Доклад "Проектная деятельность в детском саду"
материал (подготовительная группа) на тему
Проектная деятельность в детском саду
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость
Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни, так со временем менялось и отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности: к его целям, содержанию, методам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhiv_zip_-_winrar.zip | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд №1
Проектная деятельность в детском саду
Слайд №2
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость
Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни, так со временем менялось и отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности: к его целям, содержанию, методам. Приобщение детей к миру взрослых, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, то есть ко всему тому, чем живет общество - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.
Человеку нужно как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений людей требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Подобное умение необходимо воспитывать с детского возраста.
Однако на пути его становления существуют определенные трудности. Одна из них заключается в формальном отношении взрослого к деятельности ребенка. Например, когда малыш чем-то занят, взрослый, видя, что тот ему не мешает, говорит: «Ну, делай, делай, молодец». При этом взрослый не утруждает себя анализом деятельности ребенка. Казалось бы, обратная картина должна наблюдаться при анализе продуктивных видов деятельности, таких как конструирование, изобразительная деятельность, лепка и т. д.
По инструкции педагога дошкольники выполняют различные задания и создают конкретные продукты.
Эти продукты можно предъявлять окружающим, однако они не являются выражением творческих замыслов ребенка, а представляют собой результат освоения программного содержания
Другими словами, если ребенок захотел что-то нарисовать, потом взял карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то это не будет являться проектной деятельностью – все действия ребенка выполнены в рамках традиционной продуктивной деятельности.
Отличие проектной деятельности от продуктивной состоит в том, что ребенок не просто ищет способ выполнения действия, но исследует несколько вариантов
Слайд №3
Метод проектов возник в 20-х годах прошлого века в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи.
Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса.
Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика).
Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов. Под руководством Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике.
Метод проектов в России приобрел популярность с конца девяностых годов прошлого века. До этого почти шестьдесят лет в советской педагогике существовало табу на «буржуазный проектный метод».
Слайд №4 Конец формы
В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду.
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Проекты в детском саду могут быть
- творческие,
- информационные,
- коммуникативные,
- ролевые,
- исследовательские.
Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам.
Групповые проекты в детском саду могут стать первой ступенькой.
Но сначала воспитатель составляет свой педагогический проект, который включает несколько этапов:
- постановка обучающей цели проекта и осмысление его продукта;
- планирование работы по подготовке воспитанников;
- прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов;
- практическая работа по подготовке необходимых материалов.
Слайд №5
Если ребенок решил построить из кубиков гараж для машины, то очевидно, что перед ним проблемная ситуация – гараж должен быть устойчивым, машина должна свободно помещаться внутри гаража. Однако решение такой задачи в процессе игры не является проектной деятельностью, так как ребенок строит гараж, прикидывает размеры, увеличивает или уменьшает его. Но как такового исследования пространства возможностей не происходит.
Слайд №6
Проектная деятельность - это интеллектуальный труд. Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиваться пассивная позиция и в будущем (в школе и жизни), когда при каждом столкновении с трудностями человек капитулирует.
Технология проектирования требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности.
Слайд№7
Зачем же нужны проекты?
Проекты:
- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
-способствуют развитию творческих способностей детей;
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать
Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целый детский сад.
Слайд№8
Метод проектной деятельности в нашем детском саду, в основном, используется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Слайд№9
Тема моего экологического социально-исследовательского проекта «Экология души» долгосрочный, начала я его в этом году с детьми средней группы, возраста 4-5 лет. В плане решения воспитательных задач этот проект создает объективную предпосылку для воспитания экологического мышления и толерантного отношения людей Земли друг к другу.
Слайд№ 10 У данного проекта «Экология души» есть проведённые мини-проекты спутники: Акция «Поможем птицам» Слайд№11
Акция ко Дню народного единства «Давайте жить дружно» Слайд№12
Проект «День космонавтики» Слайд№13 Проект «Будь здоров». Слайд№14
Проведена выставка изделий из яиц «Необыкновенное яичко» Слайд№15
Газеты «Необыкновенное яичко»
Слайд№16
Выставка рукодельниц «Супер - валенки»
Слайд№17
В процессе реализации проектов дети совместно с родителями создавали макет русской избы Макеты «Русская изба»
Самостоятельная деятельность - « Мой дом, мой город»
Слайд№18
Макеты «Огород на подоконнике», «Вечный огонь» Слайд№19
Для закрепления знаний о прочитанных произведениях: инсценируем понравившиеся сказки проводим литературные викторины, совместно с библиотекарями нашей библиотеки проводим экскурсии, выпускали семейные газеты «Наши семейные традиции»,
Слайд№ 20 Фотовыставка «Нам праздник чудесный зима принесла»
Провели выставку литературных произведений о зиме совместно с родителями . Одним из результатов нашего проекта является то, что родители стали чаще читать детям, а некоторые признались, что с удовольствием стали посвящать своё свободное время книге.
Тематика и содержание наших проектов очень разнообразна. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, мною используются следующие типологии и тематики проектов. Игровые:Сюжетно-ролевая игра «Театр»; «Магазин»; «Семья» Слайд№21Сюжетно-ролевая игра «Строим город будущего»; Слайд№22 Сюжетно-ролевая игра «Строим сказочный ледовый домик» Творческие:Выставка осенний (весенний, зимний) вернисаж; Слайд№23Театральная деятельность - музыкальная сказка «Сказка для мамочки» Слайд№24 Настольный театр: придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций.
Познавательные:
— путешествие-игра «Заколдованный лес»;
— выставка рисунков «Семейные традиции»;
— выставка рисунков «Пасхальное яичко»;
— выпуск газеты «Забавушка» для родителей
Слайд№25
— выставка поделок «Мучная фантазия»;
— «Красная Книга» (создание книги фотографий видов растений, животных, птиц) и др.
Результаты проекта: Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты: сформированы начала экологической культуры у детей; осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы: у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Родители расширили возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваясь к их мнению; вовлекаются не только в воспитательно-образовательный процесс своей группы, но и процесс развития дошкольного учреждения. Работа над исследовательскими проектами интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как малыши начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства.
Метод проектирование деятельности дошкольников на современном этапе развития дошкольного образования, является одним из приоритетных методов.
Слайд№26
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду....
Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"
Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...
Семинар-практикум для воспитателей детского сада "Использование возможностей конструирования в начальной образовательной деятельности в детском саду"
Семинар-практикум был организован в рамках проекта "Будущие инженеры". В начале занятия педагогам был предложен доклад по теме, а затем организовано практическое занятие, в ходе которо...
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...
Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период
Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...