Мастер - класс по ориентированию в пространстве детей дошкольного возраста
проект
Ориентировка в пространстве – тот навык, которым должен хорошо владеть будущий первоклассник. Важно, чтобы дошкольник 6-7 лет легко и естественно определял направление, использовал пространственные понятия. Именно благодаря навыку восприятия пространства ребенок ориентируется на листе, запоминает правильное написание букв, овладевает математическими операциями. Поэтому начинать развитие в этом направлении необходимо с младшего дошкольного возраста. Усвоение информации происходит только с помощью взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_po_orientirovke.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по созданию условий для развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста в процессе реализации технологии.
Ориентировка в пространстве – тот навык, которым должен хорошо владеть будущий первоклассник. Важно, чтобы дошкольник 6-7 лет легко и естественно определял направление, использовал пространственные понятия. Именно благодаря навыку восприятия пространства ребенок ориентируется на листе, запоминает правильное написание букв, овладевает математическими операциями. Поэтому начинать развитие в этом направлении необходимо с младшего дошкольного возраста. Усвоение информации происходит только с помощью взрослого.
Работа по развитию ориентировки в пространстве ведется в системе «От простого к сложному». Разрабатывая данную технологию, опиралась на труды ведущих педагогов и психологов.
Выделяются следующие основных этапы:
1. Ориентировка на себе
2. В основных пространственных направлениях
3.В процессе передвижения;
4. В процессе передвижения; от себя
5. В процессе передвижения; от другого объекта
6. В процессе передвижения; на плоскости
Ориентировка на себе начинается с 1 мл. группы – помогает ориентироваться в частях своего тела:
«Начинаем мы играть (шаги на месте)
Тело будем изучать (хлопки в ладоши)
Там спина, а тут живот
Ноги, руки, глаза, рот
Нос и уши, голова – покачать успел едва»
С возрастом движения и команды усложняются и вот пример работы в средней группе (раздать мал. мячи):
«В правую руку мячик возьми
Над головой его подними
И перед грудью его подержи,
К левой коленке скорей приложи,
За спину спрячь, затылка коснись,
Руку смени и всем улыбнись
Очень важно на каждом этапе закрепления основных ориентиров способствовать закреплению прочной связи между словом и «пространственным образом».
В возрасте 3 - 4 лет дети начинают осваивать основные пространственные направления и сложным для усвоения остаются ориентиры «лево - право» - для этого поможет система меток (браслеты - например, только в правую руку), флажки, инвентарь разного цвета, размера, длины – флажки, кольца, платки, ленточки и тд.
А сейчас предлагаю поиграть в «Игровой парашют», для демонстрации данного пособия мне потребуется 6 помощников. Возьмемся правой рукой за зеленое кольцо, одновременно поднимем парашют вверх, глубоко вдохнув носом, на выдохе нужно перехватить кольцо левой рукой, и, постепенно выдыхая через рот, его опустить.
Следующее упражнение - на закрепление основных пространственных направлений. Возьмемся, второй рукой, за кольцо красного цвета, и преставными шагами следуем за командой:
«Мы сейчас пойдем налево, а теперь пойдем направо.
В центре быстро соберемся, а потом все разойдемся.
Поднимаем руки вверх, а затем опустим вниз.
Повторить еще разок ты поторопись»
В возрасте 4-5 лет развивается способность определять свое место расположенное в пространстве и месторасположение других людей – ориентируясь, сначала от себя, а затем от другого объекта. Для демонстрации данного упражнения мне понадобятся 4 игрока.
Игра «Паровозик» - (раздаются бейджи) Зайчик сел в вагончик первым, белочка села позади него, между зайчиком и белочкой занял место медвежонок, перед зайчиком занял место лисенок, все на местах и наш паровозик готов путешествовать. Я буду вашим диспетчером.
Внимательно слушаем мои команды: если скажу «смена машиниста», то 1-й должен уйти в конец паровоза; если «разворот», то все поворачиваются в противоположную сторону и продолжают путь, если услышите «задний ход» - продолжаем движение вперед спиной. Кладем руки на плечи впереди стоящего, и отправляемся в путь, поворачиваем налево:
Смена машиниста – разворот - задний ход – разворот – смена машиниста –стоп!
И последнее, ориентировка в двухмерном пространстве, то есть, на плоскости, для детей 6-7 лет.
- Дидактическая игра «Фигуры высшего пилотажа»
Воспитатель: Нужны два игрока (пилот и инженер)
- Давайте с вами отправимся на летное поле. Я буду диспетчером, а вы будете лётчиками. Мы проверим, сможете ли Вы показать фигуры высшего пилотажа. А я буду координировать полет вашего самолета. Чтобы вы удачно взлетели и приземлились.
- Перед вами лежит карта полета (лист синего цвета). На какую фигуру похоже она? Что есть у прямоугольника? Покажите мне верхние углы, нижние углы, правую сторону, левую сторону, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол.
Воспитатель:
- Поставьте свой самолёт в нижний левый угол. Ваш полет начинается с этого угла. Самолёт быстро поднимается верхний левый угол.
Воспитатель: Где находится ваш самолёт?
Воспитатель: Затем стремительно падает в нижний правый угол.
Воспитатель: Назовите координаты своего самолета?
Воспитатель: Резко поднимается в верхний правый угол.
Воспитатель: Следующий маршрут с уголка на уголок (в противоположный угол)
Воспитатель: Вы приземлились в ту точку с которого начали свой маршрут. Cравнивается результат, Молодцы
2. Концовка: «ВСЁ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
Познакомить педагогических работников с деятельностной технологией «коммуникативный бой»....
Мастер – класс по теме:ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,КАКСРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗАЖИЗНИ
Мастер – класс по теме:ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,КАКСРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗАЖИЗНИ«Валеология» в переводе с латинского vale - будь здо...
Мастер-класс по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста"Дорожка Здоровья"
Мастер-класс для работников ДОУ по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста...
Мастер-класс "Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста".
Формирование произвольности поведения лежит в основе многих процессов дошкольного детства. В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных средств развития произвольности поведения. Я ...
Мастер-класс "Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста"
Мастер-класс "Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста"...
Мастер-класс для воспитателей: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровье сберегающих технологий»
Практическая помощь воспитателям в использовании новых форм работы с детьми...