Информационный педагогический проект «Космическое путешествие»
проект (старшая, подготовительная группа)
Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos_proekt.docx | 39.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационный педагогический проект
«Космическое путешествие»
По доминирующей в проекте деятельности: информационный, творческий, игровой.
По содержанию: открытый, детско-взрослый, фронтальный, ребенок-заказчик проекта.
По составу участников: дети старшей группы № 6, родители, воспитатели.
По времени проведения: краткосрочный.
По характеру контактов: в рамках детского учреждения.
Актуальность.
Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Цель проекта
Приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса.
Задачи проекта
1. Формировать у детей понятие «космос», «космическое пространство».
2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.
3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
5.Познакомить с космонавтами, чьими именами названы улицы нашего города.
6. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
7. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
8. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
9. Обеспечит психологическое благополучие детей.
10. Учить отражать знания и впечатления в художественно-продуктивной, конструктивной, игровой деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта
Предполагаемый итог реализации проекта со стороны детей:
1. Дети знают названия планет Солнечной системы, известных звезд.
2. Могут назвать и описать космический аппарат, ракету.
3. Имеют представление о космосе в целом.
4. Узнают и называют известных космонавтов.
5. Знают названия улиц нашего города, названных в честь космонавтов
6. Умеют предложить свой собственный замысел и воплотить его в рисунке, аппликации, постройке.
7. Умеют самостоятельно развивать сюжет игры «Космос».
8. Сформирован интерес к новому, неизвестному в окружающем мире.
9. Овладение детьми средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Предполагаемый итог реализации проекта со стороны педагога:
1. Активизировалась поисковая деятельность.
2. Умеют систематизировать собранный материал и применять его в практической работе с детьми.
3. Установились доверительные и партнерские взаимоотношения с родителями.
4. Используются новые технологии в образовательном процессе.
Предполагаемый итог реализации проекта со стороны родителей:
1. Повысилась активность родителей в жизнедеятельности группы.
2. Повысилась педагогическая культура родителей.
3. Улучшились взаимоотношения между родителями и детьми.
Обеспечение проектной деятельности
1. Балаковская народная энциклопедия. Составитель Каргин Ю.Ю.
2. Гонтарук Т. Я познаю мир. М., АСТ: Транзит книга.
3. Гордон Уэллс «Звездочет и обезьянка Микки».
4. Город Балаково. Составитель Таран И.Д.
5. Дубкова С.И. Сказки звёздного неба. Белый город. М.
6. Космос. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. М.2004.
7. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. М., Педагогика-Пресс.
8. Левитан Е, П. Твоя Вселенная.
9. Левитан Е.П. Звёздные сказки.
10. Лыкова И.А. Аппликация из бумаги. Далёкий космос. Технологические карты. М. 2007.
11. Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. Лист. М.
12. Мир и человек. Географический атлас.
13. Паникова Е.А., ИнкинаВ.В. Беседы о космосе. ТЦ Сфера. М.2011.
14. Парамонов Ж. Забавная астрономия для малышей.
15. Порцевский К.А. Моя первая книга о Космосе.
16. Расскажите детям о космосе. Карточки для занятий в детском саду.
17.Скоролупова О.А. Большое космическое путешествие. М. 2006.
18. Скоролупова О.А. Покорение космоса.
19. Юрмин Г. Что внутри? Издательство: Малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты».
20. Астрономия и космос. Детская энциклопедия. РОСМЭН. М. 2011.
21. Талимонова Л. Сказки о созвездиях.
Этапы проекта
I этап проекта – подготовительный
Сбор информации
1. Довести до участников важность данной проблемы.
2. Подобрать энциклопедическую, методическую и художественную литературу.
3. Подобрать иллюстрации о космосе, аудио и видео материалы.
4. Подобрать материалы, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности.
5. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
6. Подобрать дидактические игры по знакомству с космосом.
II этап проекта - основной
Работа над проектом
Социально-коммуникативное развитие | Беседы: «Голубая планета-Земля», «Планеты Солнечной системы», «Что такое космос?», «Кого принимают в космонавты?», «Первые исследователи космоса», «Солнце-источник жизни на Земле», «Луна-спутник Земли», «Улицы нашего города носят их имена». Дидактические игры: «Восстанови порядок в солнечной системе», «Найди лишнее», «Разные картинки», «Подбери одежду для космонавта», «Добавь словечко», «Подбери созвездие», «Космические летательные аппараты», «Укрась слово», «Звук потерялся». Сюжетно-ролевые игры: «Уроки Звездочёта», «Путешествие к неизвестной звезде», «Космонавты», «Космодром», «Больница для космонавтов». Театрализованные игры: драматизация сказки «Как поссорились Солнце и Луна» |
Познавательное развитие | Просмотр презентаций и фильмов: Планеты Солнечной системы», «Животные в космосе», «Освоение космоса», «Юрий Гагарин», «Первый полёт», «Экскурсия по МКС». Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машинах, планетах Солнечной системы НОД «Социальный мир»: «Этот загадочный космос». НОД «Мир природы»: «Растения-лёгкие Земли». НОД «Развитие математических представлений»: «Волшебный овал». Рассматривание тематических папок: «Космос», «Расскажите детям о космонавтике», «Детям о космосе». Опытно-экспериментальная деятельность: «Солнце дарит нам тепло и свет», «Почему в космос летают на ракете?», «Сила тяготения», «День и ночь», «Звёзды светят постоянно». |
Речевое развитие | НОД «Развитие речи»: «Придумывание рассказа на тему «Космическое путешествие». НОД «Обучение грамоте»: «Весенние деньки. Звуковой анализ слова «луна»». НОД Чтение художественной литературы: В. Бороздин «Звездолётчики». Чтение художественной литературы: П. Ф. Клушанцев «О чем рассказал телескоп», И. Холи «Я тоже к звездам полечу»; Л. А. Обухова «Как мальчик стал космонавтом»; Г. Юрмин «Что внутри?», рассказ «Счастливого пути, космонавты»; Е. П. Левитан «Твоя Вселенная», «Звёздные сказки»; К. А. Порцевский «Моя первая книга о Космосе»; Бароздин В. «Первый в космосе»; Л. Талимонова «Сказки о созвездиях»; Н. Носов «Незнайка на Луне»; сказки «Жил на свете звездочет», «Соревнование планет», «Кто обгрыз месяц», «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили». Вечер загадок: «Угадай, что это?» |
Художественно-эстетическое развитие | НОД «Рисование»: «Что увидел космонавт из ракеты». НОД «Конструирование»: «Космодром». Выставка детских рисунков «Звездная фантазия». Продуктивная деятельность: лепка с использованием бросового материала «Ракета», «Инопланетяне»; рисование «Загадочный космос», «Лунный пейзаж», складывание созвездий из мозаики, из деревянного конструктора - «Космодром», из лего - «Роботы», из пластмассового конструктора- «Космический корабль». Создание книги рисунков «Этот загадочный космос». Музыка: Разучивание песни «Космонавтом быть хочу»; слушание космической музыки, музыкальных произведений группы «Зодиак», песни: «Мы в космос улетаем на работу», «Я-Земля!», «Знаете, каким он парнем был!», «На пыльных тропинках далёких планет...», «Четырнадцать минут до старта», «И на Марсе будут яблони цвести», «Трава у дома». |
Физическое развитие | НОД «Физическая культура»: «Юные космонавты». Спортивное развлечение: «Полёт в космос». Подвижные игры: «Солнце – чемпион», «Невесомость», «Метеоритный дождь», «Лабиринт», «Космонавты», «Позолоченный рожок», «Космический полет», «Кто быстрее до Луны», «Командирские навыки», «Корабль качается – раз». Комплекс утренней гимнастики: «Космонавты» Гимнастика после сна: Динамические упражнения: «Космодром», «Дружно в ногу мы идем», «Раз, два-стоит ракета», «Мы летим в ракете», «Будем космонавтами», «Ракета». Пальчиковая гимнастика: «Луноход», «Глобус», «Пять лунатиков», «Солнышко». Гимнастика для глаз: «Комета» Дыхательная гимнастика: «Ветер на планете», «Планета «Сат-Нам»? Отзовись», «На планете дышится тихо, спокойно и плавно», «Инопланетяне». Игра – импровизация: «Обитатели космоса». (Плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.)
|
Работа с родителями | Консультация: «Знакомим ребенка с космосом». Папка – передвижка: «Родителям о космосе». Конкурс семейных рисунков: «Рисуем космос». Выставка поделок из бросового материала: «Космические аппараты». Рекомендации просмотра родителями и детьми мультфильмов: «Тайна красной планеты», «Загадочная планета», «Незнайка на Луне». Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки», Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах». Вместе с детьми найти новую поговорку, стихотворение, загадку о космосе и разучить. |
Развивающая среда | Тематические папки, плакаты: «Космос», «Расскажите детям о космонавтике», «Детям о космосе». Космические головоломки, лабиринты. Настольные игры: «Солнечная система», «Вторжение инопланетян», «Путешествие по вселенной». |
III этап проекта
Презентация проекта
Развлечение «Космическое приключение».
Результат проекта.
Совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы космоса явилась наиболее эффективной. У педагогов установились доверительные отношения с родителями, улучшились и взаимоотношения между родителями и детьми. Родители оказывали помощь в сбое информации по теме «Космос», в изготовлении костюмов, вместе с детьми мастерили поделки и рисовали, а также помогали изготавливать атрибуты для детских игр.
В процессе реализации проекта у детей наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас; расширились представления о родном городе; дети знают названия улиц нашего города, названные в честь космонавтов; развилась детская инициативность и творчество; сформировались естественно-научные представления о космосе; чувство гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов в области космических исследований.
Приложение № 1
Спортивное развлечение
«Мы космонавты».
Цель: создать весёлое настроение
Задачи: закреплять знания детей о космосе, о летчиках-космонавтах, чертах и качествах характера, необходимых для людей данной профессии; закреплять двигательные умения, полученные на физкультурных занятиях; развивать у детей быстроту, ловкость, координацию движения; формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Ход развлечения:
В празднично украшенный зал под звуки «Марш космонавтов» (муз. А. Рыбникова) дети входят в зал и останавливаются полукругом.
Ведущий: Ребята, вы знаете какой праздник будут отмечать в нашей стране 12 апреля?
Ведущий: Правильно, Международный день авиации и космонавтики. Именно 12 апреля в космос полетел первый человек нашей планеты. Кто он?
Ведущий: Дети, вы уже знаете, что такое космос, что в космос летают на космическом корабле. Космос загадочный и необъятный. Чтобы полететь человеку в космос, нужно быть сильным, смелым, постоянно заниматься физическими упражнениями. А вы хотели бы побывать в космосе?
Дети исполняют песню «
Ведущий: Для этого необходимо на земле хорошо потренироваться, как следует подготовиться к полету!
1 – й ребенок:
Мы пришли на космодром.
Посмотрели мы кругом -
Видим белую ракету
Высотой с огромный дом.
2 – й ребенок:
Вышел из нее пилот,
Посмотрел на звездолет
И сказал: «Привет, ребята!
Вот и смена нам растет!»
3 – й ребенок:
Вы скорее подрастайте,
Тренируйтесь, закаляйтесь.
Космонавтов наш отряд
Будет вас увидеть рад!
Ведущий:
Начинаем подготовку.
Выходи на тренировку!
Дети становятся в рассыпную по всему залу.
Музыкально-ритмическая композиция «Трава у дома» (муз. В. Мигули)
По окончанию выполнения движений композиции дети присаживаются на гимнастические скамейки.
Ведущий: Многие ребята мечтают о полете в космос, ведь там так много неразведанных тайн. Сегодня мы тоже полетим к далеким планетам в нашей игре. Для этого нам нужно сформировать два экипажа космических кораблей «Восток» и «Восход» (дети делятся на две команды).
Ведущий: А что же это за профессия – космонавт?
1 – й ребенок:
Он пример для всех ребят,
Его зовут героем.
Гордо носит космонавт
Звание такое.
2–й ребенок:
Космонавтом чтобы стать,
Надо многое узнать,
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, очень смелым.
3 – й ребенок:
И профессии любой
Нужно знать секреты,
Ведь на высоте такой,
Не спросить совета.
4 – й ребенок.
Мы привет ему пошлем,
Пусть его согреет:
«На земле тебя мы ждем,
Прилетай скорее!»
Ведущий: Сегодня вы у нас юные космонавты. Предлагаю всем юным космонавтам пройти первый этап.
«Чтобы космонавтам стать, нужно много-много знать!»
(За каждый правильный ответ команда получает одно очко)
Загадки.
1. Не огонь, а больно жжет
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (Солнце)
2. Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной, То он серый, то он синий,
То он ярко голубой. (Небо)
3. Ответ, дружок мой, крайне прост
Ищи его ты среди звезд,
Бывает долькою она
Бывает полною она. (Луна)
4. По ночному небу рассыпался горох -
Блестит и мерцает,
Все видят его, а собрать не могут. (Звезды)
5.Что за чудная машина
Смело по Луне идет?
Вы её узнали, дети?
Ну, конечно…(луноход).
6. Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица
Знают все, и мал и стар,
Что она большущий шар. (Земля)
7. На небе происходит это -
Огромный хвост, сиянье света!
Ответьте, что это? (Комета)
8. Распустила алый хвост
Улетела в стаю звезд,
Наш народ построил эту
Межпланетную… (Ракету)
9. Он черен, ка ночь, и звезд в нем не счесть.
Планет и созвездий в нем множество есть
Что это за место, возникает вопрос.
И каждый ответит, ведь это же... (космос).
10. Он космос покоряет,
Ракетой управляет,
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… (космонавт).
Жюри подводит итоги, кто больше дал правильных ответов.
Ведущий: А давайте-ка сейчас
С вами полетим на Марс.
Ну, команды становитесь,
Крепче за руки беритесь.
Чтобы нам полет устроить,
Надо всем ракеты строить.
Ведущий: Уважаемые команды, чтобы полететь в космос люди сначала строят ракету, затем механики оснащают ее оборудованием, запасами пищи и воды, так как современные космонавты находятся в космосе много дней и даже месяцев. Поэтому, следующее наше задание:
«Готовим ракету к полету»
Из числа участников команды выбираются строители, механики, космонавты, командир. Игра начинается со строительства ракеты. Необходимо разложить в ряд обручи по числу космонавтов – это отсеки ракеты, в конце приставить две гимнастические палки в виде конуса – нос ракеты. После завершения строительства ракеты к работе приступают механики. Они оснащают ракету оборудованием: берут по одному кубику и бегут к построенным ракетам, заполняя каждый отсек ракеты. Последними на старт выходят космонавты. Командир берет за руку первого космонавта и они вдвоем бегут к ракете, где космонавт садится в обруч – отсек, а командир возвращается за следующим космонавтом, и так до тех пор, пока все космонавты отряда не займут свои места в ракете. Последним занимает первый отсек командир, поднимает флажок: «Пуск!»
Дети садятся на скамейки. Жюри подводит итоги.
Ведущий: Вот мы и добрались в космос до планет солнечной системы. Дети, скажите, сколько планет движется вокруг солнца?
Ведущий: У каждой планеты свой путь, как он называется? (Орбита)
- Как называется самая большая планета? (Юпитер)
- Как называется самая маленькая планета? (Плутон)
- Которая по счету планета Земля? (Третья)
- Какая планета имеет кольца? (Сатурн)
Ведущий: Ребята, давайте вспомним очередность планет. А поможет нам в этом считалка.
Пальчиковая гимнастика «На луне жил звездочет.»
На луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, Восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон.
Ведущий:
А теперь наше следующие испытание.
Сейчас мы с вами поиграем,
Мячи в планеты превращаем:
Мяч – Юпитер, мяч – Луна,
Начинается игра.
Подвижная игра «Планеты, стройся!»
Напротив каждой команды лежит большой мяч – это Солнце. Вокруг солнца раскладываются, удаляясь друг от друга, кружки для игры в серсо. Дети стоят за линией старта, у каждого в руках мяч. По сигналу воспитателя дети по очереди бегут к «орбитам планет» и кладут мяч – планету на «орбиту». Затем возвращаются к линии старта, передают эстафету следующему. После завершения игры капитаны команд называют последовательность планет. Дети присаживаются на скамейки.
Ведущий:
Разрушаются кометы,
Метеоры и планеты,
Превращаются в обломки,
Пыль, мельчайшие осколки,
Чтоб космический корабль
Мог на землю приземлиться,
Надо с вами нам, ребята,
Хорошенько потрудиться.
В руки швабры и совки
Мы сейчас возьмем,
Мусор весь космический
Быстро уберем!
Аттракцион «Уберем космический мусор»
На полу физкультурного зала в произвольном порядке рассыпается космический мусор (комки смятой бумаги, пластиковые коробочки и т.д.) на линии старта ставится по одному детскому ведерку. В руки первому игроку дается веник и совок. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три, мусор убери!» Игра начинается. Дети по очереди бегут, заметают на совок по одному предмету, возвращаются к линии старта, высыпают мусор в ведро и передают эстафету следующему игроку, последним мусор собирает родитель. Побеждает команда, собравшая больше мусора.
После проведения игры ведущий предлагает командам построиться.
Молодцы, команды
Очень все старались!
Все с большим стараньем
Спортом занимались!
И я твердо верю:
Если захотите,
Все вы, без сомненья,
В космос полетите!
Жюри объявляет итоги соревнований. Детям и вручаются медали «Юному космонавту».
Под «Марш космонавтов» дети выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно- познавательный проект «Космическая Одиссея группы «Буквоешки»».
Информационно- познавательный проект«Космическая Одиссея группы «Буквоешки»»....
Педагогический проект "Космическое путешествие" (краткосрочный, познавательный, творческий)
День космонавтики - яркое событие в апреле, которое будет способствовать формированию у детей чувства гордости за большой вклад нашей страны в освоение космоса. Содержание занятий на этой неделе будет...
Педагогический проект"Космическое путешествие" во 2 младшей группе
Дать детям знание о празднике День космонавтики, о первом полёте Юрия Алексеевича Гагарина в космос. Для решения этой проблемы возник этот проект....
информационная карта проекта "Космические путешествия" для детей 5- 6 лет
Дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражет детскую фантазию....
Педагогический проект «Космическое путешествие» в средней группе.
Космос – это неиссякаемая тема для исследовательской деятельности, и конечно, она вызывает неподдельный интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Знания, ...
Педагогический проект:" Космическое путешествие с Юрием Гагариным".
Паспорт педагогического проектаТема: Космическое путешествие с Юрием Гагар...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
1. Дать знания детям о российском празднике - День космонавтики, о космосе, о первом космонавте Ю.А. Гагарине. Вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций о космосе. Обучать активности, коллективизму...
Комментарии
Уважаемая Екатерина Петровна!
Уважаемая Екатерина Петровна! Мне понравился предложенный Вами проект о космосе. Он достаточно разнообразен, соответствует возрастным особенностям детей.