Проект «Волшебный снег» для детей дошкольного возраста раннего
проект
Целью данного проекта является развитие познавательной активности, любознательности и положительной мотивации к экспериментированию детей раннего возраста через опытную деятельность со снегом и льдом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalno-issledovatelskaya_deyatelnost_24g.docx | 23.59 КБ |
konsultatsii_dlya_roditeley_sneg.pptx | 308.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 12
Проект «Волшебный снег» для детей дошкольного возраста раннего
Воспитатель: Зайцева Л. В.
Вопросы раннего экспериментирования актуализированы в нормативных документах образования: ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» и в приказе Минобрнауки № 1155 от 13.10.2013 г. «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».
В раннем возрасте наиболее важно привить детям интерес к экспериментированию, любознательность, а данный проект позволяет расширить знания и представления у детей раннего дошкольного возраста о свойствах снега и льда, так как в наших климатических условиях с этими материалами можно экспериментировать длительный период времени, а так же возможностью проводить часть опытов на прогулке и других режимных моментах.
Целью данного проекта является развитие познавательной активности, любознательности и положительной мотивации к экспериментированию детей раннего возраста через опытную деятельность со снегом и льдом.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
• Формировать интерес у детей к явлениям природы
• Познакомить детей со свойствами снега и льда
Развивающие:
• Расширять пассивный словарь детей
• Способствовать развитию наблюдательности, внимания, любознательности
• Развивать инициативность, активность, самостоятельность
Воспитывающие:
• Приобщать детей к наблюдению за окружающим миром
• Воспитывать применение сенсорных ощущений в решении практических задач
• Способствовать обогащению собственного опыта детей на основе наблюдений.
Сроки реализации проекта: краткосрочный 2 недели с 15.01 оп 26.01.
Участники проекта: воспитатели, дети первой младшей группы, родители.
Материалы: снег, лед, посуда для проведения опытов, краски, формочки, лопатки для поведения экспериментов на прогулке, пластиковые бутылки и стаканы, кисти, теплая вода.
Ожидаемые результаты:
• Проявление интереса у детей раннего возраста к экспериментированию
• Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье
Темой проекта были выбраны эксперименты со снегом и льдом и, в ходе разработки проекта, хотелось реализовать множество идей. Основным замыслом проекта стало экспериментирование со снегом, как с необычайно пластичным и доступным материалом, а подобранные опыты прекрасно могут быть реализованы в группах детей раннего дошкольного возраста.
План реализации проекта
I этап – подготовительный:
Определение темы, цели, задач, актуальности проекта. Анализ литературы, интернет ресурсов, подбор экспериментов, подбор материалов необходимых для реализации опытов.
II этап – основной:
1. Проведение экспериментов со снегом и льдом:
• «Снег – это вода»
• «Липкий снег»
• «Разноцветный снег»
• «Сосулька - сестра снежинки»
2. Работа с родителями по закреплению интереса к экспериментам: беседы, консультации, анкетирование.
III этап – заключительный:
• Анализ результатов, подборка материалов для трансляции опыта работы (Папка-передвижка для родителей, фотоотчет проведенных экспериментов).
• Выставка детских работ
Заключение
Во время проведения проекта дети всесторонне исследовали снег и лед: на прогулках и в группе, рассмотрели, потрогали, понюхали, все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы. Дети приобрели и закрепили элементарные знания о снеге и льде, они хорошо знают, что снег белого цвета, холодный, тает на ладошке от её тепла, в тёплом помещении.
Лед – это капельки воды, которые зимой замерзают. Снег состоит из множества снежинок.
В ходе проекта у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности.
Приложение 1
Конспект эксперимента «Снег – это вода» в 1й младшей группе.
Цель: развить интерес детей раннего дошкольного возраста к экспериментированию, развитие любознательности.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать интерес у детей к явлениям природы
• Знакомить ребят с предметами окружения
• Учить детей определять свойства снега
Развивающие:
• Расширять пассивный словарь детей
• Способствовать развитию наблюдательности, внимания, любознательности
• Развивать инициативность, активность, самостоятельность
Воспитывающие:
• Приобщать детей к наблюдению за действительностью
• Воспитывать применение сенсорных ощущений в решении практических задач
• Способствовать обогащению собственного опыта детей на основе наблюдений
Материалы: снег, ведерко, прозрачные пластиковые стаканчики, листы черного картона, кружка с горячей водой.
Ход эксперимента:
Воспитатель приносит в ведерке снег. Показывает детям:
- Посмотрите, что лежит у меня в ведерке (снег). Кто знает, откуда я его принесла? (с улицы)
- Как вы думаете, если взять снег в руки, какой он? (холодный). Предлагает детям взять снег в руки. Вы чувствуете, какой холодный снег? (хоровой и индивидуальные повторения). Воспитатель предлагает детям сесть за стол, на котором заранее стоят стаканчики со снегом на листах черного картона.
- А теперь скажите, какого цвета снег? Если дети затрудняются назвать цвет, педагог называет сам: снег белого цвета. Затем воспитатель достает кружку с горячей водой.
-А теперь ребята давайте потрогаем эту кружку, какая она? (Теплая, горячая). Давайте поставим стаканчик со снегом в кружку с горячей водой, и немного подождем.
- Посмотрите, что теперь в стаканчике? Показывает всем детям.
-Ведь в стаканчике был снег. А куда же он делся? (Снег растаял) Объясняет детям: на улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а как только мы начали его нагревать, он сразу растаял и превратился в воду. В остальных стаканчиках снег тоже превратится в воду, но не сразу, а постепенно, ему понадобится на это время. Когда солнышко начнет пригревать сильнее, весь снег на улице начнет таять.
-Давайте теперь ребята пойдем на прогулку и поиграем со снегом, а когда зайдем с прогулки, посмотрим, растает ли снег в других стаканчиках, станет ли он водичкой.
Приложение 2
Конспект эксперимента «Липкий снег» в 1й младшей группе.
Цель: развивать интерес к экспериментированию у детей первой младшей группы, развитие наблюдательности, любознательности.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать интерес у детей к явлениям природы
• Знакомить ребят с предметами окружения
• Учить детей определять свойства снега
Развивающие:
• Расширять пассивный словарь детей
• Способствовать развитию наблюдательности, внимания, любознательности
• Развивать инициативность, активность, самостоятельность
• Развитие мелкой моторики
Воспитывающие:
• Приобщать детей к наблюдению за действительностью
• Воспитывать применение сенсорных ощущений в решении практических задач
• Способствовать обогащению собственного опыта детей на основе наблюдений
Материал: Совочки, ведерки, формочки.
Ход эксперимента:
Эксперимент проводится в группе. Рассказать ребятам о том, что из снега можно делать снежки, комки, большие шары, из которых, в свою очередь, снеговиков, крепости.
Предложить ребятам скатать из снега комочки
-Почему из снега получаются комочки? (Снег липкий). А липкий он потому, что в группе тепло и он начал таять, поэтому из него можно лепить все что угодно!
Рассказать детям, что снегу можно придать любую форму, показать, как можно с помощью совочка превратить шары снега в другие фигуры. Можно так же показать, что из снега можно лепить куличики, так же как и из песка.
Приложение 3
Конспект эксперимента «Разноцветный снег» в 1й младшей группе.
Цель: развивать интерес к экспериментированию у детей первой младшей группы, развитие наблюдательности, любознательности.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать интерес у детей к явлениям природы
• Знакомить ребят с предметами окружения
• Учить детей определять свойства снега
Развивающие:
• Расширять пассивный словарь детей
• Способствовать развитию наблюдательности, внимания, любознательности
• Развивать инициативность, активность, самостоятельность
• Развивать цветовосприятие
Воспитывающие:
• Приобщать детей к наблюдению за действительностью
• Воспитывать применение сенсорных ощущений в решении практических задач
• Способствовать обогащению собственного опыта детей на основе наблюдений
Материалы: банка с водой, кисточки, краски.
Ход эксперимента:
Эксперимент проводится в группе. Педагог спрашивает, чем снег похож на лист бумаги? (Белый цвет)
- А давайте попробуем порисовать на снегу!
- А красками на снегу можно рисовать? Давайте попробуем.
Педагог показывает, дети, при желании, повторяют. Использовать следует лишь теплую воду для полоскания кисточек, и рисовать кистью лучше на плотном снеге. Ребята посмотрите теперь, какие красивые у нас сугробы!
Приложение №4
Анкета для родителей «Играем или экспериментируем».
1. Знаете ли Вы, что в группе занимаются вопросами опытно- экспериментальной деятельности? ___
2. Ощущаете ли Вы что Ваш ребенок проявляет интерес к экспериментированию?
___
3. В чем это проявляется?
o Пытается экспериментировать самостоятельно
o Просит Вас принять участие в экспериментах.
o Другое
___
4. Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно – экспериментальной деятельности дома?
___
5. В чем это проявляется?
o Беседовали с ребенком о том, что его интересует.
o Создаете ребенку условия для проведения опытов дома.
o Проводите наблюдение с детьми за природными объектами.
o Сажаете деревья.
o Охраняете природу.
o Другое
___
8. Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?
___
9. Любите ли Вы природу?
___
10. О чём хотели бы спросить воспитателя?
___
Приложение №5
Стендовая информация для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др)., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.)
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например:
Что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т. п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Приложение №6
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя)
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: Что быстрее растворится: - морская соль - пена для ванны - хвойный экстракт - кусочки мыла и т. п. Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе. Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это? Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость. Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании .
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию , о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя) «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНФОРМАЦИОННО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
информационно- исследовательский проект для детей дошкоольного возраста...
Сценарий праздника , посвященного дню дошкольного работника «Детский сад – волшебная страна» для детей дошкольного возраста
Сценарий праздника , посвященного дню дошкольного работника: «Детский сад – волшебная страна» для детей дошкольного возраста...
Познавательно – исследовательский проект «Волшебный камень магнит» старший дошкольный возраст
Магнит - доступный для ребйнка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них не достаточно знаний о магни...
Инновационный проект: «Использование технологии метод проектов для индивидуализации образования детей дошкольного возраста по математическому развитию по теме: «Мир волшебных линий»»
Инновационнай проект с использованием технологии "метод проектов" для индивидуализации образования детей дошкольного возраста по математическому развитию по теме "Мир волшебных линий&qu...
Проект развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изготовления кукол и участия в играх-драматизациях на тему: «Волшебный мир кукольного театра»
Задумкой данного проекта является не только изготовить куклы для кукольного театра, но и озвучить их. Работа по изготовлению персонажей кукольного театра поможет детям лучше понять характер героев, а ...
День дошкольного работника. Сценарий праздника «Детский сад – волшебная страна» для детей дошкольного возраста
День дошкольного работника. Сценарий праздника «Детский сад – волшебная страна» для детей дошкольного возраста ...
Проект «Волшебные превращения фантика» старший дошкольный возраст
Цель: Формирование художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие ...