Создание образовательных ситуаций в ходе режимных моментов
консультация (подготовительная группа)
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
Основная цель проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_obrazovatelnyh_situatsiy_v_hode_rezhimnyh_momentov.docx | 21.54 КБ |
sozdanie_obrazovatelnyh_situatsiy_v_hode_rezhimnyh_momentov.pptx | 892.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 124
Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов
как способ повышения познавательной активности дошкольников
Воспитатель: Харина О.К.
Калининград 2015
- Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
- Основная цель проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя.
- Противоречие – основное звено проблемной ситуации. Противоречие это положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.
Требования к проблемным образовательным ситуациям:
- 1. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
- 2. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.
- 3. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении;
- 4. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной;
5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)
Этапы постановки и решения
проблемной образовательной ситуации :
- Постановка, формулирование проблемы;
- Актуализация знаний детей;
- Выдвижение гипотез, предположений;
- Выбор, проверка решения, обоснование гипотез;
- Введение знаний в систему
Проблемно-игровые образовательные ситуации планируются и организуются в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки.
Предполагают участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации.
Продолжительность проблемно-игровой ситуации от трех до семи минут.
Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же образовательной ситуации с разными подгруппами детей
Формы организации взаимодействия с детьми в процессе решения проблемных ситуаций :
- - ситуативный разговор с детьми;
- - рассказ;
- - беседа;
- - дежурство;
- - наблюдение;
- - исследовательская деятельность;
- - экскурсия;
- - экспериментирование;
- - чтение;
- - игра-экспериментирование;
- - конструктивная деятельность;
- - развивающая игра;
- - сюжетно-ролевая игра.
Эти формы работы мы включаем в разные временные периоды, хотя некоторые формы работы можно использовать в течение всего дня.
Утро благоприятное время для организации коротких бесед, ситуативных разговоров, небольших рассказов, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений и ответов на поставленные вопросы. Например, можно обсудить, почему было скользко идти в детский сад утром.
Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи. С целью развития познавательной активности, любознательности, перед завтраком обедом или ужином возможно организовать ситуацию «угадай, из чего приготовлен суп? » слайд 7, цель которой заключается в развитии представлений детей о процессе приготовления блюда, об ингредиентах, о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд, воспитание уважения к труду повара.
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития познавательной деятельности детей. На прогулке не маловажную роль в познавательном развитии играют наблюдения, экскурсии, исследовательская деятельность, игры-экспериментирования, которые помогают детям строить предположения, высказывать свои догадки. Чтобы прогулка принесла пользу развитию детей, целесообразно организовывать элементарную поисковую деятельность - совместную работу воспитателя и детей, направленную на решение проблемных ситуаций.
Достоинства использования
проблемно – игровых образовательных ситуаций:
- появление у детей понимания, что знания необходимы, при решении разных проблемных ситуаций;
- приобретение детьми познавательного и практического опыта реализации поисковой деятельности;
- исчезновение боязни, ошибок;
- возникновение «вкуса» к процессу познания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта . Основная цель проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя . Противоречие – основное звено проблемной ситуации. Противоречие это положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.
Требования к проблемным образовательным ситуациям : 1 . Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника; 2 . Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию. 3 . Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении; 4 . Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной; 5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)
Этапы постановки и решения проблемной образовательной ситуации : Постановка, формулирование проблемы; А ктуализация знаний детей; В ыдвижение гипотез, предположений; В ыбор , проверка решения, обоснование гипотез; В ведение знаний в систему
Проблемно-игровые образовательные ситуации планируются и организуются в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Предполагают участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации. Продолжительность проблемно-игровой ситуации от трех до семи минут. Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же образовательной ситуации с разными подгруппами детей
Ф ормы организации взаимодействия с детьми в процессе решения проблемных ситуаций : - ситуативный разговор с детьми; - рассказ; - беседа; - дежурство; - наблюдение; - исследовательская деятельность; - экскурсия; - экспериментирование; - чтение; - игра-экспериментирование; - конструктивная деятельность; - развивающая игра; - сюжетно-ролевая игра.
Проблемная ситуация «Угадай, из чего приготовлен суп?»
Проблемная ситуация «Куда делись муравьи?»
Проблемная ситуация «К Медвежонку пришли гости»
Проблемная ситуация «Друзья»
Как себя вести на экскурсии к озеру Летнее
Достоинства использования проблемно – игровых образовательных ситуаций: появление у детей понимания, что знания необходимы, при решении разных проблемных ситуаций; - приобретение детьми познавательного и практического опыта реализации поисковой деятельности; - исчезновение боязни, ошибок; - возникновение «вкуса» к процессу познания.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАРТНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
План работы на неделю...
Мастер-класс " Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности детей"
laquo;Образовательная ситуация — это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных...
Мастер - класс : Решение образовательной ситуациии в ходе режимных моментов, как способ повышения познавательной активности детей
Мастер - класс : Решение образовательной ситуациии в ходе режимных моментов, как способ повышения познавательной активности детей...
Мастер-класс Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов
Цель: Создание условий для повышения познавательной активности дошкольников. Способствовать повышению уровня знаний участников в организации образовательных ситуаций в ходе режимных момент...
Статья. Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментах
Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментах...
Мастер-класс «Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности детей»
Цель: Создание условий для повышения познавательной активности дошкольников. Способствовать повышению уровня знаний участников в организации образовательных ситуаций в ходе режимных момент...