Консультации, мастер классы для педагогов
консультация

Питулина Яна Игоревна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района «Детский сад «Березка»

п. Горноправдинск»

Консультация для педагогов:

«Рекомендации воспитателям по оформлению и оснащению музыкальных уголков»

        Составитель: музыкальный руководитель

Питулина Я. И.

         

2022

         Музыкальное воспитание включается в образовательную область «Художественно-эстетическое» и направлено на развитие эмоциональных качеств детей. Как вид искусства, музыка включает в себя инструментальное исполнение, пение и танец. Таким образом, музыкальные занятия способствуют разностороннему развитию детей: совершенствуются слуховое восприятие и навык устной речи, овладение чувством такта и ритма пригодится в математических упражнениях в будущем, пополняется словарный запас. Существует много психологических исследований на тему важности музыки в раннем развитии детей. У тех, кто с первых лет жизни активно слушал музыкальные произведения и раскрывал свои таланты в этой сфере, наблюдается высокий уровень интеллекта, а точнее развиваются математические способности. Психологами отмечается влияние активной музыкальной деятельности в раннем детстве на развитие мыслительных способностей.

       Основные формы музыкального образования в детском саду — типовые и интегрированные занятия в музыкальном зале. Оформлением зала и проведением занятий занимается музыкальный руководитель. Воспитатель сопровождает группу и выполняет организаторскую функцию: делает ритмические упражнения вместе с воспитанниками, при необходимости осуществляет показ каких-либо действий, присоединяется к хоровому пению, распределяет роли в музыкальных играх и драматизациях. Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей заключается в повторении с ними изученного материала, совершенствовании имеющихся умений и навыков. Музыкально-ритмические игры, прослушивание аудиозаписей и исполнение песен включается в занятия НОД (непрерывной образовательной деятельности), на прогулках, во время досуга второй половины дня. Предметно-пространственная среда группы содержит необходимую материальную базу — оформляется музыкальный уголок.

         Образовательные и развивающие задачи функционирования уголка определяются календарно-тематическим планированием музыкальных занятий: в уголке дети повторяют новую информацию, закрепляют и развивают умения. Воспитатель согласовывает работу уголка с музыкальным руководителем: какие произведения включить для прослушивания, что требует обязательного повторения.  В музыкальном уголке дети закрепляют знания, полученные на занятиях с музыкальным руководителем. Детям нравится играть и творить в музыкальном уголке. С целью приобщения ребёнка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, картинки и наглядные пособия.

        Музыкальный уголок – это необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. Это создание музыкально предметно – развивающей среды, которая состоит из трех блоков:

  • Восприятие музыки
  • Воспроизведение музыки
  • Музыкально – творческая деятельность

        Целью функционирования музыкального уголка является создание условий, которые обеспечат эмоциональное благополучие детей.

        Содержание в группе музыкального уголка позволяет укреплять психическое и физическое здоровье детей, позволяет выявить творческие способности каждого ребёнка, развивать эстетический вкус.

         Требования к оформлению музыкального уголка и размещению музыкальных инструментов:

  1. Оптимально – удобное расположение.
  2. Учёт возрастных особенностей детей при создании музыкального уголка.
  3. Безопасность.
  4. Доступность оборудования музыкального уголка для детей.
  5. Разнообразие оборудования музыкального уголка.
  6. Эстетичность оформления музыкального уголка и его оборудования.
  7. Возможность переноса оборудования в другие места.

         Место для музыкального уголка воспитатель может выбрать сам, учитывая возможности группы и придерживаясь некоторых правил. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легко доступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей, которые требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников. Как оформить музыкальный уголок? При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической. Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка. Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды (навесные полки не рекомендуются). На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами. В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудка, миниатюрное пианино, металлофон, также музыкальные игрушки. Детские балалайки, гитары, гусли должны быть с пластиковыми струнами (лопнувшая металлическая струна опасна). Акустическая система или магнитофон для проигрывания аудиозаписей, а также источники питания (электрическая розетка, тройник) должны находится вне досягаемости детьми. Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия. Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1 раз в квартал обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование, новые музыкально – дидактические игры, самодельные музыкальные инструменты.

       Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей.

Верхний уровень – для воспитателей.

Нижний уровень – для детей.

        На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами дошкольного образовательного учреждения (дудочки, губные гармошки и т. п.).

       На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы.

       Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!

МЛАДШИЕ ГРУППЫ

  • Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка, куколка и т. д.).
  • Музыкальные инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки, свистульки.
  • Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубны, барабанчики.
  • Не озвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки, гитарки и т. д.).
  • Атрибуты к музыкальным подвижным играм: флажки, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки, цветочки, лепесточки, кувшинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости).
  • Ширма настольная с перчаточными игрушками, куклами-перчатками.
  • Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
  • Музыкальные иллюстрации к песням и музыкальным произведениям для слушания, которые могут быть выполнены в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации. 

       В группе необходимо завести отдельную папку с файлами, куда вкладываются листы, с распечатанным текстом песни. Это нужно для того, чтобы воспитатель систематически повторял с детьми тексты, разучиваемых песен на НОД. Музыкальный руководитель обеспечивает всем материалом группу, т.е. распечатывает, приносит на группу, говорит, что повторить. Дополнительно к папке с текстами идёт папка для сценариев и детских стихов. Материалом обеспечивает музыкальный руководитель, приносит на группу.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

       Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить с младшей группы и добавить:

  • Металлофон, шумовые инструменты для детского оркестра (погремушки, колокольчики, треугольники, трещотки, бубны, бубенцы, шейкеры), а также предусматривается использование самодельных музыкальных инструментов.
  • Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню).
  • Доска из ватмана или магнитная доска.
  • Музыкально-дидактические игры: «Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др. 
  • Атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др. 
  • Ленточки, цветные платочки, султанчики, листочки, цветочки, грибочки, бабочки, кувшинки и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону)
  • Ширма настольная и набор игрушек.
  • Магнитофон и набор программных аудиозаписей.

СТАРШАЯ ГРУППА

     Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:

  • Погремушки, бубны, барабаны, треугольники, трещотки, колокольчики, гитарка, бубенцы.
  • Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта, свирель, гармоника)
  • Иллюстрации по теме: «Времена года», «Явления природы»
  • Музыкальные самодельные игрушки (Дети и родители с удовольствием примут участие в изготовление инструментов для шумового оркестра)
  • Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.
  • Атрибуты к подвижным играм (например, обручи, скакалки, резиночки, мячики…)
  • Рисунки или аппликации детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям, которые им полюбились.
  • Настольная ширма и ширма по росту детей с куклами – перчатками для музыкального театра.
  • Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к танцам, песням, которые исполняются на мероприятиях в детском саду.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

        Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется:

    Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны,

  • Портреты композиторов (русские и зарубежные)
  • Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях или детские раскраски.
  • Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки. Вместо пособия «Эмоции» можно использовать определённые цвета (цветные картонные карточки), которые расскажут нас о настроении произведения (жёлтый-коричневый, красный-чёрный и т.п.)

        Эффективность организации музыкальной среды в группе и работы в рамках развивающего уголка определяется востребованностью детьми, устойчивым интересом к самостоятельной деятельности.

  Воспитатель может провести анализ музыкального уголка по критериям:

• соответствие материалов уголка возрасту воспитанников;

• разнообразие музыкальных игрушек и детских инструментов, атрибутов для музыкальных игр;

• разнообразие фонотеки;

• внешняя привлекательность.

       Дети утрачивают интерес к предметной среде в том случае, если предметы для самостоятельных занятий сложны в освоении, они не умеют с ними обращаться. Старших детей не привлекает материальная база, состоящая из музыкальных игрушек, это наполнение для младших групп. В наборе игрушек и инструментов должно происходить постоянное обновление. То же самое касается коллекции аудиозаписей и атрибутов для танцев и музыкальных драматизаций: когда ребёнок изучил материал, поиграл с ним, станцевал под песенку, ему вряд ли захочется возвращаться к повторению. Привлекательность оформления можно определить по тем эмоциям, которые дети испытывают в уголке. Любопытно ли им изучать картинки на стенах, хочется ли возвращаться в уголок, в хорошем ли настроении они его покидают. Если воспитатель выявляет недочёты в оборудовании и оформлении уголка, то он должен стремится исправить их и обогатить музыкальную среду в группе.

      Грамотная организация музыкальной зоны для каждой возрастной группы способствует развитию интереса у детей к миру музыки. Они ярче чувствуют эмоциональную сторону мелодий и песен, выражают своё настроение в танцевальных импровизациях. Главная задача музыкального воспитания в детском саду — сформировать у ребёнка культуру слушания и восприятие звучащих образов.



Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

    Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется:

  1. Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны.
  2. Портреты композиторов (русские и зарубежные).
  3. Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях или детские раскраски.
  4. Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки. Вместо пособия «Эмоции» можно использовать определённые цвета (цветные картонные карточки), которые расскажут нас о настроении произведения (жёлтый-коричневый, красный-чёрный и т.п.).

23645118-piano-keyboard-with-black-and-white-wavy-keys-and-colorful-music-notes-in-3d-isolated-on-white-backg

МАДОУ ХМР «Детский сад «Берёзка»

п. Горноправдинск»

Рекомендации воспитателям по оформлению музыкального уголка

                                                            Подготовила:

          Музыкальный руководитель Питулина Я. И.

 

2022

      Цель создания музыкального уголка в детском саду — развитие творческих способностей детей, формирование способности эмоционально откликаться на песенные и музыкальные образы, воспитание культуры слушания. Дети слушают инструментальное или голосовое исполнение мелодий, пробуют передать словами или движениями те чувства, которые испытывают. Существует много психологических исследований на тему важности музыки в раннем развитии детей. У тех, кто с первых лет жизни активно слушал музыкальные произведения и раскрывал свои таланты в этой сфере, наблюдается высокий уровень интеллекта, в т. ч. математические способности.

     Образовательные и развивающие задачи функционирования уголка определяются календарно-тематическим планированием музыкальных занятий: в уголке дети повторяют новую информацию, закрепляют и развивают умения. Воспитатель согласовывает работу уголка с музыкальным руководителем: какие произведения включить для прослушивания, что требует обязательного повторения.

 

МЛАДШАЯ ГРУППА

Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка, куколка и т. д.).

Музыкальные инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки, свистульки.

Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубны, барабанчики.

Неозвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки, гитарки и т. д.).

Атрибуты к музыкальным подвижным играм: флажки, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки, цветочки, лепесточки, кувшинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости).

Ширма настольная с перчаточными игрушками, куклами-перчатками.

Магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Музыкальные иллюстрации к песням и музыкальным произведениям для слушания, которые могут быть выполнены в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.

В группе необходимо завести отдельную папку с файликами, куда вкладываются листы, с распечатанным текстом песни. Это нужно для того, чтобы воспитатель систематически повторял с детьми тексты, разучиваемых песен на НОД. Музыкальный руководитель обеспечивает всем материалом группу, т.е. распечатывает, приносит на группу, говорит, что повторить.

Дополнительно к папке с текстами идёт папка для сценариев и детских стихов. Материалом обеспечивает музыкальный руководитель, приносит на группу.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить с младшей группы и добавить: металлофон.

Шумовые инструменты для детского оркестра (погремушки, колокольчики, треугольники, трещотки, бубны, бубенцы, шейкеры), а так же предусматривается использование самодельных музыкальных инструментов.

Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню).

Музыкально-дидактические игры: «Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.

 Атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.

 Ленточки, цветные платочки, султанчики, листочки, цветочки, грибочки, бабочки, кувшинки и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону).

Ширма настольная и набор игрушек.

Магнитофон и набор программных аудиозаписей.

СТАРШАЯ ГРУППА

 Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее: погремушки, бубны, барабаны, треугольники, трещотки, колокольчики, гитара, бубенцы.

 Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта, свирель, гармоника).

 Иллюстрации по теме: «Времена года», «Явления природы».

Музыкальные самодельные игрушки (дети и родители с удовольствием примут участие в изготовление инструментов для шумового оркестра).

 Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.

Атрибуты к подвижным играм (например, обручи, скакалки, резиночки, мячики…)

Рисунки или аппликации детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям, которые им полюбились.

Настольная ширма и ширма по росту детей с куклами – перчатками для музыкального театра.

Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к танцам, песням, которые исполняются на мероприятиях в детском саду.

     

                                                                                       



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района «Детский сад «Березка»

п. Горноправдинск»

Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ по организации праздников»

        

Составитель:

музыкальный руководитель

Питулина Я. И.

        Горноправдинск

2023 год 

Цель: создание условий для успешного музыкального развития воспитанников ДОУ.

Задачи:

- повысить профессиональную компетенцию педагогов по вопросу музыкального развития детей дошкольного возраста при подготовке к праздничным утренникам;

-оказать методическое сопровождение (рекомендации для воспитателей и "ведущих" на детских праздниках и развлечениях);

-обеспечить взаимодействие педагога-воспитателя и музыкального руководителя.

Роль воспитателей и музыкального руководителя на праздниках

Праздничные утренники, регулярно проводятся в каждой возрастной группе.

           Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии могут быть задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждой своей роли, свои обязанности. Успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

           Подготовка к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.

Методика подготовки воспитателя к проведению праздника, развлечения

1-ый этап:

ВОСПИТАТЕЛЬ как РЕБЕНОК! (первые 2-3 недели подготовки к празднику) музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает тоже, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения танцев, правила игр.

2-ой этап:

ВОСПИТАТЕЛЬ как ВЕДУЩИЙ! (4-5 неделя подготовки) знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит построениями-перестроениями, т.е. готовит себя и детей к проведению праздника.

3-ий этап:

ВОСПИТАТЕЛЬ как АКТЕР! (весь период до праздника с момента получения сценария). Воспитатель работает над решением собственных сценических, речевых и организационных проблем. На этом этапе на репетициях надо обязательно вслух проговаривать всю свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На репетициях необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале.

Подготовка к праздникам проходит на разных занятиях, в разных видах художественной и творческой деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, тема праздника отражается в рисунках, аппликациях, разучивают стихи, тексты песен, (тогда, как на муз. занятиях работают исключительно над образом и их характером, над разучиванием танцев, песен и хороводов). На музыкальных занятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздничным утренником. За утренники в каждой группе детского сада отвечают воспитатели данной группы совместно с музыкальным руководителем. Это значит, что воспитатели тоже волнуются о том, как будут выглядеть сказочные персонажи, сюрпризы, они подбирают тематические стихи и учат их с детьми, придумывают аттракционы и готовят все необходимое для них, думают о том, кто зажжет елку и откуда будет заходить Дед Мороз. Все вопросы обсуждаются с музыкальным руководителем.

Подготовку к празднику музыкальный руководитель начинает с разработки сценария, просмотра и анализа музыкального и литературного материала, тщательного отбора подлинно художественных музыкальных произведений и музыкального оформления. Распределение номеров праздничной программы среди детей представляет наиболее тонкую и трудную задачу для педагогов: надо предложить каждому ребенку выступление по его силам. В этом случае более способные дети находятся в лучших условиях: им поручают наиболее ответственные номера, и они успешно, конечно не без помощи педагогов и родителей, с ними справляются. Труднее обеспечить участие в празднике тех детей, которые еще не достигли необходимого уровня музыкального развития, не уверены в себе, застенчивы, не проявили каких-либо способностей. Однако, и они должны выступить, пусть с более легким, но интересным для них заданием – в игре, конкурсах, нетрудном групповом танце, чтении стихов.  Поэтому так важно участие в празднике каждого ребенка. Он должен чувствовать себя равным среди равных в коллективе веселых и дружных сверстников, радоваться вместе со всеми.

Деятельность воспитателя при подготовке и непосредственно на празднике очень разнообразна и ответственна. Правильно то, что праздник – дело общее. Но для того, чтобы вместе хорошо сделать любое дело, надо иметь единомышленников. В первую очередь, в лице воспитателей, желающих устраивать праздник, дарить детям радость. Какая одна из важных ролей на празднике как вы думаете? Верно, ведущий.

         Ведущий – это душа праздника, это, можно сказать – половина его успеха. Он обязательно должен иметь пространство для импровизации, непосредственного реагирования на ситуации. Его эмоциональность, живость, умение непосредственного, свободного общения с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов – во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать (а не читать!!!) сценарий праздника, но и уметь «заполнять собой» возникшие паузы.

Роль ведущего очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.

Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям, гостям.

На утреннике надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят.

Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).

Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж, попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником, предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант) т. е. встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям.

Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поёт и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы: подготавливает детали костюмов, атрибуты, помогает при проведении игр, танцев, если это необходимо. Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми).

Помощники воспитателя тоже участвуют в подготовке к празднику, например, могут помочь одеть детей перед праздником или подготовить какие-либо атрибуты, детали костюмов, вовремя праздника переодевают детей, при необходимости поправляет костюмы.

Костюмы для праздника берутся заблаговременно, чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может случится, что резинки на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и пр.

Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей.

Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные недоработки, чтоб в будущем не повторять ошибок.

Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник - яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.

           И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

Итак, методические рекомендации воспитателям по подготовке к праздникам:

  1. Знакомство со сценарием и его обсуждение. В ходе обсуждения выбираются: ведущий, исполнители взрослых персонажей и дети на ведущие роли. В ходе обсуждения уточняются ключевые моменты праздника.
  2. Распределением стихов руководит воспитатель, т. к. он знает, кто выступал на предыдущем празднике и кто лучше подойдет для чтения того или иного стихотворения. Стихи и роли раздаются детям на дом для совместного разучивания с родителями – воспитатель контролирует этот процесс, для последующей отработки выразительного чтения.
  3. Подготовка атрибутов. Музыкальный руководитель отвечает за подготовку музыкальных атрибутов. За подготовку остальных – отвечают воспитатели данной группы. Они могут поручить их изготовление родителям, сделать совместно с детьми или делают сами.
  4. Воспитатели группы приглашают родителей на праздник, информируют родителей о нарядах детей (нарядная одежда по желанию или костюмы по сценарию).
  5. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д. Перед утренником важно настроить детей на радостное, но ответственное событие в жизни группы, напомнить о правилах поведения на празднике.
  6. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
  7. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
  8. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам.
  9. Взаимосвязь воспитателя с музыкальным руководителем на празднике посредством условных сигналов (смотреть на муз.рук.).
  10. Еще раз подчеркнем, что Ведущий должен очень хорошо знать весь ход праздника, знать все стихи детей, и кто конкретно из детей их читает. Воспитатели, наравне с детьми, должны хорошо знать тексты песен и танцы.
  11. Во время праздника Ведущий озвучивает не только тот текст, который дан в сценарии, но и своими словами, по мере возникшей необходимости, должен обыгрывать ситуации.
  12. Ведущему необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.
  13. Темп ведения праздника должен быть без заминок и пауз со стороны ведущих так как внимание у детей неустойчивое.
  14. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
  15. Чётко знать, когда посадить детей. Когда поднести нужный атрибут.
  16. Второй воспитатель на празднике следит за дисциплиной и, если необходимо поправляет детей корректно.
  17. Если у ребёнка нет пары, её заменяет второй воспитатель и ведущий.
  18. Ведущий должен видеть на празднике каждого ребёнка.
  19. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала.
  20. О родителях. Иногда на праздниках происходят непредвиденные ситуации. Родители в своем порыве забывают, что это не семейный праздник и не праздник, устроенный массовиками-затейниками, и идут через зал поправить своему ребенку костюм или прическу, или просто фотографировать детей. Во избежание этого, надо на каждом родительском собрании корректно, но строго напоминать им, что праздник – для детей и фотографировать надо со своего места или после праздника, отключать мобильные телефоны и что абсолютно недопустимо – разговаривать по телефону во время утренника.

 

          Мы никогда не должны забывать, что праздник – это радость. Так давайте дарить ее детям и друг другу.

Методические рекомендации воспитателям по подготовке к праздникам:

  1. Знакомство со сценарием и его обсуждение. В ходе обсуждения выбираются: ведущий, исполнители взрослых персонажей и дети на ведущие роли. В ходе обсуждения уточняются ключевые моменты праздника.
  2. Распределением стихов руководит воспитатель, т. к. он знает, кто выступал на предыдущем празднике и кто лучше подойдет для чтения того или иного стихотворения. Стихи и роли раздаются детям на дом для совместного разучивания с родителями – воспитатель контролирует этот процесс, для последующей отработки выразительного чтения.
  3. Подготовка атрибутов. Музыкальный руководитель отвечает за подготовку музыкальных атрибутов. За подготовку остальных – отвечают воспитатели данной группы. Они могут поручить их изготовление родителям, сделать совместно с детьми или делают сами.
  4. Воспитатели группы приглашают родителей на праздник, информируют родителей о нарядах детей (нарядная одежда по желанию или костюмы по сценарию).
  5. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д. Перед утренником важно настроить детей на радостное, но ответственное событие в жизни группы, напомнить о правилах поведения на празднике.
  6. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
  7. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
  8. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам.
  9. Взаимосвязь воспитателя с музыкальным руководителем на празднике посредством условных сигналов (смотреть на муз.рук.).
  10. Еще раз подчеркнем, что Ведущий должен очень хорошо знать весь ход праздника, знать все стихи детей, и кто конкретно из детей их читает. Воспитатели, наравне с детьми, должны хорошо знать тексты песен и танцы. Во время праздника Ведущий озвучивает не только тот текст, который дан в сценарии, но и своими словами, по мере возникшей необходимости, должен обыгрывать ситуации.
  11. Ведущему необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.
  12. Темп ведения праздника должен быть без заминок и пауз со стороны ведущих так как внимание у детей неустойчивое.
  13. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
  14. Чётко знать, когда посадить детей. Когда поднести нужный атрибут.
  15. Второй воспитатель на празднике следит за дисциплиной и, если необходимо поправляет детей корректно.
  16. Если у ребёнка нет пары, её заменяет второй воспитатель и ведущий.
  17. Ведущий должен видеть на празднике каждого ребёнка.
  18. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала.
  19. О родителях. Иногда на праздниках происходят непредвиденные ситуации. Родители в своем порыве забывают, что это не семейный праздник и не праздник, устроенный массовиками-затейниками, и идут через зал поправить своему ребенку костюм или прическу, или просто фотографировать детей. Во избежание этого, надо на каждом родительском собрании корректно, но строго напоминать им, что праздник – для детей и фотографировать надо со своего места или после праздника, отключать мобильные телефоны и что абсолютно недопустимо – разговаривать по телефону во время утренника.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МАДОУ ХМР «Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск»

Консультация для педагогов на тему:

«Роль воспитателя в музыкальной деятельности детей»

                                            Подготовила: музыкальный руководитель:

Питулина Яна Игоревна

2021 год

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей в целостном образовательном процессе детского сада очень важно.

Почему это важно:

1. Процесс взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя носит стихийный, нерегламентированный характер.

2.Воспитатели не владеют специальными исполнительскими умениями; практически не знакомы со спецификой детского музыкального репертуара; плохо ориентируются в мире музыкального искусства.

 3.Использование музыки в быту детского сада и во время НОД – большая редкость.

Условия успешного взаимодействия:

— Совместное планирование работы.

— Единство требований, предъявляемых детям.

Участие воспитателя в первой части НОД:

— Разучивание новых движений (роль воспитателя велика)

— Участие в показе всех видов упражнений

— Делает соответствующие указания детям

— Предлагает точные, чёткие, красивые образцы движений во всех видах упражнений (за исключением образных упражнений, в которых даёт примерные образцы)

Участие воспитателя во второй части НОД — РАСПЕВАНИЕ, ПЕНИЕ:

- 1-й этап разучивания песни: поёт с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию (ни в коем случае не учит с детьми слова песни без музыки)

- 2-й этап разучивания: поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя мимику и пантомимику

- 3-й этап разучивания: не поёт с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (кроме детей младших групп) при совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах» (на 4-5 НОД)

Участие воспитателя во второй части НОД — СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ:

- (воспитатель в основном пассивен) оказывает содействие музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

- личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыку.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ:

- даёт эталоны движений (кроме упражнений на развитие творческой активности)

- участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям

- берёт одну из ролей в сюжетной игре

- принимает участие в танцах, плясках, хороводах

- в плясках-импровизациях (старшие группы) не участвует

- корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

ИГРА НА Д.М.И.

- принимает непосредственное участие в игре на ДМИ (младшие группы)

- контролирует ход игры на ДМИ (смотрит, чтобы дети согласовывали свои движения с движениями товарищей, не опережали и не отставали, своевременно начинали и заканчивали игру).

ЗАДАЧИ музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем:

1.Оказание помощи в процессе проведения музыкальных НОД: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.

2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

3. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей.

4. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей.

Роль воспитателя на празднике:

1. Непосредственно участвует в разработке сценария, готовят поэтический материал.

2. Оказывает помощь музыкальному руководителю в изготовлении атрибутов, костюмов.

3. Украшает групповую комнату или музыкальный зал вместе с музыкальным руководителем.

4. Разучивает с детьми роли, стихи, контролируя правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.

5. Обеспечивает перед утренником праздничную атмосферу: нарядно одет, в подходящей обуви; встречает детей в приподнятом настроении.

6. Движения танцев, хороводов выполняет вместе с детьми.

7. Поёт песни вместе с детьми (в младших группах, в речевых группах)

8. Ведущий воспитатель произносит текст эмоционально, громко, внятно.

9. При перестроении детей, руками их не трогает.

10. После утренника убирает на место все атрибуты.

Роль воспитателя в режиме дня:

1. Разучивает движения с отстающими детьми, напевая мелодию.

2. Обучает игре на музыкальных инструментах (в форме советов, подсказок).

3. Привлекает детей к творческим играм

4. Углубляет музыкальные впечатления детей путём прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

5. Включает знакомые детям движения, песни, хороводы, музыкальные игры, пьесы на других НОД.

6. Развивает у воспитанников чувство ритма, мелодический слух в процессе проведения дидактических игр.

7. Организовывает трудовую деятельность детей по обогащению музыкальной среды.

Музыкальная среда

Для более успешного решения задач музыкального воспитания и развития детей необходимо позаботиться о создании в групповой комнате музыкально-развивающей среды, которая должна обновляться 1 – 2 раза в месяц.

Создание музыкальной среды в групповой комнате:

1.Технические средства (магнитофон, музыкальный центр и пр.).

2. Портреты известных композиторов, книги музыкального характера (хорошо иллюстрированные, соответствующие возрасту детей).

3. Картинки с изображением героев детских песенок, мультипликационных фильмов, музыкальных сказок, специально созданные альбомы, посвящённые песням из детских мульт - и художественных фильмов (название фильма, текст, иллюстрация).

4. Шумовые, ударные, свистящие инструменты (деревянные палочки, ложки, маракасы, треугольники, дудочки и др.)

5. Музыкально-дидактические игры и пособия (должны быть интересны, привлекательны, красочно оформлены), например, «Птицы и птенчики», «Громко-тихо», «Угадай, на чём играю?», «Музыкальное лото», «Ступеньки», «Музыкальный магазин» и др.

6. Наличие в групповой комнате театрально-игровой зоны и уголка ряженья (разные виды кукольного театра, ткань, костюмы для ряженья) для разыгрывания народных песенок, потешек, игр-драматизаций.



Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в режиме дня:

  • Разучивает движения с отстающими детьми, напевая мелодию.
  • Обучает игре на музыкальных инструментах (в форме советов, подсказок).
  • Привлекает детей к творческим играм
  • Углубляет музыкальные впечатления детей путём прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
  • Включает знакомые детям движения, песни, хороводы, музыкальные игры, пьесы на других НОД.
  • Развивает у воспитанников чувство ритма, мелодический слух в процессе проведения дидактических игр.
  • Организовывает трудовую деятельность детей по обогащению музыкальной среды.

Роль воспитателя на празднике:

  • Непосредственно участвует в разработке сценария, готовят поэтический материал.
  • Оказывает помощь музыкальному руководителю в изготовлении атрибутов, костюмов.
  • Украшает групповую комнату или музыкальный зал вместе с музыкальным руководителем.
  • Разучивает с детьми роли, стихи, контролируя правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
  • Обеспечивает перед утренником праздничную атмосферу: нарядно одет, в подходящей обуви; встречает детей в приподнятом настроении.
  • Движения танцев, хороводов выполняет вместе с детьми.
  • Поёт песни вместе с детьми (в младших группах, в группах компенсирующей направленности)
  • Ведущий воспитатель произносит текст эмоционально, громко, внятно.
  • При перестроении детей, руками их не трогает.
  • После утренника убирает на место все атрибуты.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, однако это ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Непонимания воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя.

Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников.

Воспитатель обязан:

  • Развивать самостоятельность, инициативу детей в применении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети отражали музыкальные впечатления в творческих играх;
  • Развивать мелодический слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкально дидактических игр;
  • Углублять музыкальные впечатления детей путем многократного слушания музыкальных произведений;
  • Знать программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях;

Музыкальное занятие.

В 1-ой части занятия воспитатель участвует в показе всех видов упражнений. Это позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие.

Во 2-ой части при слушании музыки воспитатель личным примером воспитывает у детей умение слушать музыку, в нужных случаях очень тихо делает замечания детям и следит за дисциплиной.

При пении и распевании:

- 1-й этап разучивания песни: поёт с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию.

- 2-й этап разучивания: поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя мимику и пантомимику

- 3-й этап разучивания: при совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах» (на 4-5 НОД)

В 3-ей части воспитатель корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца или игры. В младших группах принимает участие в танцах, плясках, хороводах, берёт одну из ролей в сюжетной игре. В играх-импровизациях старших групп не участвует.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

И ВОСПИТАТЕЛЯ.

Подготовила:

Музыкальный руководитель: Питулина Яна Игоревна

 Главная задача музыкального воспитания в дошкольном учреждении -  развитие эмоциональной сферы. Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитие его высших психических функций, регуляции поведения.

     Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, при НОД в других областях – большая редкость. Музыкальная деятельность, проводимая 2 раза в неделю и праздники в течении года не могут удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии. Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект – субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений. Слабая музыкальная подготовка воспитателя является одной из причин того, что музыкальный руководитель даже не

проявляет заинтересованности в его присутствии на образовательной деятельности. Тем самым снижается результативность и качество образовательной области музыка. Большинство музыкальных руководителей говорят, что им «проще все сделать самим, а воспитатель нужен, только для поддержки дисциплины». Не говоря уже о тех случаях, когда воспитатель вообще не присутствует на занятиях.

ИГРА НА Детских музыкальных инструментах.

Воспитатель принимает непосредственное участие в игре на ДМИ в младших группах. Контролирует ход игры, смотрит, чтобы дети согласовывали свои движения с движениями товарищей, не опережали и не отставали, своевременно начинали и заканчивали игру.

Музыкальная среда

Для более успешного решения задач музыкального воспитания и развития детей необходимо позаботиться о создании в групповой комнате музыкально-развивающей среды.

  • Технические средства (магнитофон, музыкальный центр и пр.).
  • Портреты известных композиторов, книги музыкального характера (хорошо иллюстрированные, соответствующие возрасту детей).
  • Картинки с изображением героев детских песенок, мультипликационных фильмов, музыкальных сказок, специально созданные альбомы, посвящённые песням из детских мульт - и художественных фильмов (название фильма, текст, иллюстрация).
  • Шумовые, ударные, свистящие инструменты (деревянные палочки, ложки, маракасы, треугольники, дудочки и др.)
  • Музыкально-дидактические игры и пособия (должны быть интересны, привлекательны, красочно оформлены),

      например, «Птицы и птенчики», «Громко-тихо», «Угадай, на

      чём играю?», «Музыкальное лото», «Музыкальный магазин»,

      «Три медведя» и др.

  • Наличие в групповой комнате театрально-игровой зоны и уголка ряженья (разные виды кукольного театра, ткань, костюмы для ряженья) для разыгрывания народных песенок, потешек, игр-драматизаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация, мастер-класс для педагогов «Эбру для современных детей как средство снятия напряжения»

Консультация, мастер класс для педагогов. Очень интересно и познавательно. Дети в восторге....

Консультация – мастер-класс для педагогов

Консультация – мастер-класс для педагогов с использованием ЭОР на тему "Внутренние силы человека"...

Консультация, мастер-класс для педагогов по инновационной деятельности музыкального руководителя на тему: «Музыкотерапия в работе с дошкольниками»

Консультация, мастер-класс  для педагогов по инновационной деятельности музыкального руководителя  на тему: «Музыкотерапия  в работе с дошкольниками»...

Консультация, мастер-класс для педагогов по инновационной деятельности музыкального руководителя на тему: «Уменьшение напряжения у детей средствами музыкотерапии»

Консультация, мастер-класс  для педагогов по инновационной деятельности музыкального руководителя  на тему: «Уменьшение  напряжения  у  детей  средствами музык...

Консультация мастер- класс для педагогов ДОУ на тему : "Роль физкультминуток и музыкальных пауз в снятии эмоциональной и мышечной усталости дошкольников"

Консультация  мастер- класс для педагогов ДОУ на тему : "Роль физкультминуток и музыкальных пауз в снятии эмоциональной и мышечной усталости дошкольников"...

Консультация (мастер-класс) для педагогов "Классификация типов родителей и особенности их поведения"

Существует уйма типологий характеров людей, соционистические портреты и типы темперамента. В сегодняшней консультации я хочу предложить вам подойти с психологической стороны вопроса и раскрыть родител...