готовность к изучению русского языка, математики, окружающего мира. Основное внимание уделяется развитию качеств, необходимых для осуществления новой деятельности.

Дважды за учебный год педагоги дошкольных групп проводят диагностику освоения детьми основных разделов программы, с результатами которой знакомят родителей. Им даются рекомендации для дальнейшего более глубокого обследования детей специалистами медико – психолого – педагогической комиссии г. Ростова или г. Ярославля. По заключениям этой комиссии двое воспитанников дошкольных групп в 2009 – 2010 учебном году поступили в специализированную школу, а не в 1 класс общеобразовательной школы. Работа по выявлению таких «проблемных» детей не завершена, в настоящее время выявлено трое детей, которые по заключению медико – психолого – педагогической комиссии нуждаются в воспитании в специальной коррекционной группе. Наше образовательное учреждение может предложить нуждающимся детям коррекционные занятия с педагогом – психологом и логопедом, которые проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме.

Хочется отметить, что первоклассники школы, ранее посещавшие дошкольные группы нашего образовательного учреждения, очень легко адаптируются к школьной жизни. Это обусловлено тем, что само здание и все внутри его  им хорошо знакомо. Во время пребывания в дошкольных группах, будущие первоклассники неоднократно бывают на экскурсиях в классах, библиотеке,  в школьной столовой. С большинством сотрудников школы дети так же видятся практически каждый день. В традициях нашего образовательного учреждения взаимное посещение организованной образовательной деятельности  в дошкольных группах и уроков в начальной школе. На эти встречи приглашаются воспитатели, учителя начальных классов и, конечно, будущие первоклассники.  

        Педагоги ни в коем случае не предлагают дошкольникам усваивать опыт учебной деятельности, так как это не всегда способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Трудности общения со взрослыми, ровесниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения, увеличение нагрузки — эти и многие факторы, к которым 5—6-летний ребенок оказывается не готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности, негативных установок к предстоящему обучению в школе. К тому же есть реальные проблемы, с которыми сталкивается школа, принимающая детей в первый класс. Действительно, существует большое различие между тем, что требует школа, исходя из своих критериев готовности к ней, и реальным уровнем, с которым приходит в нее ребенок.

        К дошкольному образованию необходимо подходить с точки зрения деятельностного подхода. Тогда дошкольник будет видеть и понимать применимость своих знаний и умений в значимой для него практической деятельности, в качестве которой будет выступать все то, что делает он в детском саду (игра, наблюдение, экспериментирование, конструирование и т.д.). Таким образом, чтобы подготовить ребенка к школе, надо сформировать его учебно-познавательные мотивы и развить специфические компоненты деятельности, психические процессы, которые смогут обеспечить легкую адаптацию к обучению в школе. Следует помнить: ничто так не препятствует созданию психологического фундамента школьной готовности детей, как ранняя и форсированная подготовка на специальных «тренировочных занятиях», даже если они проводятся в игровой форме.

        Следует упомянуть о том, что в качестве основополагающего в настоящее время рассматривается принцип сопровождения ребенка на всех этапах дошкольного и школьного детства. Таким образом, меняется парадигма дошкольного образования: не подготовка ребенка к школе, а обеспечение готовности ДОУ и школ адаптировать образовательный процесс к возможностям и уровню развития ребенка, подхватить и развить то, что заложено на предыдущем этапе детства.

        С какими же проблемами  сталкиваются педагоги  при обеспечении преемственности детского сада и школы?

  • Тревожит и проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, что бы при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал цифрами. Мы стараемся убедить родителей в том, что необходимо не раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, а  развитие познавательных процессов.
  • Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, он по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогом и психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.

Эти и некоторые другие проблемы предстоит решать нам в аспекте преемственности непрерывного образования.

Описывая портрет выпускника  нашего дошкольного учреждения, мы основывались на федеральных государственных требованиях. К стандартным требованиям мы смогли добавить то, что наши выпускники овладевают средствами общения и способами взаимодействия не только с взрослыми, сверстниками, но и с детьми младшего и старшего возраста. Так как ребенок с самого поступления в дошкольные группы  и до выпуска из начальной школы взаимодействует с детьми разных возрастов.

 Итак, проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием не теряет своей актуальности, и поиск путей реализации преемственности продолжает оставаться важнейшей задачей системы образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность дошкольного и школьного образования

Выступление  перед педагогическим коллективом ДОУ на тему «Преемственность дошкольного и школьного образования»...

план работы по преемственности дошкольного и школьного образования

ПЛАН РАБОТЫПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕЕМССТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ИНАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Цель:-  реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и школьного образования;-  с...

"Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе."

О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время.. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким у...

Основные проблемы преемственности в обучении основам изобразительного искусства детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемст...

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАДОУ И МОУ СОШ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ СОГЛАСНО ФГОС»

На сегодняшний день особо актуальна проблема реальной преемственности между дошкольным учреждением и школой. Основной причиной послужило то, что подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилас...

Круглый стол «Проблемы преемственности и пути их решения. Общие понимания и требования готовности ребёнка к школе»

Программа направлена на развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья.Па...

«Организация клуба по интересам для родителей «На пороге школы», как одно из основных звеньев в преемственности уровней дошкольного и школьного образования»

Проблема преемственности  - одна из важнейших проблем уровней дошкольного и школьного образования, одно из главных условий  успешного осуществления непрерывного образования.Основным звеном в...