Методические рекомендации проектирования предметно-развивающей среды в группе детского сада
учебно-методический материал

Барсукова Ольга Викторовна

 

 

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

 

Предметно-развивающая среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_proektirovaniya_rpps.docx50.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации проектирования

 предметно-развивающей среды в группе детского сада

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Предметно-развивающая среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.

Основные требования

Воспитатели дошкольных учреждений должны знать, что оформление зон в детском саду по ФГОС, должны соответствовать таким требованиям, как:

  • Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы.
  • Возможность видоизменять игровую среду в зависимости от изменений в обучающей ситуации.
  • Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановке для всестороннего развития детской активности.
  • Возможность вариативности – создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.
  • Безопасность, надежность и высокое качество используемых материалов.

Групповая комната представлена тремя зонами: активной, рабочей и спокойной.

Примерный перечень зон активности в детском саду:

 направленность, наполнение, функционирование

Направленность

Название уголка активности

Оснащение, материальная база

Функционирование

Познавательно-исследовательская деятельность

Уголок экспериментирования

Младший дошкольный возраст

Большие пластиковые ёмкости с водой и песком (при возможности, в т. ч. и с кинетическим); игровые наборы для действий с этими материалами; природные материалы и другие предметы для экспериментирования с водой и песком (пластиковые кубики, деревянные шарики, скорлупа орехов и т. д.).

Игры-эксперименты детей младшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст

Природные материалы; образцы тканей, металлов, древесины, пластмасс; вещества; стеклянные и пластиковые сосуды и ёмкости; медицинские материалы; приборы и инструменты для практических исследований; защитные халаты, шапочки, перчатки; картотека опытов и экспериментов; могут быть  настенные схемы; бланки для фиксирования результатов исследований.

Проведение исследований свойств различных объектов в самостоятельном или совместном с педагогом экспериментировании.

Уголок природы

Младший дошкольный возраст

Комнатные растения

1,2 младшие группы: (фикус, герань)

Средняя группа (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула)

Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки.

Календарь природы:

Картина сезона, модели/макеты года и суток.

Макеты «Домашние животные», «Птичий двор» и т.д.

Формирование знаний об окружающем мире

Старший дошкольный возраст

Старшая группа (фикус, хлорофитум, бегония, традесканции, вьющийся плющ, цикламен, примула, амараллис, кливия)

Подготовительная к школе группа ( фикус, хлорофитум, бегония, фиалка, традесканции, вьющийся плющ, цикламен, примула, амараллис, кливия)

Календарь природы: «Метеостанция»

Картина сезона, модели года и суток.

Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды и температуру на каждый день. В конце месяца рисуется температурный график.

Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которые кормились, сидели и ждали корма, пролетали мимо.

Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года». Макеты.

Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения и т.п.

 Развитие умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Формирование трудовых и безопасных навыков по уходу за растительными и животными объектами.

Функциональные модели (луноход, космическая ракета); макеты («Солнечная система», «Чёрная дыра», «Млечный путь»); иллюстрированные энциклопедии; фотоколлажи и плакаты на тему «Космос»; материалы для проведения опытов и моделирования.

Проведение опытов-моделирований (частичное и полное солнечное затмение, вращение планет вокруг Солнца и своей оси, спутники планет).

Уголок математического (сенсорного) развития

Младший дошкольный возраст

Пирамидки разного размера, матрешки.

Игры со втулками, вкладышами (пластиковые или деревянные).

Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Конструкторы пластиковый и деревянный с кубиками, конусами, цилиндрами, шарами. 

Мозаики: пазовые, коврики-пазлы, гвоздики.

Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах объектов природного и социального окружения.

Старший дошкольный возраст

Настольные игры.

«Танграм», «Колумбово яйцо».

Домино. Лото. Головоломки.

Набор геометрических фигур.

Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

Игры с изображением цифр, геометрических фигур.

Математические домики, модели.

Модель часов или настоящие часы, календарь.

Развитие системы элементарных математических представлений.

Уголок конструирования

Младший дошкольный возраст

Мягкие модули.

Крупный напольный конструктор.

Набор кубиков, пластин, кирпичиков, цилиндров для сооружения построек на столах в контейнерах, ящиках.

Базовый конструктор типа «Лего» (крупный или среднего размера).

Блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, наборы геометрических фигур разного цвета для плоскостного конструирования.

Игрушки небольшого размера для обыгрывания построек и организации сюжетной игры (куклы, фигурки животных, транспорт).

Закреплять умение пользоваться напольным и настольным конструкторами, сооружать постройки по образцу. Развивать самостоятельность детей, поощрять конструирование по замыслу.

Старший дошкольный возраст

Конструктор-лего с мелкими деталями.

Металлический конструктор.

Модели для сборки.

Бросовый и природный

Функциональные модели (роботы, автоматизированная техника); фотоматериалы последних научных разработок; материалы для моделирования и конструирования.

Развитие творческого воображения.

Знакомство с робототехникой, мастер-классы.

Игровая деятельность

Уголок сюжетно-ролевых игр

Младший дошкольный возраст

Наборы предметов и костюмов для игр «Больница», «Магазин», «Дочки-матери», «Гараж».; список вариантов проведения игры (для педагогов).

Куклы; игрушки из различных материалов (пластиковые, деревянные); настольные игры; наборы для конструирования; картотека дидактических игр.

Предметные действия с игрушками, совместные с педагогом дидактические игры.

Старший дошкольный возраст

Наборы предметов и костюмов для игр «Больница», «Магазин», «Гараж» «Парикмахерская», «Почта», «Салон красоты», «Железная дорога», «Кухня», «Дочки-матери», «Космос», «Строители»; список вариантов проведения игры (для педагогов). Игрушки, костюмы для сюжетно-ролевых игр организуются также с учётом интересов девочек и мальчиков.

Куклы; игрушки из различных материалов ( пластиковые, деревянные); настольные игры; наборы для конструирования; картотека дидактических игр.

Сюжетно-ролевые и настольные игры по предложенным воспитателем правилам.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Речевое развитие

Уголок чтения, книжный/библиотечный уголок, уголок сказок

Младший дошкольный возраст

Подборка книг и журналов в соответствии с возрастом детей и их интересами; оформление уголка иллюстрациями; игрушки-персонажи книг (герои сказок, Чебурашка, Мойдодыр, Карлсон и др.).

Прослушивание художественных текстов, разучивание стихотворений.

Старший дошкольный возраст

Подборка книг и журналов в соответствии с возрастом детей и их интересами; оформление уголка иллюстрациями; игрушки-персонажи книг (герои сказок, Незнайка, Буратино, Карлсон и др.).

Мини-альбомы «Писатели отечественной литературы», «Писатели зарубежной литературы», «Русские народные сказки».

Дидактические игры «Расскажи сказку», «Герои сказок» и т.д.

Больница для книг (ножницы, скотч, клей, бумага)

Прослушивание художественных текстов, проведение познавательных бесед на основе прочитанных книг, самостоятельное изучение печатных изданий, разучивание стихотворений.

Речевой/логопедический уголок

Младший дошкольный возраст

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики; настольные игры для автоматизации звуков; карточки с предметными изображения по различным лексическим темам; картотека дидактических игр.

Художественные произведения по программе и др.

Совместные с педагогом занятия по совершенствованию чистоты произнесения звуков.

Старший дошкольный возраст

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики; настольные игры для автоматизации звуков; карточки с предметными изображения по различным лексическим темам; картотека дидактических игр. Художественные произведения по программе и др.

«Занимательная азбука»: к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы.

«Азбука-лото»: карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы.

«Калейдоскоп букв»: дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле.

Словесные дидактические игры.

Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки

Зеркало или индивидуальные зеркала.

Совместные с педагогом занятия по совершенствованию чистоты произнесения звуков, развитию фонематического слуха.

Двигательная деятельность

Физкультурный/

спортивный уголок

Младший дошкольный возраст

Спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, кегли и т. д.); иллюстративные материалы тематических физкультминуток; картотека подвижных игр.

Маски для подвижных игр.

Модули мягкие.

Дорожки.

Атрибуты для закаливания.

Организация педагогом мини-состязаний на сноровку; проведение пальчиковой гимнастики, зарядки, танцевальных пауз; самостоятельные подвижные игры и упражнения.

Старший дошкольный возраст

Спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, кегли и т. д.); иллюстративные материалы по летним и зимним видам спорта, командным и индивидуальным, олимпийским; картотека тематических физкультминуток; список подвижные игр. 

Маски для подвижных игр.

Модули мягкие.

Дорожки.

Атрибуты для закаливания, массажа.

Организация педагогом мини-состязаний на сноровку; проведение пальчиковой гимнастики, зарядки, танцевальных пауз; самостоятельные подвижные игры и упражнения.

Художественная, творческая деятельность

Уголок ИЗО

Младший дошкольный возраст

Инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти.

Раскраски.

Трафареты.

Печати.

Старший дошкольный возраст

Репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов(можно оформить в мини-альбомы); инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок; сборник заданий для продуктивного творчества, варианты поделок; технокарты по лепке и оригами.

Изучение наглядного материала и проведение эвристических бесед; создание поделок в различных техниках: рисунок, лепка, аппликация, пластилинография, оригами.

Игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.); иллюстрированные книги по народному декоративно-прикладному искусству; материалы для детского продуктивного творчества; алгоритм лепки народных игрушек, схемы создания узоров.

Изучение выставок предметов народных промыслов, создание поделок в народном стиле.

Театральный уголок, уголок ряжения

Младший дошкольный возраст

Декорации для инсценировок сказок; наборы кукольного и пальчикового театров; маски и костюмы персонажей для детей, парики; аквагрим; картотека игр-инсценировок.

Пальчиковый театр (этюды на руках).

Настольный театр (различные виды).

Театр мягкой игрушки (этюды с предметами).

Театр вязаной игрушки (этюды с предметами).

Театр игрушки из конуса (этюды с предметами).

Кукла на гапите, на резинке (работа с предметами на стержне или на нитках);

куклы перчатки (пластические этюды на руках).

Разыгрывание диалогов сказочных персонажей, подготовка спектакля для досугового мероприятия.

Старший дошкольный возраст

Декорации для инсценировок сказок; наборы кукольного и пальчикового театров; маски и костюмы персонажей для детей, парики; аквагрим; картотека игр-инсценировок.

Пальчиковый театр (этю­ды на руках);

куклы-перевертыши (игры-перевоплощения).

Куклы перчатки-варежки (пластиче­ские этюды на руках); куклы-марионетки (постановка этюдов); ростовые куклы (музыкально-пластические этюды);

тростевые куклы (постановка этюдов, сказок).

Настольный театр (различные виды).

Разыгрывание диалогов сказочных персонажей, подготовка спектакля для досугового мероприятия.

Музыкальный уголок

Магнитофон и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением); портреты композиторов; инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен; картотека музыкальных/танцевальных игр.

Совместная с педагогом и самостоятельная творческая деятельность (игры в оркестр, концерт); прослушивание аудиозаписей и обсуждения испытанных эмоций.

Нравственное воспитание

Уголок добрых дел

Стенгазеты и плакаты о помощи ближнему, добром отношении к животным; книги по этой теме; лэпбуки и фотоальбомы с примерами хороших поступков воспитанников.

Проведение бесед с обсуждением личного опыта воспитанников, прочитанных рассказов, совместное оформление стенгазет.

Уголок «Семья»

Иллюстрации на семейную тематику; примеры оформления родового древа; подборка печатных изданий; игровые наборы и фигурки.

Беседы, направленные на формирование семейных ценностей; исследовательская и творческая деятельность по составлению истории рода.

Патриотическое воспитание

Уголок родного города

Фотографический материал достопримечательностей и интересных мест в городе; герб и гимн города; макет центральной улицы; детский рисунки на тему «Мой двор», «Моя улица», «Праздник в нашем городе».

Обсуждение важных событий в жизни города, подготовка к участию в праздновании Дня города.

Национальный уголок

Выставка кукол в национальных костюмах, предметы утвари и промыслов; книги на национальном языке.

Прослушивание и обсуждение национальных сказок, разучивание стихотворений и песен на родном языке.

Трудовое воспитание

Уголок труда, уголок домоводства, уголок дежурных, уголок умывальника

Плакаты-алгоритмы выполнения порядка действий при самообслуживании и выполнении поручений; мотивационные картинки и важности труда; фартуки, косынки, нарукавники, перчатки (для уборки, дежурства в столовой и уголке природы).

Беседы с педагогом о важности труда, правилах гигиены; подготовка к коллективному участию в генеральной уборке, посадке деревьев и цветов на территории ДОУ.

Уголок транспорта, уголок ПДД

Книги о правилах поведения на дороге (в т. ч. железной дороги); плакаты по ПДД; макет проезжей части; настольные и дидактические игры.

Обсуждение и повторение правил безопасности на проезжей части, просмотр обучающих мультфильмов, участие в играх, моделирующих дорожные поток и действия пешеходов.

Создание положительной мотивации

Уголок забытых вещей, уголок потеряшки

Забавно оформленные контейнеры с потерянными вещами (игрушки, варежки, носки и т. д.).

Сюда ребята приносят обнаруженные бесхозные вещи и заглядывают, если сами что-нибудь потеряли.

Уголок именинника

Празднично украшенные поздравительный стенд с окошком для фотографии именинника.

Поздравление именинника, исполнение песенок («Пусть бегут неуклюже», «С Днём рождения тебя»), проведение игры («Каравай-каравай», например), вручение подарка, пожелания.

Уголок питания

Стенгазета о работе столовой в ДОУ; фотографии поваров детского сада; меню на неделю.

Проведение бесед о здоровом питании и режиме питания, правилах приёма пищи.

Уголок воспитателя

Фотографии воспитателя за работой, с воспитанниками; грамоты за педагогические достижения.

Обсуждение важности работы воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей.

Уголок достижений

Стенд с дипломами и грамотами воспитанников, фотоматериалы с презентаций проектов, творческих и спортивных соревнованиях.

Поздравление призёров конкурсов.

Коммуникация

Уголок вежливости, уголок этикета, «Здравствуйте, я пришёл!» (уголок приветствия)

Игровые наборы для разыгрывания диалогов, плакаты-напоминания вежливых слов, картотека дидактических игр.

Обучение правилам вежливого общения и этикета в игровой форме.

Дополнительные уголки для подготовительных к школе групп

Уголок первоклассника

Рабочее место (парта и стульчики); школьные принадлежности: портфель, пенал с руками, карандашами, линейкой и др., готовальня, тетради, учебники для первого класса; распечатки с заданиями на определение звукового состава слова, написание печатных букв, сложение и вычитание в пределах 10; иллюстрации на тему «День знаний», «Первый класс», набор для игры в школу.

Самостоятельная исследовательская деятельность, проведение упражнений по подготовке к обучению грамоте, проведение беседы о школе: первом учителе, уроках и каникулах, распорядке школьного дня, школьной форме.

Шахматный уголок

Коллекция шахматных наборов в различных стилях (деревянные, магнитные, картонные и др.); карточки с правилами передвижения фигур и их названиями; картотека шахматных задач для детей.

Обучение первоначальным навыкам игры в шахматы; решение задач и самостоятельные игры ребят, которые имеют играть в шахматы (посещают кружок).

Варианты наполнения опытно-экспериментального центра — таблица

Возрастная группа

Дидактический компонент

Материалы

Инструменты и ёмкости

Приборы

Первая младшая (1,5–3 года)

  • Альбомы с тематическими картинками («Что мы знаем о зиме», «В песочнице», «Как горох выращивают»);
  • игрушки для практического исследования: тряпичные куклы с различными наполнителями, книжки-шуршалки, бизи-борды (безопасные доски с кнопками, окошками, замочками);
  • наборы резиновых и пластмассовых игрушек для экспериментирования.
  • Природный и бросовый материалы: шишки, палочки, жёлуди, крышечки, колпачки;
  • неструктурированные вещества: песок, сахар, соль, краски.
  • Совки, грабельки, пластиковые трубочки, ложки, сачки, решето;
  • пластмассовые стаканчики и миски, формы для льда.

Вертушки для игр с ветром, лупы, безопасные зеркальца для игр с солнечными зайчиками.

Вторая младшая (3–4 года)

  • Книги познавательной направленности с красочными иллюстрациями (желательно, со страницами из плотной бумаги или картона);
  • расширенная подборка тематических альбомов («Вода в природе», «Как вырастает яблоня», «Какой бывает ветер», «Время суток»);
  • наборы предметов для игровых упражнений и самостоятельного экспериментирования: конструктор из крупных деталей, деревянные кубики, игрушки для занятий с водой, песком и ветром.

Расширенная база природного и бросового материала:

  • добавляются ореховые скорлупки, образцы древесины и ткани, крупные пуговицы, катушку, спичечные коробки;
  • из веществ добавляется глина и кинетический песок, мыло;
  • медицинские материалы: безопасные пипетки (из пластика), ватные диски.

Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для первой младшей группы.

Добавляются приборы для изучения света и тени (игрушки театра теней, разноцветные линзы, бинокль, весы с двумя чашами).

Средняя (4–5 лет)

  • Расширенная подборка познавательных книг и альбомов;
  • Тематические коллекции образцов: «Запахи», «Камни», «Семена», «Ткани»;
  • дидактические игры: задания с картинками «Что будет, если…», «Какой предмет отбрасывает тень?», «Что будет если эти предметы нагреть?».

К природным материалам добавляются:

  • камешки, ракушки, семена, образцы почвы и бумаги;
  • новые вещества: пищевые красители, сода, мука;
  • новые мед. материалы: марганцовка, зелёнка, марля, ватные палочки.
  • Новые инструменты: воронки для фильтрования, пинцеты;
  • пополнение набора посуды: стеклянные сосуды.

Новые приборы: магниты разных размеров, компас, секундомер, линейки.

Старшая (5–6 лет)

  • Пополнение коллекции познавательных книг: иллюстрированные энциклопедии и атласы;
  • альбомы с алгоритмами выполнения опытов;
  • новый наглядные материалы: таблицы, макеты;
  • дидактические игры для возраста 5–6 лет: «Найди пару», «Укажи причину», «Найди все формы воды на картинке».
  • Новые материалы: мох, образцы стекла, пластмасс и металлов, проволока, верёвки и нитки, наждачная бумага, копирка;
  • технические материалы: шурупы, гайки, болты, скрепки, детали для сборки;
  • новые вещества: крахмал, уксус;
  • новые мед. материалы: шприцы без игл, спринцовки, зелёнка.
  • Пополнение инструментов: мерные ложки, отвёртки;
  • новая посуда: мерные стаканчики, колбы.

Новые приборы: песочные часы, микроскоп, подзорная труба.

Подготовительная (6–7 лет)

  • Новые познавательные книги: сборники опытов и экспериментов для детей, тематические энциклопедии;
  • новый наглядный материал: функциональные модели (работы, автоматизированные приборы);
  • настольные игры: «Магнитные эксперименты», «Природное электричество», «Секреты фокусов».

Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы.

Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы.

Новый прибор: телескоп.

Таблица: примерный образец паспорта математического уголка в ДОУ

Раздел

Содержание раздела

Руководители уголка

Воспитатель или воспитатели группы, образование, категория

Место размещения

Группа, ДОУ

Цель и задачи уголка

Указываются цели и задачи, например:
Способствовать повышению интереса детей к конструированию и моделированию, развитию логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей, воспитание чувства дружбы, коллективизма, самостоятельности, бережного отношения к оборудованию уголка.

Пояснительная записка

Указываются актуальность создания уголка, основные виды деятельности в нём, ожидаемые результаты работы.

Конструкторы строительные

Отдельно перечисляются конструкторы обычные (с указанием материала, из которого изготовлены) и тематические (с указанием тем).

Конструкторы технические (для моделирования)

Указывается название конструктора, материал, тип крепления (штифтовый, на винтах).

Материалы для конструирования из бумаги

Перечень материалов.

Природный материал

Перечень материалов.

Бросовый материал

Перечень материалов.

Вспомогательные материалы

Перечень (пластилин, клей, проволока, элементы декорирования поделок).

Дидактические развивающие игры

Перечень игр, возможно краткое описание.

Наглядные пособия, литература

Перечень литературы и пособий (папки, альбомы с иллюстрациями, плакаты, схемы, фото).

Конспекты

При желании воспитатель может дополнить паспорт конспектами различных видов деятельности в уголке, а также планом работы уголка на полугодие или год (темы и задачи совместной деятельности с детьми).

Таблица: задачи создания речевого уголка для разного возраста

Группа

Задачи

Первая младшая

Преодоление речевого негативизма (когда малыши стремятся показать, а не проговорить слово, явление) в парных, групповых играх.
Упражнение в соотнесении предмета с изображением на картинке.
Уточнение и обогащение словаря.
Воспитание внимания к обращённой речи.

Вторая младшая

Обогащение и активизация словаря по программным лексическим темам (за счёт наполнения логопедической зоны подходящими картинками).
Развитие диалогической речи (в игровых ситуациях при взаимодействии с куклами, игрушками).
Развитие речевого дыхания и умения координировать речь с движением (благодаря подборке дыхательных упражнений).
Развитие слухового и зрительного внимания в процессе игры.
Развитие мелкой и общей моторики детей при работе с тренажёрами.

Средняя

Активизация и обогащение пассивного и активного словаря.
Освоение норм словообразования форм существительных, прилагательных.
Работа над умением контролировать силу и продолжительность выдоха.
Тренировка мелкой и крупной моторики.
Развитие пространственных представлений.

Старшая, подготовительная

Отработка и закрепление лексического материала, лексико-грамматических категорий.
Формирование фонематического восприятия и слуха (различение мягких и твёрдых звуков, например).
Развитие артикуляционной моторики.
Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи (за счёт вовлечения малышей в сюжетно-ролевые игры).
Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
Развитие связной речи.

Таблица: состав материальной базы уголка речевого развития — таблица

Наглядные материалы, пособия

  • Младшие и средние дошкольники: плакаты, иллюстрации («Овощи и фрукты», «Посуда», «Одежда», «Профессии», «Животные и их детёныши», «Спецтехника», «Буквы» и др.), карточки с изображением эмоций, персонажей сказок и т. д.
  • Старшие дошкольники: схемы и мнемотаблицы по артикуляционной и пальчиковой гимнастике, плакаты по составу слова («Гласные и согласные звуки», «Деление на слоги»).

Материалы для сенсорного развития

  • Младшие дошкольники: игрушки с различными наполнителями, книжки-шуршалки/пищалки, безопасные бизиборды и коврики, сортеры.
  • Средние дошкольники: фигурная мозаика (деревянная), паззлы из крупных элементов.
  • Для детей 5–7 лет: магнитная мозаика, доски со шнуровкой, конструктор.

Предметы для развития дыхания

  • Младшие дошкольники: свистки, дудочки, трубочки, рожки, вертушки.
  • Средние дошкольники: теннисные мячики, ватные шарики, кораблики.
  • Старшие дошкольники: аэробол, мыльные пузыри, воздушные шарики.

Дидактические материалы

  • Младшие дошкольники: тематические альбомы с картинками, мягкие и деревянные кубики с изображением животных, фруктов, овощей.
  • Средние дошкольники: сборники сказок, стихотворений и рассказов с иллюстрациями, кубики с буквами и слогами, магнитные картинки и азбука, карточки для дидактических игр («Сложи картинку», «Составь сюжет сказки из эпизодов», «Распредели по парам» и др.).
  • Старшие дошкольники: сборники скороговорок и загадок, настольно-печатные игры (буквенное домино, лото со словами и картинками).

Материалы для игр-драматизаций

  • Младшие дошкольники: маски животных, куклы на пальчики, наборы игрушек по мотивам сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка» и др.
  • Средние дошкольники: куклы на руку и на палочках, персонажи бибабо.
  • Старшие дошкольники: марионетки, головные уборы персонажей (Красная шапочка, колпак Буратино, корона принцессы, шляпа волшебника).

Картотека заданий, упражнений и игр в книжном уголке

Задания

  • Придумать рассказ по картинке;
  • составить пересказ по мнемотаблице;
  • составление скороговорок, пословиц, загадок на основе прослушанного текста.

Игровые упражнения

  • Воссоздать сюжет сказки/рассказа при помощи игрушек;
  • «Угадай сказку по трём словам»;
  • придумывание рифмующихся слов;
  • поиск на страницах книги все изображения животных/растений/людей/волшебных предметов;
  • передать при помощи интонации настроение персонажа;
  • мимикой показать эмоции героев.

Двигательные упражнения

  • «Зайка прыгал» (после прослушивания сказки «Лиса и заяц»);
  • «Строим теремок»;
  • «В Лукоморье на прогулку приглашаю вас пройти…»;
  • двигательно-речевой тренинг «Колобок»;
  • пальчиковая гимнастика «Репку мы сажали»;
  • логоритмические упражнения с музыкальным сопровождением.

Дидактические игры

  • Пиктограммы: расположить фишки с изображением героев вокруг эмблемы с сюжетом той сказки, к которой они относятся и др.;
  • на внимательность: «Найди лишнего персонажа», «Кого не хватает»;
  • литературное лото, домино;
  • «Раздай героям их волшебные предметы»;
  • «Найди пару», «Чья это тень?».

Игры-драматизации

  • Театрализованные пальчиковые игры для младших дошкольников;
  • инсценировка эпизода произведения при помощи кукольного театра;
  • Игры-имитации образов литературных персонажей;
  • игра в теневом театре с набором бумажных фигур по сюжетам сказок;
  • дети распределяют роли персонажей сказки, надевают изображающие их маски или шапочки, воспитатель читает текст, а дети показывают действия героев;
  • ролевые диалоги;
  • инсценировки малых жанров УНТ (пословиц, поговорок);
  • импровизации.

Задачи спортивного уголка — таблица

Возрастная группа

Задачи работы спортивного уголка

Первая и вторая младшие (1,5–4 года)

  • Развитие общей моторики и координации движений.
  • Развитие движений.
  • Обучение выполнять действия после показа воспитателем.
  • Создание интереса к самостоятельной деятельности в зоне двигательной активности.

Средняя (4–5 лет)

  • Формирование интереса к различным видам спорта, знакомство с их особенностями и правилами.
  • Воспитание способности радоваться успехам одногруппников.
  • Обучение подвижным играм с сюжетом (с использованием шапочек или масок).
  • Обучение заниматься в парах.

Старшая (5–6 лет)

  • Воспитание духа соревновательности.
  • Обучение командным играм.
  • Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.

Подготовительная к школе (6–7 лет)

  • Расширяются образовательные задачи по спортивной тематике:
  • Знакомство с сутью Олимпийских игр, их историей.
  • Изучение последних достижений российских спортсменов.
  • Формирование интереса к просмотру спортивных соревнований.
  • Включение специальной терминологии в активный словарь детей («подача», «мяч в ауте», «гол», «голкипер»).

Атрибуты физкультурного уголка — таблица

Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр

  • Эмблемы;
  • маски;
  • оборудование (например, ленточки для всех возрастных групп).

Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук

  • Мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
  • коврики и массажные дорожки с рельефами, «рёбрами», резиновыми шипами и т. д.;
  • бросовый материал (шишки, яйца от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
  • нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
  • мячики-ёжики;
  • мешочки с разной крупой для рук;
  • эспандер (средний и старший возраст).

Для игр и упражнений с прыжками

  • Скакалки;
  • обручи;
  • шнуры;
  • бруски.

Для перешагивания, подъёма и спуска

  • Деревянные бруски;
  • пластиковые ступеньки;
  • модули.

Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием

  • Кольцеброс;
  • мячи резиновые разных размеров;
  • попрыгунчики (средние и старшие группы);
  • мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы);
  • корзины для игр с бросанием;
  • мишень для метания или дартс с мячиками на липучках (средний и старший возраст);
  • кегли;
  • нестандартное оборудование.

Выносной материал (по возрасту детей)

  • Мячи резиновые;
  • мяч футбольный (средний и старший возраст);
  • бадминтон (старший возраст);
  • скакалки;
  • обручи;
  • лыжи;
  • хоккейные клюшки;
  • санки и т. д.

Таблица: идеи для изготовления предметов реквизита

Что

Из чего можно сделать

Виды театров и кукол

Настольный театр

Игрушки-куклы можно делать из картона или бумаги. Для настольного театра их можно склеить из двух частей и установить на подставки из пластика, дерева или толстого картона. Ещё один способ — наклеить изображение на конус или цилиндр.

Пальчиковый театр

Кукол можно создать с помощью бумаги или ткани, украсив нитками, пуговицами, тесьмой и пр. Можно также некоторых персонажей связать.

Перчаточные куклы

Одну перчатку прошивают на уровне пальцев с изнанки, выворачивают и, набив ватой или синтепоном и украсив, пришивают ко второй.

Танцующие игрушки, марионетки из картона

Из картона вырезаются отдельные детали: туловище, руки, ноги. После чего элементы соединяются нитками или проволокой.

Бибабо

Кукол бибабо можно изготовить из капроновых чулок.

Театр на фланелеграфе

Персонажи для театра на фланелеграфе из фетра.

Театр на ложках (пластиковых или деревянных)

На основу наклеиваются детали из картона, которые затем драпируются тканью и украшаются. Можно также использовать акриловые краски, пластилин и другие материалы.

Напольные куклы

Мягкие куклы в рост ребёнка шьются также, как обычные мягкие игрушки. При необходимости в куклу можно вставить элементы каркасной основы (чтобы туловище не гнулось), а также пришить петли, чтобы ребёнку было проще управлять куклой.

Платковые куклы

К картонной голове пришивается широкая лента, а снизу она нашивается на платок или платье с рукавами. Ребёнок надевает такой костюм и управляет персонажем, с помощью резинки, которая крепится к рукаву.

Театр теней

Голова персонажа вырезается из картона, к ней крепится бумажная трубочка для указательного пальца актёра. Проколом намечаем глазки. Для представлений необходимы старый телевизор и лампа, которая будет направлять источник света.

Общий и дополнительный реквизит

Декорации

Деревья, солнце, поляна и прочее выполняются из плотной бумаги и наклеиваются на картон-основу.

Занавес

Занавес изготавливается из гофрированной бумаги или обычной ткани.

Ширма

Может быть из дерева или из толстого картона.

Программки

Книжки-панорамы можно использовать, например, в качестве программки для постановки.

Билетики

Билетики делаются из бумаги или картона, а затем ламинируются или оклеиваются скотчем.

Таблица: особенности подборки материала в патриотическом уголке

 в зависимости от возраста детей

Группы

Государство

Родной край

Народная культура

Малая родина

Семья, семейные традиции и нравственность

Художественная литература

Младшие

Символика государства: изображение герба, государственного флага.
Портрет президента.

Иллюстрации красоты и природного богатства родного края

Атрибуты народного творчества: матрёшки, свистульки, примеры национальной одежды; традиционные игрушки России (из соломы, из ниток)

Фотографии, открытки, сувениры, фотоальбомы, папки, объёмные макеты — города, района, своего детского сада.

Семья: фотографии, картинки отображающие семью, родителей, их любовь и заботу к детям, взаимное уважение и поддержку, совместные игры, выполнение обязанностей по дому.

Народные сказки, песни, пословицы, стихи о родном крае

Средняя

Та же символика сохраняется. Флаг России может быть представлен как иллюстрация, как трёхцветное полотно или в виде сувенирного флажка.

Флаг, герб и карта области, портрет руководителя. Символика наиболее значимых предприятий

Добавляется иллюстрированный материал о жизни русской деревни: изображение (макет) избы, праздники, обряды.

Добавляется иллюстрированный материал о своём населённом пункте: достопримечательности, история возникновения, известные земляки.

Добавляется информация о семейных праздниках и традициях.

Объём художественной литературы можно увеличить, представленная тематика та же.

Старшая и подготовительная

К государственной символике добавляется гимн России. Присутствует карта страны, желательно с отображением главных достопримечательностей, атласы с иллюстрациями природных зон, животного и растительного мира различных областей.
Выделяются новые подразделы:

Россия — мировая держава. Имеется глобус, подборки иллюстрированного материала о жизни людей в других странах.

На страже Отечества. Представляется художественный материал о защитниках Родины, начиная с исторических времён (баллады, сказки, картины) до наших дней, используются дидактические игры с патриотической тематикой.

Более подробно представляется материал о родном крае, его природе, занимаемом месте в экономике страны.

Выделяются тематические направления, представленные подбором печатного материала, иллюстраций, макетов: Уклад жизни на Руси. Традиции национального костюма. Народный календарь. Русская игрушка. Народные праздники.

Появляются отдельные рубрики: «Город во время Великой Отечественной войны», «Наука и образование в нашем городе», «Спортивные достижения», карта города.

Семейные альбомы, изготовленные детьми и родителями поделки: «Генеалогическое дерево моего рода», «Герб нашей семьи», «Наши маленькие любимцы».

Добавляются рассказы для детей о героических поступках в современное время и во время войны.
Добавляется новый раздел:
«Православие».
Представлен материал, дающий начальное представление о религии, основных праздниках и традициях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей детей, посещающих речевую группу детского сада.

Памятка для родителей: Вместе правильно составляем предложения.Памятка для родителей: Формируем грамматические категории и активизируем словарь.Памятка для родителей: Формируем навык зв...

"Методические рекомендации по предметно-развивающей среде ДОО в соответствии с переходом на ФГОС ДО"

В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс....

Методические рекомендации по предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)...

Консультация для педагогов "Методические рекомендации по предметно развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"

Основная форма работы в ДОУ является игра, поэтому развивающая среда в группе должна постоянно обновляться....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методические рекомендации по предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО»

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегоднящний день стоит особо актуально...

Педагогическая технология проектирования музыкально-обогащённой среды в группе детского сада.

Педагогическая технология проектирования музыкально-обогащённой среды в группе детского сада...

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно – развивающейся, игровой среды в группе раннего возраста

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающейся среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и ма...