доклад на тему "Экспериментальная деятельность в детском саду"
консультация

Иванова Ирина Вячеславовна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_eksperimentalnaya_deyatelnost_v_detskom_sadu_.docx14.22 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад из опыта работа

«Экспериментальная деятельность в детском саду»


В детском саду малыши не только играют и весело проводят время, но еще и всему учатся. Для этого существует огромное количество различных способов. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития.

Целью опытно-экспериментальной деятельности в д.с.  является развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности.

Формировать интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.

Развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.

 Создавать условия для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым я развиваю у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности я учу детей действовать самостоятельно и независимо, не сдерживаю инициативу детей. Не делаю за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. Формирую навыки самостоятельного решения проблем исследования.

В процессе работы я поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекаю  детей к обсуждению хода эксперимента. Свои знания дети закрепляют в дедактических играх, а результаты опытов – в изодеятельности.

В своей работе я использую  методы:

Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).

Словесные   (беседы, чтение   художественной   литературы, использование фольклорных материалов).                    

Практические  методы.

Большое значение придаю ведущей форме  деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования,  настольно-печатные игры). Развивать положительные эмоции помогают игры-превращения, фокусы,  занимательные опыты.

Дети нашей группы  любопытны, любознательны и впечатлительны,

задают много вопросов, их интересует всё вокруг и сразу.

Именно поэтому для наших почемучек создан уголок экспериментирования, где мы разместили различные предметы: фартуки, контейнеры, салфетки,ватные палочки  и диски.

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки,

перья, мох, листья и др. ;

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса,

стекло, металл, керамика);

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,

пластмассы, пробки,  трубочки для сока. и др. ;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.) ;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, крупы, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования  учитывали следующие требования:

1. безопасность для жизни и здоровья детей;

2. достаточность;

3. доступность расположения.

Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям:

1. Живая природа

2. Неживая природа

Детям в нашей группе нравится экспериментировать и наблюдать, ставить опыты. Были проведены опыты с песком, водой, воздухом, камнями и т.д.

Каждый раз стараемся усложнять опыты, стараемся провести их более интересно,  например:

«определи варенное или сырое»,

«определи на вкус»,

«подводная лодка из яйца»,

«цветы лотоса»,

«чудесные спички»,

«подводная лодка из винограда»,

«можно ли склеить бумагу водой»,

«испаряется ли вода»,

«веселые пузырьки»

 Многие эти опыты вы могли видеть на слайдах. 

При проведении такой деятельности, дети проявляют различные эмоции: радость, удивление, нетерпение, желание поскорее узнать, а что же получится? В такие часы в группе царит дружеская, радостная обстановка. Дети работают в согласии, при необходимости стараются помочь друг другу. А как приятно видеть радостные и довольные лица детей, когда у них все получается и когда они сами могут ответить на поставленный вопрос. После завершения такой деятельности в группе еще долго царит благоприятная обстановка.

Экспериментальная  деятельность проходит не только на занятиях, но и в свободное время, в вечерние часы, на прогулке.

Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдения за живой и неживой природой.

В сентябре проводили исследование свойств песка, во время игровой деятельности на прогулке. Опыты с песком. Цель: выявить свойства сыпучести и рыхлости песка, выявить свойства проходимости воды через песок, свойства прочности песка.

Обращали внимание, что после дождя или полива песка - песок становится мокрый.  Ставила проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему.  Самостоятельно делали выводы через наблюдения и опыты, что с мокрого песка легче строить постройки- дома, замки и т д. Рассматривая песок через лупу, обнаружили, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

На одной из осенних прогулок рассматривали и наблюдали за осенним деревом. Цель: закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Я рассказывала детям, что наступила осень.  Листья деревьев меняют свой цвет, у разных деревьев они окрашиваются по - разному: от ярко - желтого, оранжевого до темно - красного и коричневого. Что деревья бывают высокие и низкие.  Дети говорили, что это высокое дерево, а это низкое. Высокое дерево – рябина, низкое – береза. Обращала  внимание на то, что дерево высокое и чтобы его рассмотреть, надо поднять голову. Предлагала детям поиграть в игру: «Узнай дерево». «Осенние листья».

Наблюдали за солнцем, где оно находится утором, а где вечером. Когда и почему появляется тень.  Провели игру «Догони свою тень» цель: познакомить детей с понятиями света и тени.

Наблюдение  за облаками. Предлагала детям посмотреть и пофантазировать: на что они похожи, из чего они, что помогает им плыть по небу. Дети с интересом рассматривали облака и говорили: Это похоже на большой дом, а маленькое облачко похоже на шарик. Они замечали, что облака движутся: иногда они плывут медленно, а иногда быстро- быстро. Задавала вопрос:  от чего зависит движение облаков? Дети приходили к выводу: что в тихую погоду облака движутся медленно, а в ветреную быстро. Это ветер гонит облака. Я предложила им придумать «Сказку об облаках».  Ребята с удовольствием сочиняли сказки.

Проводили опыты: «Ветер в природе», «Почему ветер дует». Цель: повторить свойства движения воздуха, выявить, как образуется ветер.

После прогулки дети нашей группы  отражали  результаты наблюдения в календаре природы. Например: Какой сегодня день? Солнечный или пасмурный? Есть ли ветер? Осадки?

Экспериментальная деятельность проходит у нас и в уголке природы. Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.  Проводили опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

В этом месяце мы  в баночке замочили фасоль, чтоб она проросла, дала первые отростки. Затем мы с детьми посадим несколько фасолин в землю - почву, а несколько -  в стакан с пенопластовым слоем, покрытым глиной и тонким слоем почвы. И будем наблюдать за ростом. Вывод должны будут сделать дети. Надо будет найти ответ: почему это так?

Старший дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я не забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в работу с детьми. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования доставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Повышенный интерес детей к опытничеству, экспериментированию способствуют проявлению инициативы детей к попыткам самостоятельного проведения опытов и экспериментов.

Я бы хотела отметить, что в результате опытно-экспериментальной деятельности мои дети задают более сложные вопросы, их ответы аргументированы. Вопросы и ответы носят познавательный характер, возникают интересные диалоги, в которых мои воспитанники учатся отстаивать свою точку зрения.

Я считаю, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в детском саду"

Проектная деятельность  в детском саду С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и рад...

Доклад на тему: «Современные подходы к организации образовательной деятельности в детском саду»

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечиваю...

Доклад "Организация театрализованной деятельности в детском саду"

В докладе отражена работа  по театрализованной деятельности с детьми младших и старших дошкольников....

Доклад «Организация здоровьесберегающей деятельности в детском саду»

На базе нашей школы работает экспериментальная площадка  «Модельная методика формирования ЗОЖ». В моем выступлении я знакомлю  слушателей с опытом проведения динамических пауз, п...

Доклад "Художественно – эстетическая деятельность в детском саду»

Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Художественная деятельность - вед...

Доклад "Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду"

Описанае работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Доклад «Технология исследовательской деятельности в детском саду»

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захоте...