Выступление на методическом объединении "Организация мотивационного момента как составляющая образовательной ситуации"
материал (средняя группа)

Арутюнян Алина Арутюновна

Одной из основных форм взаимодействия педагога с детьми является образовательная ситуация.

Образовательная ситуация – планируется и организуется педагогом для решения задач развития, воспитания и обучения ребенка.

 Чаще всего образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей в своей возрастной категории.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация мотивационного момента как составляющая образовательной ситуации МАОУ «Гимназия Г.Троицка» отделение 8 Арутюнян алина арутюновна 2024г.

Слайд 2

Одной из основных форм взаимодействия педагога с детьми является образовательная ситуация. Образовательная ситуация – планируется и организуется педагогом для решения задач развития, воспитания и обучения ребенка. Чаще всего образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике . Ребенок – активный участник происходящего

Слайд 3

Образовательная ситуация заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия(мотивация) , в результате которого ребенком создается определенный продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. Мотивация Создание детьми продукта Усиление действия через рефлексию ОПЫТ Средство для достижения новой цели

Слайд 4

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей в своей возрастной категории.

Слайд 5

Сюрприз - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций, дети оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста .

Слайд 6

Содержание сюрпризного момента определяется темой занятия. Идею нужно провести через все занятие и логически его завершить. Необходимо заранее четко спланировать сюрпризный момент. Предлагаю несколько сюрпризных моментов, которые я использую на своих занятиях. Строим теремок

Слайд 7

Помогаем л есным жителям

Слайд 8

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя.

Слайд 9

Требования к проблемной ситуации Направлена на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника. Соответствие проблемы познаваемой информации с опорой на уже имеющуюся информацию. Должна создавать некоторую трудность , но быть посильной. Максимально понятная формулировка. Должна базироваться на основных дидактических принципах обучения( научности, систематичности и т.д.)

Слайд 10

Путешествие в сказку.

Слайд 11

Внимание дорога!

Слайд 12

Поможем другу.

Слайд 13

Каждый воспитатель перед подготовкой к занятию ломает голову: « Какой же придумать сюрпризный момент или проблемную ситуацию ?». Да! Не просто придумать . Необходимо, чтобы они вписывались в тему занятия, чтобы к ним могли обратиться во время занятия, да и еще - завершить это занятие. Для удобства я создала картотеки сюрпризных моментов и проблемных ситуаций. На занятиях с детьми, пользуясь картотекой, я включаю поэтические строки, стихи и загадки для создания образа героя и подачи нового материала. Это картотеки, от которых можно «оттолкнуться», а дальше можно фантазировать.

Слайд 14

Что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве... Завтра он способен он способен выполнять самостоятельно А.С. Выготский



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Ситуация №1

Проблемная ситуация: В детском саду Саша и Ваня решили играть в гараж. Они взяли конструктор и построили большой, красивый гараж. У каждого мальчика было по 3 машины. Они очень весело играли, что это заметил Павел, и ему тоже захотелось с ними поиграть. Когда Павел подошел и спросил: «можно, пожалуйста, я тоже с вами поиграю», ребята ему ответили: «нет, сказав, что будут играть одни и никого в свою игру не возьмут». Павел расстроился и чуть не заплакал, ведь ему очень хотелось поиграть с мальчиками.

Ситуация №2

Проблемная ситуация: Мальчик длительное время один прыгает на скакалке. Девочка хочет с ним поиграть, но не знает, что ему сказать. Помогите девочке.

Ситуация №3

Проблемная ситуация: Дети вышли на прогулку, девочка споткнулась и упала. Как нужно поступить?

Ситуация №4

Проблемная ситуация: Саша и Сережа играли вместе. Привозили на машине кирпичи, строили гараж. Сначала играли дружно. Потом Саша стал отбирать у Сережи кирпичи: «Ты всё неправильно делаешь». Сережа его толкнул, Саша закричал: «Не толкайся, плохой!». Дети начали друг друга толкать, обзываться, поссорились. Сережа заплакал.

Ситуация №5

Цели: углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим людям; закреплять этические понятия «хорошо» и «плохо» на конкретных примерах.

Проблемная ситуация: Сегодня я видела такую ситуацию. По улице шла девочка и ела мороженое. Как вдруг ей навстречу ей проехал на велосипеде озорник и специально толкнул девочку. Она выронила мороженое. Оно упало прямо в лужу. От огорчения и обиды девочка заплакала. Но мороженое из лужи не вытащишь.

Какие чувства испытала эта девочка? Вы бы хотели ей помочь? Как? С вами случались похожие истории? Что вы испытывали в тот момент? Что вы делали, когда оказывались в похожих ситуациях? Как можно поступить еще? Как можно назвать поступок мальчика?

Ситуация №6

Цели: продолжать анализировать переживания, события; учить видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих.

Проблемная ситуация: Во время тихого часа в детском саду воспитатель сказала детям: «Полежите тихо, не шумите. Мне нужно ненадолго выйти из спальни». Когда она вышла, дети начали кричать, прыгать на кроватях. Ваня тоже прыгал по кроватям и шумел. Перед приходом воспитателя ребята успокоились и сделали вид, что спят.

После тихого часа Ваня подошел к воспитателю и наябедничал, что во время ее

отсутствия все дети, кроме него самого, скакали по кроватям и кричали. Воспитатель собрала ребят и сообщила, что просмотр мультфильмов после ужина отменяется, так как дети плохо себя вели во время тихого часа. «Только Ванечке разрешаю посмотреть телевизор, так как он не хулиганил». Ване стало стыдно, и он признался, что шумел вместе с ребятами.

Выполнили ли просьбу воспитателя дети? Этот поступок красивый? Как можно назвать Ваню за то, что он сообщал воспитателю про то, что все шумели? Как вы думаете, сложно было Ване сказать правду? Хорошо ли он поступил? Как поступить на месте Вани

Ситуация №7

Цель: продолжать закреплять этические понятия «хорошо» и «плохо», «добро-зло», «можно-нельзя» на конкретных примерах

Проблемная ситуация: В одном волшебном городке жили старенькая больная бабушка и два ее внука. Однажды в их саду выросло молодильное яблоко. Тот, кто съест это яблоко, - помолодеет и будет жить долго. Мальчики решили, что бабушке яблоко не нужно. Но и между собой яблоко разделить не могли. Пока они ругались и дрались, яблоко укатилось.

Кому больше всего было необходимо молодильное яблоко? Можно ли поступок братьев назвать хорошим? Как они должны были поступить? Вы бы хотели помочь старенькой бабушке? Как? Как бы вы поступили в данной ситуации?

Ситуация №8

Цели: продолжить формировать этические представления ребенка (взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих, быть ответственным); закреплять этические понятия «жадность» и «щедрость» на конкретных примерах.

Проблемная ситуация:Витя вынес во двор новую машинку, которую ему подарили на день рождения. Его сразу окружили дети и стали просить у него машину для игры: «Ну дай машинку! Не жадничай! Тебе жалко? Если не дашь, то мы не будем с тобой играть». Тут к Вите подошел Саша и что-то тихо сказал ему. Всего одно слово. Витя улыбнулся и дал Саше машинку.

Какое волшебное слово сказал Саша Вите? Почему Витя сразу отдал Саше машинку? Почему он не давал играть машинку другим детям? Можно ли Витю назвать жадиной? Правильно ли ребята говорили, что не возьмут Витю в свою игру, потому что он не дал им машинку? А вы как бы поступили?

Ситуация №9

Цель: закреплять этические понятия «жадность» и «щедрость» на конкретных примерах.

Проблемная ситуация: Воспитатель попросила детей принести в детский сад свои любимые игрушки и устроить выставку. Дети с удовольствием это сделали. Выставка была интересной. Сначала все рассматривали чужие игрушки. Потом все получили возможность поиграть. Только Дима не разрешил взять свою игрушку. Он взял свою игрушечную пожарную машинку и играл ею в одиночестве. Как дети ни просили машинку для совместной игры, Дима так и не разрешил. Затем дети организовали общую игру «Магазин игрушек» и позвали Диму к себе. Дима отнес машинку в свой шкафчик и присоединился к ребятам.

Правильно ли поступил Дима, когда не дал ребятам свою машинку? Как его можно назвать? А почему дети позвали в свою игру Диму, ведь он не дал им свою машинку для игры? Правильно ли поступили дети? А вы бы дали свою игрушку для общей игры? Почему? Какое правило можно применить сейчас в нашей Стране Добра?

Ситуация №10

Цель: закреплять представления о вежливости; продолжать учить позитивным моделям поведения; формировать коммуникативные навыки.

Проблемная ситуация: Воспитатель (обращается к ребенку). Ребята из твоей группы играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы они тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? Самое время вместе дружно поиграть!

Ситуация №11

Цель: углублять представления о значении доброжелательного и вежливого отношения к окружающим.

Проблемная ситуация: Лена зашла утром в свою группу и увидела вместо Ирины Васильевны новую воспитательницу. Лена не знала как ее зовут, и поэтому не стала здороваться, а сразу пошла играть к ребятам.

Правильно поступила Лена? Каких людей мы называем вежливыми? Ее поступок можно назвать вежливым и культурным? Ей необходимо было поздороваться с новой воспитательницей? А как бы вы поступили в такой ситуации? Какие вежливые слова вы знаете?

Ситуация №12

Цель: воспитывать умение устанавливать доброжелательные взаимоотношения с другими детьми на основе развития гуманных чувств.

Проблемная ситуация: Юра забрал себе почти весь конструктор и начал сооружать дом. Для Игоря почти не осталось материала. Тогда он обратился за просьбой к Юре.

- Дай, пожалуйста, мне немного из конструктора материала. Ведь у тебя много.

- Отстань! Не дам! Я хочу построить большой дом!

- А ты построй маленький дом, тогда и мне конструктора хватит.

- Нет, - отвечает Юра. – А вдруг мне не хватит? Сначала я построю дом. А оставшийся конструктор отдам тебе.

Справедливо ли Юра поделил конструктор. Можно ли его назвать другом? Игорь предложил правильное решение? Как бы вы поступили на месте Юры? Как поделить конструктор по справедливости?

Ситуация №13

Цель: раскрыть сущность этического понятия «чёрствый»; продолжать развивать чувства доброты, сопереживания и стремление поддерживать других.

Проблемная ситуация: В группе детского сада играли три подружки: Оля, Надя и Света. Они принесли из дома своих любимых кукол и одежду для них. Оля и Света захотели пошутить над Надей и спрятали ее куклу. Надя очень расстроилась, вместе с подружками искала ее. У девочки так испортилось настроение, что она даже не смогла продолжать игру. Она села в уголок и заплакала. Оля и Света не сразу сказали, что они в шутку спрятали куклу. Не подошли и не пожалели подружку. Лишь вечером они поалели Надю и вернули куклу, сказав, что они просто пошутили. Т их слов Надя заплакала еще сильнее.

Красиво поступили Оля и Света со своей подружкой? Зачем они так сделали? Это оказалось смешным? Удачная ли это шутка? Как можно назвать поступок Оли и Светы? (Чёрствый.) Почему Надя, когда узнала, что это Оля и Света спрятали ее куклу, расплакалась еще сильнее? Вам жалко Надю? А вы бы как поступили на месте Светы и Оли?

Ситуация №14

Цель: раскрыть сущность понятий «милосердный» и «жестокий» ; упражнять в установлении причинно-следственных связей при определении причин смены настроения людей; учить сопереживать.

Проблемная ситуация: Дети, представьте себе, что вы идете из детского сада домой одни и видите, как мальчик толкает маленькую Таню в лужу. Девочка вся мокрая и горько плачет.

Кто испортил настроение Тане? Можно сказать, что у мальчика доброе сердце? Как можно назвать мальчика и его поступок? (Жестокий.) Настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих? Вы хотите помочь девочке? Давайте поможем. Как? Что бы вы сделали?

Ситуация №15

Цель: закреплять этическое понятие «терпимость» на конкретных примерах; продолжать учить умению самостоятельно разрешать конфликты.

Проблемная ситуация: За завтраком дети кушали кашу. Миша вертелся за столом, опрокинул Катин стакан с какао на стол и испачкал платье девочке. Вместо извинения он промолчал и принялся пить какао. Катя обиделась на Мишу за испорченное платье и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он просил. Миша рассердился и сказал, что никогда больше не даст ей свои игрушки.

Правильно поступили дети? Кто из них прав? Что должен был сделать Миша, пролив какао на платье Кати? Почему Катя не дала лопатку Мише? Она права? Почему рассердился Миша? Он прав? Как бы вы поступили на месте Миши? На месте Кати?

Ситуация №16

Цель: развивать поведенческую пластичность, возможность поиска и приобретения новых стратегий нравственного поведения.

Проблемная ситуация: Валера перед самым своим днем рождения поссорился с лучшим другом Геной. Теперь Валера не знает: приглашать ли гену на празднование дня рождения или нет? И обида осталась, и хочется, чтобы друг пришел в этот день.

Приглашать ли Валере Гену на день рождения? Почему?

А Вы в такой ситуации пригласили бы друга на день рождения? А он бы вас пригласил? В нашей Стране Добра есть правило: «Берегите дружбу!».

Проблемные ситуации при работе над художественными произведениями

Сказка «Гуси-лебеди»

Проблемный вопрос: А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?

Сказка «Репка»

Проблемный вопрос: Что было бы, если бы не прибежала мышка?

Сказка «Три медведя»

Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

Сказка «Красная Шапочка»

У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей ко дню рождения красивую шапку. Внучка была очень рада. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапку на Новый год, на 8 марта и еще семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

Сказка «Волк и семеро козлят»

Проблемная ситуация: Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

Сказка «Айболит»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Сказка «Три поросенка»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино»

Проблемная ситуация: Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Сказка «Лиса и журавль»

Проблемная ситуация: Кувшин с узким горлом наполовину заполнен водой. Как лисе напиться из кувшина?

Примеры проблемных вопросов:

-Что будет ,если в сказке появится новый герой?

-Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая?

-Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали?

-Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?

-Можно ли словами «нарисовать» портрет?

-Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?

 - Как медведю жить в теремке и не сломать его?

- Как сделать так, чтобы колобок не укатился с окошка?

- Как козляткам не пустить волка в дом?

- Как Маше не заблудиться в лесу?

- Как помочь медведю полить малину?

- Как помочь Великану прочитать маленькую книжку?

- Как козленку не заблудиться в саду?

- Как бычку пройти по доске и не упасть?

- Как зайке не промокнуть под дождем?

- Как девочке быстро найти козленка в саду?

- Как сделать так, чтобы яичко со стола не упало? Вот яичко покатилось, а что может помешать, ему упасть?

- Нужно, чтобы бычок прошел по доске и не упал. Как быть?

- Может ли мяч сам приплыть к Тане? Как Таня сама может достать мяч? С помощью чего можно достать мяч?

Проблемные ситуации при лего- конструировании.

«Пожарная станция»

Словарь: огонь, станция, пожарник, тушить, узкий, ширина, выполняемые функции, безопасность.

Жила-была Пожарная Машинка. Она была совсем новая, красная, блестящая и очень красивая. Машинка только совсем недавно приехала с завода и была самой красивой в городе. Когда где-то случался какой-нибудь парад, смотр или другое торжественное мероприятие, Пожарная Машина всегда была в первых рядах, и красовалась перед фотокамерами и журналистами. Но у Пожарной Машинки не было домика. Она очень мечтала о своей Пожарной станции, где будет много гаражей, в которых смогут жить её подружки, такие же как она.

Проблема: Ребята, а как вы думаете, мы можем осуществить мечту Пожарной Машинки. Каким образом? С помощью каких материалов мы можем это сделать?

«Магазин продуктов»

Словарь: продавец, магазин, покупатель, касса, продукты, фрукты, овощи.

Жили-были овощи и фрукты на грядке. Они очень любили солнышко, которое их грело, любили дождик, который их поливал. Овощи и фрукты жил и горя не знали, пока не наступили холода. Помидорчик стал замерзать, Огурчик перестал расти, а Вишенка и вовсе от происходящего упала с дерева на сухую траву.

- С этим нужно срочно что-то делать! – сказал Лучок.

Все молчали, так как никакие идеи не приходили в их фруктово-овощные головы.

- Был бы у нас магазин… - подумала Капустка.

- Точно! Нам нужен магазин! – пробормотал Лучок.

Проблема: Ребята, а мы сможем помочь овощам? Что мы можем для них сделать? Какие материалы для этого вы можете выбрать?

«Ферма»

Словарь: пристроить, надстроить, достроить, ферма, фермеры, загоны, тележка, корма.

Жила-была на свете одна козочка. Больше всего на свете козочка –Маруся любила бегать по холмам. Ферма, где жила козочка располагалась в низине, холмы же раскинулись со всех сторон, покрытые вкусной зеленой травкой и пушистыми елочками, и сосенками. Из-за холмов выглядывало утром игривое солнышко, а между холмами пряталось оно вечером, когда всем козочкам полагалось заходить в свой сарайчик на ночлег.

Маруся помнила, как еще совсем недавно резвились они всем стадом на склонах, перебегали через деревянный мосток над шумной рекой. Но с тех пор, как повадились в их леса злые волки, хозяйке фермы пришлось переехать. Трудно было смириться молодой и резвой козочке с унылой жизнью на одном берегу.

Проблема: Ребята, а давайте подумаем, чем мы можем помочь Марусе? А какие материалы нам могут понадобиться?

«Любимые игрушки»

Словарный запас: деталь, Шериф, ловушка, безопасность, тревожный.

В огромной Лего-стране есть тихий, красивый городок Мастеров. Этот городок был тихим до тех пор, пока в нем не появился, но об этом чуть позже.

Главным героем нашей сказки будет офицер полиции Дима. Каждое утро он умывался, чистил зубы и делал зарядку, поэтому он был сильным и ловким. Все жители города Мастеров очень его любили и уважали.

В городе было все в порядке, но тут произошло ужасное. Тревожный звонок раздался в полиции, оказалось, произошло нечто ужасное. Свидетели преступления рассказывали, что преступник был вооружен и очень опасен.

Офицер сел в свой автомобиль и помчался в погоню, но поймать в этот раз преступника не удалось, и он украл все игрушки у детей города Мастеров. Но одну маленькую коробку с деталями «Лего» он не заметил.

Проблема: Ребята, как вы думаете, мы можем чем-нибудь помочь детям города Мастеров? Что необходимо для этого?

«Машина»

Словарь: огорчение, перемещение.

В одном большом Лего-городе жили Лего-человечки. Они были очень весёлыми и добрыми и любили ходить в гости.

У каждого человечка был свой домик, и домов стало так много, что человечки не успевали ходить ко всем в гости. И те человечки, к кому не успевали прийти гости, очень огорчались. Тогда человечек Петя опять начал думать, как всем помочь, но ,к сожалению ,он ничего не придумал, и пришел к нам в группу попросить о помощи.

Проблема: Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь Лего-человечкам, чтобы они смогли быстрее перемещаться и успевать ходить друг к другу в гости.

«Жираф»

Словарь: башенка, заново.

Жил-был мальчик Коля. Он был очень хорошим и послушным. Его друзья — слон, пингвин и шмель, подарили ему на день рождения башенку из кирпичиков. О, это была не простая башенка! Это был жираф, который смотрел на всех сверху и улыбался! Коля очень радовался подарку, Друзья тоже радовались. Ведь дарить подарки - это еще приятнее, чем их получать.

Но вдруг подул ветер. И башенка распалась. Всем стало грустно. Петя заплакал. Тогда пингвин сказал: А давайте мы заново соберем жирафа для Пети. Друзья принялись собирать жирафа, но у них ничего не получилось.

Проблема: Ребята, мы сможем помочь Пете? Каким образом мы можем это сделать?

«Постройка ограды для животных»

Словарь: доила корову.

Ребята, послушайте, что случилась сегодня. Пока бабушка Федора доила свою любимую коровушку, со двора убежал маленький телёнок. Бабушка полдня искала его, а оказывается, телёнок гулял у дороги. А ведь это очень опасно. Он мог попасть под машину.

Проблема: Как можно помочь Федоре?

«Домик для зайки»

Словарь: снежинка-пушинка.

Ребята, посмотрите, какая Снежинка залетела к нам в группу сегодня утром! Снежинка-пушинка не простая, а волшебная… Она принесла с собой письмо, а от кого мы сейчас узнаем, отгадав загадку. Готовы…

Загадывание загадки:

Хмурой осенью он серый,

А зимой холодной - белый.

Кто же это? Отгадай-ка!

Ну, конечно, это. (Зайка)

Зайка прислал нам письмо, его опять обманула хитрая лиса, выгнала из домика.

Проблема: Ребята, что делать как помочь зайке? Предложения детей.

А вы сможете построить для зайчика домик?

«Космическая ракета»

Словарь: спутник.

Ребята, я получила письмо от нашего друга Незнайки, он просит нас о помощи. Сейчас он находится на Луне – спутнике Земли, и просит срочно прибыть к нему. Вы согласны помочь Незнайке?

Проблема: Как мы поможем Незнайке? На чем мы сможем отравиться на Луну?

«Машина для Карлсона»

Словарь: Стокгольм, пропеллер.

Ребята, сегодня к нам в гости прилетели любимые герои из мультфильма, отгадайте кто?

Все девчонки и мальчишки

Полюбить его успели.

Он - герой веселой книжки,

За спиной его - пропеллер.

Над Стокгольмом он взлетает

Высоко, но не до Марса.

И малыш его узнает.

Кто же это? Хитрый.

(Карлсон)

Проблема: Ребята, Карлсон и Малыш вылетели на прогулку, и пролетали мимо нашего детского сада, как вдруг моторчик Карлсона стал барахлить и теперь они не могут добраться домой.

Ребята, что делать, как можно помочь нашим друзьям?



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Арутюнян А.А

Ситуация №1

Проблемная ситуация: В детском саду Саша и Ваня решили играть в гараж. Они взяли конструктор и построили большой, красивый гараж. У каждого мальчика было по 3 машины. Они очень весело играли, что это заметил Павел, и ему тоже захотелось с ними поиграть. Когда Павел подошел и спросил: «можно, пожалуйста, я тоже с вами поиграю», ребята ему ответили: «нет, сказав, что будут играть одни и никого в свою игру не возьмут». Павел расстроился и чуть не заплакал, ведь ему очень хотелось поиграть с мальчиками.

Ситуация №2

Проблемная ситуация: Мальчик длительное время один прыгает на скакалке. Девочка хочет с ним поиграть, но не знает, что ему сказать. Помогите девочке.

Ситуация №3

Проблемная ситуация: Дети вышли на прогулку, девочка споткнулась и упала. Как нужно поступить?

Ситуация №4

Проблемная ситуация: Саша и Сережа играли вместе. Привозили на машине кирпичи, строили гараж. Сначала играли дружно. Потом Саша стал отбирать у Сережи кирпичи: «Ты всё неправильно делаешь». Сережа его толкнул, Саша закричал: «Не толкайся, плохой!». Дети начали друг друга толкать, обзываться, поссорились. Сережа заплакал.

Ситуация №5

Цели: углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим людям; закреплять этические понятия «хорошо» и «плохо» на конкретных примерах.

Проблемная ситуация: Сегодня я видела такую ситуацию. По улице шла девочка и ела мороженое. Как вдруг ей навстречу ей проехал на велосипеде озорник и специально толкнул девочку. Она выронила мороженое. Оно упало прямо в лужу. От огорчения и обиды девочка заплакала. Но мороженое из лужи не вытащишь.

Какие чувства испытала эта девочка? Вы бы хотели ей помочь? Как? С вами случались похожие истории? Что вы испытывали в тот момент? Что вы делали, когда оказывались в похожих ситуациях? Как можно поступить еще? Как можно назвать поступок мальчика?

Ситуация №6

Цели: продолжать анализировать переживания, события; учить видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих.

Проблемная ситуация: Во время тихого часа в детском саду воспитатель сказала детям: «Полежите тихо, не шумите. Мне нужно ненадолго выйти из спальни». Когда она вышла, дети начали кричать, прыгать на кроватях. Ваня тоже прыгал по кроватям и шумел. Перед приходом воспитателя ребята успокоились и сделали вид, что спят.

После тихого часа Ваня подошел к воспитателю и наябедничал, что во время ее

отсутствия все дети, кроме него самого, скакали по кроватям и кричали. Воспитатель собрала ребят и сообщила, что просмотр мультфильмов после ужина отменяется, так как дети плохо себя вели во время тихого часа. «Только Ванечке разрешаю посмотреть телевизор, так как он не хулиганил». Ване стало стыдно, и он признался, что шумел вместе с ребятами.

Выполнили ли просьбу воспитателя дети? Этот поступок красивый? Как можно назвать Ваню за то, что он сообщал воспитателю про то, что все шумели? Как вы думаете, сложно было Ване сказать правду? Хорошо ли он поступил? Как поступить на месте Вани

Ситуация №7

Цель: продолжать закреплять этические понятия «хорошо» и «плохо», «добро-зло», «можно-нельзя» на конкретных примерах

Проблемная ситуация: В одном волшебном городке жили старенькая больная бабушка и два ее внука. Однажды в их саду выросло молодильное яблоко. Тот, кто съест это яблоко, - помолодеет и будет жить долго. Мальчики решили, что бабушке яблоко не нужно. Но и между собой яблоко разделить не могли. Пока они ругались и дрались, яблоко укатилось.

Кому больше всего было необходимо молодильное яблоко? Можно ли поступок братьев назвать хорошим? Как они должны были поступить? Вы бы хотели помочь старенькой бабушке? Как? Как бы вы поступили в данной ситуации?

Ситуация №8

Цели: продолжить формировать этические представления ребенка (взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих, быть ответственным); закреплять этические понятия «жадность» и «щедрость» на конкретных примерах.

Проблемная ситуация:Витя вынес во двор новую машинку, которую ему подарили на день рождения. Его сразу окружили дети и стали просить у него машину для игры: «Ну дай машинку! Не жадничай! Тебе жалко? Если не дашь, то мы не будем с тобой играть». Тут к Вите подошел Саша и что-то тихо сказал ему. Всего одно слово. Витя улыбнулся и дал Саше машинку.

Какое волшебное слово сказал Саша Вите? Почему Витя сразу отдал Саше машинку? Почему он не давал играть машинку другим детям? Можно ли Витю назвать жадиной? Правильно ли ребята говорили, что не возьмут Витю в свою игру, потому что он не дал им машинку? А вы как бы поступили?

Ситуация №9

Цель: закреплять этические понятия «жадность» и «щедрость» на конкретных примерах.

Проблемная ситуация: Воспитатель попросила детей принести в детский сад свои любимые игрушки и устроить выставку. Дети с удовольствием это сделали. Выставка была интересной. Сначала все рассматривали чужие игрушки. Потом все получили возможность поиграть. Только Дима не разрешил взять свою игрушку. Он взял свою игрушечную пожарную машинку и играл ею в одиночестве. Как дети ни просили машинку для совместной игры, Дима так и не разрешил. Затем дети организовали общую игру «Магазин игрушек» и позвали Диму к себе. Дима отнес машинку в свой шкафчик и присоединился к ребятам.

Правильно ли поступил Дима, когда не дал ребятам свою машинку? Как его можно назвать? А почему дети позвали в свою игру Диму, ведь он не дал им свою машинку для игры? Правильно ли поступили дети? А вы бы дали свою игрушку для общей игры? Почему? Какое правило можно применить сейчас в нашей Стране Добра?

Ситуация №10

Цель: закреплять представления о вежливости; продолжать учить позитивным моделям поведения; формировать коммуникативные навыки.

Проблемная ситуация: Воспитатель (обращается к ребенку). Ребята из твоей группы играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы они тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? Самое время вместе дружно поиграть!

Ситуация №11

Цель: углублять представления о значении доброжелательного и вежливого отношения к окружающим.

Проблемная ситуация: Лена зашла утром в свою группу и увидела вместо Ирины Васильевны новую воспитательницу. Лена не знала как ее зовут, и поэтому не стала здороваться, а сразу пошла играть к ребятам.

Правильно поступила Лена? Каких людей мы называем вежливыми? Ее поступок можно назвать вежливым и культурным? Ей необходимо было поздороваться с новой воспитательницей? А как бы вы поступили в такой ситуации? Какие вежливые слова вы знаете?

Ситуация №12

Цель: воспитывать умение устанавливать доброжелательные взаимоотношения с другими детьми на основе развития гуманных чувств.

Проблемная ситуация: Юра забрал себе почти весь конструктор и начал сооружать дом. Для Игоря почти не осталось материала. Тогда он обратился за просьбой к Юре.

- Дай, пожалуйста, мне немного из конструктора материала. Ведь у тебя много.

- Отстань! Не дам! Я хочу построить большой дом!

- А ты построй маленький дом, тогда и мне конструктора хватит.

- Нет, - отвечает Юра. – А вдруг мне не хватит? Сначала я построю дом. А оставшийся конструктор отдам тебе.

Справедливо ли Юра поделил конструктор. Можно ли его назвать другом? Игорь предложил правильное решение? Как бы вы поступили на месте Юры? Как поделить конструктор по справедливости?

Ситуация №13

Цель: раскрыть сущность этического понятия «чёрствый»; продолжать развивать чувства доброты, сопереживания и стремление поддерживать других.

Проблемная ситуация: В группе детского сада играли три подружки: Оля, Надя и Света. Они принесли из дома своих любимых кукол и одежду для них. Оля и Света захотели пошутить над Надей и спрятали ее куклу. Надя очень расстроилась, вместе с подружками искала ее. У девочки так испортилось настроение, что она даже не смогла продолжать игру. Она села в уголок и заплакала. Оля и Света не сразу сказали, что они в шутку спрятали куклу. Не подошли и не пожалели подружку. Лишь вечером они поалели Надю и вернули куклу, сказав, что они просто пошутили. Т их слов Надя заплакала еще сильнее.

Красиво поступили Оля и Света со своей подружкой? Зачем они так сделали? Это оказалось смешным? Удачная ли это шутка? Как можно назвать поступок Оли и Светы? (Чёрствый.) Почему Надя, когда узнала, что это Оля и Света спрятали ее куклу, расплакалась еще сильнее? Вам жалко Надю? А вы бы как поступили на месте Светы и Оли?

Ситуация №14

Цель: раскрыть сущность понятий «милосердный» и «жестокий» ; упражнять в установлении причинно-следственных связей при определении причин смены настроения людей; учить сопереживать.

Проблемная ситуация: Дети, представьте себе, что вы идете из детского сада домой одни и видите, как мальчик толкает маленькую Таню в лужу. Девочка вся мокрая и горько плачет.

Кто испортил настроение Тане? Можно сказать, что у мальчика доброе сердце? Как можно назвать мальчика и его поступок? (Жестокий.) Настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих? Вы хотите помочь девочке? Давайте поможем. Как? Что бы вы сделали?

Ситуация №15

Цель: закреплять этическое понятие «терпимость» на конкретных примерах; продолжать учить умению самостоятельно разрешать конфликты.

Проблемная ситуация: За завтраком дети кушали кашу. Миша вертелся за столом, опрокинул Катин стакан с какао на стол и испачкал платье девочке. Вместо извинения он промолчал и принялся пить какао. Катя обиделась на Мишу за испорченное платье и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он просил. Миша рассердился и сказал, что никогда больше не даст ей свои игрушки.

Правильно поступили дети? Кто из них прав? Что должен был сделать Миша, пролив какао на платье Кати? Почему Катя не дала лопатку Мише? Она права? Почему рассердился Миша? Он прав? Как бы вы поступили на месте Миши? На месте Кати?

Ситуация №16

Цель: развивать поведенческую пластичность, возможность поиска и приобретения новых стратегий нравственного поведения.

Проблемная ситуация: Валера перед самым своим днем рождения поссорился с лучшим другом Геной. Теперь Валера не знает: приглашать ли гену на празднование дня рождения или нет? И обида осталась, и хочется, чтобы друг пришел в этот день.

Приглашать ли Валере Гену на день рождения? Почему?

А Вы в такой ситуации пригласили бы друга на день рождения? А он бы вас пригласил? В нашей Стране Добра есть правило: «Берегите дружбу!».

Проблемные ситуации при работе над художественными произведениями

Сказка «Гуси-лебеди»

Проблемный вопрос: А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?

Сказка «Репка»

Проблемный вопрос: Что было бы, если бы не прибежала мышка?

Сказка «Три медведя»

Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

Сказка «Красная Шапочка»

У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей ко дню рождения красивую шапку. Внучка была очень рада. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапку на Новый год, на 8 марта и еще семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

Сказка «Волк и семеро козлят»

Проблемная ситуация: Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

Сказка «Айболит»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Сказка «Три поросенка»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино»

Проблемная ситуация: Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Проблемные ситуации при лего- конструировании.

«Пожарная станция»

Словарь: огонь, станция, пожарник, тушить, узкий, ширина, выполняемые функции, безопасность.

Жила-была Пожарная Машинка. Она была совсем новая, красная, блестящая и очень красивая. Машинка только совсем недавно приехала с завода и была самой красивой в городе. Когда где-то случался какой-нибудь парад, смотр или другое торжественное мероприятие, Пожарная Машина всегда была в первых рядах, и красовалась перед фотокамерами и журналистами. Но у Пожарной Машинки не было домика. Она очень мечтала о своей Пожарной станции, где будет много гаражей, в которых смогут жить её подружки, такие же как она.

Проблема: Ребята, а как вы думаете, мы можем осуществить мечту Пожарной Машинки. Каким образом? С помощью каких материалов мы можем это сделать?

«Магазин продуктов»

Словарь: продавец, магазин, покупатель, касса, продукты, фрукты, овощи.

Жили-были овощи и фрукты на грядке. Они очень любили солнышко, которое их грело, любили дождик, который их поливал. Овощи и фрукты жил и горя не знали, пока не наступили холода. Помидорчик стал замерзать, Огурчик перестал расти, а Вишенка и вовсе от происходящего упала с дерева на сухую траву.

- С этим нужно срочно что-то делать! – сказал Лучок.

Все молчали, так как никакие идеи не приходили в их фруктово-овощные головы.

- Был бы у нас магазин… - подумала Капустка.

- Точно! Нам нужен магазин! – пробормотал Лучок.

Проблема: Ребята, а мы сможем помочь овощам? Что мы можем для них сделать? Какие материалы для этого вы можете выбрать?

«Ферма»

Словарь: пристроить, надстроить, достроить, ферма, фермеры, загоны, тележка, корма.

Жила-была на свете одна козочка. Больше всего на свете козочка –Маруся любила бегать по холмам. Ферма, где жила козочка располагалась в низине, холмы же раскинулись со всех сторон, покрытые вкусной зеленой травкой и пушистыми елочками, и сосенками. Из-за холмов выглядывало утром игривое солнышко, а между холмами пряталось оно вечером, когда всем козочкам полагалось заходить в свой сарайчик на ночлег.

Маруся помнила, как еще совсем недавно резвились они всем стадом на склонах, перебегали через деревянный мосток над шумной рекой. Но с тех пор, как повадились в их леса злые волки, хозяйке фермы пришлось переехать. Трудно было смириться молодой и резвой козочке с унылой жизнью на одном берегу.

Проблема: Ребята, а давайте подумаем, чем мы можем помочь Марусе? А какие материалы нам могут понадобиться?

«Любимые игрушки»

Словарный запас: деталь, Шериф, ловушка, безопасность, тревожный.

В огромной Лего-стране есть тихий, красивый городок Мастеров. Этот городок был тихим до тех пор, пока в нем не появился, но об этом чуть позже.

Главным героем нашей сказки будет офицер полиции Дима. Каждое утро он умывался, чистил зубы и делал зарядку, поэтому он был сильным и ловким. Все жители города Мастеров очень его любили и уважали.

В городе было все в порядке, но тут произошло ужасное. Тревожный звонок раздался в полиции, оказалось, произошло нечто ужасное. Свидетели преступления рассказывали, что преступник был вооружен и очень опасен.

Офицер сел в свой автомобиль и помчался в погоню, но поймать в этот раз преступника не удалось, и он украл все игрушки у детей города Мастеров. Но одну маленькую коробку с деталями «Лего» он не заметил.

Проблема: Ребята, как вы думаете, мы можем чем-нибудь помочь детям города Мастеров? Что необходимо для этого?

«Машина»

Словарь: огорчение, перемещение.

В одном большом Лего-городе жили Лего-человечки. Они были очень весёлыми и добрыми и любили ходить в гости.

У каждого человечка был свой домик, и домов стало так много, что человечки не успевали ходить ко всем в гости. И те человечки, к кому не успевали прийти гости, очень огорчались. Тогда человечек Петя опять начал думать, как всем помочь, но ,к сожалению ,он ничего не придумал, и пришел к нам в группу попросить о помощи.

Проблема: Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь Лего-человечкам, чтобы они смогли быстрее перемещаться и успевать ходить друг к другу в гости.

«Жираф»

Словарь: башенка, заново.

Жил-был мальчик Коля. Он был очень хорошим и послушным. Его друзья — слон, пингвин и шмель, подарили ему на день рождения башенку из кирпичиков. О, это была не простая башенка! Это был жираф, который смотрел на всех сверху и улыбался! Коля очень радовался подарку, Друзья тоже радовались. Ведь дарить подарки - это еще приятнее, чем их получать.

Но вдруг подул ветер. И башенка распалась. Всем стало грустно. Петя заплакал. Тогда пингвин сказал: А давайте мы заново соберем жирафа для Пети. Друзья принялись собирать жирафа, но у них ничего не получилось.

Проблема: Ребята, мы сможем помочь Пете? Каким образом мы можем это сделать?

«Постройка ограды для животных»

Словарь: доила корову.

Ребята, послушайте, что случилась сегодня. Пока бабушка Федора доила свою любимую коровушку, со двора убежал маленький телёнок. Бабушка полдня искала его, а оказывается, телёнок гулял у дороги. А ведь это очень опасно. Он мог попасть под машину.

Проблема: Как можно помочь Федоре?

«Домик для зайки»

Словарь: снежинка-пушинка.

Ребята, посмотрите, какая Снежинка залетела к нам в группу сегодня утром! Снежинка-пушинка не простая, а волшебная… Она принесла с собой письмо, а от кого мы сейчас узнаем, отгадав загадку. Готовы…

Загадывание загадки:

Хмурой осенью он серый,

А зимой холодной - белый.

Кто же это? Отгадай-ка!

Ну, конечно, это. (Зайка)

Зайка прислал нам письмо, его опять обманула хитрая лиса, выгнала из домика.

Проблема: Ребята, что делать как помочь зайке? Предложения детей.

А вы сможете построить для зайчика домик?

«Космическая ракета»

Словарь: спутник.

Ребята, я получила письмо от нашего друга Незнайки, он просит нас о помощи. Сейчас он находится на Луне – спутнике Земли, и просит срочно прибыть к нему. Вы согласны помочь Незнайке?

Проблема: Как мы поможем Незнайке? На чем мы сможем отравиться на Луну?

«Машина для Карлсона»

Словарь: Стокгольм, пропеллер.

Ребята, сегодня к нам в гости прилетели любимые герои из мультфильма, отгадайте кто?

Все девчонки и мальчишки

Полюбить его успели.

Он - герой веселой книжки,

За спиной его - пропеллер.

Над Стокгольмом он взлетает

Высоко, но не до Марса.

И малыш его узнает.

Кто же это? Хитрый.

(Карлсон)

Проблема: Ребята, Карлсон и Малыш вылетели на прогулку, и пролетали мимо нашего детского сада, как вдруг моторчик Карлсона стал барахлить и теперь они не могут добраться домой.

Ребята, что делать, как можно помочь нашим друзьям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению ННОД по образовательной ситуации «Ознакомление с окружающим миром» в старшей группе по теме: «Невероятные приключения детей в сказочной стране».

Данная методическая разработка составлена  по организации ННОД по образовательной  ситуации «Ознакомление с окружающим миром» в старшей разновозрастной группе по теме «Неве...

Создание образовательных ситуаций в ходе режимных моментов

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педа...

Методическая разработка«Путешествие по сказкам». Игровая образовательная ситуация во второй младшей группе.

laquo;Путешествие по сказкам».Игровая образовательная ситуация во второй младшей группе.по курсу«Актуальные проблемы дошкольного образованияв условиях внедрения ФГОС»...

Мастер-класс " Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности детей"

laquo;Образовательная ситуация — это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных...

Мастер - класс : Решение образовательной ситуациии в ходе режимных моментов, как способ повышения познавательной активности детей

Мастер - класс : Решение образовательной ситуациии в ходе режимных моментов, как способ повышения познавательной активности детей...

Сценарий выступления «Сайт методической службы ДОО как показатель качества образовательной деятельности организации»

АВГУСТОВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА 2017 ГОДА «ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»ДИСКУССИОННАЯ ПЛОЩАДКА № 5 «Роль уч...

Выступление на методическом обьединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе образовательной деятельности".

Обучение является составной частью целостного педагогического процесса, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности....