конспект ОД в гости к народам Ханты и Манси для подготовительной группы
методическая разработка (подготовительная группа)

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию с детьми подготовительной группы " В гости к народам ханты и манси"( народы севера). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

Конспект интегрированной образовательной деятельности

по познавательному и речевому развитию

с детьми старшего дошкольного возраста

«В гости к народам севера (народы ханты и манси)»

Автор:

Воспитатель Яковлева Виктория Валерьевна

п.Нижнесортымский, 2023 год

«В гости к народам севера (народы ханты и манси)»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о своеобразии жизни коренных народов Севера-ханты и манси.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить знания о своеобразии жизни народов севера, основных видах занятий (оленеводство, рыболовство, сбор ягод и др).

- Формировать представления о культуре и быте народов Севера.

- Расширять и закреплять знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.

Развивающие:

- Развивать практические и творческие умения на основе теоретических знаний: показ использования приобретённых знаний, умений и навыков в практическом действии.

- Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей. Обогащать словарь детей названиями предметов быта и одежды.

- Развивать связную речь, память, восприятие, мышление, умение рассуждать и делать выводы.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к родному краю – месту, где дети живут и растут, любовь и бережное отношение к природе родного края.

- Воспитывать благоприятные эмоционально-деловые отношения среди детей: активность, самостоятельность, уверенность в творческой деятельности.

- Воспитывать умение слушать и понимать других: терпение, выдержку, самоконтроль.

-Воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера, воспитывать убеждение, что родной край самый лучший уголок на Земле.

Методические приемы:

- Активизация словаря: жгучие морозы, орнамент, затяжная зима, малица, унты, ханты, стойбище, чум, нарты, коренные народы.

- Художественное слово, загадки.

- Дидактические игры: «Собери картинку».

- Использование слайдов, изделий хантыйского народа, быта, игр, праздников.

- Музыкальное оформление занятия.

- Использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.

Методические средства:

Наглядные: показ слайдов, иллюстраций, хантыйских узоров, изделий.

Музыкальные: музыка народов ханты и манси.

Словесные: художественное слово, рассказ воспитателя, дидактические игры.

Предварительная работа:

- посещение совместно с детьми виртуального музея народов Севера в г.Лянтор;

- наблюдения за красотой природы, за белками, зайцами на прогулке на площадке детского сада;

- рассматривание иллюстраций, презентаций по теме народы ханты и манси;

- чтение хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов Севера;

- составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Народы, живущие с нами рядом», «Национальные орнаменты народов Севера», «Жилище народов Севера», «Народные игры ханты и манси» и др;

- дидактические игры: «Что растет в лесу?», «Что лишнее?», «Засели животных» и др.;

- подвижные игры «Хэйро» (солнце), «Важенка и оленята» и др.

Демонстрационный материал:

- Макет чума и народные игрушки хантов.

- Иллюстрации с изображением, быта, животных, растений Севера.

- Макеты ремёсел ханты: рыболовство, оленеводство.

- Народно-прикладное искусство хантов.

\

Ход занятия:

#1054;рганизационный момент

Воспитатель звенит в колокольчик (концентрирует внимание детей). Звучит негромкая музыка народов ханты (манси).

На экране интерактивной доски изображение тайги. Воспитатель читает стихотворение:

Югорский край- заветный край России,

Земля легенд и сказок старины…

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены…

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, о чем это стихотворение?

(это стихотворение о крае, в котором мы живем. О Ханты-Мансийском округе- Югра)

Воспитатель: А что именно о Югорском крае вы услышали в этом стихотворении?

(что это край легенд и сказок, что мы с детства в него влюблены)

Воспитатель: а почему наш край так называется? Ханты-Мансийский округ Югра?

(потому что это край, в котором с давних пор проживали народы ханты и манси; народы ханты и манси являются коренными жителями нашего края; коренными их называют за то, что они живут на нашей земле очень давно;

потому что Югра (Угра)- это устаревшее название племен, которые населяли этот край).

Воспитатель: Ребята, мы живем с вами в необыкновенном крае, название которого звучит очень красиво- Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями- ханты и манси. Они занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. У них есть свои обычаи, свои праздники, приметы, свое жилье, своя музыка.

Воспитатель: Среди таежных лесов Югры расположился маленький поселок, в котором также живут коренные жители ханты и манси ,а также мы с вами. А как называется поселок, в котором мы с вами живем?

(Нижнесортымский)

Воспитатель: Какое интересное название. А кто из вас знает, почему наш поселок так называется?

(В переводе с хантыйского это означает «щука». Такое название дали коренные жители потому, что вокруг очень много озер и рек, в которых водится очень много щук)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Как много вы уже можете рассказать о своем крае, о своем поселке…

Сюрпризный момент.

Раздается стук в дверь. Появляются 2 куклы. Одна кукла одета в башкирский национальный костюм, другая- в русский.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычные гости. Это девочка Айлина и мальчик Ваня. Они приехали в гости в наш поселок. Им хочется познакомиться с тем, как живут коренные народы нашего края- ханты и манси.

Воспитатель: Давайте совершим маленькое путешествие по нашему краю и покажем Ване и Айлине, как живут народы ханты и манси.

Воспитатель: А на чём нам лучше отправиться в наше путешествие мы узнаем, когда поиграем в игру «Собери картинку». Выполнить задание нам помогут карточки. Давайте разделимся на пары.

Дети делятся на пары и выполняют задание.

Воспитатель: Что у вас получилось?

Дети: Самолёт, машина, олень лодка, поезд.

(на интерактивной доске изображение самолета, машины, оленя, лодки и поезда)

Воспитатель: Посмотрите, здесь находится картинка, на которой изображён олень. Может это ошибка?

(Нет, ханты и манси живут на своих угодьях. Место, где они живут, называется стойбище. Чтобы до них добраться, нужно поехать на оленях. Ведь только они смогут быстро пробежать по глубокому и рыхлому снегу)

Воспитатель: Правильно, ребята. Но сможем ли мы добраться на одном олене?

(нет, несколько оленей- это упряжка. А мы поедем на длинных санях, в которые впрягают оленей. Такие специальные деревянные сани называются нарты).

Воспитатель: Отправляемся в путь!

Звучит музыка. На экране интерактивной доски изображение оленьей упряжки, тайги.

Воспитатель и ребята встают друг за другом и идут по кругу. Как будто едут в тайгу на оленях.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда это мы приехали?

1 остановка: «Быт и традиции народов ханты»

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она

До того она кругла –

Ни единого угла. (Чум)

Воспитатель: Перед вами дом народов севера – чум. А скажите, чем чум отличается от обычного дома?

(чум ставят, а не строят. Его можно быстро собрать и разобрать, перевезти в другое место).

Воспитатель: Правильно, чум ставят. А кто обычно этим занимается?

(Обычно этим занимаются женщины. Сначала расстилают в выбранном месте доски, оставляя в центре место для очага, возводят шесты (жерди), которые сверху соединяются между собой, а потом все это накрывается оленьими шкурами. Сверху остается отверстие для выхода дыма).

На интерактивной доске изображение чума. Воспитатель обращает внимание детей на макет чума.

Воспитатель: Давайте расскажем наши друзьям Айлине и Ване, как живут хантыйские люди, чем они занимаются. Для этого мы разделимся на три команды. Первая расскажет о занятиях мужчин, вторая о занятиях женщин, и третья о детях.

(дети делятся на 3 команды по выбору, занимая столы. На первом столе лежит иллюстрация с изображением мужчины, на втором- женщины, на третьем- ребенка. Таким образом, дети выбрали, о чьих занятиях они должны будут рассказать. В группе они готовят небольшой рассказ, используя картинки с изображением занятий народов Севера)

Рассказы детей

1.Женщина у народов Севера- хозяйка чума. От нее зависит, тепло и уютно будет в чуме холодными зимними ночами. Она является хранительницей очага.

Хозяйка варит еду, чай из целебных трав, убирает в чуме, смотрит за детьми. Шьёт одежду, украшает её. Собирает с детьми дикоросы, которые потом приготавливает на зиму или оставляет для торговли.

2. Мужчины пасут оленей, ловят рыбу, занимаются охотой. Они подолгу находятся вне дома, добывают пищу. Одежда и обувь у них тёплая и лёгкая, чтобы в мороз не замёрзнуть и в жару не вспотеть. Ещё мужчины мастерят посуду и различные поделки из дерева, игрушки детям.

3. Девочки с ранних лет помогают маме: собирают грибы и ягоды, смотрят за младшими братьями и сестрами, плетут различные безделушки из бисера. А мальчики- папины помощники. Они с ранних лет ловят рыбу, охотятся.

Воспитатель обращает внимание детей на кукол в мужской и женской одежде народов севера, которые стоят около чума.

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами вспомнили, чем занимаются ханты и манси, и друзьям нашим рассказали. Поехали дальше.

На экране интерактивной доски изображение тайги, оленей.

Дети снова встают в круг и под музыку двигаются по кругу. Музыка останавливается, дети проходят на свои места.

2 Остановка «Таежная»

Воспитатель: Ребята, а как называется лес, в котором живут ханты и манси,

( тайга, слайд тайги).Посмотрите, какой красивый лес. Не зря же мы здесь оказались. Что нам предлагается сделать на этой остановке?

( вспомнить,чем питаются ханты)

Воспитатель: Да, в тайге растет очень много ягод , грибов. А сейчас мы с вами поможем детям северных народов собрать дикоросы. Кто знает, что такое дикоросы?

(грибы и ягоды, которые растут в лесу. Их никто не сажает и за ними не ухаживает, они сами вырастают, чаще всего в диких местах)

Детям предлагаются картинки с изображением ягод и грибов , которые растут как в тайге, так и садах и лесах центральной России. Задача детей: собрать только те ягоды, которые растут в тайге.

3 Остановка « Хейро»

Воспитатель: У народов Севера, как и у нас с вами, есть праздники. ( слайды на экране,дети рассказывают о праздниках, когда они бывают)

  1. «Воронга Хатл»- вороний день. Явленье птицы- символ новой жизни. Весенний праздник.
  2. «Медвежий праздник». Один из самых любимых народами Севера. Медведь для них- сын великих божеств, хозяин тайги.
  3. «День оленеводов». Осенний праздник.
  4. «День Обласа». Праздник поклонения воде

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сколько много оказывается праздников у народов ханты и манси.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какая любимая игра детей и взрослых ханты и манси? В которую они играют на всех праздниках? («Хейро»)

Воспитатель: А как переводится название этой игры? (Солнце)

Воспитатель: Давайте и мы тоже немного отдохнем и разомнемся. Повторяйте за мной движения.

Физкультминутка «Хейро»

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения «вперед-назад» и на каждый шаг говорят «Хейро». Ведущий- Солнце сидит в центре на корточках. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется, вытягивает руки в стороны. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три- в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Воспитатель: Ну а мы отправляемся дальше.

(Звучит музыка, на экране интерактивной доски изображение тайги, оленьей упряжки). Дети встают в круг, идут по кругу, выполняя движения. Музыка останавливается, ребята проходят на свои места.

4 Остановка «Искусство народов севера»

Воспитатель: В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы и чтоб не замёрзнуть, жители шьют себе одежду.

Послушайте загадку: «В одну дырку влезешь, а из трёх вылезешь». Что это?

(малица)

Воспитатель: Женщины ханты и манси очень талантливы. Они делают очень красивые изделия из меха. Шьют малицу - шубу из оленьего меха, рукавицы и унты - меховые сапоги. Украшают очень красиво, каждый на свой лад. Для мужчин шьют пояс. Пояс для него считается гордостью, он его не бросает и не снимает.

В своих украшениях женщины используют узоры: (показывает) оленьи рожки, уши зайца, жучки.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам с Ваней и Айлиной украсить узором хантыйскую шубку -малицу. Девочки, вместе с Айлиной будут украшать шубку для женщин. А мальчики вместе с Ваней, украшают шубку для мужчин. Обратите внимание на цвета, которые использовались для украшения. Синий- реки и озера края. Белый- цвет снега. Зеленый-цвет тайги.

Дети приступают к работе.

Воспитатель: Ваня и Айлина, вот и подошло к концу наше путешествие к народам ханты и манси!

Ваня и Айлина: Спасибо вам ребята, за интересную экскурсию. Как много мы всего узнали. О растениях, о праздниках, об одежде северных народов. Как много вы знаете о своем крае!

Воспитатель: Пока мы будем добираться домой, предлагаю высказать своё мнение о нашем путешествии. В этом нам поможет мой амулет. Мы будем передавать его друг другу и говорить, что понравилось.

Первой начну я: мне очень понравилось путешествовать с вами. Вы были активными и старательными. Молодцы!

А что понравилось вам в нашем путешествии? Что вызвало затруднения? Что вы узнали нового? (ребята пускают амулет по кругу и говорят, что им запомнилось, понравилось во время путешествия).

Спасибо всем! Вот видите, как много мы уже знаем и как много нам ещё предстоит узнать! Мы гордимся, что живём в прекрасном богатом крае!

Югра- какой волшебный звук,

В нем слышен бубна громкий стук,

Оби веселое журчанье

И тихий шум лесов вокруг.

Югра-какой прекрасный мир,

Здесь кедр-загадочный кумир,

Медведь-могучий предок ханты,

Муксун нагуливает жир.

Югра-какая благодать,

Она для нас отец и мать,

Она и дом наш, и Отчизна,

Чего же нам еще желать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Одежда народов ханты и манси"

Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края.Воспитывать уважение,  интерес к коренным народам....

Конспект НОД по ручному труду “Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси”.

Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируем любовь к малой и большой Род...

Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Полотенце, украшенное элементами орнамента народов ханты и манси»

Задачи:1.Познакомить с орнаментом народов ханты и манси «берёзовая ветка»;2.Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;3.Продолжать упражн...

Приложение к папке по самообразованию «Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество» (Развлечения, праздники, игры и конспекты, сказки, загадки, беседы))

Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяж...

Сценарий национального праздника народов ханты и манси «Встреча весны - «Вороний день» в подготовительной группе

Сценарий  национального праздника народов ханты и манси«Встреча весны - «Вороний день»в подготовительной группе     Ворона по небу летит,Земля проснулас...

Методическая разработка: "Кави" (Кукушка) Сценарий театрализованной деятельности по сказкам коренных народов ханты и манси (подготовительная группа) методическая разработка (подготовительная группа)

Сказка на земле, как и вода, проходит быстро. Тысячи и тысячи лет позади, ушло очень много поколений людей, но они оставили самое ценное – сказки. Каждая бабушка, каждый дедушка знают это и расс...