Проект Волонтерское движение «Дари добро» в МАДОУ детский сад «Малышка»
проект (подготовительная группа)
В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Доброта, готовность защищать слабого и
беззащитного – это прежде всего мужество,
бесстрашие души»
В.Сухомлинский
Проект
Волонтерское движение «Дари добро» в МАДОУ
детский сад «Малышка»
Пояснительная записка
Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во взаимодействия. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.
В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.
Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.
Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Волонтерская деятельность это:
• посадка цветов, кустов и деревьев;
• помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключенные и другие;
• благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
• помощь животным;
• просветительские беседы;
• благотворительные концерты и театральные выступления;
• экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
• пропаганда здорового образа жизни; и др.
Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко. Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.
И.А. Княжева в своей диссертации «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста» рассматривает милосердие как умение пожалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного, независимо от их внешней привлекательности; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка.
Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах Л.М. Шипицыной, О.В. Заширинской, Е.И. Кульчицкой. П.Г. Саморукова изучала бережное отношения дошкольников к природе.
Волонтерское движение имеет ряд особенностей при условии его организации в дошкольном образовательном учреждении.
Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств:
ответственности;
милосердия;
самостоятельности;
умение общаться с разными социальными группами людей;
личностный позитивизм.
Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.
Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
Проблема: Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Цель проекта: Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно – нравственной личности дошкольников.
Организация в детском саду волонтерского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.
Задачи:
Расширить представления о волонтерском движении у детей 5 -7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников детского сада
Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;
Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2018 – 2019 учебного года.
Вид проекта: образовательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный 2018-2019уч. г.
Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Тип проекта: Групповой, информационно-просветительский, индивидуально – развивающий.
Основная часть
Взрослые неоднозначно относятся к волонтерской деятельности. Одни считают ее неотъемлемой частью жизни, другие как способ времяпрепровождения. Несмотря на это, все исследуемые положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в детском саду.
Детский сад - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.
Таким образом, волонтерство в нашем детском саду направлено на развитие нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, люди с ограниченными возможностями (инвалиды); повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 5 -7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.
В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы:
• работа с детьми 5 -7 лет (волонтёрское движение);
• работа с педагогами;
• работа с семьёй.
Рассмотрим основные психолого-педагогические аспекты деятельности в блоке “Работа с детьми”:
• формирование милосердия.
• развитие трудолюбия
• воспитание потребности к здоровому образу жизни.
• Формирование толерантности
• Формирование сознательного, непрагматичного отношения к природе,
• Формирование доброжелательности в общении со сверстниками.
Эффективное осуществление процесса воспитания и развития вышеперечисленных качеств у старших дошкольников в волонтерской деятельности возможно в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях: использовании педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности, создания в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие этих качеств, преодолении отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечении семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты, толерантности и любви к природе в добровольческой деятельности.
Таким образом, волонтёры - это, во – первых, дети - старшие дошкольники. Во – вторых, это активные творческие педагоги образовательного учреждения и родители воспитанников.
Работа с педагогами и родителями предполагает 3 этапа:
1 этап. Формирование волонтёрского движения в детском саду
2 этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.
3 этап. Развитие волонтёрского движения.
На 1 этапе у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр».
На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения.
На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.
Руководитель волонтерского движения в нашем детском саду - это воспитатель подготовительной группы, который координирует всю деятельность, организуют работу в детском саду и волонтёров по различным направлениям, обеспечивают связь с городским волонтёрским движением и осуществляют планирование деятельности.
Таким образом, формирование новых видов деятельности в старшем дошкольном возрасте оказывают существенное влияние на развитие нравственных качеств детей. Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердия в отношении людей друг к другу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка.
Практическая значимость проекта:
Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта, воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.
Критерии оценки эффективности проекта:
Доля (%) педагогов и родителей воспитанников, принявших участия в добровольческих акциях и мероприятиях детского сада
Уровень толерантности, трудолюбия, милосердия у детей старшего дошкольного возраста.
Количество партнеров - участников проекта.
Механизм оценки:
Отзывы целевых групп волонтерского движения (младшие дошкольники, пожилые, другие детские сады)
Диагностика.
Анкетирование.
Опрос.
План работы волонтерского движения «Дари добро»
детского сада с детьми
месяц | № | Содержание мероприятий | Примечание |
сентябрь | Знакомство с волонтёрским движением Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры». Игры на сплочение коллектива. Беседа «Мы – маленькие волонтеры». Цель: знакомство детей с новым понятием «волонтеры», с работой и с помощью окружающим волонтерами, формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. | ||
Торжественное мероприятие «Дорогою добра» ( принятие в ряды волонтерского движения, встреча с волонтёрами) Цель: Создание благоприятного эмоционального настроя на участие в волонтёрском движении. | |||
Подготовка поздравления ко Дню воспитателя. Акция «Поздравь дорогих воспитателей и тех, кто работает в д/с». Цель: Поздравить ра с их профессиональным праздником, изготовить открытки своими руками и поблагодарить наших дорогих педагогов за добросовестный труд в деле обучения и воспитания. | |||
октябрь | Акция «Ты не один» Благотворительный концерт. (ко дню пожилых людей). Цель: Формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению. Изготовление подарков ко Дню пожилого человека. Цель: Формировать у детей благоприятную, радостную атмосферу праздника. | ||
Трудовой десант: «Мусору – нет!». Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, приучать детей к соблюдению чистоты на участке. | |||
ноябрь | Акции «Доброе сердце». Цель: оказание помощи нуждающимся детям, формирование гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию, позитивная социализация детей дошкольного возраста. | ||
Всемирный день приветствия. Цель: Способствовать повышению воспитанности и культурного уровня дошкольников, формированию навыков позитивного общения, нравственных качеств, созданию положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение и взаимопонимание. | |||
декабрь | «День волонтера». Цель: Популяризация благотворительности, формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность. | ||
Акция « Игрушка на новогоднюю красавицу». Цель: Формирование и развитие творческого мышления и творческих способностей детей, желание через свой труд приносить пользу и радость другим людям. | |||
январь | Встреча с инспектором ГИБДД. Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. | ||
Акция «Безопасные дороги детям». Распространение памяток «Внимание водитель!», «Безопасные дороги детям». Цель: Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне автомобиля. | |||
февраль | Акция «Волшебники в мире детей». Организация игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Театрализация сказки «Теремок» | ||
Акция «Корзинка радости». Сбор подарков (игрушек) для «Детей младшей группы». Цель: Формирование у воспитанников умение правильно оценивать себя и других; воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость. | |||
март | Дети – волонтеры в гостях у малышей «Правила поведения в детском саду». Помощь малышам. | ||
Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально!», «Узнай о волонтерстве». Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. | |||
апрель | Всемирный день здоровья. Акция «Мы здоровье сбережем». Цель: Воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни. Флешмоб «Мы выбираем спорт!». Цель: Популяризация активного отдыха, здорового образа жизни; пропаганда здорового образа жизни; | ||
Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья». Цель: создать бодрое и радостное настроение у детей и их родителей; развивать физические качества: выносливость, быстроту, силу реакции; осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию детей между детским садом и семьей. | |||
май | Проведение акций «Георгиевская ленточка». Цель: Формирование чувства сопричастности к общему подвигу и общей памяти. Возложение цветов. «Никто не забыт, ничто не забыто…». Цель: Создать условия для формирования духовно богатого гражданина и патриота России; содействовать воспитанию уважения к культурному и историческому прошлому России, к защитникам Отечества, памяти павшим; | ||
Итоговое мероприятие волонтеров и родителей. Подведение итогов. Презентация альбома «Творим добро». Награждение. |
План работы волонтерского движения «Дари добро» детского сада с педагогами:
Организация тематических концертов (День пожилого человека, 9 мая, День матери и т.д.);
Помощь пожилым людям, детским домам, птицам.
Пропаганда здорового образа жизни.
План работы волонтерского движения детского сада с педагогами:
Облагораживание территории детского сада - «Подари детям красоту»;
Участие в акциях «Дари добро», «Безопасные дороги», «День Победы», «День защиты детей», «Свеча памяти», «Бессмертный полк», «Ромашковое счастье», «Всемирный день приветствия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/16/picture-1070293-1539691135.jpg)
ПРОЕКТ Дошкольное волонтерское движение «Дорогою добра»
Волонтерское движение «Дорогою добра» предполагается в условиях детского сада, путем объединения активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/16/picture-1070293-1539691135.jpg)
Проект волонтерское движение в ДОУ "Дорогою добра"
Волонтерское движение «Дорогою добра» предполагается в условиях детского сада, путем объединения активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей ...
Акция волонтерского движения «Родник добра» в старшей группе «Родничок" на тему: «Поможем малышам полечить книжки-малышки»
Цель: Создать теплую, домашнюю обстановку в группе малышей за общим полезным делом ремонт (лечение) книг, объединив самых активных, талантливых, творческих добровольцев Задачи:1.Дать практи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/10/picture-1019330-1612952625.jpg)
Проект волонтерского движения "Дорогою добра"
Формирования функциональной грамотности дошкольников в сфере социальных отношений через создания волонтерского движения "Дорогаю добра"...
Волонтерское движение "Лучики добра". Акция "Уборка территории детского сада"
Акция "Уборка территории детского сада"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/17/picture-1532834-1726568272.jpg)
Волонтерское движение "Дорогою добра" на базе МБДОУ "Детский сад № 80 "Веснушка"
Волонтерское движение "Дорогою добра"...