Проект Волонтерское движение «Дари добро» в МАДОУ детский сад «Малышка»
проект (подготовительная группа)
В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volontyorstvo.docx | 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Доброта, готовность защищать слабого и
беззащитного – это прежде всего мужество,
бесстрашие души»
В.Сухомлинский
Проект
Волонтерское движение «Дари добро» в МАДОУ
детский сад «Малышка»
Пояснительная записка
Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во взаимодействия. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.
В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.
Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.
Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Волонтерская деятельность это:
• посадка цветов, кустов и деревьев;
• помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключенные и другие;
• благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
• помощь животным;
• просветительские беседы;
• благотворительные концерты и театральные выступления;
• экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
• пропаганда здорового образа жизни; и др.
Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко. Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.
И.А. Княжева в своей диссертации «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста» рассматривает милосердие как умение пожалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного, независимо от их внешней привлекательности; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка.
Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах Л.М. Шипицыной, О.В. Заширинской, Е.И. Кульчицкой. П.Г. Саморукова изучала бережное отношения дошкольников к природе.
Волонтерское движение имеет ряд особенностей при условии его организации в дошкольном образовательном учреждении.
Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств:
ответственности;
милосердия;
самостоятельности;
умение общаться с разными социальными группами людей;
личностный позитивизм.
Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.
Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
Проблема: Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Цель проекта: Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно – нравственной личности дошкольников.
Организация в детском саду волонтерского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.
Задачи:
Расширить представления о волонтерском движении у детей 5 -7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников детского сада
Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;
Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2018 – 2019 учебного года.
Вид проекта: образовательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный 2018-2019уч. г.
Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Тип проекта: Групповой, информационно-просветительский, индивидуально – развивающий.
Основная часть
Взрослые неоднозначно относятся к волонтерской деятельности. Одни считают ее неотъемлемой частью жизни, другие как способ времяпрепровождения. Несмотря на это, все исследуемые положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в детском саду.
Детский сад - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.
Таким образом, волонтерство в нашем детском саду направлено на развитие нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, люди с ограниченными возможностями (инвалиды); повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 5 -7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.
В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы:
• работа с детьми 5 -7 лет (волонтёрское движение);
• работа с педагогами;
• работа с семьёй.
Рассмотрим основные психолого-педагогические аспекты деятельности в блоке “Работа с детьми”:
• формирование милосердия.
• развитие трудолюбия
• воспитание потребности к здоровому образу жизни.
• Формирование толерантности
• Формирование сознательного, непрагматичного отношения к природе,
• Формирование доброжелательности в общении со сверстниками.
Эффективное осуществление процесса воспитания и развития вышеперечисленных качеств у старших дошкольников в волонтерской деятельности возможно в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях: использовании педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности, создания в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие этих качеств, преодолении отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечении семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты, толерантности и любви к природе в добровольческой деятельности.
Таким образом, волонтёры - это, во – первых, дети - старшие дошкольники. Во – вторых, это активные творческие педагоги образовательного учреждения и родители воспитанников.
Работа с педагогами и родителями предполагает 3 этапа:
1 этап. Формирование волонтёрского движения в детском саду
2 этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.
3 этап. Развитие волонтёрского движения.
На 1 этапе у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр».
На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения.
На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.
Руководитель волонтерского движения в нашем детском саду - это воспитатель подготовительной группы, который координирует всю деятельность, организуют работу в детском саду и волонтёров по различным направлениям, обеспечивают связь с городским волонтёрским движением и осуществляют планирование деятельности.
Таким образом, формирование новых видов деятельности в старшем дошкольном возрасте оказывают существенное влияние на развитие нравственных качеств детей. Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердия в отношении людей друг к другу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка.
Практическая значимость проекта:
Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта, воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.
Критерии оценки эффективности проекта:
Доля (%) педагогов и родителей воспитанников, принявших участия в добровольческих акциях и мероприятиях детского сада
Уровень толерантности, трудолюбия, милосердия у детей старшего дошкольного возраста.
Количество партнеров - участников проекта.
Механизм оценки:
Отзывы целевых групп волонтерского движения (младшие дошкольники, пожилые, другие детские сады)
Диагностика.
Анкетирование.
Опрос.
План работы волонтерского движения «Дари добро»
детского сада с детьми
месяц | № | Содержание мероприятий | Примечание |
сентябрь | Знакомство с волонтёрским движением Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры». Игры на сплочение коллектива. Беседа «Мы – маленькие волонтеры». Цель: знакомство детей с новым понятием «волонтеры», с работой и с помощью окружающим волонтерами, формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. | ||
Торжественное мероприятие «Дорогою добра» ( принятие в ряды волонтерского движения, встреча с волонтёрами) Цель: Создание благоприятного эмоционального настроя на участие в волонтёрском движении. | |||
Подготовка поздравления ко Дню воспитателя. Акция «Поздравь дорогих воспитателей и тех, кто работает в д/с». Цель: Поздравить ра с их профессиональным праздником, изготовить открытки своими руками и поблагодарить наших дорогих педагогов за добросовестный труд в деле обучения и воспитания. | |||
октябрь | Акция «Ты не один» Благотворительный концерт. (ко дню пожилых людей). Цель: Формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению. Изготовление подарков ко Дню пожилого человека. Цель: Формировать у детей благоприятную, радостную атмосферу праздника. | ||
Трудовой десант: «Мусору – нет!». Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, приучать детей к соблюдению чистоты на участке. | |||
ноябрь | Акции «Доброе сердце». Цель: оказание помощи нуждающимся детям, формирование гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию, позитивная социализация детей дошкольного возраста. | ||
Всемирный день приветствия. Цель: Способствовать повышению воспитанности и культурного уровня дошкольников, формированию навыков позитивного общения, нравственных качеств, созданию положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение и взаимопонимание. | |||
декабрь | «День волонтера». Цель: Популяризация благотворительности, формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность. | ||
Акция « Игрушка на новогоднюю красавицу». Цель: Формирование и развитие творческого мышления и творческих способностей детей, желание через свой труд приносить пользу и радость другим людям. | |||
январь | Встреча с инспектором ГИБДД. Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. | ||
Акция «Безопасные дороги детям». Распространение памяток «Внимание водитель!», «Безопасные дороги детям». Цель: Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне автомобиля. | |||
февраль | Акция «Волшебники в мире детей». Организация игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Театрализация сказки «Теремок» | ||
Акция «Корзинка радости». Сбор подарков (игрушек) для «Детей младшей группы». Цель: Формирование у воспитанников умение правильно оценивать себя и других; воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость. | |||
март | Дети – волонтеры в гостях у малышей «Правила поведения в детском саду». Помощь малышам. | ||
Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально!», «Узнай о волонтерстве». Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. | |||
апрель | Всемирный день здоровья. Акция «Мы здоровье сбережем». Цель: Воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни. Флешмоб «Мы выбираем спорт!». Цель: Популяризация активного отдыха, здорового образа жизни; пропаганда здорового образа жизни; | ||
Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья». Цель: создать бодрое и радостное настроение у детей и их родителей; развивать физические качества: выносливость, быстроту, силу реакции; осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию детей между детским садом и семьей. | |||
май | Проведение акций «Георгиевская ленточка». Цель: Формирование чувства сопричастности к общему подвигу и общей памяти. Возложение цветов. «Никто не забыт, ничто не забыто…». Цель: Создать условия для формирования духовно богатого гражданина и патриота России; содействовать воспитанию уважения к культурному и историческому прошлому России, к защитникам Отечества, памяти павшим; | ||
Итоговое мероприятие волонтеров и родителей. Подведение итогов. Презентация альбома «Творим добро». Награждение. |
План работы волонтерского движения «Дари добро» детского сада с педагогами:
Организация тематических концертов (День пожилого человека, 9 мая, День матери и т.д.);
Помощь пожилым людям, детским домам, птицам.
Пропаганда здорового образа жизни.
План работы волонтерского движения детского сада с педагогами:
Облагораживание территории детского сада - «Подари детям красоту»;
Участие в акциях «Дари добро», «Безопасные дороги», «День Победы», «День защиты детей», «Свеча памяти», «Бессмертный полк», «Ромашковое счастье», «Всемирный день приветствия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ Дошкольное волонтерское движение «Дорогою добра»
Волонтерское движение «Дорогою добра» предполагается в условиях детского сада, путем объединения активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей ...
Проект волонтерское движение в ДОУ "Дорогою добра"
Волонтерское движение «Дорогою добра» предполагается в условиях детского сада, путем объединения активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей ...
Акция волонтерского движения «Родник добра» в старшей группе «Родничок" на тему: «Поможем малышам полечить книжки-малышки»
Цель: Создать теплую, домашнюю обстановку в группе малышей за общим полезным делом ремонт (лечение) книг, объединив самых активных, талантливых, творческих добровольцев Задачи:1.Дать практи...
Проект волонтерского движения "Дорогою добра"
Формирования функциональной грамотности дошкольников в сфере социальных отношений через создания волонтерского движения "Дорогаю добра"...
Волонтерское движение "Лучики добра". Акция "Уборка территории детского сада"
Акция "Уборка территории детского сада"...
Волонтерское движение "Дорогою добра" на базе МБДОУ "Детский сад № 80 "Веснушка"
Волонтерское движение "Дорогою добра"...