ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО»: МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
статья (старшая группа)

Ирина Сергеевна Злобина

Среда развития ребенка должна: служить интересам и потребностям ребенка; обогащать развитие специфических видов деятельности; обеспечивать зону ближайшего развития ребенка; побуждать делать сознательный выбор; становиться основой для самостоятельной деятельности; являться условием для своеобразной формы самообразования; развивать любознательность и творческое воображение, умственные, художественные способности, коммуникативные навыки; а также, формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zlobina_i_statya.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА  В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО»:

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Злобина И. С., воспитатель,

ШулегинаЛ.Н., воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Золотой петушок»

г. Губкина Белгородской области

Введение: Среда развития ребенка должна: служить интересам и потребностям ребенка; обогащать развитие специфических видов деятельности; обеспечивать зону ближайшего развития ребенка; побуждать делать сознательный выбор; становиться основой для самостоятельной деятельности; являться условием для своеобразной формы самообразования; развивать любознательность и творческое воображение, умственные, художественные способности, коммуникативные навыки; а также, формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Актуальность: Предметно-развивающая среда определяется как «совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности дошкольников». Компетентно организованная предметно-развивающая среда стимулирует самую разнообразную умственную деятельность, проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Неотъемлемым условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на взаимодействия между детьми и взрослыми.

Непременным условием построения предметно-развивающей среды (далее ПРС) в детском саду мы считаем опору на личностно - ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Е.Д. Висангириева, Н.Д. Епанчинцева, М.А. Замураева, Г.Ю. Максимова акцентируют внимание на том, что опыт показал, изменение ПРС ДОУ оказывает желаемый эффект и делает среду действительно развивающей лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в рамках совместной партнерской деятельности с детьми. Только в случае возникновения понимания ценности для развития у детей партнерской позиции, изменения в ПРС способствуют возникновению принципиально нового образовательного пространства для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

Целью нашего проекта было провести исследование особенностей проектирования ПРС в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Золотой петушок» города Губкина Белгородской области. Для того чтобы достичь цели исследования мы решали ряд задач. Рассмотрели теоретические аспекты проектирования ПРС детского сада в примерных образовательных программах; проанализировали особенности проектирования ПРС детского сада на основе возрастосообразного и вариативного подходов; изучили педагогические условия проектирования ПРС детского сада по программе «Детство».

Стратегические задачи по развитию Российской Федерации на ближайшие годы во многих Национальных проектах отражают озабоченность развитием десятилетий детства, в том числе дошкольного образования.  Проектирование и создание ПРС приближенной к требованиям ФГОС ДО, является актуальной в связи с тем, что переход на стандарт дошкольного образования в дошкольных организациях практичней начинать с материально-технического оснащения. Но на кардинальные изменения чаще всего не хватает материальных ресурсов, поэтому необходимо перестраивать, перерабатывать уже имеющуюся ПРС.

Под проектированием ПРС детского сада в примерных образовательных программах подразумевается, что при проектировании ПРС необходимо учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта, в котором представлены основные требования к среде на современном этапе. Под особенностями проектирования ПРС детского сада: возрастосообразным и вариативным подходами предполагается, что проектирование ПРС детского сада происходит на основе концептуальных принципов ООП, в соответствии с которой разрабатывается концепция проектирования ПРС. При реализации этого проекта педагогическому коллективу необходимо учитывать вариативные подходы к этой проблеме и принцип возростасообразности. Сущность педагогического условия проектирования ПРС детского сада по программе «Детство» предполагала, что одним из эффективных путей развития познавательной активности детей дошкольного возраста в современных условиях признана организация ПРС в каждой возрастной группе.

На этапе теоретического исследования мы провели анализ влияния ПРС на все стороны развития ребенка, установили, что главной задачей ПРС является сохранение и развитие как физического, так и психологического здоровья воспитанников, этот аспект должен прослеживаться во всех компонентах среды.

Наше педагогическое наблюдение было организовано в три этапа (констатирующий, проектно - внедренческий, контрольный).

Констатирующий этап исследования показал, что у 30% детей из числа участвовавших в педагогическом наблюдении, преобладают отрицательные эмоции. Проведенное нами анкетирование педагогов показало, что знания педагогов по созданию и проектированию ПРС, не полные, многие педагоги не знают определения ПРС, психологических особенностей и педагогических рекомендаций к ПРС, основных требований нормативных документов, что фиксирует недостаточный уровень компетентности. Не все родители были удовлетворены имеющейся ПРС ДОУ.

На первом этапе нами было выяснено, что предметно-развивающая среда не в полной мере соответствует требованиям ФГОС ДО и не в полном объеме отвечает потребностям современных детей: не хватает игровых материалов, игрушек, инвентаря, что составляет трудности при реализации образовательной программы.

Мы разработали проект реконструкций ПРС ДОУ, приближенной к требованиям программы «Детство», опираясь на кластерное взаимодействие; привлекли родителей к созданию ПРС ДОУ в соответствии с требованиями программы «Детство», который включал: частичное оснащение групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в полном соответствии с ФГОС ДО и СаНПиН, с учетом возможности для уединения; соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; приобретена новая мебель в группы: столы и стульчики для детей, двухярусные кровати, шкафчики для верхней одежды, доски для учебных зон, новый мультимедийный проектор, ковры и ковровые дорожки. Сшиты новые шторы в групповые комнаты и в спальни. Также приобретено новое игровое оборудование в игровые зоны. Вся работа по проектированию и реконструкции ПРС  была направлена на эмоциональное благополучие каждого ребенка, формирование чувства защищенности, уверенности в себе; инициировали детей к освоению и активному пользованию новых зон ПРС группы. В ходе проектирования реконструкции ПРС мы организовали и провели смотр-конкурс на самое лучшее групповое помещение, чтобы в конкуренции повысить уровень энтузиазма педагогов.

Контрольный этап педагогического наблюдения показал, что дети хотят опять вернуться в детский сад, т.е. эмоционально - гармоничный настрой детей, их открытость, жизнерадостность, потребность в жизнедеятельности ДОУ. Также выросли показатели развития детей на конец года, по сравнению с его началом (Таблица1).

                Таблица 1

Показатели оценки развития детей ДОУ «Золотой петушок»

Образовательные области

Начало года

Конец года

Средний балл по образовательной области

Средний балл по образовательной области

Показатель уровня развития по образовательной области

 «Социально-коммуникативное развитие»

3,7

4

Высокий

 «Познавательное развитие»

3,7

4

Высокий

 «Речевое развитие»

3,6

3,9

Высокий

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

3,7

4

Высокий

Образовательная область «Физическое развитие»

3,8

4,2

Высокий

Итого:

3,7

4

Высокий

  Уровень компетентности педагогов в вопросах построения и организации работы ПРС значительно вырос. Повторное анкетирование родителей, с целью выявить их оценку преобразованной ПРС ДОУ показало динамику удовлетворенности родителей нововведениями. В ходе педагогического  наблюдения нами был на практике реализован  проект по переоснащению ПРС детского сада «Золотой петушок» в соответствии с ФГОС ДО  и СанПиН.

Заключение: На основании педагогического наблюдения и его анализа, нами были разработаны рекомендации, которые могут быть использованы в практике детского сада начинающим старшим воспитателем, послужить практическим материалом для воспитателей детского сада.

Мы убедились в том, что инновационное построение ПРС ДОУ способствует гармоничному развитию детей, развивает потенциал для интеллектуального развития ребенка и его творческих способностей, ребенок приобретает опыт эмоционально - практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авдулова, Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность /Т.П. Авдулова// Справочник старшего воспитателя. - 2014. - № 4.- С. 18-22.
  2. Висангириева, Е.Д. Проектирование социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореферат дисс. …кандидата педагогических наук. - Ростов-на-Дону, 2003. - 24 с.
  3. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта/ А.Н. Атарова, А.Г. Гогоберидзе, М.С. Новиков, В.А. Новицкая, Р.И. Яфизова // Современное дошкольное образование. - 2018. - №5(87). - С.16-23.
  4. Сухарева, О.Г. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О.Г.  Сухарева // https://multiurok.ru/files/rol-predmetno-prostranstvennoi-sredy-v-razvitii-li.html
  5. Фадеева, О.С. Управление интеллектуальным развитием личности старшего дошкольника в условиях развивающей среды ДОО/ О.С. Фадеева, Р.А. Фахрутдинова // Вопросы науки и образования. - 2018. - №6. С.163-165.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Создание предметно-развивающей среды детского сада с помощью современных информационно-коммуникационных технологий (из опыта работы МАДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка» г. Асино Томской области).

Мы считаем, что с первых минут пребывания в детском саду каждому ребёнку должно быть интересно, безопасно и комфортно, всё пространство должно способствовать раскрытию творческого потенциала воспитанн...

Проектирование предметно-развивающей среды в средней группе по Программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ". Средняя группа (от 4 до 5 лет).

Материал представляет собой проект предметно-развивающей среды в средней группе детского сада и может быть полезен педагогам ДОУ и студентам....

Консультация для педагогов: «Классический подход к проектированию предметной развивающей среды в детском саду»

Методические рекомендации по организации  предметно-пространственной развивающей  среды в дошкольных организациях.  Одним из главных показателей качества дошкольного образования яв...

Методические рекомендации проектирования предметно-развивающей среды в группе детского сада

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено...

1.Практическая работа «Разработка тем конкретных методических мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОО» 2. Дополнительное задание рейтинг плана • Тема 3 Предметно – развивающая среда детского сада в контекст

Методическое пособие содержат теоретический и практический материал реализации инновационног проекта «Формирование готовности педагогов ДОУ к реализации программ оздоровительной направленн...