Коррекционная хореография как новый этап развития педагогического образования особенных детей
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_horeografiya.docx | 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная хореография как новый этап развития педагогического образования «особенных детей»
Коррекционная хореография – тема актуальная, но малоизученная. Современная педагогика еще не может предложить определенной общепринятой методологии хореографического воспитания детей, с физическими недостатками (далее мы будем называть их «особенными»). Мы можем отнести коррекционную хореографию к популярному сегодня направлению – арт – терапии. Движение может оказывать существенное воздействие на психоэмоциональное состояние детей. В рамках данной статьи мы обозначим некоторые проблемы работы с детьми ограниченными с ограниченными возможностями и представим тезисы авторской методики.
Танцевальная терапия как часть психотерапевтического лечения рассмотрена в ряде теоретических работ, в их числе Козлова В.В, Гиршона А. Е, Веремеенко Н. И. («Танцевальная терапия», СПб.: 2010); Гренлюнда Э, Оганесяна Ю. («Танцевальная терапия. Теория и практика» СПб.: Речь, 2004) и др. Прежде всего хочется обратить внимание на воздействие хореографии на психоэмоциональное и физическое состояние детей с ограниченными возможностями (синдром Дауна, некоторыми формами ДЦП, проблемами с позвоночником и костной системой и др.)
Современная коррекционная педагогика только начинает изучать возможность хореографического воспитания особенных детей. Результаты могут быть неоценимыми, ведь движение – это жизнь. Выдающийся психолог Выготский Л.С. писал: «Творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, он же является нормальным и постоянным спутником детского развития. Хореографическое воспитание может дать особенным детям укрепление костной системы, развить музыкальность, сформировать образное мышление, заставить их видеть и слышать окружающий мир по – новому. Вследствие этого детей формируется особенное эмоционально – сильное мироощущение.
Хореографическое воспитание здоровых детей направлено на формирование физически сильной личности, с хорошо развитой координацией движений, двигательной динамикой, натренированной памятью и сконцентрированным вниманием. Для большинства детей занятия танцами являются решением целого ряда психологических проблем, позволяя им преодолеть проблемы коммуникации в общении со сверстниками и педагогами. Тоже самое мы можем видеть в процессе хореографического воспитания особенных детей. В теоретических трудах по коррекционной педагогике мы встречаем тому подтверждение. Например, исследователь Речицкая Е. Г. пишет: «Во внеурочной работе глухим и слабовидящим можно предложить занятия ритмикой и танцами, которые способствуют не только развитию творческих возможностей, но и активизации общения ребенка с педагогами или в группе в целом для более ясного, точного выражения своих проблем, переживаний внутренних противоречий. По результатам личной практики отметим, что дети, страдающие нарушениями слуха, попадая в группу, не сразу могут адаптироваться. Постановка групповых номеров позволяет им найти новый способ выражения психоэмоционального состояния через танец. В общении с другими детьми они становятся более открытыми и изыскивают новые пластические способы для выражения своих эмоций. У детей с различными физическими недостатками наблюдалась положительная динамика после нескольких занятий хореографий. Отметим, что все занятия проводились хореографом под присмотром квалифицированного врача.
Авторская методика преподавания хореографии детям с ограниченными возможностями только начала проходить апробацию Результаты, которые мы получили, свидетельствуют о значимости дальнейшей разработки. Хореографическое воспитание особенных детей должно быть ориентировано на создание у них положительного эмоционального настроения. Занятия в обязательном порядке должны проводится в группе для того, чтобы ученики как можно больше общались между собой. Работа с учащимися проводится в форме постановки танцевальных композиций и импровизации. Особенные дети видят в занятиях танцами первобытный смысл движения, для них не важно, как они двигаются, главенствующую роль играют ощущения, чувства и мысли, навеянные им.
Некоторые занятия с особенными детьми проводятся в форме игры. Учащимся предлагается ряд обстоятельств, которые они должны обыграть. Им может быть поставлена задача изобразить то или иное животное, или же в ритмопластике инсценировать стихотворение. Занятия дифференцировать с учетом возрастной категории, индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка. Главная цель – развитие духовных и физических качеств особенных детей посредством хореографического искусства.
Методика направлена на развитие двигательного аппарата, навыков музыкально – ритмического движения, творческих способностей, коммуникации. Несколько методических способов работы: универсальное использование слова в форме беседы с детьми; наглядного восприятия – прослушивание музыкального материала, показа упражнений и тренинга; практический – проведение представлений для того, чтобы дети не боялись и учились преодолевать страх перед публикой; игровой метод.
Особенностью нашей методики является изучение движений, танцевальных композиций от простейших до сложных. Учащимся предоставляется возможность ознакомления с музыкальным материалом. Дети по возможности выражают свои эмоции от услышанного, фантазируют о том, что они могли бы выразить в танце под эту музыку. После начинается планомерная работа по освоению хореографических движений; несколько повторов обязательны для закрепления материала. Дети узнают не только движения классической хореографии, но и знакомятся с движениями историко – бытового, народного и бального танцев. В силу своих возможностей они осваивают и исполняют изученный материал. Танцевальные упражнения различных направлений способствуют развитию и укреплению организма, развивают координацию, помогают им найти новые способы общения и раскрыть в себе новые возможности. Особое внимание уделяется занятиям, на которых особенным детям предоставляется возможность импровизировать. Такие уроки, как правило, вдохновляют учащихся, и они старательно вспоминают и воспроизводят весь изученный материал, и даже пытаются на его основе создать свой собственный танец. В результате дети учатся анализировать полученные знания, синтезировать их.
Коррекционная хореография – относительно новый педагогический метод работы с особенными детьми. Несомненно, что у данного направления есть большой потенциал для помощи детям, которые ограничены в физическом развитии. Танец способствует не только терапевтической динамике ребенка, но и формированию его как полноценной личности. Движение – это жизнь, движение - это то, что жизненно необходимо как здоровым, так и особенным детям. Будем надеяться, что в скором времени коррекционная хореография получит должное научное признание и займет свое достойное место в ряду с другими эффективными способами лечения и поддержания детей ограниченными возможностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования
В данной методической разработке рассматриваются особенности осуществления коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования....
Виды педагогических советов, формы их организации на современном этапе развития дошкольного образования
Одной из важнейших форм руководства дошкольным образовательным учреждением и повышения профессионального мастерства воспитателей являются педагогические советы....
"Особенности игры на разных возрастных этапах - развитие игровых умений у детей в средней группе"
доклад для педсовета...
«Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования»
Дошкольное воспитание как первая ступень системы образования за последние годы претерпело существенные изменения. Анализ сложившейся ситуации показывает ее позитивные стороны – уход от еди...
Педагогический совет « Воспитатель на современном этапе развития дошкольного образования»
Педагогический совет:« Воспитатель на современном этапе развития дошкольного образования»...
ДОКЛАД к педагогическому совету: «Работа с родителями на современном этапе развития дошкольного образования»
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения...
КОРРЕКЦИОННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ КАК НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ»
Коррекционная хореография – тема актуальная, но малоизученная. Современная педагогика еще не может предложить определенной общепринятой методологии хореографического воспитания детей, с физическ...