Доклад "Проектная деятельность в детском саду"
материал (подготовительная группа) на тему

Прошкина Елена Дмитриевна

Проектная деятельность  в детском саду

 

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость

 Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни, так со временем менялось и отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности: к его целям, содержанию, методам.                                                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд №1

Проектная деятельность  в детском саду

Слайд №2   

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость

 Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни, так со временем менялось и отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности: к его целям, содержанию, методам.                                                                                                           Приобщение детей к миру взрослых, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, то есть ко всему тому, чем живет общество - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Человеку нужно как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.                                                                                                       Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений людей требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Подобное умение необходимо воспитывать с детского возраста.

Однако на пути его становления существуют определенные трудности. Одна из них заключается в формальном отношении взрослого к деятельности ребенка. Например, когда малыш чем-то занят, взрослый, видя, что тот ему не мешает, говорит: «Ну, делай, делай, молодец». При этом взрослый не утруждает себя анализом деятельности ребенка. Казалось бы, обратная картина должна наблюдаться при анализе продуктивных видов деятельности, таких как конструирование, изобразительная деятельность, лепка и т. д.

По инструкции педагога дошкольники выполняют различные задания и создают конкретные продукты. 

Эти продукты можно предъявлять окружающим, однако они не являются выражением творческих замыслов ребенка, а представляют собой результат освоения программного содержания  

Другими словами, если ребенок захотел что-то нарисовать, потом взял карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то это не будет являться проектной деятельностью – все действия ребенка выполнены в рамках традиционной продуктивной деятельности.

Отличие проектной деятельности от продуктивной состоит в том, что   ребенок не просто ищет способ выполнения действия, но исследует несколько вариантов                                      

Слайд №3   

Метод проектов возник в 20-х годах прошлого века  в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи.
Развитие метод получил в работах В. Килпатрика,  Э. Коллингса.
Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика).
Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов. Под руководством Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике.

Метод проектов в России приобрел популярность с конца девяностых годов прошлого века. До этого почти шестьдесят лет в советской педагогике существовало табу на «буржуазный проектный метод».  

Слайд №4   Конец формы

В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду.

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Проекты в детском саду могут быть

  1. творческие,
  2. информационные,
  3. коммуникативные,
  4. ролевые,
  5.  исследовательские.  

 Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам.

Групповые проекты в детском саду могут стать первой ступенькой. 

Но сначала воспитатель составляет свой педагогический проект, который включает несколько этапов:

- постановка обучающей цели проекта и осмысление его продукта;

- планирование работы по подготовке воспитанников;

- прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов;

- практическая работа по подготовке необходимых материалов.

Слайд №5 

 Если ребенок решил построить из кубиков гараж для машины, то очевидно, что перед ним проблемная ситуация – гараж должен быть устойчивым, машина должна свободно помещаться внутри гаража. Однако решение такой задачи в процессе игры не является проектной деятельностью, так как ребенок строит гараж, прикидывает размеры, увеличивает или уменьшает его. Но как такового исследования пространства возможностей не происходит.  

                                                                                                                           

Слайд №6   

Проектная деятельность - это интеллектуальный труд. Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиваться пассивная позиция и в будущем (в школе и жизни), когда при каждом столкновении с трудностями человек капитулирует.

Технология проектирования требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности.

Слайд№7 

Зачем же нужны проекты?

Проекты:

- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

-способствуют развитию творческих способностей детей;

- способствуют умению наблюдать;

- способствуют умению слушать

Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целый детский сад.

Слайд№8  

Метод проектной деятельности в нашем детском саду, в основном, используется в работе со старшими дошкольниками.                                                           Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Слайд№9  

Тема моего экологического социально-исследовательского проекта «Экология души» долгосрочный,  начала я его в этом году с детьми средней группы, возраста 4-5 лет. В плане решения воспитательных задач этот проект создает объективную предпосылку для воспитания экологического мышления и толерантного отношения людей Земли друг к другу.

Слайд№ 10   У данного проекта  «Экология души» есть  проведённые мини-проекты спутники: Акция  «Поможем птицам»                                                                                                     Слайд№11                                                                                                                                            

Акция ко Дню народного единства «Давайте жить дружно»                                                  Слайд№12 

Проект «День космонавтики»                                                                                                              Слайд№13                                                                                                                                    Проект «Будь здоров».                                                                                                                      Слайд№14

Проведена выставка изделий из яиц «Необыкновенное яичко»                                                                 Слайд№15

Газеты «Необыкновенное яичко»                                                                            

Слайд№16

Выставка рукодельниц «Супер - валенки»

Слайд№17

В процессе реализации проектов  дети совместно с родителями создавали макет русской избы                                                                                                                                     Макеты «Русская изба»

Самостоятельная деятельность -  « Мой дом, мой город»                

  Слайд№18

Макеты «Огород на подоконнике», «Вечный огонь»                                                                             Слайд№19

Для закрепления знаний о прочитанных произведениях: инсценируем понравившиеся сказки проводим литературные викторины, совместно с библиотекарями нашей библиотеки проводим экскурсии, выпускали семейные газеты  «Наши семейные традиции»,

Слайд№ 20                                                                                                                       Фотовыставка  «Нам праздник чудесный зима принесла»

 Провели выставку литературных произведений о зиме совместно с родителями . Одним из результатов нашего проекта является то, что родители стали чаще читать детям, а некоторые признались, что с удовольствием  стали посвящать своё свободное время книге.

Тематика и содержание наших проектов очень разнообразна.                                                            В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, мною используются следующие типологии и тематики проектов.                                                                                     Игровые:Сюжетно-ролевая игра «Театр»; «Магазин»; «Семья»                                                     Слайд№21Сюжетно-ролевая игра «Строим город будущего»;                                                                                          Слайд№22 Сюжетно-ролевая игра «Строим сказочный ледовый домик» Творческие:Выставка осенний (весенний, зимний) вернисаж;                                        Слайд№23Театральная деятельность - музыкальная сказка «Сказка для мамочки»                                                                 Слайд№24                                                                                                                          Настольный театр: придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций.

Познавательные:

— путешествие-игра «Заколдованный лес»;

— выставка рисунков «Семейные традиции»;

— выставка рисунков «Пасхальное яичко»;

— выпуск газеты «Забавушка» для родителей

Слайд№25                                                                                                                                         

— выставка поделок «Мучная фантазия»;

— «Красная Книга» (создание книги фотографий  видов растений, животных, птиц) и др.    

 Результаты  проекта:                                                                                                                            Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты: сформированы начала экологической культуры у детей; осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы: у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.                                                                                                                    Родители расширили возможности сотрудничества   со своими детьми, прислушиваясь к их мнению; вовлекаются не только в воспитательно-образовательный процесс своей группы, но и процесс развития дошкольного учреждения.                                                                                                                        Работа над исследовательскими проектами интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как малыши начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства.          

 Метод проектирование деятельности дошкольников на современном этапе развития дошкольного образования, является одним из приоритетных методов.

Слайд№26 

                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные  техники рисования в детском саду....

Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада "Использование возможностей конструирования в начальной образовательной деятельности в детском саду"

Семинар-практикум был организован в рамках проекта "Будущие инженеры". В начале занятия педагогам был предложен доклад по  теме, а затем организовано практическое занятие, в ходе которо...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...