Методические рекомендации проектирования предметно-развивающей среды в группе детского сада
учебно-методический материал
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.
Предметно-развивающая среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_proektirovaniya_rpps.docx | 50.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации проектирования
предметно-развивающей среды в группе детского сада
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.
Предметно-развивающая среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.
Основные требования
Воспитатели дошкольных учреждений должны знать, что оформление зон в детском саду по ФГОС, должны соответствовать таким требованиям, как:
- Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы.
- Возможность видоизменять игровую среду в зависимости от изменений в обучающей ситуации.
- Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановке для всестороннего развития детской активности.
- Возможность вариативности – создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.
- Безопасность, надежность и высокое качество используемых материалов.
Групповая комната представлена тремя зонами: активной, рабочей и спокойной.
Примерный перечень зон активности в детском саду:
направленность, наполнение, функционирование
Направленность | Название уголка активности | Оснащение, материальная база | Функционирование |
Познавательно-исследовательская деятельность | Уголок экспериментирования | Младший дошкольный возраст | |
Большие пластиковые ёмкости с водой и песком (при возможности, в т. ч. и с кинетическим); игровые наборы для действий с этими материалами; природные материалы и другие предметы для экспериментирования с водой и песком (пластиковые кубики, деревянные шарики, скорлупа орехов и т. д.). | Игры-эксперименты детей младшего дошкольного возраста. | ||
Старший дошкольный возраст | |||
Природные материалы; образцы тканей, металлов, древесины, пластмасс; вещества; стеклянные и пластиковые сосуды и ёмкости; медицинские материалы; приборы и инструменты для практических исследований; защитные халаты, шапочки, перчатки; картотека опытов и экспериментов; могут быть настенные схемы; бланки для фиксирования результатов исследований. | Проведение исследований свойств различных объектов в самостоятельном или совместном с педагогом экспериментировании. | ||
Уголок природы | Младший дошкольный возраст | ||
Комнатные растения 1,2 младшие группы: (фикус, герань) Средняя группа (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула) Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки. Календарь природы: Картина сезона, модели/макеты года и суток. Макеты «Домашние животные», «Птичий двор» и т.д. | Формирование знаний об окружающем мире | ||
Старший дошкольный возраст | |||
Старшая группа (фикус, хлорофитум, бегония, традесканции, вьющийся плющ, цикламен, примула, амараллис, кливия) Подготовительная к школе группа ( фикус, хлорофитум, бегония, фиалка, традесканции, вьющийся плющ, цикламен, примула, амараллис, кливия) Календарь природы: «Метеостанция» Картина сезона, модели года и суток. Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды и температуру на каждый день. В конце месяца рисуется температурный график. Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которые кормились, сидели и ждали корма, пролетали мимо. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года». Макеты. Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения и т.п. | Развитие умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении. Формирование трудовых и безопасных навыков по уходу за растительными и животными объектами. | ||
Функциональные модели (луноход, космическая ракета); макеты («Солнечная система», «Чёрная дыра», «Млечный путь»); иллюстрированные энциклопедии; фотоколлажи и плакаты на тему «Космос»; материалы для проведения опытов и моделирования. | Проведение опытов-моделирований (частичное и полное солнечное затмение, вращение планет вокруг Солнца и своей оси, спутники планет). | ||
Уголок математического (сенсорного) развития | Младший дошкольный возраст | ||
Пирамидки разного размера, матрешки. Игры со втулками, вкладышами (пластиковые или деревянные). Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Конструкторы пластиковый и деревянный с кубиками, конусами, цилиндрами, шарами. Мозаики: пазовые, коврики-пазлы, гвоздики. | Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах объектов природного и социального окружения. | ||
Старший дошкольный возраст | |||
Настольные игры. «Танграм», «Колумбово яйцо». Домино. Лото. Головоломки. Набор геометрических фигур. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Игры с изображением цифр, геометрических фигур. Математические домики, модели. Модель часов или настоящие часы, календарь. | Развитие системы элементарных математических представлений. | ||
Уголок конструирования | Младший дошкольный возраст | ||
Мягкие модули. Крупный напольный конструктор. Набор кубиков, пластин, кирпичиков, цилиндров для сооружения построек на столах в контейнерах, ящиках. Базовый конструктор типа «Лего» (крупный или среднего размера). Блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, наборы геометрических фигур разного цвета для плоскостного конструирования. Игрушки небольшого размера для обыгрывания построек и организации сюжетной игры (куклы, фигурки животных, транспорт). | Закреплять умение пользоваться напольным и настольным конструкторами, сооружать постройки по образцу. Развивать самостоятельность детей, поощрять конструирование по замыслу. | ||
Старший дошкольный возраст | |||
Конструктор-лего с мелкими деталями. Металлический конструктор. Модели для сборки. Бросовый и природный Функциональные модели (роботы, автоматизированная техника); фотоматериалы последних научных разработок; материалы для моделирования и конструирования. | Развитие творческого воображения. Знакомство с робототехникой, мастер-классы. | ||
Игровая деятельность | Уголок сюжетно-ролевых игр | Младший дошкольный возраст | |
Наборы предметов и костюмов для игр «Больница», «Магазин», «Дочки-матери», «Гараж».; список вариантов проведения игры (для педагогов). Куклы; игрушки из различных материалов (пластиковые, деревянные); настольные игры; наборы для конструирования; картотека дидактических игр. | Предметные действия с игрушками, совместные с педагогом дидактические игры. | ||
Старший дошкольный возраст | |||
Наборы предметов и костюмов для игр «Больница», «Магазин», «Гараж» «Парикмахерская», «Почта», «Салон красоты», «Железная дорога», «Кухня», «Дочки-матери», «Космос», «Строители»; список вариантов проведения игры (для педагогов). Игрушки, костюмы для сюжетно-ролевых игр организуются также с учётом интересов девочек и мальчиков. Куклы; игрушки из различных материалов ( пластиковые, деревянные); настольные игры; наборы для конструирования; картотека дидактических игр. | Сюжетно-ролевые и настольные игры по предложенным воспитателем правилам. Самостоятельная игровая деятельность детей. | ||
Речевое развитие | Уголок чтения, книжный/библиотечный уголок, уголок сказок | Младший дошкольный возраст | |
Подборка книг и журналов в соответствии с возрастом детей и их интересами; оформление уголка иллюстрациями; игрушки-персонажи книг (герои сказок, Чебурашка, Мойдодыр, Карлсон и др.). | Прослушивание художественных текстов, разучивание стихотворений. | ||
Старший дошкольный возраст | |||
Подборка книг и журналов в соответствии с возрастом детей и их интересами; оформление уголка иллюстрациями; игрушки-персонажи книг (герои сказок, Незнайка, Буратино, Карлсон и др.). Мини-альбомы «Писатели отечественной литературы», «Писатели зарубежной литературы», «Русские народные сказки». Дидактические игры «Расскажи сказку», «Герои сказок» и т.д. Больница для книг (ножницы, скотч, клей, бумага) | Прослушивание художественных текстов, проведение познавательных бесед на основе прочитанных книг, самостоятельное изучение печатных изданий, разучивание стихотворений. | ||
Речевой/логопедический уголок | Младший дошкольный возраст | ||
Картинки для проведения артикуляционной гимнастики; настольные игры для автоматизации звуков; карточки с предметными изображения по различным лексическим темам; картотека дидактических игр. Художественные произведения по программе и др. | Совместные с педагогом занятия по совершенствованию чистоты произнесения звуков. | ||
Старший дошкольный возраст | |||
Картинки для проведения артикуляционной гимнастики; настольные игры для автоматизации звуков; карточки с предметными изображения по различным лексическим темам; картотека дидактических игр. Художественные произведения по программе и др. «Занимательная азбука»: к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы. «Азбука-лото»: карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы. «Калейдоскоп букв»: дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле. Словесные дидактические игры. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки Зеркало или индивидуальные зеркала. | Совместные с педагогом занятия по совершенствованию чистоты произнесения звуков, развитию фонематического слуха. | ||
Двигательная деятельность | Физкультурный/ спортивный уголок | Младший дошкольный возраст | |
Спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, кегли и т. д.); иллюстративные материалы тематических физкультминуток; картотека подвижных игр. Маски для подвижных игр. Модули мягкие. Дорожки. Атрибуты для закаливания. | Организация педагогом мини-состязаний на сноровку; проведение пальчиковой гимнастики, зарядки, танцевальных пауз; самостоятельные подвижные игры и упражнения. | ||
Старший дошкольный возраст | |||
Спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, кегли и т. д.); иллюстративные материалы по летним и зимним видам спорта, командным и индивидуальным, олимпийским; картотека тематических физкультминуток; список подвижные игр. Маски для подвижных игр. Модули мягкие. Дорожки. Атрибуты для закаливания, массажа. | Организация педагогом мини-состязаний на сноровку; проведение пальчиковой гимнастики, зарядки, танцевальных пауз; самостоятельные подвижные игры и упражнения. | ||
Художественная, творческая деятельность | Уголок ИЗО | Младший дошкольный возраст | |
Инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти. Раскраски. Трафареты. Печати. | |||
Старший дошкольный возраст | |||
Репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов(можно оформить в мини-альбомы); инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок; сборник заданий для продуктивного творчества, варианты поделок; технокарты по лепке и оригами. | Изучение наглядного материала и проведение эвристических бесед; создание поделок в различных техниках: рисунок, лепка, аппликация, пластилинография, оригами. | ||
Игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.); иллюстрированные книги по народному декоративно-прикладному искусству; материалы для детского продуктивного творчества; алгоритм лепки народных игрушек, схемы создания узоров. | Изучение выставок предметов народных промыслов, создание поделок в народном стиле. | ||
Театральный уголок, уголок ряжения | Младший дошкольный возраст | ||
Декорации для инсценировок сказок; наборы кукольного и пальчикового театров; маски и костюмы персонажей для детей, парики; аквагрим; картотека игр-инсценировок. Пальчиковый театр (этюды на руках). Настольный театр (различные виды). Театр мягкой игрушки (этюды с предметами). Театр вязаной игрушки (этюды с предметами). Театр игрушки из конуса (этюды с предметами). Кукла на гапите, на резинке (работа с предметами на стержне или на нитках); куклы перчатки (пластические этюды на руках). | Разыгрывание диалогов сказочных персонажей, подготовка спектакля для досугового мероприятия. | ||
Старший дошкольный возраст | |||
Декорации для инсценировок сказок; наборы кукольного и пальчикового театров; маски и костюмы персонажей для детей, парики; аквагрим; картотека игр-инсценировок. Пальчиковый театр (этюды на руках); куклы-перевертыши (игры-перевоплощения). Куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках); куклы-марионетки (постановка этюдов); ростовые куклы (музыкально-пластические этюды); тростевые куклы (постановка этюдов, сказок). Настольный театр (различные виды). | Разыгрывание диалогов сказочных персонажей, подготовка спектакля для досугового мероприятия. | ||
Музыкальный уголок | Магнитофон и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением); портреты композиторов; инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен; картотека музыкальных/танцевальных игр. | Совместная с педагогом и самостоятельная творческая деятельность (игры в оркестр, концерт); прослушивание аудиозаписей и обсуждения испытанных эмоций. | |
Нравственное воспитание | Уголок добрых дел | Стенгазеты и плакаты о помощи ближнему, добром отношении к животным; книги по этой теме; лэпбуки и фотоальбомы с примерами хороших поступков воспитанников. | Проведение бесед с обсуждением личного опыта воспитанников, прочитанных рассказов, совместное оформление стенгазет. |
Уголок «Семья» | Иллюстрации на семейную тематику; примеры оформления родового древа; подборка печатных изданий; игровые наборы и фигурки. | Беседы, направленные на формирование семейных ценностей; исследовательская и творческая деятельность по составлению истории рода. | |
Патриотическое воспитание | Уголок родного города | Фотографический материал достопримечательностей и интересных мест в городе; герб и гимн города; макет центральной улицы; детский рисунки на тему «Мой двор», «Моя улица», «Праздник в нашем городе». | Обсуждение важных событий в жизни города, подготовка к участию в праздновании Дня города. |
Национальный уголок | Выставка кукол в национальных костюмах, предметы утвари и промыслов; книги на национальном языке. | Прослушивание и обсуждение национальных сказок, разучивание стихотворений и песен на родном языке. | |
Трудовое воспитание | Уголок труда, уголок домоводства, уголок дежурных, уголок умывальника | Плакаты-алгоритмы выполнения порядка действий при самообслуживании и выполнении поручений; мотивационные картинки и важности труда; фартуки, косынки, нарукавники, перчатки (для уборки, дежурства в столовой и уголке природы). | Беседы с педагогом о важности труда, правилах гигиены; подготовка к коллективному участию в генеральной уборке, посадке деревьев и цветов на территории ДОУ. |
Уголок транспорта, уголок ПДД | Книги о правилах поведения на дороге (в т. ч. железной дороги); плакаты по ПДД; макет проезжей части; настольные и дидактические игры. | Обсуждение и повторение правил безопасности на проезжей части, просмотр обучающих мультфильмов, участие в играх, моделирующих дорожные поток и действия пешеходов. | |
Создание положительной мотивации | Уголок забытых вещей, уголок потеряшки | Забавно оформленные контейнеры с потерянными вещами (игрушки, варежки, носки и т. д.). | Сюда ребята приносят обнаруженные бесхозные вещи и заглядывают, если сами что-нибудь потеряли. |
Уголок именинника | Празднично украшенные поздравительный стенд с окошком для фотографии именинника. | Поздравление именинника, исполнение песенок («Пусть бегут неуклюже», «С Днём рождения тебя»), проведение игры («Каравай-каравай», например), вручение подарка, пожелания. | |
Уголок питания | Стенгазета о работе столовой в ДОУ; фотографии поваров детского сада; меню на неделю. | Проведение бесед о здоровом питании и режиме питания, правилах приёма пищи. | |
Уголок воспитателя | Фотографии воспитателя за работой, с воспитанниками; грамоты за педагогические достижения. | Обсуждение важности работы воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей. | |
Уголок достижений | Стенд с дипломами и грамотами воспитанников, фотоматериалы с презентаций проектов, творческих и спортивных соревнованиях. | Поздравление призёров конкурсов. | |
Коммуникация | Уголок вежливости, уголок этикета, «Здравствуйте, я пришёл!» (уголок приветствия) | Игровые наборы для разыгрывания диалогов, плакаты-напоминания вежливых слов, картотека дидактических игр. | Обучение правилам вежливого общения и этикета в игровой форме. |
Дополнительные уголки для подготовительных к школе групп | Уголок первоклассника | Рабочее место (парта и стульчики); школьные принадлежности: портфель, пенал с руками, карандашами, линейкой и др., готовальня, тетради, учебники для первого класса; распечатки с заданиями на определение звукового состава слова, написание печатных букв, сложение и вычитание в пределах 10; иллюстрации на тему «День знаний», «Первый класс», набор для игры в школу. | Самостоятельная исследовательская деятельность, проведение упражнений по подготовке к обучению грамоте, проведение беседы о школе: первом учителе, уроках и каникулах, распорядке школьного дня, школьной форме. |
Шахматный уголок | Коллекция шахматных наборов в различных стилях (деревянные, магнитные, картонные и др.); карточки с правилами передвижения фигур и их названиями; картотека шахматных задач для детей. | Обучение первоначальным навыкам игры в шахматы; решение задач и самостоятельные игры ребят, которые имеют играть в шахматы (посещают кружок). |
Варианты наполнения опытно-экспериментального центра — таблица
Возрастная группа | Дидактический компонент | Материалы | Инструменты и ёмкости | Приборы |
Первая младшая (1,5–3 года) |
|
|
| Вертушки для игр с ветром, лупы, безопасные зеркальца для игр с солнечными зайчиками. |
Вторая младшая (3–4 года) |
| Расширенная база природного и бросового материала:
| Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для первой младшей группы. | Добавляются приборы для изучения света и тени (игрушки театра теней, разноцветные линзы, бинокль, весы с двумя чашами). |
Средняя (4–5 лет) |
| К природным материалам добавляются:
|
| Новые приборы: магниты разных размеров, компас, секундомер, линейки. |
Старшая (5–6 лет) |
|
|
| Новые приборы: песочные часы, микроскоп, подзорная труба. |
Подготовительная (6–7 лет) |
| Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы. | Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы. | Новый прибор: телескоп. |
Таблица: примерный образец паспорта математического уголка в ДОУ
Раздел | Содержание раздела |
Руководители уголка | Воспитатель или воспитатели группы, образование, категория |
Место размещения | Группа, ДОУ |
Цель и задачи уголка | Указываются цели и задачи, например: |
Пояснительная записка | Указываются актуальность создания уголка, основные виды деятельности в нём, ожидаемые результаты работы. |
Конструкторы строительные | Отдельно перечисляются конструкторы обычные (с указанием материала, из которого изготовлены) и тематические (с указанием тем). |
Конструкторы технические (для моделирования) | Указывается название конструктора, материал, тип крепления (штифтовый, на винтах). |
Материалы для конструирования из бумаги | Перечень материалов. |
Природный материал | Перечень материалов. |
Бросовый материал | Перечень материалов. |
Вспомогательные материалы | Перечень (пластилин, клей, проволока, элементы декорирования поделок). |
Дидактические развивающие игры | Перечень игр, возможно краткое описание. |
Наглядные пособия, литература | Перечень литературы и пособий (папки, альбомы с иллюстрациями, плакаты, схемы, фото). |
Конспекты | При желании воспитатель может дополнить паспорт конспектами различных видов деятельности в уголке, а также планом работы уголка на полугодие или год (темы и задачи совместной деятельности с детьми). |
Таблица: задачи создания речевого уголка для разного возраста
Группа | Задачи |
Первая младшая | Преодоление речевого негативизма (когда малыши стремятся показать, а не проговорить слово, явление) в парных, групповых играх. |
Вторая младшая | Обогащение и активизация словаря по программным лексическим темам (за счёт наполнения логопедической зоны подходящими картинками). |
Средняя | Активизация и обогащение пассивного и активного словаря. |
Старшая, подготовительная | Отработка и закрепление лексического материала, лексико-грамматических категорий. |
Таблица: состав материальной базы уголка речевого развития — таблица
Наглядные материалы, пособия |
|
Материалы для сенсорного развития |
|
Предметы для развития дыхания |
|
Дидактические материалы |
|
Материалы для игр-драматизаций |
|
Картотека заданий, упражнений и игр в книжном уголке
Задания |
|
Игровые упражнения |
|
Двигательные упражнения |
|
Дидактические игры |
|
Игры-драматизации |
|
Задачи спортивного уголка — таблица
Возрастная группа | Задачи работы спортивного уголка |
Первая и вторая младшие (1,5–4 года) |
|
Средняя (4–5 лет) |
|
Старшая (5–6 лет) |
|
Подготовительная к школе (6–7 лет) |
|
Атрибуты физкультурного уголка — таблица
Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр |
|
Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук |
|
Для игр и упражнений с прыжками |
|
Для перешагивания, подъёма и спуска |
|
Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием |
|
Выносной материал (по возрасту детей) |
|
Таблица: идеи для изготовления предметов реквизита
Что | Из чего можно сделать |
Виды театров и кукол | |
Настольный театр | Игрушки-куклы можно делать из картона или бумаги. Для настольного театра их можно склеить из двух частей и установить на подставки из пластика, дерева или толстого картона. Ещё один способ — наклеить изображение на конус или цилиндр. |
Пальчиковый театр | Кукол можно создать с помощью бумаги или ткани, украсив нитками, пуговицами, тесьмой и пр. Можно также некоторых персонажей связать. |
Перчаточные куклы | Одну перчатку прошивают на уровне пальцев с изнанки, выворачивают и, набив ватой или синтепоном и украсив, пришивают ко второй. |
Танцующие игрушки, марионетки из картона | Из картона вырезаются отдельные детали: туловище, руки, ноги. После чего элементы соединяются нитками или проволокой. |
Бибабо | Кукол бибабо можно изготовить из капроновых чулок. |
Театр на фланелеграфе | Персонажи для театра на фланелеграфе из фетра. |
Театр на ложках (пластиковых или деревянных) | На основу наклеиваются детали из картона, которые затем драпируются тканью и украшаются. Можно также использовать акриловые краски, пластилин и другие материалы. |
Напольные куклы | Мягкие куклы в рост ребёнка шьются также, как обычные мягкие игрушки. При необходимости в куклу можно вставить элементы каркасной основы (чтобы туловище не гнулось), а также пришить петли, чтобы ребёнку было проще управлять куклой. |
Платковые куклы | К картонной голове пришивается широкая лента, а снизу она нашивается на платок или платье с рукавами. Ребёнок надевает такой костюм и управляет персонажем, с помощью резинки, которая крепится к рукаву. |
Театр теней | Голова персонажа вырезается из картона, к ней крепится бумажная трубочка для указательного пальца актёра. Проколом намечаем глазки. Для представлений необходимы старый телевизор и лампа, которая будет направлять источник света. |
Общий и дополнительный реквизит | |
Декорации | Деревья, солнце, поляна и прочее выполняются из плотной бумаги и наклеиваются на картон-основу. |
Занавес | Занавес изготавливается из гофрированной бумаги или обычной ткани. |
Ширма | Может быть из дерева или из толстого картона. |
Программки | Книжки-панорамы можно использовать, например, в качестве программки для постановки. |
Билетики | Билетики делаются из бумаги или картона, а затем ламинируются или оклеиваются скотчем. |
Таблица: особенности подборки материала в патриотическом уголке
в зависимости от возраста детей
Группы | Государство Родной край | Народная культура Малая родина | Семья, семейные традиции и нравственность | Художественная литература | ||||
Младшие | Символика государства: изображение герба, государственного флага. Иллюстрации красоты и природного богатства родного края | Атрибуты народного творчества: матрёшки, свистульки, примеры национальной одежды; традиционные игрушки России (из соломы, из ниток) Фотографии, открытки, сувениры, фотоальбомы, папки, объёмные макеты — города, района, своего детского сада. | Семья: фотографии, картинки отображающие семью, родителей, их любовь и заботу к детям, взаимное уважение и поддержку, совместные игры, выполнение обязанностей по дому. | Народные сказки, песни, пословицы, стихи о родном крае | ||||
Средняя | Та же символика сохраняется. Флаг России может быть представлен как иллюстрация, как трёхцветное полотно или в виде сувенирного флажка. Флаг, герб и карта области, портрет руководителя. Символика наиболее значимых предприятий | Добавляется иллюстрированный материал о жизни русской деревни: изображение (макет) избы, праздники, обряды. Добавляется иллюстрированный материал о своём населённом пункте: достопримечательности, история возникновения, известные земляки. | Добавляется информация о семейных праздниках и традициях. | Объём художественной литературы можно увеличить, представленная тематика та же. | ||||
Старшая и подготовительная | К государственной символике добавляется гимн России. Присутствует карта страны, желательно с отображением главных достопримечательностей, атласы с иллюстрациями природных зон, животного и растительного мира различных областей. Россия — мировая держава. Имеется глобус, подборки иллюстрированного материала о жизни людей в других странах. На страже Отечества. Представляется художественный материал о защитниках Родины, начиная с исторических времён (баллады, сказки, картины) до наших дней, используются дидактические игры с патриотической тематикой. Более подробно представляется материал о родном крае, его природе, занимаемом месте в экономике страны. | Выделяются тематические направления, представленные подбором печатного материала, иллюстраций, макетов: Уклад жизни на Руси. Традиции национального костюма. Народный календарь. Русская игрушка. Народные праздники. Появляются отдельные рубрики: «Город во время Великой Отечественной войны», «Наука и образование в нашем городе», «Спортивные достижения», карта города. | Семейные альбомы, изготовленные детьми и родителями поделки: «Генеалогическое дерево моего рода», «Герб нашей семьи», «Наши маленькие любимцы». | Добавляются рассказы для детей о героических поступках в современное время и во время войны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для родителей детей, посещающих речевую группу детского сада.
Памятка для родителей: Вместе правильно составляем предложения.Памятка для родителей: Формируем грамматические категории и активизируем словарь.Памятка для родителей: Формируем навык зв...
"Методические рекомендации по предметно-развивающей среде ДОО в соответствии с переходом на ФГОС ДО"
В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс....
Методические рекомендации по предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)...
Консультация для педагогов "Методические рекомендации по предметно развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"
Основная форма работы в ДОУ является игра, поэтому развивающая среда в группе должна постоянно обновляться....
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методические рекомендации по предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО»
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегоднящний день стоит особо актуально...
Педагогическая технология проектирования музыкально-обогащённой среды в группе детского сада.
Педагогическая технология проектирования музыкально-обогащённой среды в группе детского сада...
Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно – развивающейся, игровой среды в группе раннего возраста
Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающейся среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и ма...
- Мне нравится (1)