ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО»: МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
статья (старшая группа)
Среда развития ребенка должна: служить интересам и потребностям ребенка; обогащать развитие специфических видов деятельности; обеспечивать зону ближайшего развития ребенка; побуждать делать сознательный выбор; становиться основой для самостоятельной деятельности; являться условием для своеобразной формы самообразования; развивать любознательность и творческое воображение, умственные, художественные способности, коммуникативные навыки; а также, формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО»:
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Злобина И. С., воспитатель,
ШулегинаЛ.Н., воспитатель
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Золотой петушок»
г. Губкина Белгородской области
Введение: Среда развития ребенка должна: служить интересам и потребностям ребенка; обогащать развитие специфических видов деятельности; обеспечивать зону ближайшего развития ребенка; побуждать делать сознательный выбор; становиться основой для самостоятельной деятельности; являться условием для своеобразной формы самообразования; развивать любознательность и творческое воображение, умственные, художественные способности, коммуникативные навыки; а также, формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Актуальность: Предметно-развивающая среда определяется как «совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности дошкольников». Компетентно организованная предметно-развивающая среда стимулирует самую разнообразную умственную деятельность, проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Неотъемлемым условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на взаимодействия между детьми и взрослыми.
Непременным условием построения предметно-развивающей среды (далее ПРС) в детском саду мы считаем опору на личностно - ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Е.Д. Висангириева, Н.Д. Епанчинцева, М.А. Замураева, Г.Ю. Максимова акцентируют внимание на том, что опыт показал, изменение ПРС ДОУ оказывает желаемый эффект и делает среду действительно развивающей лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в рамках совместной партнерской деятельности с детьми. Только в случае возникновения понимания ценности для развития у детей партнерской позиции, изменения в ПРС способствуют возникновению принципиально нового образовательного пространства для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.
Целью нашего проекта было провести исследование особенностей проектирования ПРС в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Золотой петушок» города Губкина Белгородской области. Для того чтобы достичь цели исследования мы решали ряд задач. Рассмотрели теоретические аспекты проектирования ПРС детского сада в примерных образовательных программах; проанализировали особенности проектирования ПРС детского сада на основе возрастосообразного и вариативного подходов; изучили педагогические условия проектирования ПРС детского сада по программе «Детство».
Стратегические задачи по развитию Российской Федерации на ближайшие годы во многих Национальных проектах отражают озабоченность развитием десятилетий детства, в том числе дошкольного образования. Проектирование и создание ПРС приближенной к требованиям ФГОС ДО, является актуальной в связи с тем, что переход на стандарт дошкольного образования в дошкольных организациях практичней начинать с материально-технического оснащения. Но на кардинальные изменения чаще всего не хватает материальных ресурсов, поэтому необходимо перестраивать, перерабатывать уже имеющуюся ПРС.
Под проектированием ПРС детского сада в примерных образовательных программах подразумевается, что при проектировании ПРС необходимо учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта, в котором представлены основные требования к среде на современном этапе. Под особенностями проектирования ПРС детского сада: возрастосообразным и вариативным подходами предполагается, что проектирование ПРС детского сада происходит на основе концептуальных принципов ООП, в соответствии с которой разрабатывается концепция проектирования ПРС. При реализации этого проекта педагогическому коллективу необходимо учитывать вариативные подходы к этой проблеме и принцип возростасообразности. Сущность педагогического условия проектирования ПРС детского сада по программе «Детство» предполагала, что одним из эффективных путей развития познавательной активности детей дошкольного возраста в современных условиях признана организация ПРС в каждой возрастной группе.
На этапе теоретического исследования мы провели анализ влияния ПРС на все стороны развития ребенка, установили, что главной задачей ПРС является сохранение и развитие как физического, так и психологического здоровья воспитанников, этот аспект должен прослеживаться во всех компонентах среды.
Наше педагогическое наблюдение было организовано в три этапа (констатирующий, проектно - внедренческий, контрольный).
Констатирующий этап исследования показал, что у 30% детей из числа участвовавших в педагогическом наблюдении, преобладают отрицательные эмоции. Проведенное нами анкетирование педагогов показало, что знания педагогов по созданию и проектированию ПРС, не полные, многие педагоги не знают определения ПРС, психологических особенностей и педагогических рекомендаций к ПРС, основных требований нормативных документов, что фиксирует недостаточный уровень компетентности. Не все родители были удовлетворены имеющейся ПРС ДОУ.
На первом этапе нами было выяснено, что предметно-развивающая среда не в полной мере соответствует требованиям ФГОС ДО и не в полном объеме отвечает потребностям современных детей: не хватает игровых материалов, игрушек, инвентаря, что составляет трудности при реализации образовательной программы.
Мы разработали проект реконструкций ПРС ДОУ, приближенной к требованиям программы «Детство», опираясь на кластерное взаимодействие; привлекли родителей к созданию ПРС ДОУ в соответствии с требованиями программы «Детство», который включал: частичное оснащение групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в полном соответствии с ФГОС ДО и СаНПиН, с учетом возможности для уединения; соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; приобретена новая мебель в группы: столы и стульчики для детей, двухярусные кровати, шкафчики для верхней одежды, доски для учебных зон, новый мультимедийный проектор, ковры и ковровые дорожки. Сшиты новые шторы в групповые комнаты и в спальни. Также приобретено новое игровое оборудование в игровые зоны. Вся работа по проектированию и реконструкции ПРС была направлена на эмоциональное благополучие каждого ребенка, формирование чувства защищенности, уверенности в себе; инициировали детей к освоению и активному пользованию новых зон ПРС группы. В ходе проектирования реконструкции ПРС мы организовали и провели смотр-конкурс на самое лучшее групповое помещение, чтобы в конкуренции повысить уровень энтузиазма педагогов.
Контрольный этап педагогического наблюдения показал, что дети хотят опять вернуться в детский сад, т.е. эмоционально - гармоничный настрой детей, их открытость, жизнерадостность, потребность в жизнедеятельности ДОУ. Также выросли показатели развития детей на конец года, по сравнению с его началом (Таблица1).
Таблица 1
Показатели оценки развития детей ДОУ «Золотой петушок»
Образовательные области | Начало года | Конец года | |
Средний балл по образовательной области | Средний балл по образовательной области | Показатель уровня развития по образовательной области | |
«Социально-коммуникативное развитие» | 3,7 | 4 | Высокий |
«Познавательное развитие» | 3,7 | 4 | Высокий |
«Речевое развитие» | 3,6 | 3,9 | Высокий |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | 3,7 | 4 | Высокий |
Образовательная область «Физическое развитие» | 3,8 | 4,2 | Высокий |
Итого: | 3,7 | 4 | Высокий |
Уровень компетентности педагогов в вопросах построения и организации работы ПРС значительно вырос. Повторное анкетирование родителей, с целью выявить их оценку преобразованной ПРС ДОУ показало динамику удовлетворенности родителей нововведениями. В ходе педагогического наблюдения нами был на практике реализован проект по переоснащению ПРС детского сада «Золотой петушок» в соответствии с ФГОС ДО и СанПиН.
Заключение: На основании педагогического наблюдения и его анализа, нами были разработаны рекомендации, которые могут быть использованы в практике детского сада начинающим старшим воспитателем, послужить практическим материалом для воспитателей детского сада.
Мы убедились в том, что инновационное построение ПРС ДОУ способствует гармоничному развитию детей, развивает потенциал для интеллектуального развития ребенка и его творческих способностей, ребенок приобретает опыт эмоционально - практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
ЛИТЕРАТУРА
- Авдулова, Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность /Т.П. Авдулова// Справочник старшего воспитателя. - 2014. - № 4.- С. 18-22.
- Висангириева, Е.Д. Проектирование социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореферат дисс. …кандидата педагогических наук. - Ростов-на-Дону, 2003. - 24 с.
- Гогоберидзе, А.Г. Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта/ А.Н. Атарова, А.Г. Гогоберидзе, М.С. Новиков, В.А. Новицкая, Р.И. Яфизова // Современное дошкольное образование. - 2018. - №5(87). - С.16-23.
- Сухарева, О.Г. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О.Г. Сухарева // https://multiurok.ru/files/rol-predmetno-prostranstvennoi-sredy-v-razvitii-li.html
- Фадеева, О.С. Управление интеллектуальным развитием личности старшего дошкольника в условиях развивающей среды ДОО/ О.С. Фадеева, Р.А. Фахрутдинова // Вопросы науки и образования. - 2018. - №6. С.163-165.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/06/picture-249000-1367838601.jpg)
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
Рекомендации для воспитателей: «Организация музыкальной предметно- развивающей среды детского сада в контексте ФГОС ДО»
Рекомендации для воспитателей по оформлению музыкальных уголков в группах....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/22/picture-1189262-1574388973.jpg)
Создание предметно-развивающей среды детского сада с помощью современных информационно-коммуникационных технологий (из опыта работы МАДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка» г. Асино Томской области).
Мы считаем, что с первых минут пребывания в детском саду каждому ребёнку должно быть интересно, безопасно и комфортно, всё пространство должно способствовать раскрытию творческого потенциала воспитанн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/08/picture-739735-1491636930.png)
Проектирование предметно-развивающей среды в средней группе по Программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ". Средняя группа (от 4 до 5 лет).
Материал представляет собой проект предметно-развивающей среды в средней группе детского сада и может быть полезен педагогам ДОУ и студентам....
Консультация для педагогов: «Классический подход к проектированию предметной развивающей среды в детском саду»
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольных организациях. Одним из главных показателей качества дошкольного образования яв...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-233512-1364754915.jpg)
Методические рекомендации проектирования предметно-развивающей среды в группе детского сада
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/05/picture-1515344-1709588855.png)
1.Практическая работа «Разработка тем конкретных методических мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОО» 2. Дополнительное задание рейтинг плана • Тема 3 Предметно – развивающая среда детского сада в контекст
Методическое пособие содержат теоретический и практический материал реализации инновационног проекта «Формирование готовности педагогов ДОУ к реализации программ оздоровительной направленн...